Курсовая с практикой на тему Анализ произведения композитора Слонимского «Ангел» на стихи Лермонтова
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ І. МЕСТО И РОЛЬ СЛОНИМСКОГО В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА 6
1.1 Место Слонимского в военной и поствоенной музыке 6
1.2 Жанр романса в творчестве Слонимского 9
РАЗДЕЛ ІІ. МУЗЫКАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РОМАНСА СЛОНИМСКОГО «АНГЕЛ» 12
2.2 Целостный анализ романса «Ангел» 12
ВЫВОДЫ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
Введение:
«Сергей Слонимский – один из весьма сложных и противоречивых композиторов. Можно сказать, что он сложен и противоречив настолько, что порой после очередного нового сочинения его поклонники становятся его «отрицателями», а эти последние – поклонниками. Одно лишь остаётся постоянным: его музыка всегда вызывает интерес слушателей, о ней думают и спорят». Эти слова принадлежат исследователю творчества Сергея Слонимского – Анатолию Милке.
Действительно, композитор, начавший свой творческий путь в годы Второй мировой войны, впитал самые разнообразные стили – от барокко и классики до авангарда и постмодернизма.
Слонимский – смелый экспериментатор, новатор в различных жанрах. Он не только композитор, а еще и исполнитель, что помогает ему верно, логично и практично писать свою музыку. Кроме того, Слонимский является еще и музыковедом. В его наследии достаточно много литературно-критических работ, в которых композитор анализирует творчество композиторов, рассуждает о всевозможных явлениях музыкальной жизни, о мелодике и гармонии, он по сей день открыт для мира, активно участвуя в интервью, беседах, общественной деятельности. Совсем недавно, в 2014 году, в свет вышла книга Слонимского «Раздумья о третьем авангарде и путях современной музыки (заметки композитора)». Композитор делится своим непосредственным опытом соприкосновения с искусством и с удовольствием дает советы тем, кто еще в поиске. Между прочим, критически мыслить и осознавать произведение, которое исполняешь – это важная и очень ценная черта музыканта. Видимо благодаря бесконечному поиску, развитию и кипучей энергии, Слонимский остается уважаемым и любимым композитором как детей и ценителей музыкального искусства, так и профессионалов в этой области.
В многообразном стиле композитора, все же можно отметить опору на фольклор, классические принципы и современные композиторские тенденции. В его богатом творческом наследии, речь о котором пойдет дальше, особое место занимает вокальный жанр. В этом можно убедиться, посмотрев на список его сочинений, а также учитывая тот факт, что композитор писал прекрасные романсы, на глубокие философские стихи знаменитого поэта Михаила Лермонтова еще с десятилетнего возраста.
Знаменитый стих М. Лермонтова «Ангел» коснулся чуткой творческой души не одного композитора, не является исключением и С. Слонимский, который положил этот текст на музыку в свои юные 17 лет. Анализ раннего сочинения композитора и воплощения в нем поэтического текста Лермонтова составляют цель выбранной темы. А недостаточная освещенность этого вопроса, особенно с точки зрения средств музыкальной выразительности, делает работу актуальной.
Объектом данного исследования является раннее вокальное творчество современного композитора Сергея Слонимского, а предметом – его трактовка стихов М. Лермонтова в романсе «Ангел».
Задачи, вытекающие из поставленной цели:
— определить место и роль Слонимского в музыкальной культуре ХХ века.
— охарактеризовать жанр романса в творчестве Слонимского
— сопоставить тематизм романса с литературным первоисточником
— сделать целостный анализ романса «Ангел»
Творчество Слонимского раскрывается в нескольких монографиях, в частности, А. Милки (1976), М. Рыцаревой (1991), О. Девятовой (2000). Отдельные вопросы стиля, жанров, отдельных элементов можно обнаружить в различных статьях и публикациях музыковедов и исследователей творчества Слонимского. Так, отметим исследования Н.Варядченко, Г.Григорьевой, Л.Гавриловой, Т. Зайцевой, Л.Данько, И. Умновой, Л. Равикович, Э. Фрадкиной, В. Холоповой.
В последнее время интерес к творчеству Слонимского не так ярко проявляется как в предыдущие годы, однако, даже в этом возрасте (на момент написания работы композитору 86 лет) он продолжает сочинять музыку, активно общаться с прессой и ценителями музыкального искусства, поэтому в свет вышли различные статьи, посвященные его взглядам на музыкальный мир. Среди них работы Умновой , Девятовой О. . У композитора есть собственный сайт, где можно найти самые актуальные события из его жизни и творчества.
Структура курсовой работы: состоит из Введения, двух разделов с подразделами, Выводов и Списков литературы (13 источников). Общий объем текста – 19 страниц.
Заключение:
Сергей Слонимский – выдающийся современный композитор, который сумел объединить в своем творчестве самые различные направления – классику, авангард и неофольклоризм. Всю жизнь композитор находится в беспрерывном поиске новых средств выразительности, в поиске новых тембровых красок, инструментальных сочетаний, гармонических и фактурных решений, композиционных форм.
Богатое музыкальное и музыкально-критическое наследие композитора, звучание его произведений на различных фестивалях и конкурсах дает все основания считать талант композитора признанным широкими массами.
Жанровый спектр сочинений Слонимского поражает своим разнообразием – симфонические и оркестровые произведения, оперы, вокально-хоровые и театральные жанры, а также музыка к кинофильмам и всевозможные песни, в том числе детский репертуар.
В свои 86 лет композитор не только сочиняет новые произведения, в том числе масштабные сочинения, например, оперы, но также ведет активную общественную деятельность, пишет статьи и книги. Его рассуждения на тему музыкальных стилей, гармонии, мелодики, фактуры, творчества отдельных композиторов основаны на долгом творческом опыте и глубоких познаниях в различных музыкальных областях.
Среди многочисленного музыкального наследия важное место занимают вокальные жанры. Это циклы на стихи различных композиторов, а также отдельные романсы и песни. Все эти композиции достаточно различны по тематике, стилям, средствам выразительности.
Материалом для данной работы послужил ранний романс Слонимского «Ангел», написанный на слова выдающегося поэта М. Лермонтова.
Это возвышенное, нежное произведение передают все юношеские мечты молодого 17-летнего композитора. В нем еще ощущается влияние его современников и предшественников – С. Рахманинова, А. Скрябина, С. Прокофьева, однако, уже просматриваются индивидуальные черты будущего композиторского почерка.
Романс «Ангел» сочетает в себе романтические тенденции с современными, авангардными предпосылками.
Первые проявляются в широких, распевных, волнообразных мелодических линиях, переливах арпеджио в аккомпанементе, акценте на мелодии и общем одухотворенном настроении произведения.
Вторая же черта характеризуется сменой фактуры и особенно гармонией. В романсе достаточно часто меняется гармония, причем не только благодаря отклонениям и модуляциям, а также сопоставлениям и эллиптическим оборотам.
В работе также описываются особенности фактуры, мелодики, ритма, тонального плана и структуры композиции.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ І. МЕСТО И РОЛЬ СЛОНИМСКОГО В МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ХХ ВЕКА
1.1 Место Слонимского в военной и поствоенной музыке
ХХ век для музыкальной культуры выдался сложным и многообразным. С одной стороны – война и послевоенная реакция, а с другой – советский железный занавес, ссылки и умалчивание правды. Все это, конечно, далеко не благотворно влияло на развитие искусства на территории советского пространства.
Однако, и в столь неблагоприятных условиях возникают новые тенденции в музыкальном искусстве, композиторы и исследователи все больше уделяют внимание тем вопросам, которые не поднимались в период барокко, классицизма и даже романтизма. В частности, феномен стиля становится одной из важнейших тем обсуждения. Это понятие приобретает слишком личное значение. В том же классицизме стиль был как нечто эпохальное, принадлежавшее лишь отчасти самому композитору. С появление авангарда многое изменилось. Это эпоха поиска себя, своего индивидуального почерка, своего личного раскрытия мира сквозь призму музыкального искусства.
Многие музыковеды и культурологи отмечают, что говоря о ХХ веке, нельзя даже выделить такие понятия как «камерные жанры ХХ века» или «симфония ХХ века» по той причине, что их нельзя объединить по каким-либо общим признакам. В них нет ничего общего и связующего. Каждый композитор находится в поиске своего чего-то личного и субъективного. Тут все гораздо сложнее, чем акцент на внутреннем мире человека в эпоху романтизма. «Не стиль эпохи, а эпоха стилей» – уместно заметил В. Медушевский .
Исследователь Грушина Е. Е. указывает на то, что в ХХ веке происходит революционный переворот музыкального мышления. Это период смелых экспериментов в области гармонии, мелодики, ритмики, жанров, композиционных форм и самих композиторских приемов. В то же время это новый взгляд на прошлые эпохи, переосмысление, обобщение, трансформация предыдущего опыта. Композиторы по-другому начинают видеть барокко, классику, романтизм и воплощать свое видение в произведениях. Исследователь отмечает, что в музыкальной культуре этого периода можно явно обнаружить стилевой плюрализм .
Кстати говоря, стилевой плюрализм может касаться не только эпохи в целом или отдельных жанров, но вполне естественно проявляется и в творчестве одного композитора. У того же С. Слонимского, о котором речь идет в данной работе, часто можно наблюдать различные тенденции – то опора на классику, то романтическое настроение, а то атональность, сонористика и авангард.
В ХХ века огромную роль стала играть ладотональная система и гармония. Композиторы переосмыслили эти понятия, и, увлекшись истоками музыкальных культур, теперь не гармонизовали древние или народные мелодии классическими западноевропейскими средствами, а пытались поднять наружу тот древний пласт культуры, царивший много веков до нашего представления о музыке.
Представители «новой фольклорной волны», к которой отчасти принадлежит и С. Слонимский, открыли миру внеевропейские музыкальные тенденции. В своих произведениях они стремились не слить в единое целое два направления – фольклор и классику, а показать коренное их отличие, красоту и своеобразие давних традиций, особенности музыкального языка.
Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Лыжов Г. И. в своей статье отмечает, что новое понимание гармонии складывалось в ХХ веке поэтапно . Вначале, предпосылками ее возникновения можно считать рефлексию над национальным музыкальным характером, желанием выделить линию традиции и рассмотреть этот феномен в другой перспективе. С. И. Танеев, Г. А. Ларош, Н. А. Львов стали первооткрывателями этой сферы еще вначале ХХ века. Они пытались разобраться, в какой-то мере больше теоретически, какова природа древних напевов.
С середины ХХ века уже научные, фундаментальные исследования были проведены Ю. Н. Холоповой, Л. А. Мазелем, Т. С. Бершадской и другими музыковедами.
Однако, самый важный вклад сделали композиторы. Архаичные пласты фольклора вдруг обретают новую жизнь, так созвучную и актуальную современной. Это творчество А. Скрябина, С. Прокофьева, Э. Денисова, Р.Щедрина, В. Гаврилина, С. Слонимского и других.
Как уже говорилось выше, помимо опоры на фольклор и нового взгляда на гармонию, изменения коснулись и других сфер.