Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Антропонимика «Повестей Белкина» А.С. Пушкина

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТРОПОНИМОВ В РЕЧИ 6
1.1. Антропонимика как наука об именах людей 6
1.2.Специфика имени собственного 10
2. РОЛЬ АНТРОПОНИМОВ В «ПОВЕСТЯХ БЕЛКИНА» А. С. ПУШКИНА 15
2.1. Сущность и роль в тексте повестей 15
2.2. Значение антропонимов в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 30

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Активное развитие научных подходов к исследованию языка в российской лингвистике последних десятилетий, антропоцентризм, а также пристальное внимание к субъективному фактору в языке отражения в современной теории антропонимики не нашли. История именования человека рассматривается в эволюционном аспекте, с точки зрения формирования антропонимических основных категорий: личного имени, фамилии, отчества, прозвища.
Русская система собственных имен человека (т.е. антропонимия) изучаться может в 2-х аспектах:
– с точки зрения тех языковых ресурсов, которые используются для создания номинаций (личные имена, нарицательная лексика, фамилии, отчества и т.д.),
– с позиции описания функционирования индивидуальных именований человека в речи, их взаимодействия с речевой и языковой средой, взаимовлияния именований, а также их варьирования.
С этим связаны возможности выделения в антропонимике 2-х направлений, которые названы могут быть функциональной антропонимикой и антропонимикой ресурсов. Данные направления решают различные задачи, предполагают разные подходы к описанию материала.
Объяснением, систематизацией, изучением огромного множества имен занимается наука ономастика. Ономастика как наука, которая изучает имена собственные, – раздел лингвистики. Ономастика исследует историю появления имен собственных, их типы, преобразование в итоге длительного их использования.
С древнейших времён имена собственные входили в круг интересов многочисленных философов и учёных. Но особенно внимание к имени собственному как к объекту исследований обращено было в XX в., на общем фоне активного развития лингвистической науки.
Выделяется в это же время научная самостоятельная дисциплина, предмет изучения которой – имя собственное во всех проявлениях, которая получила название ономастика. Вырабатываются основная методология и терминология, формируется классификация ономастической лексики.
Имя собственное имеет необъяснимую, загадочную власть над судьбой каждого человека. Люди верили в то, что необходимо в глубокой тайне держать то имя, которое дано при крещении. Этим они старались обмануть духов. В некоторых странах давалось два имени, одно из которых – ложное, а второе – настоящее. У многих народов детей называли заведомо плохими именами, чтобы отпугнуть злые потусторонние силы. Древние были уверены, что судьба человека предначертана его именем. О совпадении характеров людей, которые носятх одно имя, писал в нач. 20 в. русский исследователь С.Р. Минцлов. Г. Эйс, который проанализировал 300 детективных современных романов, выявил связь между судьбами и именами героев.
Особую актуальность данный аспект имеет для изучения старорусской антропонимии, специфическая черта которой – слабая отграниченность собственных имен от лексики, взаимодействие разных типов антропонимов (некалендарных и календарных имен), формальное тождество фамилий и отчеств.
Одна из актуальнейших проблем ономастики – поиск единого метода изучения разных по функционированию и происхождению антропонимов (некалендарные и календарные личные имена, фамилии и патронимы, устойчивые антропосочетания, дескрипции с функцией индивидного именования лица).
Современное понимание фактического богатейшего материала требует поиска новой научной парадигмы, которая обеспечивает его рассмотрение, адекватное перспективным направлениям и задачам современной лингвистики [7, c.144].
Выходят многочисленные труды зарубежных и отечественных учёных, которые ставли классическими, среди них можно выделить работы В. А. Никонова, А. Гардинера, В. Д. Бондалетова, А. В. Суперанской и других. В 1978 г. издан «Словарь русской ономастической терминологии» Н.В, Подольской, на который в своих работах опираются современные исследователи ономастики.
В современное время интерес к этой науке не спадает: наоборот, число исследований, которые в той или иной степени её касаются, всё повышается. Это и многочисленные статьи в сборниках и научных журналах, и докторские, кандидатские диссертации, и монографии.
Цель данной работы – изучить антропонимию «Повестей Белкина» А.С. Пушкина.
Объектом исследования стали повести А.С. Пушкина «Выстрел», «Метель» и «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести Белкина».
Предмет исследования: собственные имена главных героев повестей, характеристика героев в связи с характеристиками их собственных имен.
Задачи работы:
— рассмотреть особенности антропонимики как раздела ономастики,
— определить роль антропонимов в русском языке и литературе,
— выделить и описать антропонимические номинации в «Повестях Белкина»,
— определить их роль и значение для художественного замысла автора.
Методы исследования: анализ текста, анализ значения собственных имен, обобщение данных.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы. Завершается работа приложением.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе рассматриваются имена собственные как способ разгадки художественного образа произведения. Собственное имя является главной отличительной характеристикой человека в обществе, которая имеет свои особенности и глубокие исторические корни.
Собственное имя в художественном произведении – сложный и уникальный мир, занимающий общее пространство в художественном тексте.
Выбор имени мотивирован скрытым смыслом, который вложил в своё произведение автор. Оно непосредственно характеризуют образ. Так, в повести А.С. Пушкина «Барышня — крестьянка» главная героиня носит имя Лиза, которое уже заложило в характер героини определённые черты, на которых и построен сюжет произведения. Это доказывает выдвинутую гипотезу нашего исследования: Пушкин хорошо знал интерпретацию собственных имён и подбирал их своим героям с учётом дальнейшего раскрытия характера литературного образа.
Проводя анализ сюжетов и имён героев, заметил, что роль личного имени персонажа в «Повестях Белкина» велика. То, что герои каждой из повестей либо одерживают верх над обстоятельствами, либо отступают перед ними, в какой-то мере связано со степенью соответствия имен персонажей своим характерам: Бурмин и Берестов — соответствуют своим именам, но по-разному; Владимир и Самсон Вырин — не соответствуют (и тоже — в разной степени); Сильвио «оправдал» свое имя, раскрыв перед нами свою сущность, Адриан Прохоров – фамилию, которая некоторым образом указывает на род занятий.
Таким образом, одна из основных функций собственного имени в литературном произведении, как мы считаем, — характеризующая.
Собственное имя побуждает к поиску средств постижения образа. Так завершается авторское познание и начинается читательское, цель которого найти зерно для понимания авторского замысла всего произведения.
Имя собственное относится к наиболее ярким и выразительным элементам стиля.

   

Фрагмент текста работы:

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АНТРОПОНИМОВ В РЕЧИ
1.1. Антропонимика как наука об именах людей

Происхождение имен человека изучает антропонимика — один из разделов науки ономастики.
У каждого народа – свой «набор» имен. Но и внутри данного «набора» есть «малые наборы» имен — в зависимости от социального происхождения, района, образования, года рождения.
К примеру, Иннокентий — «сибирское» имя, как и фамилии от «их» (Сухих, Долгих). До XX в. женские «простонародные» имена в России были Фекла, Агафья, Матрена, а Елена или Тамара были «благородными» именами, имя Валентина – привилегия монахинь и почти не употреблялось в миру. После Октябрьской революции появились имена Октябрина, Аэлита, Вилена, Азурита, Нинель и даже Энергия, Руина, Идея.
Русские имена – бесценный источник и для социологов, и для историков, и для лингвистов. Поэтому антропонимика – объект внимания многих ученых.
Христианство Русь приняла около тысячи лет назад. Однако, неканонические имена у русских оставались в течении многих веков до к. 17 в. — лишь к данному времени языческие имена были запрещены. Но и в официальном списке христианских имен попадаются имена скифов, скандинавов, славян.
Приведем несколько примеров, которые звучат иногда курьезно. Православная церковь канонизировала 3-х скифов, которые погибли за веру, по имени Римма, Пинна и Инна. Окончание на «а», обычно, характерно для имен женских. И священники начали давать имена мужчин-скифов… женщинам, крестя их как «рабу божию Инна» и «рабу божию Римма». С тех пор данные имена так и остались женскими.
В святцах есть имя Зотик, от греческого «Зотикос». Но суффикс -ик в русском языке придает уменьшительно-ласкательное значение. Поэтому в документах и в живом языке стало использоваться имя Зот. Такая же история произошла со словом зонтик, который превратился в зонт, хотя его источник — голландское «зондек», т.е. «покрышка от солнца».
В святцах числится Великая Тамарь. На Руси имя Тамарь не использовалось — оно превратилось в Тамару [2, c. 123].
Антропоним, в особенности личное имя, отличается от других имен собственных характером индивидуализации объекта: каждый объект номинации (человек) имеет имя. Реестр имен ограничен.
Личные имена повторяются, что заставляет давать дополнительные. Официальное имя человека имеет формулу имени: конкретный порядок следования антропонимов и нарицательных имен (названий родства, этнонимов, рода занятий, специальности, званий, чинов, титулов и т.п.).
Постоянная формула имени известна была в античном Риме: nomen (родовое имя) + praenomen (личное имя) + cognomen (фамильное позднее имя, прозвище) + (иногда) agnomen (дополнительное имя), к примеру, Publius Cornelius Scipio Africanus major. В Индии данная формула складывается из 3-х (реже более) компонентов: 1-й — по гороскопу, 2-й – пол или принадлежность к религиозной секте, 3-й — название касты или псевдоним; к примеру, имя Рабиндранат Тагор имеет такие компоненты, как: Натх (муж), Рабиндра (Бог Солнца), Тхакур (каста землевладельцев). Форма имени зависит от речевого этикета.
Антропонимика исследует информацию, которую имя может нести: характеристику человеческих качеств, связь лица с семьей, родом, отцом, информацию о роде занятий, национальности, происхождении из определенной местности, касты, сословия. Антропонимика исследует функции антропонима в речи — номинацию, дифференциацию, идентификацию, смену имен, связанную с возрастом, изменением семейного или общественного положения, жизнью среди людей иной национальности, вступлением в тайные общества, переходом в иную веру и т.д.
Предмет теоретической антропонимики – закономерности развития и возникновения антропонимов, их структура, модели антропонимов, антропонимическая система, исторические пласты в антропонимии этноса, взаимодействие языков. Теоретическая антропонимика использует те же методы изучения, что и иные разделы ономастики.
Прикладная антропонимика исследует проблемы нормы в именах, методы передачи имени в различных языках; способствует созданию словарей [1, c.269].
Антропонимика – микросистема в языке, которая вобрала в себя культурные, социальные и исторические факторы, которые отразили жизнь народа. Имя собственное – часть языка, которая подвержена влиянию только лингвистических закономерностей. Однако, имя – социальный факт, явление общественной жизни, которое вызвано социальными отношениями, но и влияет на них. Имя собственное как общественное явление выполняет социальную важную функцию индивидуализации и типизации, объект оно вводит в группу ему подобных и за ним сохраняет его своеобразие. Обладание именем, которое несвойственны народу, на статус оказывает обратное воздействие, вызывая напряженность в отношениях носителя имени с окружающей средой.
Антропонимика связана с этнографией, историей, антропологией, географией, литературоведением, генеалогией, культурологией, фольклористикой.
В течении последних лет ведутся исследования по основным пяти направлениям:
– общая теория имени;
– история русских антропонимов;
– состояние русской антропонимики;
– антропонимы в художественной литературе;
– прикладные вопросы антропонимики [4, c.712].
Академик Виноградов В.В. отмечал, что «вопрос о подборе прозвищ, фамилий, имен в художественной литературе, о их структурных своеобразиях в разных стилях и жанрах, об их характеристических функциях, образцах и т.п. немногими примерами иллюстрирован быть не может. Это очень сложная и большая тема стилистики художественной литературы» [3, c.57].
Поэтическая ономастика на современном этапе рассматривается как научная самостоятельная дисциплина с собственным объектом исследования и методами анализа, развивающаяся в связи с семиотикой, лексикологией, поэтикой, стилистикой и лингвистикой текста в широком аспекте [15, c,44].
Выделение «поэтической ономастики» в научную самостоятельную дисциплину определяет закрепление за ней системы терминов, которые соотносятся с ее спецификой, определение главного термина по аналогии с иными научными дисциплинами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы