Курсовая с практикой на тему Аппликация и её виды во второй младшей группе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Понятие об аппликации, её виды 5
1.1. Понятие об аппликации, её виды 5
1.2 Элементы апликации 9
1.3 Методика обучения аппликации младшей группы 11
Глава 2. Применение аппликаций из разных материалов в детском саду 13
2.1 Опыт работы со второй младшей группой 13
2.2 Конспекты занятий 14
Заключение 26
Список литературы 27
Введение:
Актуальность темы исследования. Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.
Изобразительная деятельность очень интересна для ребенка дошкольника, потому что удовлетворяет его желанию действовать, выражать свое отношение к увиденному, пережитому.
Детский возраст характеризуется острой потребностью активного познания и преобразования окружающей жизни. Ребенок открывает для себя богатство и красоту жизни, приобщается к миру прекрасного. Поэтому для нравственного, трудового, эстетического воспитания детей большое значение имеет такой вид изобразительной деятельности, как аппликация в детском саду Н.А.Ветлугина пишет: «Прекрасное доходит до ребенка отнюдь не одним лишь путем созерцания. Значительно интенсивнее происходит процесс его усвоения в условиях полной свободы действий ребенка — посильных, понятных, привлекательных. У ребенка возникает желание действовать радостно, творчески » [1, с. 19].
Аппликация, как вид деятельности входит в программу для детских садов, по которой строится работа с детьми. Ребенок знакомится с материалами, способами и техникой обработки бумаги, развивает навыки графического изображения предметов, овладевает умением преобразовывать впечатления, полученные от знакомства с окружающим миром, от чтения художественной литературы, знакомства с иллюстрациями, картинами, скульптурами, произведениями декоративно-прикладного искусства творчески в аппликации.
Значение аппликации в детском саду заключается также в том, что она способствует развитию не только изобразительных и технических умений, а и таких личностных черт как настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность, способность сосредотачиваться. Благодаря работе над аппликацией ребенок овладевает трудовыми умениями (обработкой материала, применением инструментов). Л. С. Выготский писал — «Воспитание, понимание в самом широком смысле этого слова, должно в сущности быть основным стержнем, вокруг которого строится все развитие личности ребенка» [2, c.309]. Усилия взрослого должны быть направлены на формирование у него культуры труда (умение держать в порядке рабочее место, в чистоте — рабочие инструменты, планировать последовательность выполнения работы).
Кроме того, с помощью аппликации ребенок может максимально проявить инициативу и самостоятельность, испытать чувство радости от положительного результата труда. Аппликация способствует повышению уровня подготовки к будущему обучению в школе.
Объект исследования — аппликация как вид изобразительной деятельности.
Предмет исследования — Аппликация и её виды во второй младшей группе.
Цель данной работы заключается в проведении теоретического и практического исследования особенностей использования аппликации для детей во второй младшей группе.
Для достижения поставленной цели в работе был определен круг задач:
1) определить понятие, виды и значение аппликации как вида изобразительной деятельности;
2) определить особенности влияния аппликации на всестороннее развитие второй младшей группы;
3) рассмотреть особенности влияния аппликации на развитие младших дошкольников;
4) определить методику обучения аппликации младших дошкольников: задачи и программный материал; применяемые материалы и оборудование; методы обучения аппликации;
5) разработать серию занятий по аппликации для второй младшей группы.
Методологической основой является теоретический анализ литературы по эстетике, педагогике, психологии, раскрывает сущность понятий «изобразительное искусство», «аппликация как вид творчества», а также значимые положения и идеи о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности, о сущности детского изобразительного творчества.
Гипотеза: занятия по аппликации в условиях ДОУ способствуют развитию всесторонней личности ребенка.
Исследовательская работа была проведена на базе Муниципального автономного дошкольного учебного заведения. Детский сад находится в г…
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Аппликация — одно из самых любимых занятий детей. Аппликация имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, ткань, солома, тополиный пух, засушенные растения), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы).
Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Систематическое обучение детей разнообразным способам аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения дошкольника в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Понятие об аппликации, её виды
1.1. Понятие об аппликации, её виды
Аппликация имеет древние корни и использование. Портные и ткачи изготавливали полосы тканых, вышитых орнаментов, которые нашивали на одежду. Техника швейного аппликации, например, имела широкое использование в эпоху эллинизма в Северном Египте. Модными были льняные туники с нашитыми ткаными медальонами — аппликациями. Сюжеты медальонов были разные (изображение местных греческих богов, диких зверей, растительные, позже христианские мотивы) и изготавливались в технике, похожей на современный гобелен. Засушливый климат способствовал сохранению этих тканых аппликаций до сих пор в захоронениях. Коптские ткани давно предмет коллекционирования большими музеями мира [6,c.90].
Аппликация — разновидность декоративно-прикладного искусства, предусматривающая наклеивание и пришивание, вырезанных из бумаги, кожи, ткани, или листьев, фигур на бумагу, картон, пластмассу, дерево, или ткань, выступающих в качестве основного фона. При помощи аппликации расширяется кругозор ребенка и усиливается его способность к познавательной и творческой деятельности, в связи с чем врачи-педиатры и психологи настоятельно рекомендуют молодым родителям начать занятия аппликацией с ребенком уже в годовалом возрасте [22].
Дети по большей части любят аппликации, различные виды которых изучают еще в садике.
Различают несколько разновидностей аппликации:
Предметная. Из бумаги, или любого другого подручного материала вырезаются нужные предметы и просто приклеиваются на подготовленную заранее поверхность;
Сюжетная. Вырезается не просто одна, а несколько взаимосвязанных деталей, которые после приклеивания образуют единую сюжетную линию;
Декоративная. Такая аппликация изготавливается по тому же принципу, что и две предыдущие, но служит для украшения фото рамок, открыток, альбомов и предметов обихода.
Кроме перечисленных, выделяют еще такие виды аппликации, как плоская и выпуклая, цветная, черно-белая, и одноцветная. Классифицируют аппликацию еще и по используемому для ее изготовления материалу — ткань, бумага, кожа, пластилин, бисер, мех, войлок и так далее. также имеются виды нетрадиционной аппликации, к ним можно отнести аппликацию из соленого теста, глины, природных материалов — камней, минералов, мха, крупы, муки и даже земли [13,c.122].
Работа по созданию аппликации способствует развитию сенсорного восприятия мира ребенком, который получает возможность что-то вылепить, прикрепить, вырезать, приклеить, обрезать и при этом постоянно учится. Первой детской аппликацией может быть вылеплена из пластилина с помощью родителей любимая сказка. Делать подобную аппликацию совсем не сложно, нужна всего лишь пачка красивого цветного пластилина, деревянная дощечка на которую будет крепиться работа и вода для того, чтобы смыть пластилин с рук. Если ребенок совсем маленький, то делать аппликацию нужно строго под присмотром мамы, которая сначала должна показать малышу картинку того, что должно получиться в результате их совместной работы, заинтересовать, допустим, превратив все в увлекательную историю, и лишь подготовив, таким образом, почву, приступить к работе. Малышу можно поручить лепку колобка, подержание дощечки для крепления и другую простейшую деятельность.
Аппликация — один из видов декоративно-прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее выполнения. Изображение в аппликации, по сравнению с другими видами плоскостного изображения-рисунком, живописью, более условное. Это контурно-силуэтное изображение на плоскости. Форма более обобщенная, почти без деталей. Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы используют для оформления помещения. Аппликационные вырезки из ткани, меха и кожи используют при оформлении одежды, выполнении панно.
Процесс выполнения аппликации имеет два этапа: вырезание или обрывание отдельных форм и прикрепление их к фону. Иногда вырезанные части прикрепляются к фону не полностью, и аппликация получается частично объемной (например, лепестки цветка). Это придает изображению большей выразительности. Через свою обобщенность, декоративность аппликация особенно доступна детям дошкольного возраста. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, которые иногда являются основными признаками предмета [12].
В отличие от рисования и лепки, аппликация как вид изобразительной деятельности изучалась исследователями преимущественно в аспекте формирования сенсорных процессов, овладение техническими умениями и навыками. В исследовании, которое было проведено И. Гусаровою еще в 50-е годы хх века, подробно раскрывалась последовательность обучения детей навыков вырезания и наклеивания: резка по прямой, закругление углов, вырезание из бумаги, сложенного вдвое, в несколько раз, силуэтность вырезания и прочее. На основе исследования были сформулированы программные задачи для каждой возрастной группы, определено содержание занятий по аппликации в детском саду. Это объяснялось тем, что в методике изобразительной деятельности необходимо было определить умения и навыки по аппликации для каждой возрастной группы и методы работы с детьми на занятиях. Однако определенная односторонность подходов к изучению привела к тому, что в «Программе воспитания в детском саду» основное место заняли технические навыки и умения, тогда как художественному аспекту этой деятельности совсем не уделялось внимания. Этот аспект был раскрыт в работе. Богатеевой, которая рассматривает аппликацию как вид декоративно-прикладного искусства, как средство эстетического развития дошкольника. Основное внимание он останавливает на орнаменте и выделяет его художественные особенности: цвет, ритм, линию, своеобразие композиции. Наблюдения с детьми окружающей природы, обучение их умению видеть в растительных формах симметричность, яркость, гармоничность цветовых сочетаний является основой этой работы. Автор рассматривает технические приемы декоративной аппликации для составления узора из растительных и геометрических элементов, доступны старшим дошкольникам.
Декоративный аспект аппликации представлен и в работах Л. Скидановой и Л. Сирченко. Авторы используют мотивы в аппликационных орнаментах [14,c.190].