Литературоведение Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Античные мотивы в поэзии А.Ахматовой.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИНТЕРЕС И ОБРАЩЕНИЕ К АНТИЧНОСТИ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. ПРОБА ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие об античном мотиве 5
1.2. Ключевые характеристики античных мотивов 10
ГЛАВА II. АНТИЧНОСТЬ КАК ВЕЧНЫЙ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ А.А. АХМАТОВОЙ 13
2.1. Обращение к античности в сборнике «Четки» 13
2.2. Обращение к античности в сборнике «Белая стая» 15
ГЛАВА III. АНТИЧНОСТЬ КАК ЩИТ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННОЕ ВРЕМЯ 19
3.1. Идейно-эстетические характеристики построения «античного текста» лирики А. Ахматовой 19
3.2. Основные художественные универсалии «античного текста» А. Ахматовой 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы определяется ее согласованием с общей направленностью современных литературоведческих исследований на углубленное изучение функционирования средств формирования литературного жанра в рамках художественного произведения..
В художественных произведениях эти средства являются характеристиками персонажа и в своей совокупности образуют словесно-художественные портреты, которые служат основным средством раскрытия образов этих персонажей. Стереотипизация представляет собой обобщение объектов реальности, характеризующееся стандартностью, канонической образов. Процесс стереотипизации выполняет интегрирующую функцию, синтезируя предметный и функциональный смысл, семантическую и оценочную, прагматическую и эстетическую направленность произведения художественной литературы, который может рассматриваться как определенная информационная система. Эта система не только предоставляет достоверность явлениям действительности, которая отображается, но и представляет собой реализацию канона соответствующего вида коммуникативной деятельности автора по созданию произведения, конструкции его образов. То есть авторское оценочное отношение к образу персонажа, формирует определенную модель, схему литературного воплощения этого персонажа. Так что в художественном тексте реализуется осознанный тщательный подбор средств характеристики персонажа. Организация материала описаний и ее использование в произведении зависят от конкретной цели писателя, которая тесно связана с сущностью образа действующего лица.
Цель исследования заключается в том, чтобы определить поэтикальные доминанты античных мотивов в лирике А. Ахматовой. Поставленная общая цель обуславливает поэтапное решение следующих задач:
— рассмотрение истории функционирования понятия «античный мотив»;
— выделение типологии античных мотивов;
— определение причин использования античных мотивов в лирике А. Ахматовой;
— анализ механизмов использования античных мотивов в лирике А. Ахматовой.
Объектом исследования является отражение античности в лирике А. Ахматовой.
Предмет исследования – закономерности использования античных мотивов в лирике А. Ахматовой.
Методика исследования носит комплексный характер: аналитический или описательный метод используется при идентификации жанровых доминант и описании их основных признаков; количественный метод и метод компонентного анализа – для определения объективных показателей исследуемого явления, сравнительный (компаративный) метод – для сопоставления характера формирования жанра в различных эстетических системах.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования полученных результатов в курсе лекций и семинарских занятий по литературоведению, специальных курсов, посвященных творчеству А. Ахматовой.
Структура исследования соответствует его целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Лирика Анны Ахматовой получила всеобщее признание как уникальное явление в истории литературы двадцатого столетия. Поэтесса творила на протяжении более полувека, который вместил в себя резкие исторические переломы, которые коснулись не только российской действительности, но и повлияли на судьбу всего мира.
Для лирики характерно отличие от иных родов литературы тем, что она подразумевает наиболее непосредственную связь с читателями. На протяжении десятилетий творческой активности Анны Ахматовой аудитория претерпевала значительные изменения, которые изменили не только ее социальный состав, но и эстетические вкусы. Относительно этого контрастными являются читательские симпатии к творчеству Ахматовой как понятие константное, и критические оценки ее творчества в литературоведческих изысканиях как понятие непостоянное и изменчивое. Первые противоречия датируются уже 1912 годом, когда вышел первый поэтический сборник Анны Ахматовой – «Вечер». Данное явление может быть полноценно описано и систематизировано лишь в том случае, если будет осмыслено все творчество поэтессы как единая система.
Поэзия Анны Ахматовой никогда не представляла собой непрерывную историю изучения: на ее прерывистость ощутимо повлияло наличие катаклизмов, связанных со сферами бытия общества и его сознания. Все это обусловило наличие лакун в исследовательских дискурсах. Так, рассмотрение отдельных вопросов находилось на уровне общей пунктирности, некоторые из них так и не получили полного ответа, перейдя, впрочем, «по сроку давности», в разряд «авторитетных» суждений, впоследствии воспринимаемых в качестве общеизвестных аксиом.
Вхождение Анны Ахматовой в литературу, более того, ее художественное утверждение в ней было неразрывно связано с любовной тематикой. Первые пять из ее стихотворных сборников, начиная с книги «Вечер» 1912 года до «Anno Domini» 1921 года характеризуются одной линией тематики и являются практически однородным массивом, отклонения в котором являются достаточно немногочисленными. Впрочем, данным отклонениям присуща ощутимая весомость.
Так, Анна Ахматова откликается на определенные исторические события – в частности, речь идет о первой мировой войне (стихотворения «Памяти 19 июля 1914», «Июль 1914», «Молитва»), декларирует собственную позицию, когда вокруг происходят социальные катаклизмы (стихотворения «Не с теми я, кто бросил землю», «Мне голос был»), защищает собственное нравственное достоинство (поэзии «Клевета», «Уединение»).
В поэзии, которая не посвящена теме любви, обнаруживаем резкое проявление причастности поэта к сфере, связанное с бытием и бытом и являющейся наиболее личной во всем ее творчестве. Впрочем, главным все-таки остается интимно-личное начало. Так, благодаря откровениям, которые обращены к душевным глубинам, происходит выделение индивидуальности, которая присуща лирическому я, и, следовательно, позволяет ему использование гражданского пафоса. Стихами о любви, по сути, производится образование фона и подпочвы для тех заявлений поэтического характера, которым присуща программность.
В составе общей темы объединены едва ли не более, чем двести поэтических произведений. Можно говорить о понимании Ахматовой столь существенного «перекоса» в одном направлении, однако нельзя не сказать о том, что именно благодаря интимной лирике Ахматова в основном производила мобилизацию интереса читателей.

 

Фрагмент текста работы:

 

. ИНТЕРЕС И ОБРАЩЕНИЕ К АНТИЧНОСТИ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА. ПРОБА ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ

1.1. Понятие об античном мотиве
Литературоведы обычно подчеркивают, что в лирике «поэт раскрывает свою душу», взгляды, характер, обусловленные «переживанием, состоянием души» [3]. О рефлексии тела, о его форме, телесности почти никто не вспоминает, потому что эти понятия являются табуированными, акцентированными разве что в адаптированной для стихотворного «воспевания» красоты женского, иногда мужского тела, лексике.
В научных трудах при анализе лирических произведений констатируют только их «повышенную эмоциональность» [10], которая проявляется в эмоционально-экспрессивной стилистике, но не сводится только к ней, потому что имеет признаки медитативности, философичности, интеллектуального пафоса и т.д., ведь «лирика – это не только выплеск чувств с целью их познания, но и обязательно сообщение, имеющее целью привлечь внимание читателя к чувствам автора» [5]. Эротические признаки при этом опускаются.
Фигуру умолчания применяют и тогда, когда лирику трактуют как искусство «значительное, высокое, прекрасное (иногда в противоречивом, ироническом преломлении)», как «своеобразную экспозицию идеалов и жизненных ценностей человека» и одновременно «антиценностей – в гротеске, в инвективе, в сатире» [1]. После такого толкования лирики Л. Гинзбург отмечает, что «путь лирической поэзии» проходит не тут [1], но не разъясняет, в чем дело.
К сожалению, эротической лирике в свете такого понимания сущности лирики места не нашлось, поскольку, по традиционным, «целомудренным» представлениям, она как будто не вяжется с эстетическими категориями прекрасного и возвышенного, хотя это еще надо доказать. Эротическая лирика оказалась в двусмысленной аксиологической ситуации: будучи полупризнанной, она вновь и вновь по молчаливому согласию исследователей попадает в разряд «антиценностей», соотносясь с «низкими» эстетическими категориями безобразного и отвратительного. Очевидно, «путь лирической поэзии» будет полноценным, когда будут учитываться все ее жанрово-стилевые аспекты без предвзятого отношения к каждому из них.
Для выяснения сущности эротической лирики стоит применить апофатический прием (по А. Лосеву, который определял существенные свойства символа и мифа), отсекая присущие ей признаки при сопоставлении с другими типами лирики.
Эротические произведения не поднимают социальную или национальную проблематику, не перегружают себя публицистической риторикой, как гражданская лирика, не поучают, как дидактическая, не подвержены рефлективному созерцанию природы, как пейзажная, не погружаются в онтологически-экзистенциальные концепты и универсалии, как философская, не сосредоточены на осмыслении человеческой судьбы во вселенной, как медитативная, не причастны к трактовке исторического процесса вне его продолжительности, детерминированности, в спонтанных вспышках героики, как историософская, не замечены в апелляции к Богу, как религиозная, к освещению коллизий человеческой души, как психологическая. В то же время эротическая лирика не отделена от них, часто использует их выразительно- изобразительные элементы, обнаруживает способность разворачивать собственные лирические сюжеты в социальных, национальных, пейзажных, философских и т.д. контекстах, формировать синтетические жанры, например, лирику эротически-психологическую, эротически-пейзажную, эротически-медитативную и тому подобное.
Возможны и другие жанровые соединения, если принять во внимание предложенную И. Качуровским дифференциацию лирики на такие разновидности, как маринистическая, экзотическая, экологическая, рустикальная, хуторянская, кладбищенская, урбанистическая, тюремная, ностальгическая, трудовая, ситуационная, геронтологическая, транспозитивная, лирика воспоминаний, мадригал и др. [2].
Стоит учитывать и условность такого разделения, в основу которого положен преимущественно тематический принцип, вызывающий нарекания литературоведов по причине недостаточной точности классификации [8], поэтому «литературу не следует представлять как некую площадь, разграниченную заборами на участки, имеющие названия жанров, на территории которых находятся те или иные стихи»; все же лирика – это множество стихов, наделенных определенными эстетическими чертами в различных градациях, неравномерно, хотя существуют стихи с относительно чистыми образцами лирического «я», поэтому их, несмотря на разную рецепцию, следует изучать такими, какие они есть [9] .
Признавая неповторимость каждой жанровой разновидности лирики, необходимо видеть в них родственные или аналогичные свойства, их общие и отличительные признаки, следить, чтобы ни один вид не выпал из типологического ряда, не был вытеснен на его маргинесы, как это произошло с эротической лирикой. Важно при этом не только равное расположение жанровых разновидностей, но и соотнесение вариантов лирики с ее родовым инвариантом как конкретного, особого с общим, учет дифференциальных признаков каждого компонента.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы