Курсовая с практикой Экономические науки ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Курсовая с практикой на тему Анализ распределения и использования прибыли предприятия.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования прибыли 5
1.1 Сущность, виды и функции прибыли 5
1.2 Экономические факторы, влияющие на велечину прибыли 8
2 Методы анализа прибыли 11
2.1 Подходы к факторному анализу формирования прибыли 11
2.2 Основы анализа распределения прибыли 14
3 Анализ распределения и использования прибыли ПАО ГМК «Норникель» 18
3.1 Анализ формирования прибыли 18
3.2 Анализ распределения и использования прибыли 22
3.3 Пути улучшения распределения и использования прибыли ПАО ГМК «Норникель» в условиях рыночной экономики 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 35

  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы исследования обусловливается тем, что прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой. Она является основным критерием оценки деятельности предприятия, источником его развития, самофинансирования, материального поощрения труда работников. Прибыль — одна из самых распространенных категорий современной экономики.
Анализ распределения и использования прибыли приобретает большое значение в условиях современной рыночной ситуации для всех субъектов рыночных отношений. Принимая управленческие решения, руководитель прежде всего опирается на финансовые результаты деятельности предприятия. Данные для анализа должны быть достоверны. В точности информации заинтересовано не только само предприятие, но и другие экономические субъекты. Вследствие принятых решений на каждом предприятии формируются цены, влияющие на спрос и предложение на рынке.
В условиях рыночной экономики основа экономического развития – прибыль — важнейший показатель эффективности работы предприятия, источник его жизнедеятельности.
Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. Прибыль — это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии. Иначе говоря, прибыль – позитивный результат деятельности предприятия. Получение прибыли ставят основной своей задачей коммерческие организации
Распределение и использование чистой прибыли напрямую зависит от решения, собственников. Особую роль в данном случае играет структура распределения сформированной за отчетный период чистой прибыли между собственниками с одной стороны и капитализируемой частью прибыли, с другой стороны.
Цель исследования – на основе теоретических аспектов провести анализ распределения и использования прибыли ПАО ГМК «Норникель» и дать рекомендации по повышению эффективности распределения и использования прибыли предприятия.
Для того, чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 рассмотреть теоретические основы анализа распределения и использования прибыли в организации;
 провести анализ формирования прибыли в ПАО ГМК «Норникель»;
 проанализировать распределение и использование прибыли ПАО ГМК «Норникель»;
 предложить пути улучшения распределения и использования прибыли ПАО ГМК «Норникель» в условиях рыночной экономики.
Объектом исследования выступает организация ПАО ГМК «Норникель».
Предметом исследования является прибыль предприятия.
Теоретическую основу исследования составляют нормативно — законодательные акты, а также работы отечественных и зарубежных авторов по проблеме анализа прибыли, ее распределении и использования, а именно работы таких авторов как: Баканова М.И., Балабанова И. Т., Великой Е. Г., Грищенко О.В., Донцовой Л.В., Ефимовой О.В., Савицкой Г. В., Тереховой В.А., Толпегиной О.А., Шеремета А.Д. и т.д.
Информационной основой являются: внутренние документы ПАО ГМК «Норникель», бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Методологической базой исследования являются системный и сравнительный анализ, факторный анализ, сравнение и группировка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Прибыль как категория рыночной экономики для любого хозяйствующего субъекта является целью и критерием эффективности предпринимательской деятельности, обеспечивающей в качестве источников финансовых ресурсов его эффективное функционирование и развитие, предотвращение кризисных явлений и угрозы банкротства. Прибыль — это основа экономического развития государства и основной источник удовлетворения социальных потребностей общества. Общим финансовым результатом является валовая и чистая прибыль. В настоящее время их размер значительно колеблется по прибыльным видам деятельности и даже имеет место убыточность.
В процессе формирования прибыли на ее размер влияет действие объективных законов рыночной экономики. Это определяет необходимость выделения категории «прибыль» в качестве объекта управления.
Размер получаемой прибыли носит перманентный характер, а ее величина и динамика подвержена влиянию множества факторов, как подконтрольных деятельности хозяйствующего субъекта, так и не зависящих от него.
Распределение прибыли – это порядок направления полученной прибыли предприятием, который определяется законодательством. Для анализа использования и распределения прибыли составляют таблицу с показателями распределения прибыли и определяют удельный вес каждой статьи распределения для понимания — насколько рационально использована прибыль.
Основная цель анализа использования и распределения прибыли – это оценить использование средств фондов накопления и фондов потребления.
ПАО ГМК «Норникель» — лидер горно-металлургической промышленности России, один из крупнейших в мире производителей никеля и палладия.
Исследование показало, что в ПАО ГМК «Норникель» выручка от реализации с каждым годом возрастает. В 2017 году она увеличилась на 7,83%, а в 2018 году — на 33,59% на фоне роста цен на металлы в долларовом выражении. Рост за три года составил 44,04%. Общая сумма доходов ПАО ГМК «Норникель» за 2018 год составила 626 280 млн руб., что на 30,14% больше значения 2016 г. Увеличение результативной суммы доходов обеспечил рост выручки (на 44,04%).
С увеличением выручки возрастает и себетсоиомтсь, однако темп роста себестоимости в 2018 году был ниже темпа роста выручки, что говорит о эффективной системе управлени себестоимостью на предприятии.
Чистую прибыль предприятие ПАО ГМК «Норникель» направляет на выплату дивидендов, на производственное и социальное развитие, на обеспечение инвестиционной программы. Таким образом, одними из основных направлений являются фонд накопления и фонд потребления.
Предприятие с каждым годом увеличивает долю чистой прибыли, которую направляет в фонд потребления. В 2016 году в фонд потребление ПАО ГМК «Норникель» направил 42% от чистой прибыли, в 2017 году – 61% от чистой прибылм, а в 2018 году – 68%.
Снижается доля средств направленных в фонд накопления (с 15% до 14%) и в фонд социальной сферы (с 5% до 3%).
ПАО ГМК «Норникель» необходимо пересмотреть порядок перераспределение чистой прибыли, а именно в фонд накопление отправлять средства выше 20%, а в фонд социальной сферы не менее 5%.
Одним из путей повышения прибыли и снижению расходов предприятия ПАО ГМК «Норникель» является внедрение системы Lean-технологий («Бережливого производства»), которая призвана оптимизировать производственные процессы, постоянно улучшать качество продукции при неизменном сокращении издержек. Соответственно, предприятие сможет не только повысить прибыль, но и уменьшить расходы.

   

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы формирования прибыли

1.1 Сущность, виды и функции прибыли

Прибыль является одной из важнейших экономических категорий и представляет собой финансовый результат деятельности хозяйствующего субъекта. В настоящее время существует множество подходов к определению термина «прибыль» и раскрытию его сущности.
Имеющаяся на сегодняшний день вероятность неоднозначного толкования определений видов прибыли зарождает проблемные ситуации, связанные с проведением исследования данной экономической категории. В процессе развития экономической теории понятия прибыли претерпели существенные изменения от простейшего в виде дохода от производства и реализации до понятия, обобщающего конечные финансовые результаты деятельности организации [13].
Согласно определениям, появившимся в разные периоды, прибыль — это разница между стоимостью товара и издержками труда и капитала в производстве (А. Смит, Д. Риккардо, Д.С. Милль); по теории трудовой ценности Маркса — часть прибавочной ценности, создаваемой трудом рабочего. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона характеризует прибыль как вид дохода от капитала, включающий вознаграждение за труд предпринимателя, страховую премию за риск, процент за пользование и чистый барыш. В Современном финансово-кредитном словаре прибыль как итоговый показатель работы организации, в котором реализуется главная цель предпринимательской деятельности, выступает в качестве главного критерия эффективности производства.
Согласно Налоговому кодексу РФ, прибыль — это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ [2].
В экономике можно выделить три основных теории прибыли: экономическая; рисковая; функциональная.
Согласно экономической теории прибыль представляет собой стоимость предельного продукта труда, созданного капиталом.
В соответствии с рисковой теорией прибыль отождествляется с порождением предпринимательской деятельности, которая осуществляется в условиях несовершенной конкуренции и характеризуется высокой неопределенностью и риском.
Функциональная теория описывает прибыль в качестве вознаграждения за реализацию функции, связанных с нововведениями, внедрением достижений научного прогресса и оказание экономических услуг общественной власти.
На микроуровне прибыль представляет собой разность между доходами и расходами экономического субъекта. Сама по себе прибыль непостоянна во времени. В том случае, когда доходы превышают расходы, предприятие получает прибыль, в противном же случае – несет убытки.
Прибыль всегда подлежит измерению в денежной форме. Она представляет собой основной оценочный показатель деятельности экономического субъекта. Если по результатам отчетного периода зафиксирована прибыль, то можно говорить об эффективности финансово-хозяйственной деятельности. В противном случае деятельность убыточна.
Прибыль как качественный показатель эффективности предприятия, характеризует рациональность использования средств производства, финансовых, трудовых и ресурсов. Предприятие, не получающее прибыль, в условиях рыночной экономики истощит ресурсы и обанкротится.
Прибыль – основной показатель эффективности деятельности организации, представляющий собой положительную разницу между доходами, полученные от осуществления финансово-хозяйственной деятельности, и расходами, связанными с этой деятельностью [21].
Сущность прибыли раскрывается через ее основные характеристики:
— во-первых, прибыль организации является доходом предпринимателя, который осуществляет определенный вид деятельности. Данная характеристика прибыли является наиболее очевидной, однако не выражает полностью ее сущности, так как активная деятельность в определенных сферах (например, благотворительность) не всегда приносит прибыль;
— во-вторых, прибыль организации является доходом предпринимателя, который вложил некоторую сумму собственного капитала в деятельности, направленную на достижение определенного коммерческого успеха. Таким образом, прибыль находится в прямой взаимосвязи с таким фактором производства как капитал, в определенном виде характеризуя цену вложенного капитала;
— в-третьих, получение прибыли как дохода на вложенный в предпринимательскую деятельность капитал по результатам этой деятельности не гарантировано. Прибыль следует рассматривать как результат умелого и успешного осуществления предпринимательской деятельности. В противоположной ситуации предприниматель в результате неудачных бизнес-решений или по независящим от него причинам, может не только не получить запланированной прибыли, но и потерять часть или весь вложенный капитал. Таким образом, по своей сути прибыль можно рассматривать как плату за предпринимательский риск, с которым она находится в прямой пропорциональной зависимости;
— в-четвертых, прибыль является характеристикой не всех доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а только той их части, которая превышает сумму произведенных расходов по осуществлению этой деятельности. То есть в количественном выражении прибыль – это разность между совокупными доходами и совокупными расходами предпринимателя;
— в-пятых, прибыль представляет собой стоимостной показатель, выраженный в денежной форме. Это понимание прибыли обусловлено практикой стоимостной оценки всех основных показателей деятельности предприятия (доходов, расходов, инвестиций и пр.).
Являясь одной из важнейших категорий рыночных отношение, прибыль выполняет определённые функции: распределительную, стимулирующую, оценочную.
Одной из основополагающих функций, присущих прибыли, выступает функция распределения. Прибыль служит основой финансирования воспроизводственного процесса и подлежит распределению по различным фондам и резервам внутри предприятия. Она же направляется на выплату дивидендов собственникам бизнеса. Ее часть перечисляется в бюджет и обеспечивает пополнение государственной казны, как на федеральном уровне, так и на уровне федеративных субъектов [17].
В то же время прибыль выполняет не менее важную функцию стимулирования. Ее назначение определяется тем фактом, что прибыль одновременно выступает и в качестве конечного финансового результата деятельности хозяйствующего субъекта, и в роли основного элемента финансовых ресурсов субъекта хозяйствования. Коммерческое предприятие всегда заинтересовано в максимизации извлекаемой прибыли, поскольку от ее величины зависят уплачиваемые дивиденды, финансирование производственное деятельности, социальное развитие организации и материальное поощрение ее работников.
Прибыль выполняет и оценочную функцию. Это означает, что она является общим показателем экономического эффекта финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и фактически представляет собой разницу между полученными результатами (доходами) и затратами на их достижение (расходами). Иначе говоря, наличие прибыли говорит о том, что доходы превышают расходы. В противном случае, когда имеет место чистый убыток, следует говорить о низкой эффективности хозяйственной деятельности предприятия и превышении его расходов над доходами [24].
Так или иначе, функции, присущие прибыли как особой экономической категории, определяют ее сущность и роль как на микро-, так и на макро- уровнях. Рост прибыли является одной из первостепенных задач развития любой коммерческой организации. Не менее заинтересованным в ее увеличении выступает и государство. Наконец, сами работники, при условии эффективной системы мотивации, и собственники бизнеса должны прикладывать все усилия для ее прироста, поскольку именно от величины извлекаемой прибыли в значительной степени зависит их доход.
Экономисты выделяют несколько видов прибыли: валовая, прибыль от продаж, прибыль до уплаты налогов и чистая прибыль.
Валовую прибыль находят как разность между выручкой от реализации товаров (уменьшенной на сумму НДС и акциза) и их себестоимостью [21].
Прибыль от продаж – это показатель валовой прибыли, уменьшенный на размер коммерческих и управленческих затрат [11].
Прибыль до налогообложения вычисляют, корректируя прибыль от продаж на суммы дохода или расхода от операций, не связанных с основной деятельностью (внереализационных).
Чистая прибыль считается основой, подразумевающей перспективное развитие фирмы. Она отражает финансовое состояние фирмы, ее конкурентность, платежеспособность. Чистая прибыль – это итоговая часть дохода, которая осталась после всех вычетов: на налоги, зарплаты, закупку оборудования, аренду и прочих затрат. Благодаря результатам чистой прибыли появляется возможность оценить состояние организации, узнать, насколько можно повысить/понизить товарооборот, сколько можно вложить денежных средств на дальнейшее развитие предприятия [23].
Таким образом, чистая прибыль предприятия – это только доля прибыли фирмы, оставшаяся после осуществления всех необходимых платежей. Она является капиталом, который может использоваться в интересах владельцев компании — например, инвестироваться в развитие производства, направляться на пополнение основных и оборотных активов, поощрение персонала фирмы, выплату дивидендов и т. п.
Чистая прибыль и коммерческая деятельность — понятия, неразрывно связанные между собой. Ради прибыли создаются новые производства, интенсивно используются материальные и трудовые ресурсы, изыскиваются эффективные способы наращивания доходности коммерческой деятельности.
Именно чистая прибыль позволяет фирмам развивать материальную базу, вкладывать средства в расширение производства, совершенствование технологий и освоение передовых приемов и методов работы. Все это приводит к выходу компании на новые рынки сбыта, расширению объемов продаж и, как следствие, приросту чистой прибыли.
Таким образом, прибыль играет огромную роль в деятельности предприятия. Она не только отражает чистый финансовый результат (эффект), но и служит источником финансирования воспроизводственного процесса.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы