Курсовая с практикой на тему Анализ структуры торгового ассортимента на примере торгового предприятия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы анализа ассортиментной политики торгового предприятия 5
1.1. Сущность, содержание и структура ассортимента 5
1.2. Основы формирования ассортимента 10
2. Анализ управления ассортиментом в ООО «Вендор»
(«Мир Вкуса Гурмэ») 20
2.1. Краткая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ ассортимента торгового предприятия 22
3. Совершенствование управления ассортиментом ООО «Вендор»
на товарном рынке 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Введение:
В современных рыночных условиях целью хозяйственной деятельности различных предприятий является получение максимальной прибыли, которая напрямую зависит от спроса и требований потребителей. Удовлетворение потребностей потребителей в определенной продукции или товаре является определяющими для стратегического планирования деятельности предприятия, одним из направлений такой деятельности выступает формирование ассортимента и управление запасами.
Формирование ассортимента – процесс подбора для продажи в магазинах разных групп товаров, их видов и разновидностей, которые дифференцированы по всем отличительным признакам. Процесс вырабатывания товарного ассортимента в магазине должен отталкиваться от вида его товарной специализации и размера торговой площади, и быть обращен на удовлетворение спроса обслуживаемого контингента потребителей и обеспечение высокой прибыльности их деятельности.
В сфере управления ассортиментом необходимо учитывать и оптимально сочетать:
1) маркетинговые исследования рынков и спроса потребителей;
2) вводить современные логистические методы управления запасами;
3) обеспечивать эффективное взаимодействие всех подразделений предприятия (отделы сбыта, поставки и т.д.).
Поэтому управление ассортиментом – комплексная проблема. Эффективное управление запасами разрешает организации удовлетворить или превысить ожидания покупателей, образовывая такие запасы каждого товара, которые максимизируют чистую прибыль.
Доводы, которые приведены выше, показывают своевременность и актуальность темы исследования. Научно обоснованное управление ассортиментом в торговой организации является актуальной задачей современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.
Целью курсовой работы является исследование теоретических и практических аспектов управление ассортиментом в торговой организации.
В рамках данной курсовой работы автором были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать сущность, содержание и структуру ассортимента;
2. Рассмотреть основы управления ассортиментом;
3. Предоставить характеристику предприятия;
4. Проанализировать ассортиментную политику исследуемого торгового предприятия;
5. Разработать пути совершенствования управления ассортиментом ООО «Вендор» на товарном рынке.
Объект исследования в курсовой работе – маркет «Мир Вкуса Гурмэ» (ООО «Вендор») – торговое предприятие, которое специализируется на розничной торговле продовольственными товарами широкого ассортимента.
Предмет исследования – организационно-экономические аспекты управления ассортиментом.
Методы исследования – анализ и синтез литературных источников, сравнение, систематизация, аналитические и экспертные методы.
Теоретическую основу исследования составляют труды С. Афанасьева, Е. Голубкова, Дж. Брэдли П., Грек С., Дибб.А., Эмануэля К., Узкова и др.
Информационной базой для написания курсовой работы выступают законодательные и нормативные акты, данные о состоянии товарооборота предприятия, предоставленные «Мир Вкуса Гурмэ» (ООО «Вендор»), а также учебная и специальная литература.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и одного приложения.
Заключение:
На основании проведенного нами исследования сделаны следующие выводы.
Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, так как от него зависит полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания субъектов рынка.
Управление ассортиментом представляет собой процесс отыскания таких товаров, в которых потребители испытывают нужду, и продажа которых будет выгодна для продавца. В настоящее время управление ассортиментом является сложной системой, и не обходится без применения компьютерных технологий. Важным условием является – четко продуманная ассортиментная политика, при правильном построении которой можно сформировать эффективный имидж предприятия.
Процесс управления ассортиментом товаров довольно трудоемкий и сложный. В нем применяются многие элементы коммерческой деятельности.
Управление ассортиментом товаров в коммерческих организациях необходимо рассматривать и как процесс, обеспечивающий жизнестойкость предприятию и как основу увеличения его конкурентоспособности.
Исследование деятельности маркета «Мир Вкуса Гурмэ» позволило установить, что в 2018 году по сравнению с 2016 годом наблюдается рост основных показателей деятельности предприятия: темп роста товарооборота составил 144,14%, темп роста валовой прибыли составил 142,2%, темп роста прибыли после налогообложения составил 570,71%. Несмотря на рост расходов на реализацию их удельный вес в выручке от реализации снизился на 1,89%. Таких положительных результатов работы торговое предприятие достигло благодаря росту производительности труда на 59,91%.
Рассчитанные показатели оборачиваемости товарных запасов позволили говорить о том, что деловая активность предприятия несколько снизилась, т.е. снизилась эффективность ассортиментной политики.
Снижение оборачиваемости самым существенным образом сказывается на финансовом состоянии предприятия, оно ухудшает финансовое состояние, обусловливая относительное привлечение средств в хозяйственный оборот. В данных условиях необходимо искать пути п оптимизации управления запасами.
На основании проведенного исследования эффективности организации коммерческой деятельности в маркета «Мир Вкуса Гурмэ» сделан вывод, что некоторые аспекты, в частности, инструменты управления запасами и ассортиментом, требуют корректировки.
В результате проведенного анализа ассортиментной политики магазина «Мир Вкуса Гурмэ», а также опроса покупателей было определено, что дальнейшее развитие предприятия связано с совершенствованием двух взаимосвязанных элементов торгового обслуживания: обновление ассортимента и введение дополнительных услуг.
Обосновано, что основной из стратегий повышения конкурентоспособности маркета «Мир Вкуса Гурмэ» на основании имеющихся конкурентных преимуществ должна быть стратегия укрепления позиций на рынке путем повышения эффективности управления ассортиментом предприятия.
Для систематического проведения анализа изменений в объемах продаж по каждой ассортиментной группе и принятия решений по оптимизации ассортимента и методов продвижения той или иной товарной группы в штат маркета «Мир Вкуса Гурмэ» целесообразно привлечь специалиста – категорийного менеджера.
Для повышения эффективности ассортиментной политики маркета «Мир Вкуса Гурмэ» предлагается осуществить комплекс мероприятий:
1. Расширение ассортимента за счет введения нескольких ассортиментных групп здорового питания.
2. Подготовка и раздача POS-материалов, рекламных листовок с рецептами полезного питания.
3. Обучение персонала по правильному питанию.
4. Использование современного аппарата Нитрат-тестера.
Предложенные мероприятия в маркете «Мир Вкуса Гурмэ» имеют не только экономический эффект, но и весомую социальную значимость, так как здоровое сбалансированное питание поднимает качество жизни на более высокий уровень и для каждого человека это очень важно, ведь правильное питание – это основа здоровья человеческого организма.
Также в работе предложена схема проведения контроля реализации разработанных мероприятий в маркете «Мир Вкуса Гурмэ».
Выдвигая предложения по совершенствованию ассортимента и повышению конкурентоспособности, автор отмечает тот факт, что руководством маркета «Мир Вкуса Гурмэ» сделано уже достаточно для обеспечения высокой степени эффективности конкурентной деятельности предприятия, однако, даже не смотря на такую позитивную оценку, совершенствование формирования товарного ассортимента предприятии может стать ключевым фактором для осуществления эффективной конкурентной борьбы.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы анализа ассортиментной политики торгового предприятия
1.1. Сущность, содержание и структура ассортимента
Одна из самых главных сторон в деятельности фирмы – политика в сфере создания товарного ассортимента. Вырабатывание ассортимента – сложный и продолжительный процесс, который требует глубокого анализа научно-технической информации в сфере формирования товаров и услуг, конъюнктурно-рыночных изысканий и обобщений, предметного изучения общего потенциала предприятия и его составных. Такие задачи должны находить решение на уровне высшего звена управления, тем не менее, подготовка нужных для этого материалов – прерогатива низовых подразделений. Торговому предприятию надлежит, в первую очередь, установить детальный список изготовляемой и реализуемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам: ассортимент. [13]
С экономической позиции Куликовой Н.Р. определяется ассортимент как, в первую очередь, отображение межотраслевой и отраслевой пропорции в составе товарного предложения, характеризующее результаты работы предприятий, которые реализуют товары или услуги – это один из факторов, которые определяют степень сбалансированности спроса и предложения. [16]
Товарный ассортимент имеет огромное социально-экономическое значение, так как от него зависит полнота удовлетворения покупательского спроса и качество сервиса субъектов рынка.
В действительности почти нет розничных предприятий, предлагающих рынку только один товар. Обычно, фирма реализует несколько товаров, в том числе может предлагать отдельные услуги. Все эти товары услуги устанавли-вают товарную номенклатуру фирмы. [8]
Товарная номенклатура является совокупностью всех изготовляемых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг. Анализируя такую сово-купность, можно выделять некоторые группы товаров, сходных по своим потребительским характеристикам или вызванных удовлетворять конкретную потребность. Эти группы товаров именуются ассортиментными группами.
Не завися от типа, продукция всегда располагает ассортиментом, который различается по структуре. В структуре ассортимента выделяется:
– ассортиментная позиция (определенная модель, марка);
– ассортиментная группа (комплект взаимосвязанных товаров);
– товарный ассортимент (совокупность ассортиментных групп). [6]
Всякая ассортиментная группа заключается из отдельных ассортиментных позиций (марок, моделей, разновидностей). К примеру, группа «калькулятор» может заключаться из двух ассортиментных позиций: калькулятор «Citizen» и калькулятор «Metrix».
Всю суммарность ассортиментных групп товаров, которые продаются фирмой, определяют как товарный ассортимент. По определению Ф. Котлера, товарный ассортимент – это группа товаров, которые тесно связаны между собой по своей схожести их функционирования, или по причине того, что их реализуют одним и тем же группам клиентов, или через одинаковые типы торговых заведений или в рамках одинакового диапазона цен. [4]
Керимов, например обозначает, что ассортимент – совокупность товаров, которые предназначены:
– для конкретной сферы использования (бытовая техника);
– для реализации в конкретном ценовом интервале (престижные дорогие изделия);
– для продажи в определенных магазинах, супермаркетах, бутиках и так далее;
– для конкретной категории покупателей (детская одежда). [8]
В данном исследовании ассортимент будет обусловливаться как суммарность товаров, которые предназначены для конкретной сферы употребления.
С помощью дифференциации одного товара можно составлять ассортиментную группу. Если компания продает конкретные виды товаров, то совокупность ассортиментных групп именуют товарной номенклатурой.
Номенклатура товаров является ассортиментной группой товаров и товарных единиц, которые реализуются одним продавцом.
Ассортимент товаров конкретизируют по их видам, разновидностям, наименованиям и т.д. [5]
Виды ассортимента различаются в зависимости от обширности товаров, это: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
Простой ассортимент – комплект товаров, который представлен небольшим числом групп, видов и названий, удовлетворяющих не большое (ограниченное) количество покупателей.
Сложный ассортимент – это товары, являющиеся большим количеством групп, видов, разновидностей и названий товаров, удовлетворяющих различные (разносторонние) потребности в товарах.
Групповой ассортимент – набор схожих товаров, связанных общими признаками и удовлетворяющих одинаковые потребности. [5]
Видовой ассортимент – комплект товаров различных видов и названий, которые удовлетворяют сходные потребности. Он – составная часть группового ассортимента.
Марочный ассортимент – комплект товаров одного вида, марочных названий или которые относятся к группе марочных. Подобные товары на ряду с удовлетворением физиологических потребностей в преимущественной мере устремлены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. [6]
Развернутый ассортимент – комплекс товаров, в который входит много подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе как и марочных, которые относятся к группе сходных товаров, но отличаются индивидуальными признаками.