Курсовая с практикой на тему Анализ показателей сформированности артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава I. Теоретические основы организации логопедической работы по формированию артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией 4
1.1. Психолого-педагогические основы формирования артикуляционного праксиса 4
1.2. Характеристика нарушений артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией 6
1.3. Методические основы логопедической работы по формированию артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией 8
Выводы по главе I 11
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей организации логопедической работы по формированию артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией 12
2.1. Изучение сформированности артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией 12
2.2. Методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на формирование артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией 20
Выводы по главе II 23
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Актуальность исследования. Одной из часто встречающихся тяжелых патологий речи у детей является дизартрия, которая характеризуется дефектом произносительной стороны, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата (Л.В. Лопатина, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, А.А. Скоромец). Нарушения речи и их вторичные последствия оказывают отрицательное влияние на психо-соматическое развитие ребенка затрудняя его социализацию (Е.Ф. Архипова, Е.Т. Лильин, В.А. Доскин). Дизартрия способствует нарушению индивидуального развития, что в итоге приводит к затруднению интеграции таких детей в общество и их социальной адаптации.
Самым частым отклонением при дизартрии является нарушение артикуляционного праксиса (О.А. Токарева, Т.Б. Филичева, И.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, Р.Е. Левина и др.) Накоплен большой теоретический материал по проблемам этиологии, симптоматики разнообразных клинических проявлений неречевых и речевых нарушений при легкой степени дизартрии (Л.В. Лопатина, Р.И. Мартынова, Е.Ф. Соботович и др.). Однако, пути формирования артикуляционного праксиса при легкой степени дизартрии остаются недостаточно малоизученными.
Все выше изложенное подтверждает, что тема курсовой работы «Анализ показателей сформированности артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией» является актуальной.
Объект исследования – особенности сформированности артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования – содержание и приемы логопедической работы по формированию артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Цель курсовой работы – теоретически обосновать, разработать на основе анализа экспериментальных данных методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на формирование артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи курсовой работы:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Изучить теоретические основы логопедической работы по формированию артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией.
3. Провести экспериментальное исследование сформированности артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией.
4. Разработать методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на формирование сформированности артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией.
Экспериментальная база исследования – муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1522» города Москвы.
Структура курсовой работы состоит из:
— введения, в котором представлена актуальность, определены цель и задачи курсовой работы;
— главы 1, в которой раскрыты теоретические основы логопедической работы по формированию артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией;
— главы 2, в которой представлены результаты экспериментального изучения особенностей организации логопедической работы по формированию артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией;
— заключения, в котором содержатся общие выводы по содержанию курсовой работы;
— список литературы содержит 30 источников.
Заключение:
Современные исследования ученых в области логопедии отмечают постоянное увеличение количества детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, в том числе детей с дизартрией. В обозначенной категории детей речевая функция формируется со значительным опозданием, нарушено моторное развитие, в частности наблюдаются трудности в выполнении целенаправленных действий органами артикуляции, что может свидетельствовать о наличии артикуляционной диспраксии.
У таких детей наблюдается недостаточность кинетического артикуляционного праксиса, что в свою очередь препятствует своевременному формированию правильных артикуляционных укладов. Анализ специальной литературы свидетельствует о наличии взаимосвязи между состоянием речи и моторной сферой ребенка. Поэтому для осуществления эффективной коррекционной работы, в первую очередь необходимо развивать моторный компонент, в частности кинетический артикуляционный праксис, что положительно будет влиять на формирование правильной звукопроизношения.
Праксис — сложный комплекс автоматизированных движений, направленных на организацию целостного двигательного акта, обеспечиваемых достаточной зрительно-пространственной ориентацией и контролем о ходе выполняемых действий. Несформированность динамического компонента движений артикуляционного аппарата проявляется в речи: двигательные навыки не автоматизируются, динамические переключение с одной позиции на другую нарушены тому подобное, все это может свидетельствовать о наличии артикуляционной диспраксии.
У детей с дизартрией артикуляционный праксис отличается недостаточной координацией, нарушением артикуляции, и как следствие, задержкой развития готовности руки к письму, также они отстают от сверстников в ловкости и точности движений.
Анализ специальной литературы свидетельствует о недостаточном освещение очерченного вопрос, что побудило к проведению эмпирического исследования состояния сформированности артикуляционного праксиса указанной категории детей.
По результатам проведенного исследования было выявлено, что у обследуемых детей с дизартрией наблюдалось нарушение тонуса мышц артикуляционных органов, которое сопровождалось различными патологическими неврологическими проявлениями: синкинезиями в артикуляционной мускулатуре, усилением саливации в момент речи или при выполнении специальных артикуляционных упражнений, цианозом языка, побледнением области носогубного треугольника, побледнением или покраснением кожных покровов области лица и шеи.
Дети испытывали затруднения при выполнении проб, направленных на исследование возможности совершения произвольных движений отдельными группами симметричных мышц лица.
В большинстве случаев наблюдалась недостаточная активность мягкого неба и его неполное смыкание с задней стенкой глотки, отклонение язычка мягкого неба в сторону.
Результаты исследования, анализ литературных источников позволили описать логопедическую работу по развитию и коррекции просодической стороны речи у старших дошкольников с дизартрией.
Нами были описаны этапы и направления логопедической работы, а также предложены методические рекомендации родителям и педагогам, которые они могут использовать в работе по развитию и формированию артикуляционного праксиса у старших дошкольников с дизартрией.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы организации логопедической работы по формированию артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией
1.1. Психолого-педагогические основы формирования артикуляционного праксиса
Актуальным вопросом современной логопедии является формирование артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста, обеспечивающей автоматизацию умений правильно произносить звуки родного языка разного уровня речевой сложности в любых условиях общения. В нейрофизиологии и нейропсихологии понятие «праксис» рассматривается как способность к выполнению произвольных последовательных, целенаправленных двигательных актов. А.Р. Лурия в свою очередь продолжил изучение праксиса в отношении речевой функции и разделил артикуляционный праксис на кинестетический (аферентний), что дает возможность воспроизводить изолированные звуки речи, артикулем, и кинетический – произносить серии речевых звуков [1; 3, с.28-29].
Термин «праксис» обозначает практическое (предметное) действие. Таких действий человек осваивает великое множество: от самых простых (еда, одевание и пр.) до сложнейших, представленных, например, профессиональными навыками и прочим.
Учение о праксисе и его нарушениях — апраксии — было создано немецким неврологом К. Липманном, который развил и уточнил положения, выдвинутые еще неврологом К Вернике, впервые описавшим моторную афазию и введшим ее в науку.
К. Липманн обратил внимание и на то, что для выполнения какого-либо двигательного акта необходимо совершить серию отдельных движений, соответствующих его общему замыслу. Такой замысел К. Липманн назвал «идеаторным эскизом (наброском)». По существу, он представляет собой план действия, который разворачивается в отдельные двигательные акты («кинетические мелодии»). Чтобы действие совершилось, необходима также передача представлений о нем в исполнительный (моторный) центр.
Таким образом, в структуру праксиса как высшей психической функции входит три звена: идеаторное, передаточное и исполнительное.
По мнению Т. Г. Визель, основой праксиса является восприятие и сенсорная интеграция. Она выделяет символический праксис – использование жестов и мимики во время коммуникации, пальцевый праксис – возможность ребенка использовать каждый палец в отдельности, оральный праксис — умение выполнить определенные действия артикуляционными органами. Наиболее сложным Т. Г. Визель выделила артикуляционный праксис — способность ребенка произносить звуки и оформлять их в слова, где базой для формирования артикуляционного праксиса определено умение воспроизводить определенные звуки.
А.Р. Лурия выделил два вида артикуляционного праксиса: афферентный артикуляционный праксис и эфферентный артикуляционный праксис. В своих исследованиях А. Р. Лурия понятие о праксисе определяет как «непроизвольные действия» [5].
Аферентний артикуляционный праксис – это способность произносить изолированно звуки речи, их артикуляционные позы, которые имеют названия кинестезий или артикулем. Эфферентный артикуляционный праксис — это возможность произносить группы звуков, соединяя их в слоги и слова. Афферентный и эфферентный артикуляционные праксисы являются базой для звуковой стороны речи. Они имеют ту же локализацию, что и неречевые виды праксиса, но в более сложных отделах постцентральной и премоторной зоны левого полушария.
Оральный праксис локализуется в тех же отделах, более сложно организованных [4]. Умение переключаться из одной артикуляционной позы в другую развивается у ребенка с опорой на кинестетический и визуальный образы по сложной программе, которая предусматривает сочетание артикуляционных укладов в «коартикуляцию». Без овладения коартикуляцией произнести слово невозможно, даже если каждый звук, который составляет это слово, доступен ребенку относительно произношения. Начиная произношение слова с первого звука, мы уже готовим артикуляционные органы к произношению следующего звука в слове, где каждый звук представлен рядом плавно вытекающих одно за другим артикулем. Таким образом, слово рассматривается как алгоритм артикуляционных позиций, который выполняется по специальной моторной программе. Овладение коартикуляциями как фрагментами артикуляционных действий-самый сложный вид артикуляционного праксиса.
Именно овладение серийной организацией артикуляционного акта происходит на основе моторных программ, лежащих в основе синтагмы. Оральный кинестетический праксис-это способность выполнять дифференцированные движения органами артикуляционного аппарата и осуществлять за ними контроль (мимические мышцы, мышцы языка, губ, ротовой полости, гортани). Оральный кинетический праксис предполагает способность относительно динамической организации артикуляционных органов: языка и губ, челюсти и языка, челюсти и губ. Более сложной формой праксиса является артикуляционный праксис, который также делится на кинестетический и кинетический.
Артикуляционный кинестетический праксис – это способность повторять изолированные звуки речи и слоги, которые не имеют смыслового значения.
Артикуляционный кинетический праксис — это способность воспроизводить логоритмическую структуру слова, повторять серии звуков речи, соединяя их в «коартикуляцию», произносить слова и фразы.
Т. Г. Визель отмечала, что для нормального речевого развития ребенка овладение оральным праксисом является важной подготовительной базой, от которой зависит усвоение правильного звукопроизношения.
В исследованиях М. А. Бернштейна, А. Н. Гвоздева нарушения речи и праксические действия рассматриваются с позиции тесного взаимодействия моторной сферы и речи ребенка, где праксис – это скоординированные непроизвольные движения или действия. По мнению ученых, праксис сочетает разнообразные виды движений и действий: мануальных, локомоторных, глазодвигательных, мимических и оральных. В структуру праксиса как высшей психической функции входит три базовые составные части: идеаторная, передаточная и исполнительная. Согласно исследованиям М. А. Бернштейна, моторная речь в первую очередь — это результат деятельности мозга.
Артикуляция требует четкой координации губ, челюсти, языка, гортани, носоглотки и дыхательных движений. Для правильного произношения звуков приводятся в действие почти все мышцы артикуляционного аппарата, но этого мало. Воспроизвести звук возможно только тогда, когда все движения артикуляционного аппарата выполняются в определенной последовательности. Именно в коре головного мозга осуществляется отбор нужных движений и составляется программа, по которой должны действовать мышцы артикуляционного аппарата. Сложные и непроизвольные действия формируются на основе кинестезии – непрерывной информации, поступающей от проприоцепторов при выполнении всех движений.
Как указывает Г. В. Чиркина [44], развитие артикуляции в онтогенезе имеет основное влияние на формирование орального и артикуляционного праксиса в целом. Развитие артикуляционного аппарата начинается с самого рождения, но находится на рефлекторном уровне. У ребенка возникает рефлекторный крик, звуки и за счет этого круговая мышца рта напрягается и растягивается, мягкое небо поднимается и опускается. При появлении гуления и смеха становятся активными задняя и средняя части спинки языка. Таким образом, к первому году жизни у ребенка появляются смычки органов артикуляции.
К полутора годам появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель). Ребенок способен произносить губно-губные звуки, язычно-задненебные и язычно-зубные. К концу второго года жизни артикуляционный аппарат ребенка готов к простым движениям. После трех лет ребенок может поднимать кончик языка вверх и напрягать спинку языка, это позволяет появляться свистящим и шипящим. К 4 -4.5 годам в речи ребенка появляется сонорный вибрант – звук «р». Это звук позднего онтогенеза, для него необходимо чёткое выделение кончика языка, его способность становиться тонким. К пяти годам появляется возможность вибрации кончика языка.
Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. При нормативном развитии в старшем дошкольном возрасте у ребёнка должна быть сформирована произносительная сторона речи, артикуляционный праксис, звукопроизношение, фонематический слух, хорошо развиты все стороны речи, что дает возможность ему эффективно овладеть школьной программой в дальнейшем.
1.2. Характеристика нарушений артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста с дизартрией
Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодического компонента речи, вызванные нарушениями иннервации речевого аппарата, связанные с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение нервной системы при гемолитической болезни (разрушении эритроцитов), инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоли головного мозга, пороки развития нервной системы, например врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.