Социология молодежи Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Анализ становления детских движений в общеобразовательных организациях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ДВИЖЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ 6
1.1. Становление детских движений в условиях трансформации общественной структуры 6
1.2. Трансформация общества как фактор развития детских движений 13
Вывод по главе 16
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ДЕТСКИХ ДВИЖЕНИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 18
2.1. Социальная структура детских движений в образовательной организации как феномен социального государства 18
2.2. Основные функции детских движений в условиях современного отечественного общества 23
Вывод по главе 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Истинное новаторство в любом деле, особенно в таком сложном, как воспитание, возможно лишь на прочном научном фундаменте, при условии критического использования опыта прошлого, ознакомление с которым защищает от лишних увлечений и ошибок, от открытия давно открытого, зато обеспечивает его прогнозируемость. Поэтому вопрос о наличии или отсутствии традиций детского движения в той или иной стране является вопросом о его статусе как субъекта исторического созидания. Как и любое социальное явление, в своем развитии детские движения испытывали трансформации, переживали времена подъема и упадка.
История развития детского движения освещено и в трудах современных российских исследователей (Л. Алиевой, М. Басова, М. Богуславского, Е. Мальцева, И. Руденко, Т. Трухачев и др.), которые рассматривают развитие педагогики детского движения и социокинетики детства, в историческом контексте. В последние годы появилось ряд исследований, посвященных различным социально-педагогическим аспектам деятельности современных детских и молодежных организаций, в частности работы Т. Алексеенко, Е. Анохиной, Ю. Жданович, А. Зайченко, А. Кравченко, С. Левицкого, А. Лисовца, Я. Луцкого, В. Окаринского, Р. Охримчука, Ж. Петрочко, Ю. Полищука, В. Русовой, Б. Савчука, И. Фришмана, Л. Байбородова, А. Волохова и др.
Детское движение – совокупность действий и деятельность всех детских общественных объединений и организаций.
Детское движение – процесс возникновения, становления, развития и распада детских группок и групп, созданных на добровольной основе самими детьми или с участием взрослых, без установленного членства, единой цели и общих задач, единых законов и обычаев, символов и ритуалов, программ и формы одежды.
Детское объединение – форма детского движения, которой свойственны основные черты, характеристики детского движения. Детское общественное объединение – общественное формирование, в котором самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы.
Детское движение является своеобразным институтом социализации, уникальным феноменом социально-гражданского воспитания подрастающего поколения; формой активного выражения детства, что заявляет взрослым о детских потребностях, проблемах, возможностях, особенностях, напоминает о себе, защищает свои права.
Детское общественное движение – это естественное, самостоятельное, постепенное вхождение детей в мир взрослых, благодаря разнообразным сферам детской деятельности: образовательной, семейной, игровой.
Однако на сегодняшний день остается малоисследованным зарубежный опыт деятельности детских объединений и организаций конца XIX – начала ХХ века как объективной предпосылки возникновения детского движения.
Цель – проанализировать особенности становления детских движений в общеобразовательных организациях.
Задачи:
— описать становление детских движений в условиях трансформации общественной структуры;
— дать характеристику трансформации общества как фактора развития детских движений;
— проанализировать социальную структуру детских движений в образовательной организации как феномен социального государства;
— исследовать основные функции детских движений в условиях современного отечественного общества.
Объект исследования – детские движения, организации, объединения.
Предмет исследования – особенности социальной структуры детских движений, объединений, организаций в России и за рубежом.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из выше изложенного, стоит отметить, что детское движение является важным фактором развития личности, как начальная ступень демократии, исток гражданственности, развития творческого потенциала в обществе.
Важным методологическим подходом к познанию детского движения как социально-педагогического явления стало научное осмысление факторов его возникновения.
К концу XIX в. детское движение уже существовало в ряде европейских стран в форме религиозных, военно-спортивных и других детских (детско-юношеских) организаций. Детское движение стало заметным социокультурным явлением во многих странах мира, и не только отражало тенденции общественного развития, а стало значительным стимулом развития науки и практики воспитания.
Одной из актуальных проблем на современном этапе развития общества является социальное воспитание как процесс и результат целенаправленного воздействия на человека для овладения и усвоения им общечеловеческих и специальных знаний, социального опыта с целью формирования положительных ценностных ориентаций, социально значимых качеств. Социальное воспитание обеспечивается обществом и государством, в частности, в специально созданных для его осуществления организациях. Среди них важное место занимает детское движение как специфический социально-педагогический феномен.
Детское движение, оказывает общественно направленную самодеятельность детей, имеет значительный социальный и воспитательный потенциал. Детские общественные организации, объединения и другие структуры детского движения выступают своеобразной «школой жизни», первоначальным центром приобретение ребенком социального опыта в поиске своего места в достаточно меняющемся, жестоком и стратифицированном обществе. Они дают возможность ребенку сориентироваться в системе социальных связей, овладеть механизмами регуляции социального поведения, осуществить анализ собственных возможностей и реализовать их. К тому же детская общественная организация – это единственная социальная организация общества, вступив в которую дети действуют от собственного имени, принимают собственные решения в своих интересах; они имеют реальную возможность самовоспитания, саморазвития; рядом с ними существует педагогическая поддержка, которая обусловлена сотрудничеством, содружеством, передачей социально-общественного опыта взрослых детям.
Основная отличительная особенность детского движения как социально-педагогической системы заключается в том, что потребность участия в нем возникает тогда, когда у индивида, личности, группы возникает проблемная ситуация при реализации собственных интересов и способностей в взаимодействия со средой.
В этом случае детское движение проявляется в особой форме организации детской самодеятельности, которая приобретает, с одной стороны, смысл и значение среды собственной жизнедеятельности детей, а с другой – социально значимой деятельности.
В научной сфере сегодня прослеживается тенденция к согласованию в основных подходах к пониманию природы детского движения, его сущности, принципов построения и функционирования.
В этом контексте важным является анализ и обобщение понятийно-категориального аспекта данной социально-педагогической категории.
Дальнейшего изучения требуют такие вопросы, как науковедческие аспекты исследования истории, теории и практики детского движения, историография развития детского движения, как за рубежом, так и в России.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ДВИЖЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЪЕДИНЕНИЙ

1.1. Становление детских движений в условиях трансформации общественной структуры

Вызовом ХХ века стала интеграция молодежи в социальную структуру общества.
Сам процесс социализации требовал использования новых технологий и методик в работе с молодежью. И, как следствие, на территории части западных стран и российской империи стали появляться общественные движения.
Как показал анализ источников, первой попыткой международного объединения детей и молодежи было создание в 1855 протестантскими деятелями европейских стран и США Всемирного альянса ассоциации молодых христиан.
Интересной страницей в развитии мирового детского движения является деятельность детско-молодежных структур патриотической направленности, ориентированных на подготовку мальчиков к защите независимости своего государства.
Так, в начале ХХ в. во многих странах мира по военным принципу действовал целый ряд объединений, основная цель которых – национально-патриотическое, физическое воспитание юных граждан:
— «Бригады мальчиков» (Шотландия);
— «Школьные батальоны» (Франция);
— «Союз юных защитников Отечества» (Германия);
— «Ассоциация мальчишеских умений», «Лига мальчишеской империи» (Англия);
— «Церковные бригады мальчиков», «Бригады еврейских мальчиков», «Общество соколов» (Чехия);
— «Католические бригады мальчиков» (в странах Европы) [7, с. 47].
«Бригады мальчиков» возникли в 1883 в Шотландии по инициативе Уильяма Смита. Основная цель их деятельности – распространение идей «царства Христова», сочетание религиозного воспитания с патриотическим. Это движение было попыткой государства использовать детскую активность, патриотизм, потребность в героизме с целью воспитания гражданина, хранителя и продолжателя ценностей государства. По состоянию на 1908 количественный состав «Бригад мальчиков» в Великобритании, Канаде, Австралии, Южной Африке составил 64 000 человек.
По мнению исследователей, ценность такого движения заключалась в его социальной обусловленности объективно субъективными факторами общественного развития и постановке важной цели – формирование личности, обладающей высокими гражданскими качествами [7, с. 25, 97].
Заслуживает внимания движение учеников-старшеклассников «Перелетные птицы», что возник в Германии в начале ХХ в. Группы детей и молодежи (по 10-12 человек) накануне выходных или школьных каникул организовано отправлялись на природу, на ближайшие окрестности с целью изучения родного края, народного фольклора, а также оказание посильной помощи людям, нуждающимся.
Этим фактом еще раз акцентируется социально-педагогический аспект деятельности детских формирований. Таким образом, дети проявляли своеобразный мирный протест против традиций взрослых, семьи, школы, городской жизни; потребность приблизиться к сущности жизни, природы, общение с простым народом. К тому же это был своеобразный акт самоопределения в обществе взрослых, заявления на особое место борцов за «здоровые начала» в обществе.
Сначала движение «Перелетные птицы» имело самостоятельный характер. Как форма проявления естественной объективной детско-юношеской сущности, социальной позиции детей, оно выражало интересы, запросы определенной части подростков и молодежи. Впоследствии происходит его перерождение в целенаправленно организуемую реальность, постепенно подчиненную взрослыми для решения своих «взрослых» задач с помощью детских усилий [7, с. 17-18].
По мнению немецкого педагога Г. Винекена, движение «Перелетные птицы» стало началом в обществе, движением против «пороков» взрослого общества, ценностями нового поколения, средством объединения «молодой силы», которое нуждается в «положительных целях», поддержке «взрослого» общества. Именно опыт движения «Перелетные птицы» Г. Винекена положил в основу создание уникальной инновационной «свободной школьной общины» [3, с. 46].
Опыт движения «Перелетные птицы» – яркий исторический пример перерастания самобытного, естественного, объективного явления в реальность, соотносится взрослыми с определенными социально значимыми целями. На основе его разрозненных многочисленных групп в 1911 была создана детско-молодежная организация «Союз молодой Германии».
Оценивая деятельность «Перелетных птиц» как «Нового значительного факта культуры», педагог-философ С. Гессен определяет причины перерождения этого движения в другую реальность. Среди этих причин – потеря черты самостоятельности и самодеятельности при постановке нереальных целей и задач, решение которых ему не под силу (в частности, заявление на создание своей, отличной от взрослых «культуры юности») [4, с. 105-109]. Российский исследователь В. Лебединский связывает финал «Перелетные птицы» с перерастанием культурологического движения за «самоценность юности» в националистические организации, которые выступали за военное возрождение великой Германии [8, с. 76].
В истории детского движения, заслуживают внимания детские формирования, которые действовали в начале ХХ в. в Америке: детские группы «Лесные индейцы», объединение «Сыновья Дэниэла Буна», «Мальчики-пионеры Дэна Берда» и др.
Так, учредителем движения «Лесные индейцы» является государственный деятель, ученый-натуралист, художник, писатель Э. Сетон-Томпсон. Именно он в 1900году организовал в своем имении лагерь для детей, который действовал по индейским правилам, по принципу так называемого лесного дела: изучение и помощь природе, охоты, «лагерные остановки», ориентирование на местности, вязание «узлов», оказание первой медицинской помощи, личные соревнования и т.п.
Основные принципы, цели, содержание и методы воспитания юной личности средствами природы на традициях индейских племен было освещено в 1902 году в серии статей о рождении новой системы детской организации «сетонских индейцев» и книгах «Березовый свиток лесных индейцев», «Книга лесных умений и индейских учеников» [1, с. 14].
По состоянию на 1910-1911 гг. движение «Лесных индейцев» насчитывало более 100000 детей и взрослых. Это движение – наглядное свидетельство зарождения новой реальности, в основе которой – объективная реальность, энергия ребенка, его потребность в активности, действии, защите своих прав человека. К тому же, по мнению некоторых исследователей, опыт «сетонских индейцев» разрушает субъективный взгляд на монопольный источник детского движения – скаутизм, который вырос на идеях и опыте первых разнообразных детских сообществ мира, о которых знал его основатель Р. Баден-Пауэлл [7, с. 18-20].
Начало ХХ в. – период зарождения и развития детских самодеятельных структур, различных как по формам, так и по содержанию деятельности. Среди них заслуживают внимания самодеятельные школьные и внешкольные «сберегательные кассы», «Общества взаимопомощи» и т.д. [13, с. 119-124].
Так, в 1906 во Франции (г. Бордо) был основан «Национальный союз школьных обществ взаимопомощи». К 1914 в стране уже насчитывалось 4666 таких обществ, в состав которых входило 87 000 человек. Основная цель их деятельности – создание всех необходимых условий для перехода ребенка во «взрослое» общество (социализация, общественная и личная адаптация); предоставление конкретной помощи школьникам из малообеспеченных семей; страхование от инвалидности и при болезни; предоставление льгот, бесплатных школьных принадлежностей. Некоторые из них (например, «Внешкольные лесоводческие общества») выполняли важную природоохранную работу, в частности, по восстановлению и насаждению лесов. Члены некоторых детских обществ освобождались от пошлин и налогов [14, с. 3].
В начале ХХ в. в Германии, Швейцарии, а затем и в России приобрели распространение «Майские союзы», членами которых были дети и подростки от 7 до 17 лет. Основная цель их деятельности заключалась в защите птиц и животных, развития гуманных чувств к живым существам, любви к природе, разумного отношения ко всем ее дарам. М. Богуславский называет «Майские союзы» началом современного экологического движения [3, с. 25].
Один из самых ярких примеров зарождения мирового детского движения – скаутизм. Слово «скаут» происходит от старофранцузского «escouter» и от латинского глагола «auscultare», что означает – «внимательно слушать». Английское слово «scout» (разведчик, шпион) в различных национальных скаутских организациях передавалось по-разному, в частности: у русских – «юные разведчики» [9, с. 7-8].
Его основатель – английский профессиональный военный, герой войны Роберт Баден-Пауэлл, который в 1899 во время 217-дневной удачной обороны форта Мейфкинг в Южной Африке в англо-бурской войне взял на службу ребят как посланцев, дозорных-бегунов, сигнализаторов и санитаров, создав из них Мейфкинзский кадетский корпус. Летом 1907 года британский полковник на о. Браунс (в Ла-Манше) провел первый скаутский лагерь для 20 ребят из разных частей Лондона, разного социального происхождения – от детей лордов к нищим. А уже в начале 1908 года вышел в свет учебник «Скаутинг для ребят» за авторством Р. Баден-Пауэлла [9, с. 7].
Современные ученые (Волохов А. В., Коляда Н. М., Коробова Л. А. и др.) выделяют следующие этапы становления и развития педагогики детского движения:
— 10-20-е годы ХХ в. – начальный этап зарождения и становления педагогики детского движения, распространения в стране скаутов;
— 20-е – середина 30-х годов – новый этап научного педагогического осмысления детского движения, связанный с проявлением специфических возможностей особого направления детского движения, исторически получил название «Пионерского движения». Основные характеристики данного этапа: дальнейшее изучение феномена «детское движение» (впервые вводится само понятие «Детское движение»), обоснование его роли и места в создании нового социалистического общества, новой системы социального воспитания детей и молодежи;
— 30-е – середина 50-х годов – время «отступления» от многомерного изучения педагогической наукой пионерского движения);
— середина 50-80-х годов – активизация педагогических исследований.
— конец 80-х – начало ХХI в. – современный период развития науки о детском движении.
Начиная с конца 80-х годов XX в. в детском движении начали развиваться процессы, которые разрушили основы единой официально признанной организации – пионерской. Зато на их место встали детские общественные организации и объединения самых направлений.
Российское движение школьников (РДШ) – общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности РДШ стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.
Организация создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Основной целью нового движения является «содействие формированию личности на основе системы ценностей, присущей российскому обществу».
Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» начало свою деятельность в мае 2016 года. Основной задачей стало объединение всех организаций, занимающихся допризывной подготовкой граждан, в единую организацию. Основополагающими в программе обучения стали военные и спортивные направления, призванные воспитать российскую молодежь в духе интернационализма и патриотизма, привить подрастающему поколению интерес к географии и истории свое страны, ее народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. Привлечь молодых людей к занятиям волонтерской деятельностью и участию в крупных культурных и спортивных мероприятиях.
История кадетов в России является достойным примером воспитания подрастающего поколения, в котором с ранних лет закладываются ростки патриотизма, любви к своему Отечеству, которые в дальнейшем смогут воплотиться в качественном и честном служении своей Родине.
Новую жизнь в Российской Федерации кадетское движение получило в начале 90-х годов. Появились такие учебные заведения, как кадетская школа, кадетская школа-интернат, кадетский корпус, в обычных школах открылись кадетские классы.
Главной задачей ученического самоуправления является формирование и развитие социально активной, гуманистически направленной личности с глубоко осознанной гражданской позицией. Ученическое самоуправление создает благоприятные условия для гражданского воспитания школьников, более того, ученическое самоуправление и общественное воспитание должны стоять рядом в образовательно-воспитательной системе.
В России волонтерство стало «набирать обороты» в начале 1990-х лет. Волонтерство во всех его проявлениях – это добровольческая деятельность, основанная на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам, которая не предусматривает получения прибыли, какой-либо оплаты или карьерного роста; это удовлетворение своих личных и социальных потребностей путем оказания помощи другим людям.
Детское движение является своеобразным институтом социализации, уникальным феноменом социально-гражданского воспитания подрастающего поколения; формой активного выражения детства, что заявляет взрослым о детских потребностях, проблемах, возможностях, особенностях, напоминает о себе, защищает свои права.
Детское общественное движение – это естественное, самостоятельное, постепенное вхождение детей в мир взрослых благодаря разнообразным сферам детской деятельности: образовательной, семейной, игровой.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы