Курсовая с практикой на тему Анализ результатов констатирующего эксперимента
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………….…3
Глава I. Теоретические
основы изучения формирования навыка составления связного текста по серии сюжетных
картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………………………….….7
1.1 Понятие связной речи в
лингвистической литературе….…….……..7
1.2 Формирование навыка
составления связного текста по серии сюжетных картинок в онтогенезе………………………………………………14
1.3 Характеристика детей
с общим недоразвитием речи……………….17
1.4 Особенности связной речи
у дошкольников с общим недоразвитием речи…………………………………………………………………………..……22
Глава
II. Изучение особенностей
составления
связного текста по серии сюжетных картинок у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи……………………………………………………………………………….27
2.1 Цель,
задачи, методы и организация констатирующего исследования…………………………………………………………………….27
2.2
Характеристика испытуемых……………….………………………..29
2.3
Анализ результатов констатирующего
эксперимента……………..31
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы…………………………………………………….…46
Приложение
1. Содержание методики исследования…….……………..52
Введение:
Введение
Актуальность исследования. Речь — это важнейшая психическая функция человека,
область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,
саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог
с другими личностями, другими культурами [1].
Коммуникативная
компетенция ребенка — это важнейшая предпосылка его благополучия в социальном и
интеллектуальном развитии, в освоении специфических детских видов деятельности
— коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и
прочее. Проблема развития устной монологической речи волновала умы многих
педагогов и психологов. Эти вопросы рассматривались в трудах
Р.Е.Левиной [28],
Т.Б.Филичевой [54],
Г.В.Чиркиной [56] и
др. В современной коррекционной педагогике существует достаточно много методов и
приемов по формированию и развитию навыков пересказа предлагаемых авторами алфавитН.С.
Жуковой [19],
В.К. Воробьевой [7], А.М. Дементьевой [14], Т.А. Ткаченко [46].
Но тем не менее при использовании
специально разработанных средств и методов обучения пересказу?? старших дошкольников, высокого
уровня достигают не все дети, то есть проблема поиска эффективных приемов
обучения сохраняется. Особенно это актуально для детей с ОНР. Дети с ОНР испытывают серьезные затруднения в
овладении пересказом, последовательного развития выбранного сюжета и его
языковой реализации. Нередко выполнение такого задания, как пересказ нового (не
знакомого) текста подменяется пересказом знакомого детям текста. Целенаправленное обучение
детей с ОНР навыкам пересказа
почему пересказа, у Вас другая тема работы предусматривает дифференцированный и
индивидуальный подход к ним в зависимости от состояния речи и с учетом
индивидуально-психологических особенностей. Это определяет необходимость
проведения систематической работы со старшими дошкольниками с ОНР, направленной
на формирование у них навыков пересказа. С учетом постоянного
увеличения числа дошкольников с нарушением связной речи, вопрос формирования
навыков пересказа
занимает важнейшее место в современной логопедии.
Цель
исследования – изучить
особенности формирования навыка составления связного текста по серии сюжетных
картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Объект исследования — навыки составления связного текста по серии сюжетных
картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Предмет
исследования – особенности
формирования навыков составления связного текста по серии сюжетных картинок у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1) Проанализировать научную литературу по
проблеме исследования.
2) Подобрать методику
исследования навыка составления связного текста по серии сюжетных картинок у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи.
3) Провести анализ состояния навыка составления
связного текста по серии сюжетных картинок у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи.
4) Разработать методику работы по формированию навыка
составления связного текста по серии сюжетных картинок у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи и проверить эффективность данной работы.
5) Описать результаты проведенной логопедической
работы по формированию навыка составления связного текста по серии сюжетных
картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях логопедической группы.
Гипотеза
исследования:
Формирование навыка составления связного
текста по серии сюжетных картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи возможно, если созданы социальные условия, такие как:
— обогащенная развивающая
предметно-пространственная среда картинками, костюмами, масками;
— произведения составления связного
текста включены в совместную деятельность педагога и детей в режимных моментах;
— разработаны и использованы
различные формы работы с родителями;
— производится работа по составлению связного
текста по серии сюжетных картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи.
Методы
исследования:
1. Теоретический анализ
научной литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические методы изучения
анамнестических данных исследования: наблюдение, беседа с детьми, тестирование,
опрос;
3. Эксперимент: констатирующий,
формирующий и контрольный;
4. Метод количественной и
качественной обработки.
Экспериментальная база исследования: ГБДОУ «Детский
сад № 2» Московского района г. Санкт-Петербург. Практическая значимость
исследования заключается
в том, что представленная система методических приемов и практических
упражнений по формированию навыка составления связного текста по серии сюжетных
картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи может быть эффективно
использована в процессе специального коррекционно-логопедического воспитания и
обучения таких детей.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по
каждой главе, заключения, списка литературы, приложения.
В первой главе даны определения таким
понятиям как «общее недоразвитие речи», дана психолого-педагогическая
характеристика речи детей с общим недоразвитием речи, а также формирование
навыков составления связного текста по серии сюжетных картинок в онтогенезе.
Во второй главе изложена организация,
методика и результаты констатирующего эксперимента.
Заключение:
Анализ изучения
лингвистической литературы позволил установить, что связная речь, выполняет
важную роль в процессе воспитания и обучения детей.
Успешность овладения и
развитие речи ребенка дошкольного возраста является одним из основных условий
его развития, а также формирования личности [2]. Именно поэтому, одной из
острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого
развития детей дошкольного возраста. Несмотря на многие исследования связной
речи детей, проблемы ее формирования, данная тема является актуальной до сих
пор.
Представления о
закономерностях речевого развития, детей дошкольного возраста, выдвинутые в
трудах Л. С. Выготского [8], А. А. Леонтьева [29], Ф. А. Сохина [43], Д. Б.
Эльконина [60].
На основе анализа
теоретической литературы было дано определение понятию «связная речь», «связное
высказывание», «монологическая речь», «повествование», обозначено их значение
для развития связной речи детей. Описан онтогенез формирования связной речи у
детей изучаемой группы. Дана психолого-педагогическая характеристика дошкольников
с общим недоразвитием речи. Проведен обзор коррекционно-развивающих технологий
по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи в современной
логопедической теории и практике. Теоретически обоснована проблема формирования
связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретическое
исследование показало, что у детей без речевой патологии развитие связной речи
происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием
деятельности и общения [53]. Овладение монологической речью, построением
развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением
регулирующей, планирующей функций речи (Л. С. Выготский [8], А. Р. Лурия [30] и
др.).
При выборе технологии
формирования связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи и при применении их в работе, важно вызвать интерес и желание детей к
определенному виду деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные
особенности.
При организации и
проведении констатирующего эксперимента была использована методика В. П.
Глухова по обследованию сформированности связной речи у дошкольников.
В процессе исследования
связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи были выявлены следующие
уровни развития:
— высокий уровень – 0 %
(от 30 до 25 баллов);
— средний уровень – 50 %
(от 24 до 19 баллов);
низкий уровень – 50 % (от
18 до 13 баллов);
Были замечены
определенные трудности в овладении детьми связной речью. Задания выполнялись с
определенными трудностями связанные с лексико-грамматической стороной речи.
Дети были мало мотивированны для выполнения данных заданий, не прослеживался
интерес, при неуспехе дети редко пытались исправить ситуацию. Можно наблюдать,
что трудности в освоении связной речи влияет на общий психологический
показатель таких детей.
По результатам
проведенного констатирующего эксперимента у дошкольников с общим недоразвитием
речи, можно сказать, что уровень развития связной речи детей с речевым
недоразвитием ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием. Для их
высказываний характерны значительные сокращение частей текста, нарушение связности,
лексическо-грамматические затруднения. В заданиях было затруднение в пересказе
текста, сокращение значимых частей. В ответах детей обнаруживалось не
завершение конца рассказа, дети отвечали неполными, аграмматичными
предложениями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы
изучения формирования навыка составления связного текста по серии сюжетных
картинок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
1.1
Понятие связной речи в
лингвистической литературе Многие
исследования современной лингвистики и психолингвистики предлагают
характеристику связной речи и особенностей ее развития. Общим пониманием
связности речи относительно разных видов развернутых высказываний, считается
совокупность тематически соединенных отрезков речи, которые имеют тесную
взаимосвязь и характеризуются единым смысловым и структурным целым [35].
Связная речь
– развернутое, грамматически оформленное, смысловое, законченное высказывание,
которое обеспечивает взаимопонимание в процессе общения. По мнению С. Л.
Рубинштейна, связность речи – это оформленные мысли того, кто говорит или
пишет, с помощью речи, при этом связность должна быть понятна слушающему или
читающему [37]. В связной речи отражены основные стороны предметного
содержания. Существует несколько причин, по которым речь может быть несвязной:
— связи не осознаются самим говорящим и не развернуты в его мыслях, — связи не
выявляются должным образом в речи говорящего [1].
Н.Л. Ерастов
указывает, что «связная речь в широком понимании представляет собой единицу
речи, составные языковые компоненты которой характеризуют логически и
грамматически организованное по законам конкретного языка единое целое» [16].
Тем самым автор говорит о том, что любое самостоятельное и отдельное
предложение может выступать разновидностью связной речи.
Среди
исследователей, которые изучали вопросы развития связной речи в дошкольном
возрасте, принято выделять таких педагогов, психологов и логопедов как В.П.
Глухов [10], Н.Л. Ерастов [35], Ф.А. Сохин [43] и пр.
В.К.
Воробьева рассматривает связную (или монологическую, или контекстную) речь как
вид речемыслительной деятельности, который имеет более сложное строение, нежели
предложение или диалогическая речь [7]. Этим и определяется факт, что даже
хорошо сформированный навык владения фразой не обеспечивает в умения создавать
связные сообщения.