Курсовая с практикой на тему Аптечные сети и перспективы их работы на фармацевтическом рынке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОКРАЩЕНИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 6
1.1 Проблематика понятийного аппарата и его функционального наполнения 6
1.2 Динамика качественных показателей развития аптечных сетей 12
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ 19
2.1 Особенности аптечной деятельности в условиях пандемии 19
2.2 Перспективы развития аптечных сетей согласно требований GPP и GSP 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 32
Введение:
Последние исследования однозначно свидетельствуют о нарастании тен-денций консолидации, присущих розничной фармацевтической сети. Установ-лено, что количество аптечных сетей постоянно растет, при этом удельный вес небольших аптечных сетей постепенно сокращается, а доля мега сетей активно растет.
Выявленные структурные признаки монопольного (доминирующего) по-ложения аптечных сетей на исследуемых региональных рынках привлекают внимание исследователей конкурентных преимуществ аптечных сетей по срав-нению с одиночными аптеками. При этом система государственного контроля при обращении лекарственных средств эволюционирует и унифицируется в международном масштабе, включая в себя контроль за доклиническими иссле-дованиями лекарственных средств, клиническими исследованиями лекарствен-ных препаратов, качеством, производством лекарственных средств, изготовле-нием лекарственных препаратов, хранением, перевозкой, ввозом в Российскую Федерацию, рекламой, отпуском, реализацией, применением лекарственных препаратов, уничтожением лекарственных средств и отходов при их примене-нии .
Обосновывается необходимость создания надлежащей законодательной нормативной базы для регулирования деятельности аптечных сетей в между-народных торговых отношениях и на внутренних рынках, с целью недопуще-ния монополизации аптечными сетями розничного фармацевтического рынка, и как следствие – ухудшения качества и доступности обеспечения, что является важной социальной проблематикой, и составляющей охраны здоровья граждан в каждой стране. Регуляторные нормы являются важной частью свободных рыночных отношений, и рассмотрение актуального состояния практики и про-блематики применения этих норм интересует многих исследователей.
В условиях пандемии нового типа коронавируса, аптеки получают осо-бый статус и выходят на уровень организаций, обеспечивающих самые неот-ложные проблемы населения . В связи с изложенным, представляется акту-альным изучение современного наполнения понятийного аппарата, состояния нормативно-правового обеспечения и его соблюдения в текущем состоянии ап-течных сетей, достижения и перспективы их работы на фармацевтическом рын-ке. Целью исследования обозначено анализ текущей ситуации в развитии ап-течных сетей и перспективы их работы на фармацевтическом рынке, в т.ч. при расширении международного сотрудничества.
Объект исследования – фармацевтический рынок; предмет исследования –аптечные сети и перспективы их работы на фармацевтическом рынке.
Теоретическую базу исследования составили актуальные нормативно-правовые акты Российской Федерации и международного права, научные ис-следования и материалы практического опыта отечественных и зарубежных ав-торов.
Для достижения обозначенной цели, определены следующие задачи:
1) Проанализировать базовые нормативы, определяющие понятий-ный аппарат и современное состояние аптечных сетей;
2) Рассмотреть достижения и проблематику развития аптечных се-тей, сформулировать предложения по улучшению ситуации.
Используемые методы: при написании работы применены сравнительно-аналитический, проблемный и нормативно-типологический методы.
Структура работы включает Содержание, Введение, Основную часть из двух разделов, Заключение, Библиографический список
Заключение:
В условиях глобальной пандемии новой коронавирусной инфекции и угрозы ее распространения на территории Российской Федерации, деятель-ность аптечных сетей привлекает первоочередное внимание граждан и прави-тельства.
Однако понятие аптечных сетей до сих пор не получило правового оформления и находится в дискуссионном правовом поле.
Постановка проблемы в общем виде позволяет обозначить ее связь с важными научными и практическими задачами. В современных условиях фор-мирование теоретических и практических аспектов рыночной экономики на отечественных предприятиях, в значительной мере связанных с использовани-ем импортированных фармацевтических средств и препаратов, тенденции рас-ширения форм рыночной деятельности, проявляются в различных формах ап-течного маркетинга.
Высокие темпы развития конкуренции, процессы глобализации рынка, развития новых форм торговых площадок (в т.ч. дистанционного доступа), происходящие на фоне вступления Российской Федерации в ВТО, а также стремительного развития рынка ЕАЭС, требует анализа актуальности норма-тивно-правовой базы по отношению к формам деятельности, и определяют общую потребность сравнительных аналитических исследований особенностей применения маркетинговой концепции управления в практической деятельно-сти аптечных предприятий.
Программы имиджевой политики, брэндирования и других современных форм Public Relations, как основы социально-ориентированного маркетинга фармацевтических предприятий в сетевом формате, сочетаются с современны-ми инструментами налаживания прямых поставок и расширения аптечного ас-сортимента.
Однако обострение пандемической ситуации и усиление экономической конкуренции, актуализируют задачи качественного улучшения работы аптек.
Наряду с возрастанием правительственного контроля за соблюдением ан-тимонопольного законодательства и обеспечением доброкачественности про-дукции, актуализируются вопросы применения международных аптечных стандартов, формальная необходимость добровольного внедрения которых признается уже более 10-ти лет. Однако выполнение современных правитель-ственных решений по внедрению аптечных стандартов остается под вопросом как на уровне методологии для различных типов аптечных сетей, так и в прак-тике масштабного применения.
Если говорить о тенденциях, которые сформировались на фармацевтиче-ском рынке РФ, то экспертами в первую очередь отмечается обострение конку-ренции, обусловленное появлением большого количества фармацевтических предприятий
оптовой и розничной сетей, сопровождающееся наращиванием маркетинговых ресурсов в борьбе за внимание клиента, процессами реструктуризации, инте-грации и консолидации, которые происходят на фармацевтических предприя-тиях, в условиях довольно ограниченного информирования по сути этих про-цессов и их связи
При таких условиях актуальным становится вопрос адаптации маркетин-говой стратегии компаний к объективному процессу формирования рыночного пространства при становлении новых организационных структур — оптово-розничных
объединений, корпоративных аптечных сетей, фармацевтических холдингов и виртуальных торговых площадок. Следует отметить, что аптечные сети обла-дают целым рядом преимуществ перед самостоятельными аптеками, что позво-ляет руководителям сетевых аптек в значительной мере получать экономию финансовых ресурсов и более качественно осуществлять деятельность по всем маркетинговым функциями. Среди главных маркетинговых преимуществ ап-течных сетей следует выделить способность к проведению регулярных марке-тинговых исследований, планирование долгосрочного развития компании, гибкую ассортиментную политику и стратегию ценообразования, формирова-ния спроса и стимулирования сбыта; способность к осуществлению разнооб-разных форм контроля и др., решение которых в значительной мере пред-определяет коммерческий успех как отдельных составляющих структур, так и сети в целом.
Проблеме анализа ассортиментной политики фармацевтических предпри-ятий посвящены многочисленные научно-практические публикации, материалы которых свидетельствуют о том, что организация рациональной ассортимент-ной политики в аптеке является одним из ключевых аспектов оптимального функционирования аптечных сетей и оптово-розничных объединений. Ассор-тимент сетевых аптек составляет в среднем 5-6 тыс. наименований и постоянно расширяется за счет диетических добавок и парафармацевтических товаров. В большинстве же несетевых аптек ассортимент не превышает 2-3 тыс. К тому же, отсутствует финансовая основа для планирования рационального ассортимен-та, однако самостоятельные аптеки более мобильны и независимы в вопросах изменений или выбора оптимальной ассортиментной политики.
Расширяются потребности и формы правового сотрудничества аптечных сетей и компаний по предоставлению юридических услуг в области антимоно-польного и корпоративного права для здравоохранения и фармацевтики, тех-нического регулирования и стандартизации, коммерческого и таможенного права, налогообложения, использования интеллектуальных систем, разреше-ния споров и трудового права, земельных вопросов и инвестиций в многооб-разные проекты развития.
Аптечные сети играют особую роль в формировании культуры реализа-ции фармацевтических препаратов и средств, как особенной группы продук-ции, обладающей значительными особенностями их спроса и предложения. Следовательно, их распределение от производителей до конечного потребите-ля строго регулируется в практике мировых рынков, чтобы гарантировать, что лекарства доступны для приобретения, доступны по цене и безопасно потреб-ляются. Несмотря на эту потребность в нормативных ограничениях, конкурен-ция может и должна играть определенную роль в обеспечении того, чтобы ры-нок сбыта фармацевтических препаратов хорошо работал для потребителей, так что они могли бы выиграть от более высокого качества, большего выбора и разнообразия, большего количества инноваций и более низких цен.
Комплексное применение методов нормативно-правового и научного анализа позволяет определить и проанализировать основные направления и проблематику использования процедурных норм, играющих важнейшую роль в развитии и обеспечении эффективной деятельности аптечных сетей, а также улучшении показателей обеспечения полноценного удовлетворения потребно-стей граждан в необходимых, эффективных и качественных фармакологиче-ских препаратах, в сочетании с нормами защиты окружающей среды и цик-личного управления отходами.
Фрагмент текста работы:
1 ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Проблематика понятийного аппарата и его функционально-го наполнения
При том, что на законодательном уровне уделяется большое внимание регулированию отношений в розничной торговле , само по себе понятие ап-течной сети до сих пор не урегулировано.
При этом внимание общества к деятельности аптечных сетей стремитель-но возросло. В условиях разворачивания пандемии нового типа коронавируса, обострилась проблематика проявлений спекулятивных наценок на жизненно важные компоненты аптечного ассортимента, несмотря на принятие соответ-ствующего законодательства о превентивных и контролирующих мерах в 2019 г. , касающихся расчета и согласования предельных отпускных цен производи-телей.
В настоящее время депутаты информируют о законодательных инициа-тивах по введению понятия аптечной сети в правовое поле в антимонопольном контексте, а также разделении коммерческой и некоммерческой форм деятель-ности аптек . В качестве примера приводится Ассоциация независимых аптек («Асна») – общество с ограниченной ответственностью, объединяющую на не-коммерческой основе аптеки, как самостоятельные торговые предприятия с единой ценовой политикой. Сотрудничество с «Асной» происходит по скидоч-ным акциям, дисконтным программам и другим направлениям.
Кроме того, аптеки могут создавать некоммерческие структуры для вы-ражения своих общественных интересов, по типу профсоюзов, ассоциаций ра-ботодателей, и других типов, которые играют важную роль в развитии совре-менных рынков ВТО. Важность и необходимость таких некоммерческих объ-единений прорисовывается с точки зрения способности самостоятельно выхо-дить на соответствие современным квалификационным и управленческим тре-бованиям.
Сообщается о намерении депутатов ограничить количество организаций, которые может иметь аптечная сеть в стране, однако механизм таких намере-ний пока что не проясняются – то ли будет установлен предел на долевое уча-стие в общем объеме рынка, то ли будет регулироваться количество аптек на общероссийском или на одном из региональных рынков.
Предусматриваются исключения для удаленных регионов, где все аптеки принадлежат одной сети. Один из вариантов – ограничение долевого участия в рынке не более 3,5%. В настоящий момент, по данным DSM Group за девять месяцев 2019 г., предполагаемый барьер переступают только 5 сетевых струк-тур, которые охватывают 28,5% всего фармацевтического рынка, в т.ч. доля «Асны» составляет 13,2% рынка, у «Риглы» – 6,2%, у «Эркафарма» – 5%, у «Аптечной сети 36,6» – 4,1%, и у «Имплозии» 3,6%, с общим объемом выруч-ки за указанный период более 330 млрд. руб.
Из данных таблицы 1.1 видно, что в составе топ-30 по аптечным сетям еще 11 компаний находятся в диапазоне 1-3,5% долевого участия в коммерче-ском сегменте, и оставшиеся 14 сетевых структур занимают нишу с объемами долевого участия до 1%. В то же время рейтинговые показатели рыночных оборотов не совпадают с уровнем компаний по разветвленности торговых се-тей. Среди названной выше пятерки финансовых лидеров только АСНА, Ригла и Имплозия имеют лидерские позиции по количеству точек продаж фармацев-тической продукции (в диапазоне 2630-8744 единиц). Еще 7 компаний имеют объемы сетевого разветвления на уровне 1178 (Эркафарм) – 1740 (Вита, Сама-ра) точек продаж, и в оставшемся списке с объемами до 1000 точек – только 3 компании имеют показатели менее 100 точек (Петербургские аптеки, Здоров.ру и Монастырев.рф).