Курсовая с практикой на тему Анализ социально-экономических факторов развития внутреннего и въездного туризма в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Факторы развития сферы туризма 5
1.1. Основные понятия в сфере туризма 5
1.2. Факторы развития туристической отрасли 7
2 Анализ развития внутреннего и въездного туризма в России 16
2.1. Общие тенденции в сфере туризма в России 16
2.2. Анализ социально-экономических факторов развития внутреннего и въездного туризма 22
Заключение 32
Список использованных источников 34
Введение:
Современные тенденции развития мировой экономики демонстрируют постоянное увеличение влияния сферы услуг, а также сокращение её зависимости от сферы производства. В нашем быстро развивающемся мире услуги играют ключевую роль в экономическом росте страны, в обеспечении занятости населения, а также способствуют специализации, развитию и распространению различных знаний, что в свою очередь оказывает влияние на повышение уровня сложности экономики, наращивание производственных возможностей и усилению связей между странами.
Одним из факторов интегрирования той или иной страны в мировую экономику может послужить развитие туристической индустрии, туристического бизнеса.
Туризм – это не только специфическая форма торговли услугами, но и крупный сектор экономики многих стран мира. Кроме того, туризм является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. Развитие туризма обеспечивает сохранение и развитие культурного потенциала, способствует решению экологических задач, проблем занятости, образования и медицинского обслуживания, внедрению новых средств распространения информации и т.п.
Мировой рынок туристических услуг считается одним из наиболее быстро развивающихся и наиболее доходных секторов мировой экономики в современных условиях. Международная торговля туристическими услугами дает государству прямые доходы от деятельности в виде валютных поступлений и косвенные доходы, возникающие посредством мультипликативного эффекта туризма (доходы от смежных отраслей экономики), а также оказывает экономическое влияние на местную экономику, стимулируя экспорт местных продуктов. Кроме того, международный туризм обеспечивает занятость населения, оказывает влияние на повышение уровня жизни населения, а также усиление уровня культуры и образования.
Роль туризма в современном мире крайне велика. Эта отрасль затрагивает почти все остальные сферы деятельности современного общества, включая экономику, культуру, социальную жизнь, политическая сторона жизни общества также затрагивается. С другой стороны, туристический бизнес сопряжен с другими отраслями хозяйства и производства, например: строительства, дороги, торговля, сельское хозяйство, транспорт, услуги связи, услуги проживания, здравоохранение и т.д. Поэтому развитие туризма очень тесно связано с развитием других отраслей и сфер жизни и производства. Т.е. на туризм влияет ряд социально-экономических факторов [12].
Цель работы – исследование социально-экономических факторов развития внутреннего и въездного туризма в России.
Задачи: изучить факторы, закономерности функционирования сферы туризма; проанализировать тенденции функционирования и социально-экономические факторы развития внутреннего и въездного туризма в России.
Объект исследования: внутренний и въездной туризм в России.
Предмет исследования: факторы развития сферы туризма.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход.
Информационная база исследования: нормативно-правовые акты в сфере туризма (Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ [1], Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 гг. [2],Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. [3], Федеральный закон Российской Федерации №132-ФЗ от 24.11.1996 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [5]), работы Александровой Е.Н. [7], Андрианова В.И. [8], Орловой Е.Р., Кошкиной Е.Н., Кошкина М.В. [12] и др., данные Роcстата [16], данные Всемирной организации туризма [17, данные мировых отчетов по туризму [19, 20].
Заключение:
В современном мире одной из основных и наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами является международный туризм, на который приходится около 30% мирового экспорта услуг в наши дни. Значимость туристической отрасли обусловлена тем, что она оказывает непосредственное влияние на удовлетворение материальных и духовных потребностей общества, а также постоянное совершенствование условий жизнедеятельности каждого человека. Кроме того, международный туризм способствует росту международной торговли товарами, обеспечению политической стабильности и экономическому росту стран и регионов.
Процесс рыночных преобразований экономики России оказал существенное влияние на деятельность туристского комплекса. Наша страна постепенно выходит на мировой туристический рынок, однако различные проблемы, стоящие на пути развития отрасли, не дают возможности для реализации имеющегося потенциала. Несмотря на удобное географическое положение, обильные природные ресурсы, огромное культурное наследие, в настоящее время отечественный туризм не обеспечивает потенциально возможного развития. В силу этого, актуальность темы исследования очевидна: развитие отечественной туристической отрасли и повышение, как следствие, уровня ее конкурентоспособности на международном уровне, может оказать существенное влияние на экономический рост страны, развитие смежных отраслей, повышение уровня благосостояния населения, модернизацию туристической инфраструктуры, а также выявление новых перспективных направлений развития туризма и раскрытие туристического потенциала отдельных регионов России.
Модели регулирования сферы туризма можно определять по степени государственного вмешательства в организацию деятельности туристской индустрии:
1) авторитарное управление методом “сильной руки” всеми процессами туризма в стране;
2) объединение сферы туризма со смежными отраслями хозяйства в рамках комбинированного министерства;
3) регулирование и координация туристической деятельности органами национальной туристической администрации моделью “дрожащей руки”;
4) самостоятельное управление сферой туризма субъектами хозяйствования на основе принципов рыночной экономики и СРО (саморегулируемые организации в туризме).
На становление туристической отрасли оказывают влияние различные факторы, которые снижают или повышают конкурентоспособность туристического продукта, а также определяют спрос на туризм. Факторы, влияющие на туристическую отрасль, могут быть как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными). Все они могут быть интерпретированы как некая совокупность объектов туристической инфраструктуры, которые находятся во взаимосвязи с демографическими, политическими, экономическими и социальными реалиями, влияющими на уровень спроса и предложения в туризме.
Особенностью туристской отрасли России является зависимость от макросреды (природная, политическая и экономическая обстановка, форс-мажорные обстоятельства), что, во-первых, находит отражение в эластичности спроса; во-вторых, подчеркивает необходимость доверия при предоставлении туристских услуг, поскольку отношения между всеми поставщиками отдельных услуг, составляющими цельный туристский продукт, и потребителями услуг строятся именно на доверии, так как оценить качество самого туристского продукта можно только в процессе потребления.
Фрагмент текста работы:
1. Факторы развития сферы туризма
1.1. Основные понятия в сфере туризма
Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В то же время, учитывая то обстоятельство, что развитие туризма в нашей стране в определенной мере сдерживается из-за того, что значительная часть материальной базы туризма находится в удовлетворительном состоянии,— необходимо комплексное развитие туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующей инфраструктуры (предприятий транспорта, питания, индустрии развлечений, объектов туристского показа и др.).
Услуги в туристической сфере являются результатом деятельности предприятий и организаций сферы туризма и гостеприимства, основной целью которых можно считать удовлетворение разнообразных туристических потребностей потребителя (туриста) [7].
Высокая комплексность и тесная взаимосвязь туристических услуг со всеми другими секторами сферы услуг делают этот сектор важнейшим в современное время (рис. 1.1).
Мультипликативный эффект от туризма оказывает огромное влияние на экономическое развитие смежных отраслей и секторов и, как следствие, экономический рост в стране. При помощи туристических операторов и агентов, а также покупателей туристических услуг происходит формирование спроса и предложения на туристическом рынке (рис. 1.2).