Курсовая с практикой на тему Анализ современной региональной политики в России: цели, приоритеты, механизмы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 6
1.1 Понятие государственной региональной
политики. 6
1.2 Региональная политика: цели,
задачи и принципы реализации. 10
1.3 Основные направления государственной региональной
политики в Российской Федерации……………………………………………………….13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПРИМЕРЕ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.. 20
2.1
Социально-экономическое и политическое развитие Дальнего Востока….. 20
2.2 Эффективность
государственной региональной политики на Дальнем Востоке 25
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА
ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.. 31
3.1 Оценка эффективности
реализации региональной политики в РФ на примере Дальнего Востока. 31
3.2 Перспективы совершенствования региональной политики в
РФ на примере Дальнего Востока. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 38
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Территориальное развитие
является одним из важнейших направлений государственной политики России,
поскольку наша страна имеет самую большую территорию в мире и не слишком
многочисленное население, к тому же распределенное неравномерно,
сконцентрированное на западе и убывающее по мере продвижения на восток.
Мировой опыт показывает,
что высокая социально-экономическая дифференциация регионов создаёт серьёзные
проблемы для государства в целом, в том числе:
— разрушение единого экономического
пространства;
— снижение ёмкости внутреннего рынка;
— массовая и стихийная внутренняя миграция,
которая приводит к росту криминалитета и другим социальным бедам;
— экологические и инфраструктурные трудности
в агломерациях, где скапливаются мигранты;
— нарушение процессов сбережения и
инвестирования, когда при нестабильной экономической ситуации предприниматели и
население регионов выводят сбережения в столицу или за рубеж;
— невозможность ввести в экономический
оборот ресурсы отсталых регионов в общегосударственных интересах;
— претензии зарубежных стран на «ничейную»
территорию; — социально-политическая нестабильность и угроза сепаратизма [2, с.
132-134; 3, с. 13; 4, с. 152].
Правительство России
осознаёт наличие этих проблем и старается их решать, насколько это возможно.
Основные принципы региональной политики России, по нашей оценке, состоят в
следующем:
— центр жёстко контролирует регионы
посредством межбюджетных отношений, иначе говоря, центр собирает гораздо больше
налогов, чем регионы;
— центр разрабатывает общий план
территориального развития, опираясь, прежде всего, на схемы развития
транспортного и топливно-энергетического комплекса, а также на существующую
систему расселения;
— инфраструктурные инвестиции, стимулирующие
региональное развитие, осуществляются в рамках специальных документов, в т.ч.
целевых программ;
— новые административные и налоговые
процедуры апробируются в локальных зонах с особым экономически статусом.
Региональная
политика в РФ представляет собой законодательно за-крепленную систему правовых,
финансовых и экономических, институциональных и организационных мер, которые
определяют деятельность федеральных органов государственной власти, их
территориальных органов, а также органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, и тем самым органов местного самоуправления, которая
направленная на достижение целей и решение задач политического, социального,
культурного и экономического развития регионов нашей страны. Кратко говоря,
региональная политика – это государственные меры по перераспределению ресурсов
между регионами страны ради заданных целей.
Актуальность темы предпринятого исследования объясняется необходимостью
осмысления современного положения в сфере взаимоотношений федерального центра и
субъектов Российской Федерации.
Целью данной работы является исследование современной
региональной политики в России.
Для
достижения поставленной цели нужно решить ряд следующих задач:
— изучить основное понятие,
цели, задачи и основные функции региональной политики РФ;
— рассмотреть основные
этапы и направления региональной политики в Российской Федерации;
— проанализировать проблемы
и перспективы региональной политики РФ.
Предмет
– анализ
современной региональной политики в России
Объект
— региональная
политика Дальнего Востока
Степень
научной разработанности проблемы. Теоретическую основу исследования составляет большой круг источников, к
числу которых относятся монографии и статьи, отражающие результаты изучения
процессов, связанных с реализацией региональной политики, материалы
научно-практических конференций и семинаров.
В научной литературе создан определенный фундамент для
изучения содержания и специфики реализации региональной политики на всех
уровнях. В области исследования следует отметить работы таких отечественных
ученых, как: Буфетова А.Н. [24 с. 114], Зубаревич Н.В., Злобин Е.Ф.
[9 с. 64-75], Полухина М.Г., Капканщиков С. Г., Кузнецова О.В. [11 с. 125-328] и
др.
Практическая значимость
обоснована выводами и предложениями, сделанными по результатам проведенного
анализа проблем реализации региональной политики.
Работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованных источников.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключение работы
подведем итог проведенному исследованию.
Целью
данной работы являлось исследование современной региональной
политики в России.
В данной работе были
рассмотрены современные аспекты реализации социально-экономической политики
регионов, представлен основной понятийный аппарат, показаны ее цели, задачи,
акцентировано внимание на связи региональной социально-экономической политики с
государственной экономической политикой, на основе обобщения отдельных
классификационных признаков неоднородности регионов РФ показаны факторы
воздействия на уровень их социально-экономического развития.
Данное исследование
позволило установить, что эффективное региональное управление с учетом
возможности включения территорий в интеграционные процессы должно основываться
на региональной политике, являющейся неотъемлемой частью государственной
экономической политики.
Эффективность интеграции
различна для мировой экономики и для самой России. Существуют два варианта
решения этой проблемы — близость и поиск механизма защиты национальных
интересов в мировой экономике. Устойчивое социально-экономическое развитие
региона характеризуется его способностью обеспечивать положительную динамику
уровня и качества жизни населения, использовать для этого новые факторы и
условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического,
социального, природного потенциала, локализованного на его территории.
На примере Дальнего
Востока анализировалось влияние рыночной экономики на региональную политику
России. На основании проведенного анализа изучения региональной политики РФ
можно сделать вывод, что современная рыночная экономика влияет решающим образом
на возможности государства управлять развитием своей территории.
Преимущества этого
влияния состоят в том, что реализация проектов развития обходится без
человеческих жертв; региональная политика разрабатывается с учётом
себестоимости и будущей отдачи; государство делит риски новых экономических
проектов с частным бизнесом.
Недостатки состоят в том,
что экономический рост и норма прибыли поставлены во главу угла, а социальные
задачи и укрепление национальной безопасности отходят в тень; постоянно
действующие институты централизованного планирования становятся невыгодными,
территориальное планирование переходит на аутсорсинг; развитие инфраструктуры
привязывается к зарубежным рынкам сбыта; умножается коррупция при исполнении
инфраструктурных подрядов; разрастается бюрократия и соответствующее
нормативное регулирование; проекты развития требуют больше расходов на оплату
труда и хуже обеспечиваются кадрами.
Несмотря на это,
территориальное развитие постсоветской России имеет некоторые положительные
результаты, поэтому даже в условиях рынка активная региональная политика представляется
целесообразной.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Понятие государственной региональной политики Региональная
политика устойчивого развития должна включать в себя основы для разработки
комплексов антидипрессивных мер на всех уровнях, присущих государственному
управлению [1 с.14].
Мировая
практика регионального управления реализует такие меры двумя основными
подходами. Первый — реализация целей территориальной справедливости,
пространственной организации экономической деятельности для жителей всех
регионов, располагающих более или менее равными возможностями, достигая
желаемое благосостояние. Второй — в основе экономическая эффективность,
требующая рациональное использование производственного потенциала в каждом
регионе, достигая целей, характеризующих общенациональное государство. Эти
подходы могут быть как совместимы, так и противоречивы.
Существуют
три точки зрения по отношению к «справедливости» и «эффективности»,
характеризующих региональную политику. Согласно первой из них, рассмотрим
обратную пропорциональную связь между подходами, стимулирующую экономическое
развитие в проблемных регионах.
Согласно
другой точке зрения — справедливость полезна, но она характеризуется не только
отрицательными, но и позитивными последствиями, сглаживая различные социальные
диспропорции [15]. Согласно третьей точке зрения, реализуемые цели
территориальной юстиции и экономической эффективности зависят от того, в каком
состоянии находится национальная экономика.
Как
правило, для периода с экономическим ростом характерно преобладание первой
точки зрения, для периода кризиса — второй. Тем не менее, для любого сценария —
главная задача региональной политики устойчивого развития — удовлетворение
потребностей стабильного характера воспроизводства ресурсов и постоянного
сохранения и расширения потенциала территории при условии принципов равновесия
и приспособляемости. Достижение устойчивого развития региона возможно с помощью
двух способов:
—
внешняя поддержка при перераспределении средств между регионами, — мобилизация
внутренних сил [16]
Реформа органов,
которые ответственны за проводимую региональную политику, приводит к изменению
ее идеологии: смещение акцента, выделяя не перераспределение средств, а
финансирование сфер региональной экономики, приводя эту зону к успешной. Для
этого, принимая решения, необходимо учитывать социально-экономические
характеристики региона-получателя, не формализуя показатели, характеризующие
его экономическое развитие.
В
результате наблюдается смещение акцента региональной политики, перераспределяя
средства «концентрированного» подхода к ресурсам, выделяя проблему.
Стратегическая цель новой региональной политики — адаптация отдельных регионов
в изменяющихся условиях работы. Одно из основных мест, характеризующих
региональную инновационную политику — институциональные изменения [17]. Это
означает, что для региональной политики характерна структурность, а не
перераспределение.