Курсовая с практикой Иностранные языки Английский язык

Курсовая с практикой на тему Английский готический роман: жанровый канон, типология, эволюция.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Особенности английского готического романа 5
1.1 Типология готического романа 5
1.2 Традиция и канон готического романа 8
1.3 Система персонажей готического романа 12
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Роман М.Г. Льюиса «Монах» как пример английского готического романа 22
2.1 Формирование жанрового канона в романе «Монах» 22
2.2 Образ злодея в романе «Монах» 25
2.3 Мотив тайны в романе «Монах» 32
Выводы по главе 2 34
Заключение 36
Список использованных источников 38

  

Введение:

 

Говоря о роли и месте английского готического романа, нельзя не отметить, что он оказал существенное влияние на многие последующие жанры мировой литературы. Английский готический роман можно рассматривать как яркий пример и результат кризисных явлений в обществе XVIII века, в момент расцвета этого жанра в Англии. На своем эстетическом и формальном уровне готический роман служит основой для формирования романтизма в литературе, но при этом он в значительной степени опирается и на прошлую эпоху – на эпоху Просвещения.
В значительной степени готический роман основан на феномене эстетического переживания, поскольку люди предпочитают сталкиваться с ужасным скорее не в реальной жизни, но на страницах того или иного художественного произведения. А. Радклиф выделяла два вида страха, которые порождаются художественным произведением: страх-отвращение и страх-притяжение. При этом, страх-отвращение представляет собой естественную реакцию человека на непривлекательные и отталкивающие события или явления. Страх-притяжение при этом неразрывно связан с предвкушением новых образов, беспокойством, любопытством, ожиданием. И все это было заложено как раз в жанре английского готического романа.
Актуальность темы настоящего исследования состоит в том, что английский готический роман в значительной степени повлиял на развитие литературы. Современные романы ужасов, например, романы Стивена Кинга, в значительной степени основаны на эстетике и поэтике как раз рассматриваемого в данной работе английского готического романа.
Объект настоящего исследования – готический роман как часть англоязычной литературы.
Предмет настоящего исследования – жанровые особенности и мотивы в романе М.Г. Льюиса «Монах»
Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать феномен английского готического романа на примере романа М.Г. Льюиса «Монах».
Поставленная цель подразумевает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть место действия английского готического романа;
2. Проанализировать особенности развития сюжета в английском готическом романе;
3. Выявить особенности системы персонажей английского готического романа;
4. Проанализировать отличительные особенности поэтики романа М.Г. Льюиса «Монах»;
5. Определить отличительные особенности главного героя романа «Монах» и соотнести их с качествами героя готического романа.
Материалом исследования является текст романа М.Г. Льюиса «Монах».
Научно-методологической базой настоящего исследования являются работы следующих ученых: Ю.Б. Буденц, Н.Я. Берковский, В.Э. Вацуро, Е.В. Григорьева, Е.В. Жаринов, Г.В. Заломкина, М.Б. Ладыгин, Б.Р. Нацпок, J.R. Foster, M. Sunmmers и др.
Методы исследования включают в себя историко-литературный, сравнительно-типологический методы, а также компоненты стилистического и мотивного анализа.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы на практических занятиях по теории и истории мировой литературы, а также на занятиях по изучению английской литературы.
Структура исследования обусловлена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Важным достижением готического романа в XVIII веке было возвращение в литературу необъяснимого чуда и провозглашение свободной, ничем не ограниченной правилами фантазии основой литературного творчества. Но «готические» писатели не изобретали невероятные, выдуманные миры, они доказывали, что наш мир — более загадочный и пугающий, чем представляется поборникам «объективности».
У готических писателей на первый план выступает не объективное, а субъективное восприятие реальности. Потенциальная опасность представляется им страшнее реальной, слова «кажется» и «чудится» постоянно присутствуют в лексиконе автора, описывающего их эмоциональное состояние.
Вначале страх был средством пробудить фантазию и обогатить эмоции романистов. Один кошмар нагромождается на другой, и «воздействие «ужасного» на читателя превращается в длинную цепь разнообразных, всегда неожиданных и раз за разом усиливающихся эмоциональных потрясении». Но когда одни и те же «шоковые» приемы используется слишком активно и превращаются из экспериментальных художественных эффектов в стереотипы – неизбежно возникает пародия. И поскольку изношенные темы теперь смехотворно смотрятся вместе, происходит распад единой системы «запугивания» читателей на отдельные мотивы, которые можно с успехом применять для нагнетания сумрачной атмосферы.
Готический роман оказал серьезное влияние на так называемую «сенсационную» литературу. Принадлежность к «готике» того или иного произведения этого направления довольно спорна, тем более что популярную литературу конца XIX века читатели того периода не отождествляли с «готикой».
Готический роман, плавно вливаясь в «сенсационный», все-таки претерпел при этом некоторые изменения: отныне события являются естественным следствием обстоятельств и характера персонажей, в отличие от зачастую неправдоподобных ужасов традиционной готической истории.
Кроме того, действие из средневековья и далеких стран переносится в современную Англию. Изначально готический роман- придерживался оптимистического взгляда на природу человека. Произведения первых готических авторов основаны на беневолизме. Основная его идея заключается в том, что человек несмотря на несомненность грехопадения, все еще обладает склонностью к Добру. Бесконечно милосердный Творец не обрек свое создание на неизбежную порочность; человек не появляется на свет злым от рождения, но по природе своей, при правильном воспитании, может жить в добродетели и быть счастливым.
Готический сюжет представляет собой лабиринт, искусственно созданный злыми силами для искушения, испытания героев. Преодолеть его —значит вернуться к изначальному счастью. Итог страшного путешествия — это очищение (как для персонажей романа, так и для читателей, которые испытывают катарсис под воздействием страха).
Изначально готика исследовала все чудесное и необычное, а также человеческую реакцию на действительные и мнимые чудеса. В XIX веке последователи готической школы взялись за изучение темных уголков разума.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Особенности английского готического романа

1.1 Типология готического романа

В истории изучения готического романа с самого начала акцентировали различия двух его основных разновидностей. Осмысление специфики жанра исходило из этих различий и постепенно – через сравнение вариантов – вело к осознанию их общности. Как отмечает М.Б. Ладыгин, одно из первых исследований, где предлагается подобный подход к предмету, – монография В. Дибелиуса «Englische Romankunst» [13]. В этой работе ученый противопоставляет произведения А. Радклиф и М.Г. Льюиса как два различных варианта готического романа.
Отмечая очевидные черты сходства названных произведений (в разработке характеров; в одном и том же комплексе мотивов, связанных с местом действия; в признаках влияния романов Филдинга и т. д.), Дибелиус в то же время акцентирует внимание на существенных различиях в технике ведения повествования, предложенной двумя авторами [13]. Радклиф использует мотив тайны и интриги, привлекая читателя, но затем предлагает простое объяснение таинственным событиям, оттягивая его, по возможности, до самой развязки, в результате чего читатель оказывается «обманутым». Таким образом, повествование в романах Радклиф, по Дибелиусу, строится на «планомерном введении в заблуждение читателя» [13] .
М.Б. Ладыгин выделяет «предромантический» готический роман Уолпола – «синтез просветительского и рыцарского романов»; «аффектированный» готический роман Рив и Радклиф, «стоящий на границе предромантизма и сентиментализма», а затем «романтический» готический роман Метьюрина [13].
В.Э. Вацуро в своей книге «Готический роман в России (1790-1840)» различает «сентиментальную» готику Радклиф и «френетический» роман Льюиса, который «культивировал не «сладкий ужас», соединенный с меланхолией, а ужас от созерцания страшных и отвратительных физических предметов» [7] .
С.А. Антонов и А.А. Чамеев предлагают выделять сентиментальную и френетическую готику, исходя не столько из разницы в механизмах нагнетания тревожной атмосферы, сколько из различных литературных ориентиров писателей [2].
1. Сентиментально-готический роман. Эта разновидность пользовалась большой популярностью, соответственно, можно выделить значительное число принадлежащих ей авторов и произведений. Сюда относятся «Старый английский барон» К. Рив, «Полночный колокол, или Таинства Когенбургского замка» Ф. Лэтома, произведения А. Радклиф, С. Ли, А. Макензи, «Замок Отранто» Г. Уолпола и др. [2]. В центре сентиментально-готического романа – идеальный герой или героиня (иногда оба), которые сражаются со злодеем.
Характеры почти всегда однозначные: если герой преступник, то имеет одни отрицательные черты, а если положительный персонаж, то не совершает ни одного дурного поступка. Злодеи при помощи различных средств, например, похищений, клеветы, убийств мешают законным наследникам вступить во владение, а любящим соединиться.
Основа сюжета такого романа разгадывание тайны, которая тяготеет над героями романа. Она является следствием какого-то события в прошлом (например, преступления – убийства, инцеста и т.п.). Находится человек, который владеет тайной. Чаще всего это духовное лицо – капеллан, монах, аббатисса и пр. (Оно обязано хранить тайну исповеди – этим и объясняется долгое молчание) [2].
В конце сентиментально-готического романа справедливость обязательно торжествует, порок наказывается, замок возвращается законному владельцу, а влюбленные соединяются. Все действие происходит на фоне более или менее точного изображения быта эпохи и изрядно приправляется сверхъестественными деталями и впечатлениями, а также сообщениями о них.
В таком романе бог всех рассудит, отомстит виновным и оправдает невинных. Он лучше, чем люди, знает, в чем состоит справедливость. Он возникает только во вставных рассказах, монологах или диалогах персонажей, обсуждается и решается самими героями [24]. Ход событий лишь подтверждает правильность или ошибочность их выводов. Авторское слово в этом не участвует. Таким образом, в романе присутствует несколько равноправных взглядов на проблему мщения и несколько возможных вариантов разрешения этого этического конфликта.
2. «Черный» роман. Сюда входят «Ватек» У. Бекфорда, «Влюбленный дьявол» Ж. Казота, «Монах» М.Г. Льюиса, «Эликсиры сатаны» Э.Т.А. Гофмана, «Мельмот Скиталец» Ч.Р. Метьюрина [2]. Главное в нем –этическая проблематика, связанная с борьбой добра и зла. В этих романах практически нет однозначных ответов на нравственные вопросы, в центре –один герой. У него необычная, пугающая внешность («мертвенная бледность», «горящий взор», «сатанинский смех» и т.п.). Он возвышается над толпой, отличается от всех остальных людей (прообраз романтического героя байроновского типа): Мельмот («Мельмот-Скиталец») наделен долголетием и властью над пространством, Амбросио («Монах») обладает необыкновенным даром красноречия.
Окружающим они кажутся воплощением дьявола, но в действительности сами являются жертвами и творят зло невольно, подчиняясь каким-то высшим, неведомым им силам. Часто это является карой за проступок или преступление [2].
Сверхъестественные силы действуют как реально существующие, дьявольское начало принимает человеческий облик. Тайна может присутствовать и в романах этого направления (загадка рождения в «Монахе»), но ее разгадывание не составляет основы сюжета. Оно является попутным дополнительным мотивом Главное же здесь – конфликт добра и зла, божественного и дьявольского начал, борьба человека с инфернальными силами, а иногда и богоборчество, причем в эту борьбу часто вовлекается не только главный герой, но и окружающие его люди [2]. Часто встречается сюжет договора с дьяволом.
Исследование текстов А. Радклиф и так называемых «сентиментальных» готических романов показало, что фантастический элемент здесь сведен к уровню слухов, ошибочных предположений, страхов и зачастую ограничен кругозором главной героини. Она принимает статую за призрак, шум ветра за стоны привидений и т.д. Впоследствии все «таинственные» события получают самое прозаическое объяснение, а героиня понимает, что все происшедшее было лишь плодом ее воображения. Напротив, у Уолпола, Льюиса и авторов «черных» готических романов фантастика является неотъемлемой частью художественного мира произведения [7].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы