Курсовая с практикой на тему Анализ российского законодательства в сфере информации и персональных данных
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Законодательное регулирование персональных данных и информации 5
1.1 Законодательство о защите персональных данных в РФ 5
1.2 Защита информации в сети Интернет 9
Глава 2. Практические вопросы использования правовых норм, регулирующих вопросы защиты информации 14
2.1 Права и свободы гражданина и защита персональных данных 14
2.2 Последствия блокировки Telegram на территории России 17
Заключение 23
Список литературы 25
Введение:
Актуальность.
Развитие современных информационных технологий привело к преобразованию нашего понимания личного пространства и частной жизни. Процессы, ранее происходившие в физическом (реальном) мире, перетекли в онлайн-среду: приобретение услуг и товаров, общение со знакомыми и друзьями, взаимодействие с органами государства, работодателями и др. Вследствие этого объемы личных сведений, которые человек раскрывает о себе и выкладывает в глобальную сеть, как и персональных данных граждан, собираемых и систематизируемых разными учреждениями и ведомствами, увеличились до беспрецедентных размеров.
Такая ситуация сложилась в связи с действием значительного числа факторов, а именно:
1) проникновения интернета во все сферы жизни;
2) развития электронной торговли;
3) возникновения и совершенствования поисковых сервисов, в основе которых находится рекламная бизнес-модель, предполагающая сбор огромного массива данных о поведении интернет-пользователей;
4) появления соцсетей, агрегирующих информацию об индивидах и отношениях между ними;
5) повсеместного распространения планшетов и смартфонов, дающих людям возможность постоянно находиться онлайн, обмениваться мгновенными сообщениями и отслеживать маршрут передвижения пользователей.
Все перечисленные факторы поспособствовали тому, что основные процессы человеческой жизнедеятельности перетекли в интернет. Сегодня любые действия оставляют цифровой след, что приводит к возникновению значительных массивов виртуальных данных. Современные технологии (в том числе облачных вычислений) поспособствовали устранению многих ограничений, присущих сбору данных. Сбор и хранение огромных массивов информации стали доступны и недороги. В эпоху больших данных компании заинтересованы в получении как можно более существенного объема сведений для хранения и дальнейшего использования. Учитывая современное развитие технологий, проследить выполнение законодательных требований на практике будет довольно трудно.
Избранная тема в юридической науке с позиции теории права, является одной из малоизученных. Правовые отношения, связанные с обработкой, хранением, использованием и передачей персональных данных, возникающие между разными субъектами в результате создания мощных компьютерных баз данных еще не выступали самостоятельным объектом теоретико-правового исследования.
Объект – информация и персональные данные.
Предмет – нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере персональных данных и информации.
Цель – рассмотреть вопросы правовой защиты персональных данных.
Задачи:
— проанализировать законодательство о защите персональных данных;
— рассмотреть вопросы защиты информации в сети Интернет;
— обозначить вопросы прав и свобод гражданина в процессе защиты персональных данных;
— рассмотреть последствия некоторых законодательных инициатив по защите данных (на примере блокировки Telegram).
Работа состоит из введения, двух глав. Заключения и списка литературы.
Заключение:
Уровень развития компьютерных технологий позволяет говорить о появлении глобального информационного пространства, которое стало виртуальной площадкой, объединяющей колоссальное число участников общественных отношений вне зависимости от того, на территории какого государства они проживают.
Скорость и объемы передаваемой информации, а также относительная доступность ее противоправного получения даже из государственных или частных баз данных выводят на первый план вопрос об обеспечении конституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантированных ст. 23 и 24 Конституции Российской Федерации, в том числе связанных с неприкосновенностью частной жизни, личной и семейной тайны при обработке персональных данных.
Под такими данными, согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Формирование системы нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности по защите персональных данных, в том числе при трансграничной передаче информации, окончательно не завершено. Хотя следует признать, что российское законодательство в этой сфере развивается более последовательно, чем международное.
Отечественные эксперты отмечают отсутствие единой системы международно-правовых норм, регулирующих межгосударственные отношения в информационном пространстве. Уровень защищенности персональных данных при трансграничной передаче информации, которая осуществляется преимущественно в сети Интернет, во многом обусловлен состоянием информационной безопасности прежде всего в экономической сфере, а также в области науки, технологий и образования.
Основные контуры системы правового регулирования деятельности по защите персональных данных в настоящее время очерчены. Ее дальнейшее совершенствование целесообразно направить на устранение имеющихся между действующими нормативными правовыми и ведомственными актами противоречий, а также на закрепление безопасности персональных данных в качестве самостоятельного объекта уголовно-правовой охраны, связанного с реализацией права человека и гражданина, гарантированного Конституцией Российской Федерации наряду с правом на жизнь, правом на свободу и личную неприкосновенность и иными основополагающими правами.
На основании Указа Президента РФ образована Межведомственная комиссия по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Эта комиссия получила ряд прав, чрезмерное использование которых приводит к нарушению прав и свобод гражданина. Защищая интересы всего общества или отдельных граждан, не следует действовать чрезмерно и необдуманно, нарушая права и свободы других.
Можно увидеть это на попытке блокировки сервиса Telegram. В результате действий Роскомнадзора, заблокировавшего сервис, пострадали многие Интернет сервисы, соблюдающие российское законодательство в информационной сфере, им был нанесен значительный коммерческий и репутационный вред.
Вместе с тем необходимость соблюдения жесткого подхода к выявлению и пресечению противоправной деятельности по сбору, хранению, использованию и распространению информации о личности и частной жизни граждан Российской Федерации не должна препятствовать дальнейшему развитию научно-технического прогресса в информационной сфере, обеспечению национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Законодательное регулирование персональных данных и информации
1.1 Законодательство о защите персональных данных в РФ
Различные исследования в области информационной безопасности показывают, что наиболее распространённым источником утечки закрытых данных, в том числе и персональной информации, является внутренний нарушитель. Защита персональной информации является одной из самых актуальных и сложных задач в области обеспечения безопасности информации. Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ, который был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, а также множество других нормативно-правовых актов в области конфиденциальности информации, обязали каждую организацию, которая осуществляет обработку личных данных, обеспечивать защиту этой информации.
Защита персональных данных граждан в той или иной области обеспечивается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации за счет ведения перечня информационных ресурсов и сведений об уровне их конфиденциальности, ведения единого каталога пользователей, использования электронной цифровой подписи и шифрования данных, поддержки обмена важными с юридической стороны электронными документами,, для их централизованной обработки и хранения.
В настоящее время ложно полагать, что безопасность персональной информации осуществляется должным образом. Доказательством к этому являются многочисленные утечки баз данных с личной информацией граждан в последнее время, часто упоминающийся в средствах массовой информации. Таким образом, можно сделать вывод, что проблема обеспечения конфиденциальности персональной информации и на сегодняшний день является актуальной.