Курсовая с практикой на тему Анализ различных подходов к понятию «государственное управление».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 6
1.1. Особенности системы обеспечения государственного управления на современном этапе 6
1.2. Анализ подходов к понятию «государственное управление» 8
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 15
2.1. Порядок разграничения предметов ведения и полномочий 15
2.2. Содержание государственного управления в эпоху реформирования 19
2.3. Современные ориентации государственного управления в России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Введение:
Актуальность исследования. Государство – это определенный способ организации общества, а также организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Эффективность системы государственного управления напрямую определяет уровень социально-экономического развития страны, регионов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
Анализ сущности и специфики системы государственного управления в России невозможен без выделения ее основных признаков, функций и принципов. Кроме того, как представляется, более полный и системный анализ природы и сути института государственной власти возможен лишь при анализе его структурных элементов – органов – с характерными для каждого из них особенностями.
На современном этапе общественного развития происходит переосмысление парадигмы государственного управления, что вызвано процессами трансформации и интеграции, а также глобальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Построение информационно открытого общества обусловливает принципиальное обновление понимания роли государственного управления, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности, а самое главное – положения человека в государственном управлении.
В свете переосмысления содержания и значения государственного управления в жизни общества происходит трансформация механизма, технологий и методов, которые органы государственного управления используют в процессе осуществления своей деятельности, а также поиск путей их совершенствования. Этим и обусловлена актуальность выбранной тематики исследования.
Степень научной разработанности темы исследования. Современная система государственного управления находится в состоянии непрерывной трансформации, поэтому проблема совершенствования ее механизмов является объектом исследования многих современных ученых.
Так, вопросы государственного управления в современной России подробно рассматривали С.С. Алексеев Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачил, К.С. Бельский, Н.И. Глазунова, Н.М. Казанцев, Л.М. Карапетян, Г.Л. Купряшин, О.Е. Кутафин, В.М. Манохин, А.В. Оболонский, И.В. Понкин, А.И. Соловьев, С.М. Шахрай и другие исследователи.
Объектом исследования в данной работе выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации механизма государственного управления в современной России.
Предметом исследования выступает институциональная и функциональная характеристика механизма государственного управления в современной России.
Целью данного исследования является разработка направлений совершенствования механизма государственного управления современной России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и структуру государственного управления;
выявить направления становления и развития механизма государственного управления в современной России;
проанализировать организационно-правовые формы государственного управления в современной России;
Методологическую основу исследования составляет совокупность методов и приемов научного познания. В первую очередь, это общенаучный диалектический метод познания, который предоставляет возможность исследовать проблемы в единстве их политико-правовой формы и социального содержания. Были использованы также отдельные научные методы познания: формально-логический, историко-правовой, системно-функциональный, статистический, позволяющие сформулировать теоретические обобщения и предложить практические рекомендации.
Нормативной основой исследования послужили Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, регулирующие вопросы механизма государственного управления Российской Федерации.
Научная новизна исследования заключается в создании авторской концепции механизма государственного управления, в комплексном теоретическом анализе проблем, связанных с механизмами государственного управления с учетом последних тенденций, а также в формулировании предложений по совершенствованию институциональной и функциональной характеристики механизма современной России.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выводы и основные положения исследования, а также рекомендации могут быть использованы при дальнейшем осмыслении проблемы функционирования механизма государственного управления в Российской Федерации. Практическая значимость исследования заключается в полученных результатах, направленных на совершенствование действующего механизма государственного управления в современной России.
Структура обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и научной литературы.
Заключение:
В данной работе произведено комплексное исследование институциональной и функциональной характеристики механизма государственного управления в современной России. По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Органы государственной власти осуществляют свою деятельность посредством воздействия на объект государственного управления, который имеет сложный характер и включает в себя территорию, население и общественные процессы. Воздействие органов государственной власти на объекты государственного управления осуществляется посредством политической воли с целью защиты существующего государственного строя общественного порядка.
Между субъектами и объектами государственного управления формируются прямые и обратные связи. Оптимальная система функционирования прямых и обратных связей между субъектом и объектом государственного управления может быть построена только в таком государстве, которое на практике ориентируется на законность, цивилизованные рыночные отношения, демократические преобразования и уважительное отношение к общественному мнению, в котором система государственного управления характеризуется гибкостью и динамичностью и осуществляет вмешательство только в те сферы, где ее присутствие социально обусловлено, политически необходимо, экономически и социально эффективно.
Формирование механизма государственного управления в современной России происходило в условиях постепенного отказа от командно-административной модели государственного управления и перехода к демократическому принципу разделения властей. Институциональные и функциональные основы механизма государственного управления современного российского государства были заложены в 1993 году с принятием Конституции Российской Федерации.
Принятие Конституции Российской Федерации являлось значимым политическим шагом для становления современной государственности, однако ее вектор был ориентирован не столько на построение правового демократического государства, сколько на преодоление продолжительного переходного периода распределения власти и укрепление позиции президента в сфере государственного управления.
Рациональный подбор методов и технологий управленческого воздействия является залогом эффективного функционирования механизма государственного управления.
Эффективность государственного управления оценивается по разнообразным критериям политического, экономического и социального характера. В международной практике используются различные интегральные показатели для оценки эффективности государственного управления, которые были разработаны международными организациями. Одним из таких показателей является индекс GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который отражает эффективность государственного управления в межстрановом сравнении. Данный индекс ежегодно определяется Всемирным Банком на основе нескольких сотен переменных и состоит из шести индексов, отражающих шесть параметров государственного управления.
Произведенный анализ позволяет сделать вывод, что эффективность государственного управления в Российской Федерации по большинству критериев возрастает. В то же время данные показатели значительно ниже уровня развитых стран, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизма управленческого воздействия в государстве.
Основными направлениями совершенствования системы государственного управления на современном этапе должны стать:
оптимизация построения институциональной модели государственной системы за счет сокращения числа уровней властно-управленческой иерархии;
противодействие коррупции и бюрократическому перерождению;
включение механизмов функционального анализа, выявления и упразднения избыточных и дублирующихся функций государственного управления;
переход к новой парадигме коллегиального государственного управления;
укрепление государственной дисциплины;
оптимизация финансовых и временных затрат на реализацию решений в системе государственного управления;
сокращение издержек на содержание государственной управленческой системы.
Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность механизма государственного управления в современной России.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Особенности системы обеспечения государственного управления на современном этапе
Согласно устоявшемуся мнению, под «системой» в общефилософском смысле понимают «объединение некоего разнообразия в единое и чётко расчленённое целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места».
Приведённые в различных словарях определения «системы» рознятся, но объединяет их то, что данное понятие символизирует собой объективно существующее единство взаимодействующих между собой явлений и предметов. Устойчивая связь обеспечивается постоянным взаимодействием между элементами системы. Данные связи делят на существенные, установленные между частями и целым, и менее существенные – сложившиеся между частями и внутри них. Что касается структуры, то она представляет собой организацию «внутренних связей и отношений системы».
Предназначение структуры заключается в определении направления фактической деятельности системы, характере её поведения, а также форме взаимодействия. Она отвечает за надлежащее расположение структурных элементов, а также определяет характер взаимодействия их сторон. Назначение структуры состоит, во- первых, в построении и формулировании единого целого из его структурных частей, а во-вторых, в определении положения каждого составного элемента структуры, интегрировании их в одну систему.
Таким образом, «система» и «структура» органа власти не могут существовать по отдельности: система органа должна основываться на внутреннем построении, а структура не может существовать вне системы.
Анализируя российское законодательство, можно сделать вывод о соотношении двух рассматриваемых понятий с применением критерия рода и вида. Так, в «систему» входят некоторые родовые наименования органов, которые схожи по своей сути, но отражают различные организационно- правовые формы построения. А «структура» формирует органы исполнительной власти, исходя из их видового многообразия в рамках конкретной родовой принадлежности и формы построения (различные министерства в разряде «министерство»).
В России, как в других федеративных государствах, исполнительная власть осуществляется на двух уровнях государственного управления и состоит из федеральных и региональных органов. Своё воплощение исполнительная власть находит в работе отдельных субъектов, которые в свою очередь обладают специальными полномочиями. Органы исполнительной власти наделены особым правовым статусом, благодаря которому их можно идентифицировать среди органов других ветвей власти. Непрекращающаяся активная деятельность органов исполнительной власти является залогом динамичного развития данной ветви власти.
Органом исполнительной власти является исполнительно- распорядительный орган, который реализует эту власть, то есть проводит в жизнь подзаконные акты и законы органов власти РФ в сферах деятельности государства, которые отнесены к его ведению, и наделён правомочиями по применению мер государственного принуждения.
Учёные правоведы имеют разные представления о составе и природе функций исполнительной власти. Так, к примеру, некоторые учёные самыми важными функциями исполнительной власти считают функцию координации, правоохранительную функцию, функцию организации и регулирования.
Выделяют такие общие функции исполнительной власти, как:
исполнительная – исполнение законов;
правозащитная – защита и соблюдение свобод и прав гражданина и человека;
социально экономическая – направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение их интересов;
функция обеспечения конституционного порядка и законности в стране;
регулирующая – осуществляются контроль, руководство, координацию, прогнозирование, учёт и так далее;
охранительная;
нормотворческая.
Исполнительная власть РФ в себя включает органы основных трёх уровней – государственного (федерального и регионального) и муниципального.
К 1-ой группе относятся Президент РФ, Правительство РФ и входящие в него министерства, комитеты агентства, и службы.
Ко 2-ой группе относятся правительства субъектов РФ, комиссии и комитеты, главы субъектов РФ.
К 3-ей группе относятся те органы, которые занимаются местным самоуправлением, решают текущие проблемы своих муниципальных районов, городских и сельских поселений.