Курсовая с практикой на тему Анализ психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста с ОНР.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы изучения личностной
готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи. 5
1.1. Подходы
к проблеме психологической готовности ребенка к школе. 5
1.2. Особенности
психологической готовности к школе старших дошкольников с общим недоразвитием
речи. 10
Глава 2. Исследование особенностей психологической
готовности детей к школе 15
2.1 Методики и
содержание анализа психологической готовности старших дошкольников к школе. 15
2.2 Анализ
результатов исследования старших дошкольников к обучению в школе 17
Заключение. 23
Введение:
Актуальность
исследования. Вопрос психологической
готовности к школе в настоящее время становится очень популярной среди
исследователей разных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и
обосновывают критерии готовности к школьному обучению, дискутируют о возрасте,
с которого самым целесообразным будет начинать обучение детей в школе. Такой
интерес к этой проблеме объясняется тем, что образно готовность к школьному
обучению можно сравнить с фундаментом здания, ведь хороший и крепкий фундамент
является залогом надежности и качества быстрой постройки.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет один
из самых важных итогов развития в период дошкольного детства. Актуальность
проблемы исследования заключается в том, что на данном этапе развития общества
стоят высокие требования к организации воспитания и обучения, которые
обуславливают необходимость искать новые, наиболее эффективные психолого-педагогические
подходы, которые будут способствовать приведению методов обучения в
соответствии с требованиями жизни. Для решения этой проблемы необходимо четко
определять цели и принципы организации обучения и воспитания в дошкольных
учреждениях, так как от этого зависит успешность последующего обучения детей в
школе.
Наличие большого пласта научных и практических исследований по проблеме
сформированности готовности к обучению в школе свидетельствует об ее
актуальности. Вместе с тем, специфика психологической готовности к обучению в
школе детей с общим недоразвитием речи ещё недостаточно полно раскрыта. Это
связано с возрастными и личностными особенностями развития современных
первоклассников с ОНР, поступающих в школу, многообразием факторов, влияющих на
процесс психологической готовности старших дошкольников к новым условиям
систематического обучения в коллективе сверстников.
Целью
исследования является изучение
особенностей формирования психологической готовности старших дошкольников с
общим недоразвитием речи к обучению в школе.
Объектом
исследования являются теоретические
основы психологического развития старших дошкольников.
Предметом выступают особенности сформированности психологической готовности ребенка
с общим недоразвитием речи к школьному обучению.
Гипотеза
исследования: мы предполагаем, что дети
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют не высокий
уровень сформированности психологической готовности к школе и требуют дополнительных
занятий.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1.
Теоретическое изучение
компонентов, составляющих психологическую готовность ребенка с общим
недоразвитием речи к школьному обучению в трудах отечественных и зарубежных
исследователей.
2.
Подбор и описание
диагностических методик для определения психологической готовности детей к
школе.
3.
Проведение
экспериментального исследования проблемы психологической готовности ребенка с
общим недоразвитием речи к школьному обучению.
4.
Анализ полученных
результатов.
Теоретико-методологическая
база. Изучением особенностей сформированности психологической готовности
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к обучению в
школе занимались многие педагоги и психологи. Среди них мы можем выделить
работы таких исследователей как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев,
Н.Н. Поддъяков, В.С. Мухина и многие другие. Среди современных исследователей
можно назвать М.М. Безруких, М.Н. Ильину, Е.Е. Кравцова, Е.И. Рогова и др.
Для исследования были использованы следующие методы:
1.
Теоретические (анализ и
синтез психолого-педагогической литературы по теме исследования, обобщение
имеющихся исследований по вопросам психологической готовности дошкольников с
общим недоразвитием речи к обучению в школе).
2. Эмпирические (проведение
экспериментального исследования, анкетирование и тестирование дошкольников с
общим недоразвитием речи)
3. Метод количественной и
качественной оценки полученных данных.
Структурно работа состоит из введения, двух глав (теоретической и
практической), заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, в ходе проведения исследования мы пришли к следующим
выводам:
Изучения психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования, было определено, что под психологической готовностью к школьному обучению
понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического
развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в
условиях обучения в количестве сверстников.
Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе
являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и
эмоционально-волевая готовность. Мотивационная готовность к школе
характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием
учиться и стремлением добиваться успехов в учении. Социально-личностная готовность
характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к
принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает
определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в
отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к
своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень
развития самосознания. Также социально-личностная готовность включает
сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для
общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным
формам деятельности. Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной
предпосылкой успешности обучения. Так как связана с развитием познавательной
активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать,
сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по
существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать
выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
Главная закономерность, которая
свойственная всем детям с общим недоразвитием речи проявляется в том, что оно
оказывает влияние на изменение развития личности ребенка в общем. Среди
психологических особенностей развития личности ребенка с общим недоразвитием
речи можно выделить тревожность, низкий уровень самооценки, сниженный общий фон
настроения, наличие страхов и т.п. Такие нарушения появляются у детей при
неправильном построении обучения и воспитательного процесса.
Изучение методов психологической диагностики готовности
ребенка к школьному обучению позволило выявить, что готовность детей к обучению
в школе определяется системным исследованием состояния интеллектуальной,
речевой, эмоционально-волевой и мотивационной сфер.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические основы изучения личностной готовности старших дошкольников с
общим недоразвитием речи.
1.1. Подходы
к проблеме психологической готовности ребенка к школе.
Психическое
развитие человека начинается с момента рождения. Другими словами, с того, когда
ребенок является бессознательным существом, которые не имеет навыков речи и
полностью зависим от взрослого человека в своем развитии и взрослении.
Изначально психические и физические реакции ребенка на окружающий мир простые,
постепенно переходят к более сложным, по мере его адаптации, к новому для него
миру. Так, ребенок проходит длительную социализацию, которая приводит его к
полноценной зрелой автономной личности[1].
Психическое
развитие является процессом накопления количественных и качественных
прогрессивных изменений психики, которое обуславливает формирование личности.
Однако оно является не последовательным отдельным и несогласованным между собой
изменением, а имеет целостный системный характер, вследствие чего изменения в
одной области психики приводят к изменениям других психических проявлений.
К
7-ми летнему возрасту ребенок переживает кризис возрастного развития, который
считается кризисом подготовки к школьному обучению. Многие исследователи, среди
них Л.С. Выготский, отмечали, что такой кризис проявляется в виде потери
непосредственности ребенка, обуславливается тем, что между желанием что-то
делать и самой деятельностью появляется переживание того, какое значение это
действие будет иметь для ребенка[2]. Тем самым можно сказать,
что внутренняя ориентация на результат деятельности, которая может быть как
позитивной, так и негативной, обуславливает появление на этом этапе
эмоционально-смысловой оценки своего решения. Так, Д.Б. Эльконин говорил о том,
что при появлении ориентации на смысл поступка следует говорить о переходе
ребенка в новый возрастной этап развития[3].
Отметим,
что такой период является одним из сложных для диагностики развития в
современной психологии, так как оценочная деятельность становится определяющей
в готовности ребенка к школе, позволяя исследовать уровень нравственного и
психического развития, необходимые для социализации в новом коллективе.
Ситуация
готовности ребенка к школе подразумевает диагностику структуры личности ребенка
на предмет выявления аспекта готовности ребенка к школе. Структура
психологической готовности к школьному обучению состоит из трех элементов:
личностная готовность, интеллектуальная готовность и социально-психологическая
готовность[4].
Личностная готовность
ребенка к школе. Этот элемент психологической готовности
имеет три основных аспекта, которые подлежат оцениванию (М.И. Лисина, Л.И.
Божович, Р.С.Буре, Р.Б. Стеркина и др.), а именно:
1.
Психологические отношения со значимыми взрослыми. Это первый круг
интернализации ребенком социальных отношений – это родители, близкие
родственники, первые сверстники и воспитатели ДОУ. В этой сфере оцениваются
такие критерии, как: готовность к самоконтролю, умение произвольно
контролировать свои действия, т.е. ставить цель и выполнять ее в рамках учебной
программы, восприятие взрослого в качестве преподавателя, понимание условности
учебных ситуаций.
2. Отношения со
сверстниками. Это такой вид взаимоотношений, который должен характеризоваться у
ребенка пониманием чувства [1] Насибуллина
А. Д., Польшина М. А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с
общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе // КПЖ. 2017.
№2 (121) [2] Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного
развития в школьном возрасте / Под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского. –
М.: Владос, 2009. – 342 с [3] Эльконин Д. Б., Венгер Л. А. Особенности
психологического развития детей 6-7 летнего возраста. – М., 1988 [4] Теппер Е.А., Грицкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу
систематического школьного обучения // Сибирское медицинское обозрение. — 2011.
— Т. 67. № 1. — С. 12-16