Антикризисное стратегическое планирование Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Антикризисное стратегическое планирование: содержание, алгоритм формирования, механизм реализации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного стратегического планирования 5

1.1 Сущность и понятие антикризисного стратегического планирования 5

1.2 Виды антикризисных стратегий 9

1.3 Анализ кризисной ситуации и этапы планирования антикризисных стратегий 14

Глава 2. Практические аспекты антикризисного теоретического планирования 23

2.1 Алгоритм формирования антикризисного стратегического планирования 23

2.2 Механизм реализации антикризисного стратегического планирования 33

Заключение 41

Список используемой литературы 43

  

Введение:

 

Стратегическое планирование — процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями компании, ее потенциальными возможностями и шансами на успех в условиях рынка.

Цель стратегического планирования — выявить наиболее перспективные направления деятельности компании, которые обеспечат ее рост и процветание. Стратегическое планирование направлено на адаптацию компании к изменяющимся условиям внешней среды и на извлечение выгод из новых возможностей, которые предоставляет эта среда. В основу разработки стратегических планов кладется анализ перспектив развития компании при определенных предположениях о тенденциях изменений внешней среды. Важнейшим элементом этого анализа является определение позиций компании в конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции. Большая роль в стратегическом планировании отводится изучению факторов неопределенности и учету различных рисков, порождаемых неопределенностью.

Процесс стратегического планирования, как правило, включает следующие этапы:

— формулирование миссии компании;

— определение стратегических целей;

— разработка стратегических альтернатив, ведущих к достижению поставленных целей;

— выбор стратегии;

— формирование хозяйственного портфеля и разработка функциональных стратегий;

— реализация стратегии;

— контроль за ходом реализации стратегии и внесение в нее при необходимости соответствующих корректив.

Рыночная экономика в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Одним из механизмов, способствующих перетоку капиталов в наиболее доходные сферы, является механизм банкротства.

В этих условиях особую значимость приобретает антикризисный менеджмент как деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание. Антикризисное управление фирмой начинается с момента выбора ее миссии. Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. Если же предприятие оказалось в «долговой яме», необходимо прилагать усилия по восстановлению его платежеспособности. Осуществлению этих мероприятий способствует выработка предприятием собственной антикризисной стратегии, которая в свою очередь может способствовать более эффективному управлению активами (пассивами) предприятия.

Цель данной работы проанализировать все аспекты и направления антикризисной стратегии планирования.

Задачи:

1. Проанализировать сущность и понятие антикризиснго стратегического планирования

2. Выявить виды антикризисных стратегий

3. Изучить этапы и алгоритм формирования анстигризисной стратегии

4. Проанализировать алгоритм реализации антикризисной стратегии.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Так как Россия находится на самом первом переходном этапе рыночных отношений и почти все предприятия перестраиваются на рыночный путь хозяйствования, то наиболее остро встают вопросы антикризисного стратегического управления. Раскрытию этих вопросов была посвящена данная курсовая работа. Изучив, которую можно сделать следующие выводы.

Кризис предприятия в широком смысле слова означает смену повышающейся тенденции развития понижающейся. Он состоит из нескольких фаз. Первая — снижение рентабельности и объемов прибыли предприятия. Вторая — убыточность производства. Третья — истощение или отсутствие резервных фондов. Четвертая — неплатежеспособность.

Для преодоления всех неблагоприятных последствий данных фаз каждая организация разрабатывает свою антикризисную стратегию (выбирает одну из стратегических альтернатив): ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание. В рамках этих стратегий предприятие разрабатывает свою антикризисную тактику, основными мероприятиями которой являются сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом, содержанием основных фондов и персонала, что ведет к сокращению производства в целом и т.д.

Антикризисное управление так же, как и любое другое, может быть малоэффективным или более эффективным. Эффективность антикризисногоуправления характеризуется степенью достижения целей смягчения, локализации или позитивного использования кризиса в сопоставлении с затраченными на это ресурсами. Трудно оценить такую эффективность в точных расчетных показателях, но увидеть ее можно при анализе и общей оценке управления, его успешности или просчетов.

Можно выделить основные факторы, которые определяют эффективность антикризисного управления. Их понимание и дифференциация помогают его анализировать и успешно осуществлять.

Профессионализм антикризисного управления и специальная подготовка.Такой профессионализм рождается в процессах специального обучения, целенаправленного аккумулирования опыта и развития искусства управления в критических ситуациях.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты антикризисного стратегического планирования

1.1 Сущность и понятие антикризисного стратегического планирования

Адаптация к рыночным условиям хозяйствования в рамках жесткой конкуренции приводят к несостоятельности отдельных субъектов хозяйствования или их временной неплатежеспособности. Для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности все предприятия должны время от времени вносить изменения в свою хозяйственную деятельность. Антикризисная стратегия предприятия позволяет установить: каким образом предприятие может противостоять изменениям внешней среды (возникающим часто, нерегулярно и практически непредсказуемо); с помощью каких предварительных мер можно сохранить свою жизнеспособность и достигнуть намеченных целей.

Антикризисные стратегии — это стратегии, оптимизирующие поведение предприятия в условиях спада, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности корпорации и угрозы банкротства. Они включают комплекс мер в области планирования, управления персоналом, финансов, взаимоотношений с группами поддержки, а также юридических и других мероприятий с целью обезопасить фирму от угрозы банкротства или существенного спада и создать условия для поворота к оздоровлению предприятия.

Антикризисная стратегия предприятия охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия. Любую ситуацию, в которой предприятие не успевает подготовиться к изменениям, можно считать кризисной. Чтобы этого не произошло, необходимо вовремя понять причины, по которым экономика предприятия оказалась в кризисе, и принять меры еще до внешнего проявления трудностей.

Стратегия антикризисного управления охватывает все запланированные, организуемые и контролируемые перемены в области существующей стратегии, производственных процессов, структуры и культуры любой социально-экономической системы, включая частные и государственные предприятия. Предприятие должно постоянно следить за основными факторами окружающей среды и делать своевременные и правильные выводы относительно своих потребностей в изменениях. Толчком к изменениям являются кризисные ситуации. В зависимости от того, в какой области они представляют опасность для достижения целей предприятия, выбирается соответствующая антикризисная стратегия.

Предприятие имеет успех только в том случае, если находится в состоянии последовательного и неуклонного развития. Поэтому полноценная антикризисная стратегия — это стратегия созидания, захвата и удержания определенной рыночной ниши, стратегия конкурентного преимущества в долгосрочной перспективе.

Стратегия – это принцип эффективной адаптации к изменениям окружающей среды. Внешние условия окружающей среды меняются быстро, поэтому весьма важно получение оперативной обратной связи с внешним миром в виде показателей, которые характеризовали бы будущее — например, показателей роста доли рынка, роста удовлетворенности покупателей. Ведь упреждающее воздействие гораздо эффективнее, нежели воздействие по устранению последствий.

Стратегическое планирование – это особый вид практической деятельности, которая состоит в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе.

Процесс стратегического планирования представляет собой последовательную реализацию следующих этапов: определение миссии организации; формирование целей организации; оценки и анализа внешней среды; управленческое обследование сильных и слабых сторон организации; анализ стратегических альтернатив; выбор стратегии; реализация стратегии; оценка стратегии.

Содержание стратегического планирования раскрывают такие основные процедуры: стратегическое прогнозирование (стратегические прогнозы); программирование (проекты стратегических программ); проектирование (проекты стратегических планов разных уровней). Миссия организации – основная общая цель организации, выражающая причины ее существования.

Цель – желаемое состояние в развитии организации. Общеорганизационные цели формируются на основе миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируются высшее руководство. Оценка и анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для организации.

Значительные различия в формировании, выборе и реализации антикризисных стратегий, планов и программ антикризисного экономического поведения предприятия во внешней и внутренней среде, разнообразие факторов, влияющих на эти процессы, которые в экономической литературе четко подразделяются на внешние и внутренние, положения системного подхода, рассматривающего предприятие как открытую социально-экономическую систему, и необходимость адаптации внутренней среды предприятия к требованиям внешней обусловливают необходимость разграничения внешнего и внутреннего антикризисного экономического поведения предприятия.

Внешнее антикризисное экономическое поведение предприятия — это процесс осуществления действий, направленных на установление такого взаимодействия с факторами внешней среды предприятия, которое обеспечит ему долгосрочное выживание и развитие в период кризиса.

Внутреннее антикризисное экономическое поведение предприятия — это процесс осуществления действий, направленных на приспособление внутренней среды предприятия к требованиям внешней среды для обеспечения формирования, выбора и реализации антикризисных стратегий и программ.

Стратегии внутреннего экономического поведения предприятия адаптируются к стратегиям внешнего антикризисного экономического поведения с учетом имеющегося внутреннего потенциала, но в любом случае внутреннее экономическое поведение обеспечивает реализацию внешнего.

Стратегическое планирование антикризисного экономического поведения предприятия является более сложным процессом, чем стратегическое планирование, и охватывая все уровни управления на предприятии, включает как разработку, так и реализацию целей, стратегий, программ, решений по обеспечению выживания и развития предприятия в период кризиса во внешней среде. При этом содержание, объект, предмет, цели, ориентиры, уровень иерархии, масштабы, периоды, задачи планирования антикризисного экономического поведения гораздо шире стратегического планирования деятельности предприятия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы