Курсовая с практикой на тему Антропоцентризм в лингвистике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Характерные черты репрезентации антропоцентризма
в лингвистике 5
1.1 Основные
аспекты проявления антропоцентризма в современных лингвистических исследованиях. 5
1.2 Фразеологизмы
как важный компонент лексической системы языка. 7
Выводы по главе 1. 9
Глава 2. Особенности фразеологизмов с указанием на
умственные способности, характер и внешность человека в английском языке. 10
2.1 Анализ фразеологизмов со значением «умственные
способности». 10
2.2 Анализ фразеологизмов со значением «характер человека». 12
2.3 Анализ фразеологизмов со значением «внешность
человека». 14
Выводы по главе 2. 16
Заключение. 18
Список литературы.. 19
Приложение. 22
Введение:
Антропоцентрическая
парадигма лингвистики характеризуется тем, что, в отличие от
сравнительно-исторической и системно-структурной парадигм, в центр языковой
действительности она ставит человека. Следовательно, на первый план при анализе
языка выходит представленность человеческого фактора с учетом его сознания,
мышления, культуры, предметной и духовной деятельности. Последовательное
изучение человеческого фактора в языке, или антропоцентризма, выдвигает на
первый план исследования обширного круга феноменов, определяющих бытие
человека: мышления, сознания, психики, общества, этноса, культуры и т.д. Задача изучения феномена фразеологического
антропоцентризма отличается своей оригинальностью в контексте лингвистических
явлений, что обуславливается особенностями природы значений фразеологизмов и
отличительных характеристик их когнитивных прототипов. Фразеология представляет
собой самобытную и своеобразную антропоцентрическую подсистему языка, поскольку
семантика фразеологической единицы воспроизводит сферы умственных способностей
человека, его чувств и эмоций.
Актуальность темы
исследования объясняется возрастающим и неугасающим интересом современной
лингвистики к антропоцентрическому фактору. Кроме того, важно отметить, что
антропоцентризм проявляет себя как в грамматике, так и в лексике. Современные
исследования ставят во главу угла человека, и по этой причине антропоцентризм в
лингвистике выводит эту область знания на более высокий уровень обобщения.
Объектом исследования
являются проявления антропоцентризма в лексике английского языка. Предметом
исследования являются фразеологизмы английского языка с
компонентами-качественными прилагательными, выражающими умственные способности,
характеристику внешности, особенности характера человека.
Цель исследования состоит
в том, чтобы описать особенности фразеологизмов с компонентами-качественными
прилагательными, выражающими умственные способности, характеристику внешности,
особенности характера человека в контексте антропоцентризма в языке.
Поставленная цель подразумевает
выполнение следующих задач:
1. Определить особенности проявления
антропоцентризма в лингвистике;
2. Обозначить отличительные особенности
фразеологических единиц (ФЕ) как компонентов лексической системы языка;
3. Проанализировать структурные и семантические
особенности фразеологизмов с компонентами-качественными прилагательными,
выражающими умственные способности, характеристику внешности, особенности
характера человека.
Теоретической основой
исследования послужили научные труды
Теоретическая значимость
работы состоит в том, что в исследовании анализируются фразеологизмы,
маркирующие антропоцентризм в английском языке, через призму их структурных и
семантических особенностей.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в
процессе изучения особенностей лексического состава и стилистики английского
языка в контексте антропоцентричного подхода.
Структура исследования
обусловлена поставленными целью и задачами. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Антропоцентризм представляет
собой не что иное, как неотъемлемое свойство естественного языка,
эксплицирующее образ человека, говорящего на этом языке, и его главные
параметры: личностные, социокультурные, лингвистические, прагматические,
коммуникативные, когнитивные – через взаимодействия с другим человеком.
Антропоцентризм
языка находит свое воплощение с помощью определенных лингвистических средств,
которые можно обозначить как маркеры антропоцентричности языка.
Фразеологизмы
являются значимым компонентом коммуникации, придавая разные оттенки речи – и
письменной, и устной. Фразеология делает текст более эмоциональным, придавая
ему выразительность, определенным образом формируя его эстетическое восприятие.
В определенной степени, фразеология находится на пересечении сразу нескольких
областей знания – лингвистики, лексикологии, стилистики, культурологии, что
делает ее как отражением в языке окружающей человека действительности, так и
маркирует ее духовное национально-маркированное восприятие.
В рамках
практической части исследования было рассмотрено 50 фразеологизмов, разделенных
на три группы: «умственные способности», «характер человека», «внешность
человека», в свою очередь, разделенные на категории. Анализ их структурных и
семантических особенностей показал, что фразеологизмы представляют собой важный
пласт лексики именно в контексте изучения антропоцентризма в языке, поскольку
семантика фразеологической единицы воспроизводит как характеристику человека,
так и указывает, как именно носители языка относятся к человеку, обладающему
определенными качествами.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характерные черты репрезентации антропоцентризма в
лингвистике
1.1 Основные аспекты проявления
антропоцентризма в современных лингвистических исследованиях В рамках современных
лингвистических исследований антропоцентризм является одной из наиболее быстро
развивающихся отраслей. Ключевым аспектом подхода антропоцентризма является
языковая личность как новый предмет научного познания. А.И. Ольховская
подчеркивает, что сегодня в лингвистике реализуются коренные перемены, суть
которых состоит в стремлении описать язык как «антропологический феномен» [Ольховская,
2015: 132].
Тем не менее,
антропоцентрическая модель современных лингвистических исследований имеет
достаточно продолжительную историю, в рамках которой необходимо выделить, в
первую очередь, В. фон Гумбольдта и его идеи о важности познания человеком
самого себя [Гумбольдт, 1985: 82], а также работы А.А. Потебни, который
указывал на социальную природу человека и языка [Потебня, 1999]. Идеи В. фон
Гумбольдта легли в основу дальнейших исследований проблемы человеческого
фактора в языке. Стоит выделить Г. Штейнталя, согласно которому язык
представляет собой проявление «народного духа», поскольку мышление формируется
под влиянием социальной среды в целом, а язык является ее частью [Бороздина,
2002: 112].
Э. Бенвенист первым в
истории лингвистики представил системное описание языка и ввел определение
автора и адресата как ключевых компонентов коммуникации. Он, в частности,
отмечал, что человека без языка описать нельзя, и сам человек создает язык, на
котором он сможет общаться с другими людьми [Бенвенист, 2009: 96]. Ю. С.
Степанов, основываясь на исследованиях Э. Бенвениста, приходит к выводу о том,
что «всегда будет наукой о языке в человеке и о человеке в языке» [Степанов,
1998: 159].
Последняя треть XX века в лингвистике характеризуется
тем, что в этот период проводились многочисленные исследования
взаимосвязанности языка и человека. В данном контексте следует выделить работу
Б.А. Серебренникова «Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление», в
которой провозглашаются ключевые концепции антропоцентрического подхода к
лингвистическим исследованиям [Серебренников, 2009: 57].