Курсовая с практикой на тему Анализ символики на уроках литературы (на примере произведений В.Набокова).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения символики на уроках литературы 6
1.1. Анализ УМК 6
1.2. Методические основы изучения творчества В. Набокова в школьном курсе литературы 14
1.3. Специфика изучения символики на уроках литературы 22
Глава 2. Методические основы анализа символики на уроках литературы (на примере произведений В.Набокова) 35
Заключение 63
Литература 64
Приложение 67
Введение:
Актуальность. ФГОС ориентирует педагогов на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Основной акцент в системе школьного образования ХХI в. делается на интеллектуальном и нравственном развитии личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умения ориентироваться в современном информационном пространстве и «выращивания в человеке «собственно человеческого» средствами самого образования».
Одна из основных целей урока литературы – активизация познавательного интереса ученика к художественному произведению и личности автора. Современный урок литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов: мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); взаимопроверка, взаимоконтроль; рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).
В данной связи тема работы «Анализ символики на уроках литературы (на примере произведений В.Набокова)» приобретает особенное звучание. Умение обучающихся распознавать замысел автора в литературном произведении через систему символов формируется в аналитической, исследовательской, творческой работе. Понятие символа в лингвистике трактуется по-разному и отличается многозначностью. Большинство исследователей рассматривает символ как разновидность знака, при этом одним из центральных вопросов, возникающих в связи с необходимостью выделить символ из ряда других знаков, является природа связи между означаемым и означающим в символе. В частности, А. Ф. Лосев отмечает, что «символ не имеет никакого условного, точно зафиксированного и конвенционального значения», т. е. отличается от других знаков в силу мотивированности связи между его означаемым и означающим.
Следующим критерием выделения оппозиций символа и сходных с ним структурно-семантических категорий является соотношение общего и единичного, согласно которому в символе общность обретает статус порождающей модели, в которой обобщаемые единичности обретают смысловую закономерность (в отличие, например, от аллегории, в которой индивидуальное подведено под общее в качестве иллюстрации, не имеющей самостоятельного значения).
С другой стороны, понятие символа может быть раскрыто в сопоставлении со смежными категориями образа, поскольку «символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ); но если категория образа предполагает предметное тождество самому себе, то категория символа делает акцент на другой стороне той же сути – на выхождении образа за собственные пределы, на присутствии некоего смысла, интимно слитого с образом, но ему не тождественного».
Подобное понимание символа помогает разграничить его, в частности, с метафорой, не заключающей в себе того постороннего ей предмета, на который указывала бы ее идейная образность. Следовательно, специфику символа составляет многослойность его смысловой структуры, которая определяет содержательность символа и подразумевает активную работу воспринимающего, в отличие от других знаковых категорий, где многозначность может мешать успешной интерпретации знака. Это открывает большие функциональные возможности символов в художественном тексте, который не только интегрирует готовые символические образы, но создает необходимую для развертывания систему их смысловых оттенков.
В рамках данной работы рассмотрим особенности анализа символики на уроках литературы (на примере произведений В.Набокова), ее актуальность продиктована требованиями, предъявляемыми к современному процессу образования в школе в целом и урокам литературы в частности.
Цель работы – изучить особенности анализа символики на уроках литературы (на примере произведений В.Набокова).
Объект исследования – изучение символики в школьном курсе литературы.
Предмет исследования – символика в произведениях В. Набокова.
Задачи работы:
1) изучить теоретические основы изучения символики на уроках литературы,
2) рассмотреть методические основы анализа символики на уроках литературы на примере произведений В.Набокова, представить методические разработки.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы.
Заключение:
В ходе работы изучили особенности анализа символики на уроках литературы (на примере произведений В.Набокова), т.е. цель работы достигнута.
Достижение цели осуществлялось поэтапно:
1) изучили теоретические основы изучения символики на уроках литературы,
2) рассмотрели методические основы анализа символики на уроках литературы на примере произведений В.Набокова, представить методические разработки.
Следовательно, задачи работы выполнены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения символики на уроках литературы
1.1. Анализ УМК
УМК под редакцией В. Я. Коровиной. Выбор УМК был обусловлен тем, данная предметная линия является завершенной и переработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В переработанной линии учебников для 5 – 9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введены такие рубрики, как: «Проверьте себя», «Обогащайте свою речь», «Учимся читать выразительно», «Развиваем свою речь», «Литература и другие виды искусства», «Творческое задание», «Размышляем о прочитанном». Учебники содержат вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности.
В данной линии учебников четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы.
В каждом учебнике линии акцент сделан на одну из ведущих проблем: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе. А такие дополнительные компоненты УМК, как:рабочая программа, поурочные разработки, методические советы, проверочные работы, дидактические материалы, фонохрестоматии на СД с методическими рекомендациями, хрестоматия художественных произведений (для 9 класса) — способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы.
Поурочные разработки содержат конспекты уроков.
Методические советы для учителя созданы с учетом наиболее интересного опыта изучения произведений, включенных в программу по литературе.
Проверочные работы по литературе для 5 – 9 классов содержат рекомендации для проведения диагностических, текущих и итоговых проверочных работ по литературе, материалы для литературных игр контрольного характера и олимпиад по литературе. С их помощью учитель может проследить динамику литературного развития каждого учащегося, в качестве инструмента для этого предложены критерии оценки письменных высказываний, а также аналитические таблицы.
Дидактические материалы содержат необходимые, но не вошедшие в учебник художественные тексты, портреты писателей, другие иллюстрации, а также вопросы, задания, игры, кроссворды, викторины, материалы для внеклассного чтения, дополнительные художественные и литературоведческие материалы.
Материалы фонохрестоматии позволяют услышать произведения русской классической литературы в исполнении известных актеров московских театров, народных артистов России. К фонохрестоматии прилагаются «Методические рекомендации», в которых дана методика работы со звучащим текстом, предложены вопросы и задания для осмысления учащимися актерской, режиссерской и музыкальной интерпретации текста.