Методика и методология социологических исследований Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Анкетирование и интервьюирование в социологических исследованиях потребительской оценки услуг(на примере дилерского центра Тойота Тверь)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1.
Анкетный опрос как метод социологического исследования. 10

1.1. Сущность
и виды анкетирования. 10

1.2.
Достоинства и недостатки. 29

Глава 2.  Опыт
использования в исследованиях потребительских предпочтений. 33

2.1
Исследование потребительского поведения (опыт) 33

2.2.
Анкетирование потребительской оценки услуг на примере дилерского центра Тойота
Тверь. 38

Заключение. 49

Список
используемой литературы: 51

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Исследователю часто нужна
информация о явлениях и процессах, недоступных прямому наблюдению и не
находящих отражения в документах (мотивы, интересы людей, их семейная жизнь или
бытовая деятельность и т.д.). Источником этой информации являются сами люди, их
высказывания о своих мнениях, настроениях, поступках или о том, что их
окружает. Такую информацию можно получить только с помощью опроса. Это наиболее
распространенный вид социологического исследования и самый широко используемый
метод сбора первичной информации, благодаря которому получают до 90% всех
социологических данных. Опрос является средством получения данных о состоянии
общественного мнения, состоянии сознания и поведения людей. Специфика данного
метода заключается в том, что источник первичной социологической информации —
человек (респондент), поэтому получаемая информация отражает изучаемую
действительность в «преломленном» (через сознание респондентов) виде.

В современных
условиях социологическое знание находит применение в самых широких сферах
жизнедеятельности общества. Компетентные социологические исследования,
достоверно раскрывающие многообразие и сущность различных социальных явлений, а
также закономерности их изменений в объективной реальности, приобретают важное
значение. Социологическое исследование – это система логически последовательных
методологических, методических, организационно-технических процедур, связанных
между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или
процессе. Социологические исследования занимают ведущее место в практике
анализа социальной действительности. Их результаты дают возможность получить
самую разнообразную информацию, которая свидетельствует о процессах, явлениях,
происходящих во внутриколлективной жизни, обществе в целом, позволяют углублять
количественный и качественный состав получаемых данных. В качестве инициатора
социологического исследования выступают социальный заказ в виде обострения
социальных противоречий, наблюдаемых социологом и вызывающих его интерес, или
совокупность проблем, задач, целей, поставленных субъектом управления различных
уровней, общественными организациями, СМИ перед социологами-исследователями,
практиками, консультантами. Таким образом, актуальность выбранной темы сомнений
не вызывает.

 Проблема. Актуальность
анкетного опроса в социологических исследованиях.

Цель данной работы — анализ анкетных опросов и
интервью.

Для достижения
поставленной цели решаются следующие задачи:

1. описать метод анкетного опроса;

2. описать опыт использования анкетного опроса
при изучении потребительских предпочтений;

3. провести анкетирование потребительской оценки
услуг на примере дилерского центра Тойота г. Тверь

4. сделать выводы из результата анкетирования.

Объектом исследования являются методы социологических
исследований.

Предметом исследования в данной курсовой работе являются
анкетные опросы и интервью. Разновидности опросов и их специфика.

Методы
исследования анализ
и синтез.; методы анкетирования и интервьюирования.

Степень
изученности. Степень
научной разработанности проблемы. Анализ имеющейся отечественной и зарубежной
литературы показывает, что фактически во всем мире, особенно в странах
демократической ориентации, проблемам опроса в настоящее время уделяется особое
внимание. Нами изучены соответствующие разделы учебников, по которым обучают
студентов в США, Канаде, Германии, Великобритании и других зарубежных странах.
Везде освещение проблем опроса в них занимает ключевое место. Но наиболее
теоретически разработан данный метод в Соединенных Штатах.

Для России, большинства других стран СНГ
также характерно проявление большого, все возрастающего интереса к прикладной
социологии. С 1995 по 1 января 2004 года только в Российской Федерации издано
более 100 учебников и учебных пособий по социологии. В двух третьих из них
содержатся разделы по организации и проведению опросов. Полагаем, что
накопленный зарубежный и отечественный опыт в существенной степени ускорит
повышение общей социологической культуры.

В отечественной традиции наблюдается также
увеличение количества публикаций по различным аспектам концептуальной модели
теории опроса. Среди наиболее известных работ выделяются монографии:
Андреенкова В.Г., Аверина Ю.П., Масловой О.М., Белановского С.А., статьи
Веселковой Н.В.[1]

Захарова В .Я., Козловой Т.З., Куракина В.,
Мягкова Ю.А., Дмитриевой Е.В., докторская диссертация Гавры Д.П. и др.[2] В
то же время необходимо отметить, что с точки зрения уровня и степени научной
разработанности теории опроса в России, цельного учения с учетом последних
достижений науки и техники еще не создано. Однако существенным образом
увеличивается количество отдельных публикаций по рассматриваемым проблемам.

За последнее время в странах СНГ произошли
изменения во всех сферах социальной жизни. В этой связи существенным образом
изменилась и тематическая направленность социологических исследований. В
Украине, к примеру, фактически была свернута отраслевая социология, связанная с
изучением производственных отношений, семьи, культуры, образа жизни населения в
целом. В социологии проблематика качества социологического опросного
инструментария разрабатывалась отечественными учеными Аверьяновым Л.Я., Бутенко
И.А, Масловой О.М., Мягковым А.Ю., Рогозиным Д.М., Татаровой Г.Г.2 и другими, а
также зарубежными авторами, такими как Брэдберн Н. и Садмен С., Туранжо Р.,
Новак С., Шуман Г. и Прессер С.3 Так, в работе Аверьянова Л.Я «Искусство
задавать вопросы»[3]
рассматриваются основные принципы построения программы социологического
исследования, даны общие правила формулировки конкретного анкетного вопроса, а
также предложены некоторые правила по разработке социологической анкеты и особенности
ее восприятия респондентами.

В книге Рогозина Д.М. «Когнитивный анализ
опросного инструмента»[4]
рассматривается когнитивный подход, применяемый для тестирования опросного
инструмента. На примере серии практических исследований автор показывает, как
следует проводить тестирование вопросников с помощью техник когнитивного
анализа. Среди работ Мягкова А.Ю. монографии, учебные пособия и статьи,
посвященные теоретическим и методологическим аспектам проблемы неискренности
респондентов в социологических исследованиях: «Правда и ложь в социологических
опросах: методы измерения и контроля»[5] ,
«Искренность респондентов в сензитивных опросах: Методы диагностики и
стимулирования»[6] ,
«Влияние метода сбора данных на вербальное поведение респондентов»[7] ,
«Шкалы лжи из опросника MMPI: Опыт экспериментальной валидизации» и некоторые
другие. Работы следующих авторов – Белановского С.А., Давыдова А.А. и Давыдовой
Е.В., Красникова М.А., Лагуна А.Е., Матовской А.В.[8] –
описывают проблему неискренности в социологических исследованиях. Белановский
С.А. в своих работах «Метод фокус-групп»[9] и
«Индивидуальное глубокое интервью»[10]
описывает возможное поведение респондента во время опроса, а также акцентирует
внимание на роли интервьюера на его влиянии на респондента.

Но мы не будем касаться этого аспекта в
данной работе, потому что нас интересуют симптомы недобросовестности, вызванные
не интервьюером, а инструментом социологического исследования — анкетой. Другой
пласт проблем, изученных и представленных в работе, посвящен невербальному
выражению основных эмоций и невербальных характеристик человека, которые
приписываются нечестности. Он наиболее хорошо разработан в рамках психологии и
социальной психологии. Ведущими специалистами, работавшими по этой проблеме,
являются Лабунская В.А., Мацумото Д., Наварро Д., Фрай О., Экман П. и другие, а
также современные исследователи языка жестов, такие как Кендон А., Крейдлин
Г.Е., Моррис Д., которые уделяют большее внимание взаимодействию вербальных и
невербальных кодов, а также особенностям языка тела в отдельных культурах[11].

Следует отметить, что все описанные в
социологической литературе невербальные симптомы эмоций воспроизводятся при
взаимодействии с другим субъектом — партнером, коммуникатором, интервьюером.
При разработке инструментов опроса вопрос касается воспроизводимости
невербальных выражений эмоций без контакта респондента с другим человеком, но
при работе с анкетой. Это стало основным направлением наших диссертационных
исследований. Для рационального использования и функционирования невербальных
признаков в социологических исследованиях, основанных на исследовательской
традиции, необходимо доказать, являются ли они на самом деле повторяющимися
проявлениями различных эмоций. С этой целью методологические эксперименты ставят
задачу определить, какие жесты и выражения лица, являющиеся признаками эмоций и
показателями нечестности, будут воспроизведены респондентами при ответах на
деликатные вопросы, на которые вы, скорее всего, получите нечестные ответы, и
также, чтобы узнать, какие ответы обычно можно назвать вопросами анкеты. С
нашей точки зрения, полученные результаты могут быть использованы в пилотных
анкетах массовых опросов общественного мнения для устранения неточностей и
исправления вопросов, которые потенциально могут внести предвзятость в
социологические данные и результаты социологических исследований. Таким
образом, все вышеперечисленные проблемы сводятся к одной общей задаче —
созданию единой технологии анализа невербальных реакций респондента на
социологический набор инструментов (анкету) в его работе на пилотной фазе с
целью дальнейшего ее совершенствования.

Теоретической
и методологической основой
работы послужили теоретические исследования ведущих политологов и
социологов, материалы социологического исследования, использована научная
литература по теме исследования, положения, изложенные в трудах российских
ученых экономистов и финансистов, таких как: Е.Г. Галицкая, Е.П. Голубков, А.М.
Демидов, А.Л. Денисова, Г.С. Драпкина, С.Н. Кравченко, Э.В. Новаторов, Л.В.
Осипова, Ф.Г. Панкратов, М.А. Постолова, Н.А. Солдатова, В.В. Таранов. В
качестве источников написания работы использовались законодательные и правовые
акты, учебная и специальная литература, ресурсы Интернет.

Практическая ценность работы заключается в том, что
полученные знания из исследования, может использовать в своей деятельности
современное поколение. В процессе дальнейшего освоения профессии это даст
возможность понять, как действовать при опросах, как вести себя в тех случаях,
когда респондент не хочет отвечать или просто не находит на это времени, как
нужно представляться и насколько правильно доносить информацию до общества,
чтобы ее содержание не вызывало двусмысленного толкования.

Структура
курсовой работы представлена введением, тремя главами,
которые условно поделены на параграфы, заключением, списком использованной
литературы и приложениями. Работа написана на 63 страницах текста, список
используемой литературы список представлен 30 источниками. [1] Sociologi. Thirl Canadion edifrion.
Ontario. — 2000. — p. 3-25; Horowitz, Irving Louis. The Decomposition of
Sociology. New York Oxford University Press, 1993. — p. 9-21.; Громов И.А., Мацкевич A.IO. Семенов В.А. Западная социология. — СПб, 1997. — 372 е.; Американская социологическая мысль: Хрестоматия/ Под ред. В.И.
Добренькова. — М., 1996. — С. 21-95. [2] Мягков
А.Ю. Обеспечение анонимности в социологическом опросе (аналитический обзор
зарубежных исследований)// Социол. исслед. — 1999. — № 5. — С. 79-84 [3]
Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е,
переработанное и дополненное. – М., 1998. [4] Рогозин
Д.М. Когнитивный анализ опросного инструмента. – М.: Фонд «Общественное
мнение», 2002. [5] Мягков
А.Ю. Правда и ложь в социологических опросах: Методы измерения и контроля. –
Иваново: ИГЭУ, 2008. [6] Мягков
А.Ю. Искренность респондентов в сензитивных опросах: Методы диагностики и
стимулирования. – Иваново: ИГЭУ, 2007. [7] Мягков
А.Ю. Шкалы лжи из опросника MMPI: Опыт экспериментальной валидизации //
Социологические исследования. 2002. № 7. [8]
Белановский С.А. Метод фокус-групп. – М.: Издательство Магистр, 1996;
Белановский С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001;

Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение искренности
ответов. – М.: ИСРАН, 1992;

Красников М. Феномен лжи в межличностном общении //
Общественные науки и современность. 1999. № 2.

Лагун А.Е. Невербальное поведение: к методике
использования в социологическом исследовании / А.Е. Лагун // Социологические
исследования. 2004. № 2; Маслова С.,

Лагун А.Е. Изучение невербального поведения в
качественных маркетинговых и социологических исследованиях (На основе тренинга
для модераторов фокус-групп) // Практический маркетинг. 2003. № 7 (77);

Матовская А.В. Использование невербальной информации в
личном интервью // Социологические исследования. 2006. № 1. [9] Белановский
С.А. Метод фокус-групп. – М.: Издательство Магистр, 1996. [10] Белановский
С.А. Глубокое интервью: Учебное пособие. – М.: Никколо-Медиа, 2001. [11] Методика
и техника социологических исследований в сферах экономики и финансов. Учебное
пособие к практикумам по курсу социологии. Под ред. Силласте Г.Г. М.:
Финансовая академия при Правительстве Р.Ф.,1999.- 158 с.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, поведение потребителей на рынке, характер покупок определяется их
личными, культурными, социальными и психологическими факторами, изучение
которых является важнейшей задачей исследования. На покупательское поведение
покупателя влияет его вера, т.е. его определенные представления о продукте.
Вера может быть основана на реальных знаниях, мнении, вере. Они могут быть
эмоционально заряженными, а могут и не быть. Полезно знать, что потребитель
думает о конкретном продукте. Очевидно, что негативные убеждения мешают вам
совершать определенные покупки[1].

Потребительские оценки основаны как на их знаниях, так и на
эмоциональных аспектах восприятия. Конечно, вышеупомянутые области исследования
потребителей не изолированы, очень часто анкеты содержат также вопросы,
направленные на изучение мнения потребителей в различных областях, упомянутых
выше. Обычно считается, что отношение включает три компонента: когнитивный
(начальная осведомленность о продукте бренда, знание его основных
характеристик, полное знакомство), эмоциональный (оценка продукта, определение
того, нравится он ему или нет), волевое действие (покупка продукта). продукт).
Измерения чаще сосредоточены на втором компоненте, на определении положительных
или отрицательных ощущений по отношению к изучаемому объекту.

Основным условием использования сопряженного анализа является
возможность описания исследуемого продукта с помощью набора атрибутов. Таким
образом, этот метод неприменим для оценки модных продуктов, таких как
парфюмерия. Поэтому этот метод неприменим для изучения категорий товаров,
которые потребителю не известны (принципиально новые). Поскольку результаты
анализа позволяют улучшить отдельные атрибуты конкретного продукта, атрибуты
должны иметь конкретное реальное значение.

Ценность правильности потребностей заказчика очевидна. Однако ценность
как для потребителя, так и для бизнеса также зависит от скорости реакции[2].
Удовлетворить потребителя обычно не сложно; просто нужно время и деньги, чтобы
это исправить. Благодаря большому количеству тестов и испытаний большинство
компаний в конечном итоге добьются этого. Действовать быстро тоже не сложно. Но
действовать быстро и правильно — проблема.

В практической части была изучена деятельность ООО «Тойота Мотор».
Тойота Центр Тверь — еще один дилерский центр, спроектированный в соответствии
с новой концепцией автосалона Тойота. Ориентация на клиента и постоянные
инновации Toyota просто отражают лучшую и наиболее успешную организационную
культуру. Эта концентрация мысли — основа всех лучших спектаклей.

Было проведено исследование основных тенденций и закономерностей в
требованиях потенциальных покупателей автомобилей на основе анализа их мнения
об автомобилях различных марок от ООО «Тойота Мотор». Было обнаружено, что
более высокие затраты увеличивают продажи все меньше и меньше, и что рост
продаж был наименьшим в регионах с наибольшей долей рынка. Вероятность покупки
использовалась для получения экономических оценок для выбора различных уровней
предпочтения коммерческого развития. [1] Шоннеси
О. Дж. Конкурентный маркетинг. / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2014. — 654с. [2] Таранов
В.В. Метод оценки привлекательности клиентов / В.В. Таранов // Марктеинг в
России и зарубежом. — 2013. — № 1. — С. 47 – 51

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Анкетный опрос как метод
социологического исследования. 1.1. Сущность и виды анкетирования Методы качественного маркетингового исследования ориентированы на
изучение мнений, установок, мнений и интересов потребителей. Они позволяют исследователю
понять сложный и разнообразный характер действий клиента. Данные о качестве
собираются, чтобы узнать больше о вещах, которые нельзя измерить или наблюдать
напрямую.

Главное, на чем основаны качественные методы исследования, — это более
свободная реакция респондентов на нечеткие стимулы. Чем глубже мотивы, эмоции,
потребности, мнения и ценности, тем более формализована мотивация. Другими
словами, обсуждаемые общие проблемы предлагают гораздо более широкий спектр
альтернатив, чем формальные исследования.

Качественные методы менее структурированы, взаимодействие с респондентом
более длительное и гибкое, а полученные данные более полны и глубже по
содержанию, что означает более высокую вероятность получения новых знаний и
новых идей. Число респондентов невелико, их группа лишь частично представляет
опрошенное население, поэтому качественные методы являются лишь предварительным
шагом, но не заменой тщательно структурированного и всестороннего
количественного исследования.

К
качественным методам относятся:

1. Наблюдением называют прямые визуальные или
визуальные средства (видеокамеры, мониторы), которыми исследователь отдельно
контролирует какое-либо явление или процесс. Метод наблюдения, при котором
исследователь становится частью учебной группы, не сообщая об этом другим
членам группы, называется скрытым наблюдением.

2. Интервью — формализованное, проводимое
исследователем (интервьюером) по заранее подготовленному сценарию, интервью с
респондентом, ориентированное на интересующую исследователя тему;

3. Целевая группа — это небольшая группа,
объединенная по определенным критериям (обычно 8-12 человек), внимание и
интеллектуальные усилия которой исследователь временно сосредотачивает на
определенной теме. Задачи направлены не только на получение более подробной
качественной информации от каждого из участников, но и на выявление различных
точек зрения во время обсуждения и указание на вариативность мнений, поведения
и отношения. Взгляды участников во время дискуссии могут измениться, но задача
выработки единого решения, общей позиции обычно не стыкуется. Целевая группа
может состоять из реальных или потенциальных потребителей продукта,
представителей определенной социально-демографической группы, «лидеров мнений»
или профессионалов;

4. Экспертная оценка. Эксперты в данном случае —
это люди, которые по своему образованию, знаниям, доступу к информации,
статусу, должности, личному опыту являются более авторитетными специалистами в
той или иной области, чем «рядовой потребитель»;

5. Опрос — демонстрация образцов продуктов или
коммуникационных сообщений (например, рекламных объявлений) относительно
небольшой группе «типичных потребителей» с целью получения обратной связи и
внесения изменений в продукт или сообщение перед их массовым использованием.

Анкетирование — эмпирический метод
исследования, который строится на опросе определенного числа респондентов с
помощью анкет[1].

Основоположником этого метода исследования
считается Ф. Гальтон, который первым в истории составил анкету с сотней
человек.

Анкета — письменная форма опроса, обычно
проводимого заочно, т.е. без прямого и прямого контакта между интервьюером и
респондентом. Это рекомендуется в двух случаях:

а) когда нужно задать вопрос большому
количеству респондентов в относительно короткие сроки;

б) Респонденты должны тщательно обдумать свои
ответы и иметь перед глазами распечатанный вопросник.

Использование анкеты для опроса большой
группы респондентов, особенно в вопросах, не требующих внимательного
рассмотрения, не оправдано. В такой ситуации лучше поговорить с респондентом
лицом к лицу.

Опрос редко бывает непрерывным (касается всех
членов исследуемого сообщества), гораздо чаще — выборочным. Таким образом,
надежность и надежность информации, полученной в ходе обследования, зависит в
первую очередь от репрезентативности выборки.

Основным (но не единственным) инструментом
этого метода является анкета, которая состоит не только из анкеты и «паспорта»,
но и из преамбулы-инструкции. Их важность не следует недооценивать, поскольку в
условиях заочного общения с респондентом преамбула является единственным
средством мотивации респондента к заполнению анкеты, что формирует его
отношение к искренности ответов. В преамбуле сказано, кто и почему проводит
опрос, а также даны необходимые комментарии и инструкции по работе респондента
с анкетой.

При составлении текста анкеты следует
избегать единообразия используемых типов и форм вопросов, помня, что каждый из
них имеет свои преимущества и недостатки. При этом нельзя забывать о
последующей обработке персональных данных. Открытые вопросы, скажем, более
уместны, чем закрытые, если важно раскрыть все нюансы взглядов респондентов, но
полученную от них информацию будет сложно формализовать и обработать. Закрытые
вопросы, особенно в форме «предложений», шкал, таблиц и дихотомий, больше
подходят для обработки, но не гарантируют, что будет учтена полнота оценки
респондента.

Метод анкетирования — это психологический
метод вербальной коммуникации, в котором специально составленный список
вопросов — анкета — используется как средство сбора информации от респондента.
Допрос в психологии используется для получения психологической информации, а
социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль.
Анкетный опрос позволяет максимально строго следовать запланированному плану
исследования, поскольку порядок вопросов и ответов строго регламентирован.
Используя метод анкетирования, можно получить высокий уровень массового
исследования при минимальных затратах.

 Функцией этого метода можно назвать его
анонимность (личность респондента не фиксируется, записываются только его
ответы). Опрос проводится в основном в тех случаях, когда необходимо узнать
мнение людей о некоторых проблемах и в короткие сроки обратиться к большому
количеству людей. Г-н Гальтон считается пионером в использовании анкеты в
психологических исследованиях. В своем исследовании влияния наследственности и
окружающей среды на уровень интеллектуальных результатов он опросил 100
величайших ученых Великобритании с помощью анкеты.

Типы анкет:

По количеству респондентов:

— индивидуальные интервью (один респондент);

— групповой опрос (несколько респондентов);

— массовый опрос (от сотен до тысяч
респондентов);

По полноте охвата:

— постоянно (опрос среди всех представителей
выборки);

— выборочный (опрос части пробы);

По типу контакта с респондентом:

— очная (в присутствии сюрвейера);

— переписка (без интервьюера);

С ростом популярности Интернета онлайн-анкеты
становятся все более популярным методом сбора данных. Дизайн онлайн-анкет часто
влияет на результат опроса. Эти факторы дизайна включают качество управления
анкетой, доступные форматы для представления данных (вопросов), способ
управления ими, сложность и этичность анкеты.

Анкетирование относится к той группе методов,
которая носит название "опрос". В эту группу помимо анкетирования
входят интервью и беседа. Все эти методы характеризуются одним ведущим
признаком: с их помощью исследователь получает ту информацию, которая заложена
в словесных сообщениях опрашиваемых (респондентов). Это, с одной стороны, позволяет
изучать мотивы поведения, намерения, мнения и т.п. (все то, что не подвластно
изучению другими методами) и, с другой, — делает эту группу методов
субъективной (не случайно у некоторых социологов существует мнение, что даже
самая совершенная методика опроса никогда не может гарантировать полной
достоверности информации).

В отличие от других методов исследования
эффективность любого опроса полностью зависит от двух моментов: во-первых,
хочет ли и будет ли респондент отвечать на поставленные вопросы и, во-вторых,
может ли он ответить па них. Следовательно, организация любого опроса должна
начинаться и подчиняться разработке этих двух моментов; все должно быть
направлено на то, чтобы побудить опрашиваемых дать полные и правдивые ответы на
поставленные вопросы.[2]

Большая значимость этих методов определяется:

 во-первых организационными преимуществами
(всегда легче организовать опрос, чем осуществить любой другой метод
социологического исследования);

во-вторых, относительной дешевизной,

в-третьих, содержательностью и
универсальностью информации, полученной опросным методом;

 в-четвертых, возможностью максимального
использования технических средств для обработки полученных в результате опроса
данных.

Вместе с тем опросные методы имеют и свои
негативные стороны. На качество полученной этими методами информации влияют
факторы, связанные, с одной стороны, с личностью респондента (уровень
образования, культуры, свойства памяти, защитные механизмы психики, отношение к
исследуемой проблеме и к организации или человеку, проводящему опрос), с другой
– факторы, связанные с деятельностью самого исследователя (начиная с
профессионализма в составлении опросного листа и заканчивая мастерством работы
анкетера или интервьюера с респондентом по получению искомой информации).

Анкетирование — это метод получения
информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных
вопросов анкеты. Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполне­ние
респондентами особых статистических формуляров (анкет) в от­сутствие
интервьюера. Анкетирование может проводиться в при­сутствии интервьюера, однако
роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством
заполняемой анкеты. Эта раз­новидность опроса примечательна тем, что позволяет
при получении данных о субъективных ориентациях людей к исследуемым объектам
охватывать широкие массивы респондентов, чем обеспечивается вы­сокая
достоверность получаемой информации.[3]

Анкетирование применяется для установления
текущего состояния явления, для изучения существовавшего и существующего
положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования.

Существуют три основных типа анкет,
применяемых в психологии:

1. Анкеты, составленные из прямых вопросов и
направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых.

2. Анкеты селективного типа, где испытуемым
на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей
испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа.

3. Анкеты — шкалы; при ответе на вопросы
анкет — шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых
ответов, а проанализировать (оценить в баллах) правильность из предложенных
ответов.[4]

Бесспорным достоинством метода анкетирования
является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд
общих изменений в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и
т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать,
как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и
вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать
исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях,
относящихся к психологии.

При проведении анкетного опроса проходится
три этапа:

1) подготовительный этап (включающий
разработку программу опроса, составление плана и сетевого графика робот,
проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение
инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц
участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение
организационных проблем).

2) оперативный этап – сам процесс
анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результирующий этап – обработка полученной
информации.

Исходя из структуры метода, определяется его
характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к
исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому
инструментарию (к анкете, опросному листу).

Существует много классификации анкет: в
зависимости от способа распространения, по целям исследования, по характеру
задаваемых вопросов и т.д. Рассмотрим некоторые классификации подробнее.

По способу распространения анкет опросы
подразделяются на:

— раздаточные (анкетный опрос, при котором
анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же
получает ее – очный раздаточный опрос, либо получает заполненную анкету через
несколько дней – заочный раздаточный опрос)

— почтовые (анкета по предварительному
согласию высылается и получается через почту)

— прессовые (анкета предлагается читателю
через печатный орган)

— телетайпные (при этом способе
распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов
осуществляется с помощью телетайпно-телеграфной сети).

Анкетный опрос может быть представлен в двух
видах, обусловленных целями, закладываемыми в процедуру опроса. Первый вид
анкетного опроса — информационный — предполагает простой набор сведений,
получаемых при помощи вопросов.

Другой вид — перекрестный — направлен на
парное сличение признаков, заложенных в вопросы анкеты с целью определения
скрытых зависимостей в содержании и динамике объекта исследования.[5]

По типу исследовательских задач опросы
бывают:

— глубинный (нацелен на получение поисковой
информации)

— фокусированный (собираются данные по
конкретной ситуации)

— стандартизированный (нацелен на получение
статистической информации)

— социометрический (нацелен на получение
информации о взаимоотношениях в малых группах)[6]

В зависимости от количества опрашиваемых
различают два вида анкетирования: сплошное и выборочное. Сплошное анкетирование
предусматривает опрос всей генеральной совокупности изучаемых лиц. При
выборочном анкетировании опрашивается лишь часть генеральной совокупности —
выборочная совокупность. Именно этот вид анкетирования является наиболее
распространенным.

По уровню компетентности респондентов
различают:

— массовый опрос (мнение неспециалиста по той
или иной теме)

— массовый опрос в сотрудничестве с
исследователем (предполагает информационную помощь респонденту со стороны
анкетера в осмыслении анализируемой ситуации)

— симптоматический опрос (достаточное знание
у респондента общей информации без глубокого осмысления задач и целей
исследования)

— экспертный опрос (опрос специалистов по
анализируемой проблеме).

Различный характер процедуры личного опроса
дает право выделять групповое и индивидуальное анкетирование. Групповое
анкетирование предусматривает опрос одновременно группы людей. Именно это
делает анкетирование тем методом, который позволяет собирать значительный
материал при минимальных затратах времени. При индивидуальном анкетировании
опрос ведется поочередно. [7]

После сбора анкет начинается их обработка и
анализ данных. Из проведенного анализа следует, что метод анкетного опроса
является наиболее важным методом сбора первичной информации в социологическом
исследовании. [1] Основы
предпринимательской деятельности: экономическая теория, маркетинг, финансовый
менеджмент. М.: Маркетинг, 2013. — 460с. [2] Кравчекно
А.И. Основы социологии: учебное пособие. – М.: АСТ,2005. -536с. [3] Рой О. М. Исследования социально-экономических и
политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2005. — 364 с. [4] Введение
в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. /
Под ред. В.И. Журавлева. – М. Гардарики,2006.- 458с. [5] Рой О.
М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для
вузов. — СПб.: Питер, 2005. — 364 с. [6] Ядов
В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы.- М.,2005.-
256с. [7] Леонтьев
А.А. Психология общения–2-е изд. перераб. и доп. –М.: Аудит: Юнити, 2006. –
453с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы