Курсовая с практикой на тему Антимонопольное регулирование и его методы (на примере Российской Федерации)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственной политики антимонопольного регулирования 5
1.1. Конкуренция и монополия: необходимость и сущность антимонопольного регулирования в рыночной экономике 5
1.2. Законодательная база антимонопольного регулирования в современной России 8
1.3. Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации: цели, задачи, методы 13
Глава 2. Особенности антимонопольного регулирования в экономике
России 17
2.1. Механизмы антимонопольного регулирования в РФ 17
2.2. Анализ проблем антимонопольного регулирования 21
2.3. Перспективы развития методов антимонопольного регулирования
в России 28
Заключение 32
Список использованных источников 36
Введение:
Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершен-ствованию экономики в целом. Важной частью государственного регули-рования отраслевых рыночных структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная политика правительства, то есть регулирование такой деятельности фирм, которая, по мнению специалистов, наносит удар по конкуренции.
На сегодняшний день, каждая экономически развитая страна имеет определенную систему антимонопольного регулирования, созданную на основе опыта других государств, а также использующую информацию о собственных монополиях.
Особенно актуальна эта проблема для России – после развала СССР, наша страна получила целый комплекс гигантов-монополистов. С самого начала 90-х годов эта проблема остро встала перед нашим правитель-ством: без принятия твердых и эффективных мер по борьбе с монополиз-мом нельзя и надеяться на какие-либо экономические реформы. Конечно, с того времени ситуация изменилась в лучшую сторону, но все же монопо-лизация до сих пор остается одной из самых важных проблем российской экономики.
Во многом, ситуация усугубляется также огромной властью есте-ственных монополий, функционирующих в базовых сферах экономики — электроэнергетике, добыче полезных ископаемых и транспорте.
Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отече-ственного предпринимательства и организацией защиты прав потребите-лей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.
Объект исследования — антимонопольное регулирование в экономике предприятия.
Предмет исследования — антимонопольное регулирование деятельно-сти предприятия в Российской Федерации.
Цель работы – изучение сущности антимонопольного регулирования и его регулирование в Российской Федерации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть необходимость и сущность антимонопольного регули-рования в рыночной экономике;
— изучить законодательную базу антимонопольного регулирования в современной России;
— раскрыть цели, задачи, методы деятельности Федеральной ан-тимонопольной службы Российской Федерации;
— исследовать механизмы антимонопольного регулирования в РФ;
— провести анализ проблем антимонопольного регулирования;
— выявить перспективы развития методов антимонопольного регули-рования в России.
При написании работы были использованы такие методы исследова-ния как: индукция; дедукция; анализ; синтез.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением и списком исполь-зованных источников.
Заключение:
В условиях острой конкурентной борьбы, введения санкций в отно-шении нашей страны со стороны ряда западных стран особое значение для успешных социально-экономических преобразований начинает приобре-тать антимонопольная политика.
Не вызывает сомнения факт, что выстроенные на основе прочной нормативной базы действия по контролю за деятельностью монополий действительно необходимы для обеспечения в стране здоровой, добросо-вестной конкуренции, активного развития рынка товаров и услуг, станов-ления и развития инновационной экономики.
Негативным следствием наличия монополии могут выступать: некон-тролируемый рост цен, застой в различных отраслях. Государство при-звано ограничить монополию, вводить меры, направленные на поддержа-ние здоровой конкуренции, обеспечения достойного уровня жизни граж-дан, поддержания нормальной работы экономических систем, что в сово-купности выступает основой конкурентоспособной экономики.
Ограничение монополии посредством применения различных спосо-бов ограничения деятельности монополистов выражается в понятии «ан-тимонопольная деятельность». Она представляет собой некий набор дей-ствий ограничительного характера, прямо направленных на поддержание приемлемого уровня здоровой конкуренции между организациями, в том числе и осуществление контроля за деятельностью организаций.
Основные направления антимонопольной деятельности:
− запрет на злоупотребление организацией своим высоким положе-нием;
− запрет на установление высокой или низкой цены в рамках моно-полии и пр.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по контролю и надзору в сфере соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках, финансовом рынке является Феде-ральная антимонопольная служба (ФАС России). С момента своего суще-ствования антимонопольный орган менял не только название, но и статус, что влекло изменение объема полномочий, внесение в сферу чисто «анти-монопольных» функций иных, не связанных с конкуренцией:
− по отслеживанию выполнения антимонопольных законов в земель-ной, природной и электроэнергетической областях;
− по отслеживанию выполнения законов в области естественных мо-нополий;
− отслеживание выполнения законов в сфере рекламы;
− контроль в области закупок товаров, работ, услуг необходимых для государства;
− отслеживание выполнения законов в области государственного оборонного заказа.
Деятельность ФАС России по предотвращению недобросовестной конкуренции регулируется целым рядом законов:
− «О защите конкуренции»;
− «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
− «О государственном оборонном заказе»;
− «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйствен-ные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения оборо-ны страны и безопасности государства»;
− «О рекламе».
Можно говорить о сформированной нормативной базе антимоно-польного законодательства. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-Ф3 вводит ряд ограничений в работу организаций, расположенных на вершине рынка сбыта продукции, работ и услуг. Субъектам запрещает-ся:
− устанавливать и поддерживать высокую или низкую цену товара;
− производить изъятие товара из обращения, если из-за такого изъя-тия повышается цена товара;
− необоснованно заниматься прекращением производство продук-ции, если на нее имеется большой спрос;
− необоснованно заниматься установлением разной цены на одну и ту же продукцию;
− создавать препятствия на пути входа или выхода из рынка продук-ции, работ и услуг другим организациям.
Главной задачей антимонопольного регулирования выступает со-здание на рынке такой обстановки, которая бы не позволяла фирмам зло-употреблять их положением. При этом главной чертой российского анти-монопольного законодательства выступает:
− слабый опыт применения;
− низкая роль частных лиц;
− более широкий набор задач;
− слабый опыт использования результатов экономического анализа судами.
Актуальными перспективными мерами правительственной политики выступают, например, следующие:
− контроль и регулирование инвестпрограмм;
− организация целевых дотаций (отдельным категориям граждан)за счет бюджетных средств;
− усовершенствование нормативной базы в отношении финансовой составляющей;
− рост эффективности государственных полномочий по акциям, при-надлежащим государству акциям акционерных обществ, являющихся есте-ственными монополиями;
− снижение ценового уровня на продукцию монополии до уровня реальных затрат.
Таким образом, монополизация влечет за собой проблемы, не позво-ляющие государству достичь определенного устойчивого темпа развития, возможного в рамках здоровой конкуренции. Ввиду этого, вмешательство государства в виде формирования антимонопольной политики представля-ет необходимый механизм.
Внедрение методов демонополизации возникновение новых моно-польных объединений для экономики страны, поскольку позволяет преду-предить детство монополий.
Многими авторами научных источников подчеркивается, что рос-сийская антимонопольная политика является относительно молодой, суще-ственно отличается от задач и целей антимонопольного регулирования за-рубежных стран. В то же время необходимо отметить, что на протяжении последних нескольких лет ведется напряженная работа с целью обеспече-ния необходимого уровня здоровой конкуренции и демонополизации рынка, результаты этой деятельности существенно сказывается на жизни и развитии экономики и общества в целом.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы государственной политики антимонопольного регулирования
1.1. Конкуренция и монополия: необходимость и сущность антимонопольного регулирования в рыночной экономике
В мировом масштабе одной из острых проблем правильного функ-ционирования рыночного механизма экономики, основанном на базовых принципах свободных отношений, субъектов является монополизация. Ас-пект монополизации и конкуренции в экономической деятельности – глав-ный вопрос, существующая в хозяйственной жизни, которая, однако, вол-нует не только специалистов, но и приковывает к себе внимание подавля-ющее число населения.
Антимонопольное регулирование – особый механизм регулирования экономической политики государства, бесспорно, являющийся важнейшим элементом политики государства с рыночной экономикой, направленный на развитие добросовестной конкуренции [3]. Однако что из себя пред-ставляют монополии и почему они играют большую важность в экономи-ческой политике любого государства?
Прежде чем подойти к вопросу антимонопольной политики, необхо-димо углубиться в суть понятия монополии. Монополии – крупные объ-единения экономических субъектов, различной экономической правовой структуры (акционерное общество, общество с ограниченной ответствен-ностью, индивидуальный предприниматель и др.), которые имеют суще-ственное влияние над рынками, то есть над макроэкономикой в целом [10]. Задача создания монополий – фиксирование высоких цен с целью наибольшего извлечения прибыли.
Признаки монополии: преобладание на рынке одного производителя и огромного числа покупателей, производство незаменимой продукции, уникальной в данной отрасли, для которой нет товара другого конкурента — производителя, полностью заменяющего по всем характеристикам, жест-кие границы для новых участников рынка, что показывает отсутствие воз-можности проникнуть в определенную сферу.
В рыночной экономике монополия подразделяется на несколько ка-тегорий: закрытую, естественная, открытая, экономическая, государствен-ная или административная. Закрытая монополия предполагают юридиче-скую, патентную, лицензионную защиту от конкуренции для предприятия, дает исключительное право выпускать той или иной товар [7].
На российском рынке чаще всего примером закрытой монополии яв-ляется государственная монополия ,например, в атомной промышленности исключительное право предоставляется только государству (Госкорпора-ция «Росатом»). Особенность возникновения естественной монополии про-является в тех случаях ,когда одно предприятие полностью удовлетворяет спрос всего рынка. Здесь минимальный масштаб производства является эффективным, поскольку долгосрочные издержки достигают минимально-го количества. Если в данном случае предоставить выпуск товара между большим числом производителей, то масштаб производства будет очень мал, соответственно, целесообразно выпускать товар одному производи-телю [5].
В открытой монополии чаще всего выступает производитель, вы-шедший на рынок с новой уникальной продукцией, но без какой – либо юридической защиты от конкуренции. На этом рынке производитель оста-ется монополистом до того момента, пока конкуренты не произведут ана-логичный товар по свойствам. Значит, данный вид доминирования над рынком носит временный и непостоянный характер.
Экономическая монополия достигается за счет развития хозяйствен-ной деятельности, концентрацией капитала при укрепленных положениях на рынке предприятием и благодаря росту масштабам предприятия, где крупный субъект экономической деятельности поглощает малые предпри-ятия. Возникновение административной монополии – причина действий государственных органов. Как правило, здесь группируются предприятия одной отрасли, которые выступают как один субъект на рынке, либо объ-единенные организационные структуры для государственных предприя-тий, подчиненные министерствам, ассоциациям [12].
Тем не менее монополию нельзя называть исключительно неблаго-приятной формой экономической организации, так как и для нее есть до-стоинства, например, возможность замены рыночного механизма системой контрактных отношений, что позволяет снизить издержки, связанные с риском и выпуском продукции, а значит эффект от масштаба производства будет максимален. Но и стоит отметить недостатки: экономия на качестве продукции, замедление технического прогресса, применение формы адми-нистративного диктата, что противоречит рыночному механизму, возмож-ность устанавливать высокий уровень цен на продукцию, где тем самым монополист перекладывает издержки в значительном объеме на конечного потребителя, который не в состоянии как – либо оказать влияние на сни-жение цены на товар.
Следовательно, монополия носит глубоко противоречивый характер, не имеет однозначного благоприятного или негативного влияния на эко-номику в целом.
Антимонопольное регулирование — целенаправленная государствен-ная политика, которая осуществляется в пределах, согласно действующему законодательству, по установлению правил экономической деятельности на товарных рынках для обеспечения добросовестной конкуренции и эф-фективности рыночных отношений [11]. Данная политика в экономической сфере нацелена на предотвращение монопольной деятельности, функции которой заключаются в следующем: запрет полного контроля над ценами и установление единого порога ценовой политики, предотвращение разде-ления территорий экономической деятельности и монопольных структур, пресечение захвата контроля над большей долей рынка и устранения кон-курентов.
Антимонопольное законодательство с целью развития конкуренции накладывает ограничения на слияния между предприятиями одной отрас-ли, то есть горизонтальные слияния, а также соединения предприятий смежных отраслей и конгломератами [8].