Курсовая с практикой на тему Аппликационные работы как средство формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников посредством аппликационной работы 9
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 9
1.2. Особенности формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников 12
1.3. Аппликационная работа как средство формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников 16
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию общетрудовых умений и навыков младших школьников посредством
аппликационной работы 23
2.1. Диагностика уровня сформированности общетрудовых умений и навыков младших школьников 23
2.2. Реализация методов и приемов формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников в процессе аппликационной работы 28
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 31
Выводы по 2 глав 34
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложения 40
Введение:
Ведущая роль в становлении личности ребенка младшего школьного возраста, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим связана высокая сила воздействия на него искусства — явления эмоционально-образного по своей сути. Специфика искусства, особенности языка разных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и формирования детей.
Изобразительная деятельность очень интересна для младших школьников, потому что удовлетворяет его желанию действовать, выражать свое отношение к увиденному, пережитому.
Детский возраст характеризуется острой потребностью активного познания и преобразования окружающей жизни. Ребенок открывает для себя богатство и красоту жизни, приобщается к миру прекрасного. Поэтому для нравственного, трудового, эстетического воспитания детей большое значение имеет такой вид изобразительной деятельности, как аппликация. Н.А. Ветлугин пишет: «Прекрасное доходит до ребенка отнюдь не одним лишь путем созерцания. Значительно интенсивнее проходит процесс его усвоения в условиях активных действий ребенка — посильных, понятных, привлекательных. У ребенка возникает желание действовать радостно, творчески».
Аппликация, как вид деятельности входит в программу для начальных классов, по которой строится работа с детьми. Ребенок знакомится с материалами, способами и техникой обработки бумаги, развивает умения графического изображения предметов, овладевает умением преобразовывать впечатления, полученные от знакомства с окружающим миром, от чтения художественной литературы, знакомства с иллюстрациями, картинами, скульптурами, произведениями декоративно-прикладного искусства творчески в аппликации.
Значение аппликации состоит также в том, что она способствует формированию не только изобразительных и технических умений, а и таких личностных черт как настойчивость, выдержка, аккуратность, самостоятельность, способность сосредотачиваться. Благодаря работе над аппликацией ребенок овладевает трудовыми умениями и навыками (обработкой материала и применением инструментов).
Образовательный процесс меняется из года в год, но трудовое воспитание школьников имело место 50 лет назад, имеет место и сейчас. Согласно ФГОС НОО трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.
Исследования, направленные на формирование общетрудовых умений у младших школьников, обусловленные необходимостью повышения уровня трудовой подготовки учащихся (В. Грибанова, И.Ф. Марковская).
В исследованиях Е.А. Милерян и В.В. Чебышева общетрудовые умения (обобщенные) рассматриваются как деятельность. Итак, общетрудовые умение – это умение, проявляющиеся в способности самостоятельно осуществлять трудовую деятельность. Они включают в себя умственные и практические действия, которые подчиняются мотива данной деятельности. В основе действий лежат операции, несложные движения, на базе которых и формируется конкретно трудовое умения, переходит в навык. Именно трудовые умения являются основой для образования общетрудовыми умений.
В состав общетрудовыми умений могут входить не только трудовые умения, но и обобщены. Так, общетрудовыми умения (обобщенное) планировать деятельность включает в себя такие умения: ставить цель деятельности, анализировать образец и условие задачи и тому подобное. Количество конкретно трудовых умений варьируется в зависимости от конкретного состава каждого общетрудового умения.
Структурными компонентами общетрудовыми умений являются: 1) Знания, лежащие в основе умений, и различаются по уровню обобщенности этих умений (знание 1,2,3 уровней). 2) Именно трудовые умения, которые формируются на основе знаний первого уровня обобщенности. 3) Навыки, которые образовались в результате закрепления первоначальных умений, состоящие из автоматизированных операций. Термин «навык» используется нами в смысле привычной действия, которая выполняется легко и уверенно.
Формирование общетрудовых навыков и умений у детей младшего школьного возраста — важная задача воспитания. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках активно и настойчиво проявляет стремление к самостоятельности в творчестве.
Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений, связанных с формированием ручных и инструментальных действий. Одним из видов деятельности, основанный на наложении различных форм и закреплении их на другом материале, вырезании является аппликация.
Аппликация – один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает у них техника вырезания и наклеивания.
Создание аппликации — это сложный процесс, связанный с умением вырезать разнообразные формы предметов из цветной бумаги, раскладывать их на основе, устанавливать последовательность и взаимосвязь объектов по законам композиционного и цветового строя, аккуратно наклеивать вырезанные фигуры на бумагу другого цвета.
Младшие школьники способны овладеть довольно большим объемом умений по аппликации, совершенствовать их при вырезании и наклеивании узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы и строения, при выполнении сюжетно-тематических композиций, для этого следует использовать различные методы и формы работы на урока ИЗО.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. указано, что именно на уроках аппликацией дети учатся вырезать, подбирать цвета, устанавливать связи между предметами.
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между значимостью и сложностью работы по формированию общетрудовых умений и навыков детей младшего школьного возраста и недостаточной применение аппликационной работы в данном направлении.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какие педагогические условия необходимо создать для повышения эффективности процесса формирования общетрудовых умений и навыков детей младшего школьного возраста посредством аппликационной работы.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников.
Цель работы: разработать и апробировать серию уроков по аппликации, направленных на формирование общетрудовых умений и навыков младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование общетрудовых умений и навыков младших школьников посредством аппликации возможно, если:
— учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников;
— разработаны упражнения в технике аппликации для формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогические исследования по проблеме общетрудовых умений и навыков младших школьников;
2. подобрать диагностический инструментарий для определения уровня сформированности общетрудовых умений и навыков младших школьников.
3. организовать опытно-экспериментальную работу определению уровня сформированности общетрудовых умений и навыков младших школьников посредством аппликации.
4. выявить эффективность проведенной педагогической работы, направленной формирование общетрудовых умений и навыков младших школьников посредством аппликации.
Методы исследования:
Анализ научной литературы
Педагогический эксперимент
Анализ продуктов детской деятельности
Качественный и количественный анализ полученных результатов
Методология исследования. Исследование проблем трудового воспитания и обучения школьников базируется на научных трудах видных отечественных педагогов и психологов: К. Д. Ушинского. А. С. Макаренко, В. А Сухомлинского, А. Г. Калашникова, С.М. Шабалова, Л. С. Выготского, М.С. Кравченко, В.Я. Стоюнина, Н.В. Касаткина, Д.Д Семенова, Н.И. Пирогова и многих других. В области, трудовой подготовки и технологического образования школьников имеются труды П.Р. Атутова, В.А. Полякова, В.М. Казакевич, В.Д. Симоненко и др.
Этапы исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап – поисково-констатирующий. Это этап теоретического осмысления проблемы исследования, изучения состояния ее разработанности в научно-методической литературе. Осуществлялся и анализ практического состояния проблемы, определялись теоретические и методологические основы исследования. Были определены методологические предпосылки, цели, задачи научного поиска, формировалась гипотеза, разрабатывались программа и методика исследования. На данном этапе составлен план экспериментальной работы, организовано проведение констатирующего этапа с целью определения направлений исследования, разработки методики экспериментальной работы.
Второй этап– проведение опытно-экспериментальной работы. Разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.
Третий этап – контрольно-обобщающий, на котором изучались результаты контрольного этапа экспериментальной работы, проводилась систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.
Практическая значимость исследования. Разработана программа формирования трудовых умений навыков у обучающихся начальной школы посредством аппликационной работы и некоторые подходы к диагностике сформированности трудовых умений и навыков.
Заключение:
Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности, непременная и неотъемлемая составная часть общей системы воспитания школьников. Трудовое воспитание создаёт наиболее благоприятные предпосылки для включения каждого из психических свойств в многостороннюю часть с другими свойствами и их взаимного воздействия. Всестороннее и гармоничное развитие обеспечивает общий подъём одарённости человека, динамично и целостно выражающий его творческую природу. Привычка к труду, понимание его необходимости, трудовые умения и навыки формируются у младших школьников в повседневных практических делах, в разнообразных видах общественно полезной деятельности. Организуя в классе работу по формированию трудовых навыков младших школьников, необходимо учитывать их возрастные особенности.
Особое место в содержании курса трудового обучения занимает раздел «Аппликация из различных материалов», он включает в себя овладение учащимися простейшими способами и приемами работы с различными материалами. Аппликация — наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это дает возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок), но и в создании картин, орнаментов и т.д. Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, однородность цветового пятна (локальность) больших цветовых пятен. Наиболее интересной и доступной для детей младшего школьного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок, аппликация из тканей и природного материала.
Для формирования общетрудовых умений и навыков с помощью аппликации на уроках должны соблюдаться следующие условия: обучение детей сенсорным эталонам и методам обследования предметов; использование дозированной помощи и осуществление большого числа повторений на уроках; как коллективная, так и индивидуальная работа детей на уроках; демонстрация детских работ в группе с их положительным анализом; создание благоприятного эмоционального фона и формирование у детей мотивации к аппликационной деятельности; отработка навыка отрезания ножницами.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе были проведены диагностические задания. По окончанию диагностирования младшие школьники были отнесены к разным уровням сформированности общетрудовых умений и навыков младших школьников посредством аппликационной работы: к «высокому» не было отнесено ни одного учащегося; к «среднему» были отнесены – 6 детей; к «низкому» – 8 детей. Результаты констатирующего этапа эксперимента которого показали, что дети нуждаются в целенаправленном формировании общетрудовых умений и навыков младших школьников посредством аппликационной работы.
Формирующий этап осуществлялся в системе общеобразовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом. Задачи, решаемые в ходе работы взрослого и детей, позволяют каждому ребенку, при наличии у него даже скромных аппликационных навыков работы с бумагой, принимать активное участие в коллективной работе.
По окончанию контрольного этапа эксперимента учащиеся были отнесены к разным уровням сформированности общетрудовых умений и навыков младших школьников посредством аппликационной работы: к «Высокому» 4 ребенка, к «Среднему» 9 детей, к «никому» — 1 ребенок.
Сравнительный анализ полученных результатов на констатирующем и контрольном этапе показал эффективность проведённой опытно-экспериментальной работы. В результате проведённого исследования цель достигнута и поставленные задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования общетрудовых умений и навыков младших школьников посредством аппликационной работы
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
В современной возрастной психологии под младшим школьным возрастом принято считать период детства с 7 – 8 до 9 – 11 лет. В настоящее время нижняя граница данного возрастного периода сместилась в связи с переходом к обучению детей с 7 лет и введением четырехлетней начальной школы. Поскольку, период младшего школьного возраста, совпадает с началом обучения в начальной школе, то соответственно границы устанавливаются с 7 – 8 до 9 – 11 лет [17].
А.А. Люблинская утверждает, что психофизические основы младшего школьного возраста, которые заложены еще с дошкольного возраста, позволяют теперь уже школьнику обратиться к накопленному опыту о мире. Дети младшего школьного возраста утверждают себя в окружающей предметной среде. Из-за противоречия или желания утвердить себя в определенной среде и незнанию ее — у ребенка возникает ведущая для этого возраста духовная потребность, многообразные познавательные стремления и интересы [19].
Накопление представлений является для младшего школьника не только духовным обогащением. Состояние собирательства фактов, ощущение себя в предметном мире есть нормальное условие полноценности его жизни. Богатство фактов в сознании ребёнка, приведение их в систему обеспечивают первоначальный уровень мировоззрения, эмпирического представления о мире. Одновременно, в результате удовлетворения познавательной потребности, накопления представлений и образов в психике ребенка осуществляется большая работа по осмыслению фактов, их сравнению и сопоставлению, созданию на их основе представлений и образов [1].