Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения,органов пфр Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Анализ социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкогольными и наркотическими веществами

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

1 Правовые и теоретические основы организации социальной
работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем и наркотическими веществами. 4

1.1 Правовые основы организации социальной помощи лицам,
злоупотребляющим алкоголем и наркотическими веществами. 4

1.2 Социальный подход к проблеме возникновения зависимости
от алкоголя и других наркотических средств. 7

1.3 Организация социальной работы с лицами, страдающими
алкогольной и наркотической зависимостью.. 9

1.3.1 Цель и условия социальной работы с лицами,
злоупотребляющими алкогольными и наркотическими веществами. 9

1.3.2 Направления и формы организации социальной работы с
лицами, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью.. 13

2 Практическое исследование организации социальной работы
с лицами, злоупотребляющими алкогольными и наркотическими веществами. 22

2.1 Цели и содержание социальной работы с лицами,
злоупотребляющими алкогольными и наркотическими веществами, в ГОБУЗ «Катарсис». 22

2.2 Анализ
организации социальной работы с лицами,
злоупотребляющими алкогольными и наркотическими веществами, в ГОБУЗ «Катарсис». 29

Заключение. 40

Список использованных источников. 42

  

Введение:

 

Противодействие
употреблению наркотических веществ и алкоголя в стране, не смотря на все
принимаемые меры, остается актуальной проблемой, о чем свидетельствуют
статистические показатели. По данным Минздрава России, на учете в
лечебно-профилактических организациях в 2018 году находятся с диагнозом
«наркомания» 223,1 тыс.человек, с диагнозом «алкоголизм и алкогольные психозы»
– 1208,6 тыс.человек. Количество зарегистрированных пациентов с каждым годом
снижается, однако, по мнению специалистов, статистические данные не полностью
отражают реальную картину – большое количество людей, злоупотребляющих
алкоголем или наркотиками, не обращаются в специализированные организации по
разным причинам [21].

Алкогольная
и наркотическая зависимости являются не только тяжелыми заболеваниями, но и
влекут негативные последствия социального характера: влияют на общее физическое
и психическое здоровье нации, на уровень преступности в стране, а также требуют
привлечения больших финансовых ресурсов. Усугубляет ситуацию тот факт, что в
последнее время основную долю лиц, имеющих проблемы с употреблением алкоголя и
наркотических веществ, составляют лица в возрасте 13-25 лет. Решаться она должна
комплексно с привлечением специалистов разных сфер: медицинских работников,
психиатров, психологов, а также социальных работников. Именно этими положениями
можно обосновать актуальность выбранной темы.

Цель работы: определить
и проанализировать основные направления в деятельности социальной службы с
лицами, злоупотребляющими алкоголем и наркотическими веществами.

Для достижения
поставленной цели решались следующие задачи:

1. Изучить и
проанализировать специальную литературу по проблеме алкоголизма и наркомании,
основные правовые акты, действие которых направлено на профилактику и борьбу с
наркоманией и алкоголизацией населения.

2. Определить
правовые основы и условия организации социальной работы с лицами, злоупотребляющими
алкоголем и наркотическими средствами.

3. Выявить наиболее
оптимальные формы социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем и
наркотическими веществами.

4. Проанализировать
организацию социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем и
наркотическими веществами.

В основу работы
положены исследования, методические и научные разработки А.В. Гоголевой, Е.И.
Холостовой, Д.В. Пшеничного,
К.А. Хохловой, Е.В. Жижко и других авторов в области организации социальной
помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем и наркотическими средствами, а также
федеральные законы, другие правовые акты, государственные стандарты, касающиеся
регулирования вопросов оказания социальной помощи и реабилитации этой группе
лиц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

С целью изучения
проблемы организации социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкогольными
и наркотическими веществами, в данной работе были изучены и проанализированы
нормативные правовые акты, регулирующие оказание социальных услуг в этой сфере,
научные работы, публикации и иные источники по вопросам содержания и
организации социальной работы с указанной категорией граждан.

На основании
изученных и проанализированных материалов были сделаны следующие выводы.

Проблема
алкоголизации и наркомании носит комплексный характер, поэтому в ее решение
должны включаться специалисты различных сфер деятельности (правовой,
медицинской, социальной).

Основной целью
социальной работы с лицами, зависимыми от алкоголя и наркотиков, является
помощь в осознании личной проблемы и в дальнейшей ресоциализации (включении в
социальное сообщество), которая подразумевает:

— формирование
личностных ценностей социальной направленности;

— формирование
мотивации к прекращению употребления алкоголя и наркотиков;

— помощь в поиске
жизненных ориентиров;

— помощь в
установлении утраченных положительных социальных связей.

Эта цель достигается
за счет введения в практику деятельности социальных работников определенных
форм и методов деятельности.

Социальная работа
организуется на протяжении трех этапов взаимодействия: профилактическом,
медицинском (период пребывания гражданина в специализированном медицинском
учреждении), постмедицинском. На первом этапе осуществляется профилактическая
работа социального характера: выявляются группы лиц, подверженные риску
употребления наркотиков и алкоголя, организуются беседы в учебных заведениях,
разрабатывается и внедряется социальная реклама, организуется работа волонтеров
и т.д. На втором этапе в задачу социального работника входит разработка
индивидуальной социальной программы реабилитации и прохождение ее клиентом на
добровольной основе, проводятся тренинги по социализации, восполняются пробелы
в учебе, получении профессии, организуется досуг, занятия физкультурой,
профессиональная деятельность зависимых лиц. На третьем этапе социальный
работник продолжает контролировать поведение лиц, подверженных риску
злоупотребления алкогольных и наркотических веществ, помогает в
трудоустройстве, налаживании социальных контактов. На протяжении всех этапов
организуется работа с семьей.

Проведенный на
основании локальных актов, изучения деятельности, бесед с сотрудниками анализ
организации социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкогольными и
наркотическими веществами, в ГОБУЗ «Катарсис» показал, что социальные работники
этой организации в полной мере выполняют возложенные на них обязанности. В
центре проводится работа по реабилитации и ресоциализации, организованы группы
взаимоподдержки. Выявлены интересные практики по вовлечению излечившихся
клиентов в волонтерскую деятельность, по организации досуга.

В то же время центр
не ведет статистическую документацию, что не позволяет в полной мере проследить
дальнейшую судьбу его клиентов.

Таким образом, можно
сделать вывод о том, что в ходе анализа специальной литературы, нормативной
базы, опыта организации социальной работы была достигнута цель исследования «определить
и проанализировать основные направления в деятельности социальной службы с
лицами, злоупотребляющими алкоголем и наркотическими веществами».

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Правовые и теоретические основы организации
социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем и наркотическими
веществами

1.1 Правовые
основы организации социальной помощи лицам, злоупотребляющим алкоголем и наркотическими
веществами

Основными
задачами национального проекта «Демография» на 2019-2014 годы являются
сохранение и укрепление здоровья населения посредством создания условий для
формирования мотивации здорового образа жизнедеятельности [2]. Эти задачи
включают разработку мер, способствующих сокращению числа лиц из взрослого
населения, злоупотребляющих алкоголем и наркотическими веществами, и
недопущению употребления этих веществ детьми и подростками. Эти меры вызваны
негативным влиянием алкоголизации и наркомании на все сферы жизни общества от
состояния и динамики преступности до экономического благополучия отдельных
граждан и общества в целом.

Алкоголизм и
наркомания определяются как проблема медико-социального характера. Поэтому к ее
решению подключаются не только медицинские организации, но и другие службы, в том
числе и социальные работники.

Основу организации
социальной работы в этой сфере составляют нормативные акты, принятые как на
федеральном, так и на региональном уровнях.

Государство в
соответствии со статьей 53 Федерального закона
от 8 января 1998 года «О наркотических средствах и психотропных веществах»
гарантирует больным наркоманией не только оказание медицинской помощи, но и
социальную реабилитацию [3].

На региональном
уровне также разрабатывается и принимается определенная нормативная база,
регулирующая оказание социальной помощи лицам, страдающим алкогольной и
наркотической зависимостью, а также членам их семей, попавшим в затруднительное
положение. С этой целью принимаются региональные правовые акты о регулировании
продажи алкогольной продукции (по вопросам временных и пространственных
ограничений). Разрабатываются и принимаются целевые программы, содержащие
комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими веществами, в
реализации которых принимают участие органы власти разных профилей, в том числе
и социальные службы. Утверждаются и реализуются комплексные программы по
формированию здорового образа жизни. Многие субъекты Российской Федерации
предоставляют финансовую помощь из муниципального бюджета на организацию
деятельности некоммерческих организаций с лицами, злоупотребляющими алкоголем и
наркотическими веществами.

Содержание  социальной работы с лицами на федеральном
уровне определено национальным стандартом ГОСТ Р 54990-2018 «Реабилитационные
социальные услуги лицам, имеющим опыт злоупотребления наркотическими
средствами, психотропными веществами и алкоголем». В этом документе определены
цели, задачи социальной реабилитации, а также формы и условия оказания
социальных услуг [1]. Указанным стандартом определены требования к бытовым,
финансовым, материально-техническим условиям предоставления услуг данной
категории лиц.

Также стандартом
определяются основные виды социальных услуг данной категории граждан, к которым
относятся реабилитационные услуги социально-медицинского характера, по
профессионально-трудовой ориентации (трудовая терапия, оказание помощи в
получении профессии), по социальной реабилитации (обучение правильной
ориентации в социальной среде, восстановление утраченных связей и т.д.).

Однако, несмотря не
актуальность правовой регламентации этой сферы деятельности, указанный стандарт
еще не вступил в силу. Также существует серьезная проблема в финансировании
социальной работы по этому направлению как профилактического так и
реабилитационного характера.

На региональном
уровне также разрабатываются стандарты оказания социальной помощи. Этими
документами определяются цели, задачи, виды социальной помощи, условия ее
оказания. В том числе определяются и критерии оценки условий и способов
предоставления социальных услуг лицам, злоупотребляющим алкогольными и
наркотическими веществами. К таким критериям относятся, например, наличие
соответствующей документации, должностных инструкций, разработанных и
утвержденных программ реабилитации и ресоциализации клиентов, уровень
взаимодействия с общественными организациями, органами власти,
правоохранительными органами, наличие публикаций в СМИ, проведение
консультаций, профилактических бесед и т.д.

Среди приоритетных
направлений развития медико-социальной реабилитации — организация
реабилитационных наркологических центров (отделений) в субъектах Российской
Федерации, укрепление кадрового состава, подготовка и переподготовка
специалистов (в том числе, психологов, социальных работников, специалистов по
социальной работе), разработка критериев оценки эффективности реабилитационной
деятельности.

В целях реализации современной
государственной политики предполагается создание отделений реабилитации на
основе развития частно-государственного партнерства, привлечение общественных и
коммерческих организаций на условиях софинансирования из средств федерального и
регионального бюджетов, а также финансовых вложений частных лиц и организаций. Формируется
региональный сегмент национальной системы комплексной реабилитации и
ресоциализации лиц, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками. Он включает в
себя государственные учреждения и организации иных форм собственности, действующие
в сфере мотивирования, лечения, комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей
алкоголя наркотиков.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы