Методика преподавания немецкого языка Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Анализ учебно-методического комплекса («Нужен конкретный учебник по немецкому языку») по обучению немецкому как второму иностранному языку в средней школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы учебно-методического комплекса обучения немецкому языку 6

1.1 Требования к современному УМК. Принципы, реализуемые в действующих УМК по иностранному языку 6

1.2 Основные требования к учебнику иностранного языка 11

Выводы по первой главе 17

Глава 2 Анализ учебно-методического комплекса «Горизонты» 19

2.1 Методологическая основа создания УМК «Горизонты» 19

(немецкий язык после английского) 19

2.2 Анализ учебника немецкого языка «Horizonte» для 10-11 классов 25

Выводы по второй главе 38

Заключение 40

Список использованных источников 42

Приложения 45

  

Введение:

 

Обучение иностранному языку — это контролируемый процесс усвоения систематизированных знаний и умений, позволяющих осуществлять речевую деятельность на иностранном языке с учетом социокультурного контекста страны изучаемого языка. Учет современных тенденций в организации и развитии иноязычного образования позволит достичь высоких личностных и метапредметных результатов обучения средствами изучаемого иностранного языка. В то же время высокопрофессиональное знание хотя бы одного иностранного языка станет достижимой целью человека любой возрастной категории, поскольку современный мир — это многоязычный и мультикультурный мир, мир открытых границ для межкультурного и межэтнического общения представителей разных культур.

Проблема конструирования содержания учебников, в частности по иностранным языкам, всегда была актуальной. Ее исследовали в дидактическом, методическом, психологическом и лингвистическом аспектах А.Р. Арутюнов, В.Г. Бейлисон, И. Л. Бим, Ф.-М. Жерар, Р. П. Мильруд, С. Ф. Шатилов, Г.В. Рогова, Н.И. Гез, Л.С. Панова и др. Именно труды этих авторов служат методологическими основами для исследования вопросов по определению содержания обучения иностранному языку учащихся основной школы и его реализации в современных учебниках для средней школы.

Актуальность рассмотрения данного вопроса объясняется объективными причинами. В методической и периодической литературе довольно часто встречаются советы учителей и методистов по составлению УМК на различных этапах обучения иностранному языку. Но, поскольку программы меняются, а соответственно меняются требования к знаниям учащихся, методические приемы требуют постоянного совершенствования. Следовательно, эта проблема остается актуальной и сегодня.

Цель данной работы — провести анализ учебно-методического комплекса «Horizonte» для 10 -11 класса общеобразовательной школы авторов М. М. Аверина, А. Е. Бажанова, С. Л. Фурмановой, Ф. Джина, Л. Рормана, М. Михалака, У. Фосса по обучению немецкому как второму иностранному языку в средней школе. Поставленная цель работы обусловила необходимость решения следующих задач исследования:

— раскрыть задачи, реализуемые в действующих УМК по иностранному языку;

— выявить основные требования к учебнику иностранного языка;

— определить особенности отбора языкового материала для учебников разного школьного возраста;

— рассмотреть цели, подходы к их реализации в УМК по немецкому языку.

Объектом работы выступает методика обучения немецкому языку как второму иностранному.

Предмет исследования — УМК «Horizonte» как средство углубленного обучения немецкому языку.

Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды отечественных и зарубежных педагогов, методистов и психологов, посвященных требованиям к созданию современного УМК.

Теоретическая значимость работы в том, что данное исследование вносит вклад в разработку таких ключевых проблем как создания УМК по изучению второго языка и общей и частной теории методики преподавания иностранного языка.

Во введении излагается тема работы, указывается объект, предмет исследования, а также его цель и задачи, указываются теоретические основы работы и языковой материал, на основе которого выполнена работа.

В первой главе рассматриваются основные принципы, реализуемые в действующих УМК по иностранному языку и основные требования к проектированию учебника иностранного языка

Во второй части речь идет о цели, подходе, принципах анализа конкретного учебно-методического комплекса «Horizonte». Проанализирован учебник «Horizonte» для 10 класса.

В заключении обобщаются результаты исследования и подводятся итоги.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В работе был проведен комплексный анализ учебно-методического комплекса, который помог выявить уровень соответствия данного УМК программным требованиям обучения немецкого языка как второму. Следует отметить, что структура УМК обладает практически всеми требованиями, предъявляемыми федеральным стандартом по обучению немецкому языку.

Серия учебников «Horizonte» для учащихся основной школы общеобразовательных учебных заведений соответствует требованиям ФГОС,

создана в соответствии с действующей программой по иностранным языкам.

«Horizonte» принадлежит к учебникам нового поколения, направленных на эффективное овладение немецким языком как средством коммуникации, инструментом общения. Учебник удовлетворяет основные потребности учащихся: коммуникативные, познавательные, эмоциональные, при этом обучение выполняет мотивационную функцию.

Что касается учебника «Horizonte» для учащихся основной 10 класса, то он соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта, ориентируется на основные характеристики современного учебника по иностранному языку, созданный в соответствии с действующей программой по иностранным языкам. «Horizonte» принадлежит к учебникам нового поколения, направленных на эффективное овладение немецким языком как средством коммуникации, инструментом общения. Учебник удовлетворяет основные потребности учащихся: коммуникативные, познавательные, эмоциональные, при этом обучение выполняет мотивационную функцию.

Деление учебника на главы, которое подчинено законам овладения информацией: объем каждой из них соотносится с возможностями усвоения и запоминания материала в относительно короткий промежуток времени. В начале каждой главы дан перечень задач для решения, которые необходимо выполнить после изучения данной главы.

Содержание учебника, темы уроков подобраны таким образом, что соответствуют возрастным особенностям и интересам учащихся. Задания ориентированы на личность учащегося, его жизненный опыт, психологические особенности, уровень владения языка и разноплановый уровень способностей каждого ученика.

Задания организованы логично, имеют разноплановый характер выполнения. Они способствуют выражению собственного мнения учащимся. Эти упражнения направлены на то, чтобы стимулировать естественное любопытство учащихся и их стремление к открытиям, а также получать удовольствие от обучения с помощью дебатов, опросов, игр и историй, соответствующих их возрасту.

К достоинствам учебника также можно отнести большое количество заданий, способствующих сравнению и обсуждению жизни самих школьников в условиях их родной культуры, использования комплексных упражнений с использованием коммуникативно-когнитивного подхода к обучению.

Благодаря хорошо подобранному материалу учебника создаётся представление о различных аспектах жизни людей за рубежом, что побуждает учащихся к коммуникации и сопоставлению фактов и явлений действительности своей страны и стран изучаемого языка.

К недостаткам мало иллюстрации городов, памятников, элементов быта и культуры немецкоязычного народа. Они представлены тольно вначале нового модуля. Такая иллюстративная наглядность отображает культурное наследство Германии, тем самым стимулируя учащихся, повышая их мотивацию к изучению иностранного языка. Содержание должно сопровождаться иллюстрированным материалом, способствующим закреплению знаний и уточнению навыков. Изображения, углубляющие и конкретизирующие содержание текста, должны располагаться на той же странице.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы учебно-методического комплекса обучения немецкому языку

1.1 Требования к современному УМК. Принципы, реализуемые в действующих УМК по иностранному языку

Преподавание иностранных языков является приоритетным направлением модернизации образования в стране с учетом современных тенденций языкового образования [2, с. 763-764]. Стремительное развитие международных отношений России с другими государствами мира, расширение экономических связей обусловливают потребность не просто в высококвалифицированных специалистах в разных областях деятельности, а в специалистах, которые на достаточном уровне владеют иностранным языком для самостоятельного и быстрого решения вопросов с зарубежными партнерами. Решение подобных задач требует новых подходов к содержанию обучения иностранного языка, а также создания новых учебных материалов. [6, с.39]

Регулярное обновление требований Федерального государственного образовательного Стандарта (ФГОС), а также необходимость внедрения компетентностного подхода в современном образовании требуют пересмотр параметров методического оформления современного учебника иностранного языка, его адаптации к реальным возможностям школ и университетов. Для успешного обучения иностранному языку общеобразовательные учреждения должны быть обеспечены соответствующими учебно-методическими комплексами (УМК), мультимедийными средствами обучения и т.д.

Исследование методистами теоретических основ создания УМК началось в 70-80-х годах (А.Р. Арутюнова, Л.Б. Трушина, И.Л. Бим, М.М. Вятютнева). Позже появились новые исследования, посвященные теории составления учебника, принципов организации тематических разделов, отражения грамматических правил и др.

Вопросы критериев, оценки и анализа УМК изучаются многими учеными, среди которых А. Р. Арутюнов, А.В. Афанасьева, И.Л. Бим, R. Ammer, R. Buhlmann, A. Fearns, H. Funk, L. Gцtze, B. Kast, M. Koenig, H-J. Krumm, D. Krusche, B. Latour, A. Littlejohn, G. Neuner, G. Stickel, L. Volkmann, A. Wierlacher, K. Werner и другие.

УМК по немецкому языку должен обеспечить реализацию всех целей обучения иностранным языкам. Главная цель — формирование коммуникативной компетенции учащихся. Учитель должен иметь возможность проводить взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, используя УМК.

Учебно-методический комплекс (УМК) представляет собой систему взаимосвязанных компонентов, разработанных на принципах научно-теоретических и дидактических основ в методике преподавания иностранного языка.

Опираясь на современные технологии обучения, учебно-методический комплекс (УМК) может обеспечить учащимся самую содержательную и эффективную деятельность. Поэтому современный УМК является одним из основных и ведущих документов при изучении иностранного языка.

Существуют различные формы УМК в зависимости от его состава и структуры. Самая распространенная структура представляет собой набор учебных материалов, совокупность учебно-методических документов, которые обеспечивают его разработку и использование.

Структура этого комплекса включает: нормативные документы, такие как государственный образовательный стандарт по специальности, типовые учебные планы дисциплин, рабочий учебный план, разработанный в соответствии с рекомендациями типовой учебной программы.

Учебно-методический комплекс (УМК) состоит из программ дисциплин, материалов для контроля качества промежуточных, текущих и итоговых знаний и умений, различных заданий и тестов. Кроме того, каждый предмет имеет свой стандарт образовательной программы и включает все необходимые дидактические и технические средства для ее реализации.

Учебно-методический комплекс (УМК) — это целостный документ учебной дисциплины, который содержит совокупность нормативных и методических документов, и обеспечивает оптимальный вариант преподавания иностранного языка в образовательный процесс и его взаимодействие с другими учебными дисциплинами и компонентами основной образовательной программы [20, с.51-56].

К основным требованиям к Учебно-методическому комплексу (УМК) относятся:

1. подробное описание области исследования;

2. достаточное количество материалов;

3. соответствие, актуальность, новизна и оригинальность, последовательность и целостность государственного образовательного стандарта;

4. дифференцированный подход к эффективности изложения учебного материала, соблюдение принципов вариативности и организации самостоятельной работы учащихся;

5. четкая логика составления и представления учебного материала [13].

Каждая тема в УМК имеет заключительный урок, который подводит итог того, насколько учащиеся усвоили учебный материал. Учебно-методический комплекс (УМК) включает в себя следующие компоненты:

— содержание учебного курса разработано с использованием рабочей программы и плана стандартного учебного процесса;

— инструкцию по включению дисциплины в учебный процесс.

Проектирование учебно-методического комплекса (УМК) связано со следующими требованиями:

— Учителя принимают самое активное участие в разработке программы по преподаванию данного предмета.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы