Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Анализ подростковой субкультуры на социальное поведение

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретический анализ современного состояния проблемы проявления субкультуры в подростковом возрасте…………………………

6

1.1. Общая характеристика феномена»субкультура» в отечественной и зарубежной науке………………………………………………………………………..

6

1.2. Субкультура в социальном поведении подростков как отражение процесса социализации личности ………………………………………………….

14

1.3. Социально-педагогическое сопровождение процесса социализации подростков, как представителей субкультуры……………..

21

Глава 2. Эмпирический анализ влияния подростковой субкультуры на социальное поведение …………………………………………………………………

26

2.1. Организация и анализ результатов исследования……………………….. 26

2.2 Социально-педагогические рекомендации по коррекции социального поведения подростков в условиях школы……………………….

39

Заключение…………………………………………………………………………………. 46

Список литературы…………………………………………………………………….. 48

  

Введение:

 

Актуальность. Подростковый возраст является кризисным в психологии человека. Это период становления самосознания личности и поискасоциально-значимой группы. В связи с этим, важное значение приобретает социально-психологическиймеханизм идентификации с группой сверстников. Включение в субкультуру является условием успешного приобщения к системе ценностей и норм поведения группы.Именно принадлежность к группе является обязательным условиемпроцесса социализации в подростковом возрасте. Социальная группа принадлежности позволяет освоить модели поведения, «отыграть»социальные роли на этапе взросления.

Специфической особенностью подросткового возраста является процесссепарации от родителей, это позволяет подростку почувствовать себя самостоятельным, а за счет интеграции в группу ощутить чувство защищенности, значимости, не остаться в одиночестве. Таким образом, подростковый возраст — это сложный этап социализации и взросления, в процессе которого ребенок не только включается в общественную жизнь, но и находит свою нишу.

Первое двадцатилетие нового XXI века ознаменовано ростоминформационных технологий и появлением большого количества социальных сетей (ВК, Instagram, Facebook, Tweter). Это породило социально-психологические феномены поведения современной молодежи. Поколение двухтысячных назвали поколением Z. Это поколение, которое отличаетвовлечение в процесс виртуального общения, клиповость мышления, им требуется постоянный контроль «кураторов», они находятся под действием медиа. Подростки растворяются в виртуальном пространстве, живут в нем и выполняют виртуальные роли.

Современные условия постмодернистского общества, характеризующиеся информатизацией, нивелированием культурных границ, приводят подростков к необходимости включения в различные субкультурные группы. Молодежная субкультура – это часть общей культуры, присущая молодому поколению, характеризующаяся особыми ценностями, обычаями и установками, своей структурной организацией.

Если ранее среди молодежных субкультур можно было видеть хиппи, рокеров, металистов, готтов, эмо, то на смену этим субкультурам пришли субкультуры:ванильки (ванильные), тамблер-гёрл (веб-панк), корейская волна, аниме, I- girls (для девушек) иI-boys, диггеры, сталкеры, компьютерные гики (для юношей). Субкультуры предыдущих и нынешних поколений отличает противопоставление ценностей и установок традиционной культуре, формируемой в сознании посредством социализации.

Поэтому педагогу очень важно вовремя заметить проявление субкультуры у подростков, с целью предотвращения проявлений асоциальных форм поведения. Таким образом, можно выделить противоречие, между негативным влиянием субкультуры и стремлением к самореализации в подростковом возрасте.

Объект исследования: социальное поведение подростков

Предмет исследования: подростковая субкультура

Цель: на основе теоретического анализа сформулировать программу мероприятийсоциально-педагогической коррекции социального поведенияподростков, как носителей различных субкультур.

На основе поставленной цели, можно выделить задачи:

1. Проанализировать теоретические аспектыфеноменов социальное поведение и субкультура.

2. Проанализировать современное состояниеподростковых субкультур и степень их влияния на социальное поведение подростков.

3. Изучить влияние подростковой субкультуры на социальное поведение подростков.

4. Разработать социально-педагогические рекомендации по коррекции социального поведения подростков, обучающихся общеобразовательных школ.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что подростковые субкультурывызывают нарушения социального поведения, способствуют нарушению процесса адаптации и межличностного общения в группе сверстников.

В исследовании были использованы методы теоретического анализа социально-педагогической литературы, эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, методы количественного и качественного анализа, полученных данных.

База исследования: исследование было проведено с использованием анонимного анкетирования среди подростков 14-15 лет, обучающихся 9 классов в количестве 65 человек (30 мальчиков, 35 девочек).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Процесс социализации подростковявляется неотъемлемой частью общего процесса формирования личности. Формирование социального поведения возможно в конкретной общности, поддерживающей социальные нормы и традиции общества. Становление общества выработало правила поведения членов группы. Специфика подросткового возраста заключается в желании быть членом какой-либо группы или сообщества.

Подростки реализуют в своем поведении правила группы, взгляды и установки, присущие всем членам группы. Инструментом социализации подростков становится подростковая субкультура, с одной стороны, она позволяет подросткам быть самостоятельными, независящими от родителей и в тоже время сохранить способность к группированию и принадлежности к группе. Субкультура позволяет субъективно испытать чувство защищенности, значимости и самости.

В результате проведенного исследования, нами были сделаны следующие выводы:

1. В результате проведенного теоретического анализа нами было установлено, что субкультура является альтернативой традиционной культуре, отражает своеобразие ценностей, установок группы. Субкультура выделяется на основании возрастных характеристик, социального положения или других характеристик. Механизмом функционирования субкультуры является включение её деятельности в общество взрослых, достижение определенного статуса. Определяющим критерием для включения молодежи в субкультуру является возраст участников.

2. Влияние подростковой субкультуры приводит к тому, что личность подростка, как участника субкультуры отличают развитое воображение, конкретное мышление, рассеянное внимание; категоричное непринятие чужих взглядов, установок;упрямство, желание достичь желаемого, несдержанность в проявлении эмоций, жесткая зависимость от группы, привязанность к своему кругу общения, завышенные планки притязания, выражающиеся вжелание иметь высокий статус в обществе. При этом субкультуры выполняют социализирующую функцию, выраженную в помощи в самореализации, получении жизненного опыта.

3. В результате проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод о том, что подростки испытывают определенные затруднения в общении друг с другом и построении межличностных отношений со сверстниками, они понимают назначение субкультурных объединений. Некоторые подростки являются сторонниками субкультур, вовлеченными участниками, хотя это не отражается внешне, а также не демонстрируется в их поведении.Большинство опрошенных подростков являются приверженцами традиционной культуры и в поведении соответствуют нормам общества, живут с канонами обычаев и традиций своей культуры.

Место в обществе и выполнение социальных ролей важно для подростков, также как и перспективы их будущей жизни. Также опрошенные гордятся своими достижения, умения и навыками в деятельности, которую они выполняют, которой увлекаются. Малозначительными сферами для подростков являются показатель материального и физического Я.

4. Социально-педагогическое сопровождение подростков на этапе взросления является необходимым условием формирования социальной компетентности подростка в вопросе субкультур, социального поведения, эффективных методов общения со сверстниками.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ современного состояния проблемы проявления субкультуры в подростковом возрасте

1.1. Общая характеристика феномена «субкультура» в отечественной и зарубежной науке

Традиционно в качестве характеристики становления человечества на разных исторических этапах выделяли понятие «культура». Культура выступала показателем развития общества через систему ценностей, установок, моделей поведения. Данное понятие следует трактовать как творение человечества, среду существования и самореализации. Культура включает обычаи, нормы, религиозные верования, знаково-символические значения, модели поведения, границы нормы, ценности и установки на поведение. Все это создается поколениями и формируется в процессе социализации.

Особым элементом культуры призванным обеспечить связь поколений, систематизировать все элементы культуры в систему является ценностный компонент. Именно ценности определяют направленность общества в целом, направленность группы и личности.

Наравне с ценностями, большое значение отводится ценностным ориентациям, которые отражаютнаправленность структуры личности, формируются и закрепляются через жизненный опыт. В структуре культуры выделяют также традиции и обычаи, это универсальные средства формирования ценностных установок.

Субкультура всегда являлась альтернативным проявлением культуры, присущим меньшинству. Это понятие, находит отражение в трактовках социологов, антропологов, педагогов, психологов, культурологов. Оно обозначает часть культуры общества, отличающейся своим поведение (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.

Исследование проблемы субкультуры находит отражение в работах О. Тофлера, М.Мид, К.Дэвиса, С.И. Левоковой, А.С. Голобокова, Е.Л. Левашова, С.А. Логвинов.

Позицию представления субкультуры как культуры меньшинства подчеркивал ГолобоковС.А., на основе анализа он пришел к выводу, что субкультура – это проявление элитарной культуры. Она характеризуется через такие компоненты как система ценностей, установок, способы поведения, жизненные стили, присущие незначительной группе людей, обособленную социально и территориально. Каждой эпохе присуща своя субкультура, отражающая общую направленность группы, реализующая свое поведение через систему символов, ценностей и убеждений, отличающих их от других.

По мнению Голобокова С.А. следует различать социальные субкультуры с положительным и негативным влиянием. Социальные субкультуры, возникающие как позитивные реакции на социальные и культурные потребности, и субкультуры как негативные реакции на структуру и культуру общества [5, с.10]

Авторский коллектив Долгоруковой И.В., Матанис В.А., Петровой Е.А., Романова И.В., Ростовской Т.К. провел анализ становления понятия субкультуру. В результате ими было установлено, что начала изучения феномена молодежной субкультуры следует относить к 40-50 годам прошлого века. Возникновение субкультуры того времени было вызвано зарождением протестных настроений в рядах молодежи и противопоставление своих взглядов и идей традиционной культуре того времени.

В западном обществе сформировались подходы к трактовке данного явления: структурно-функциональных (Т. Парсонс), классовый (Д.Доунс, П. Уиллис), гендерный (Б.Худсон, А. Мак Робби), культурологический (К. Мангейм), теория субкультур (Р. Мертон).

Именно благодаря структурно-функциональному подходу было сформулировано понятие «молодежная культура». Основание для формирования этой культуры стал разрыв между ребенком и родителями на определенном возрастном этапе, детерминированный развитием общества. Результатом этого разрыва является становление собственной мировоззренческой позиции. Становление этой позиции осуществляется посредством социализации, ведущее значение при этом отводится социальным институтам. Именно социальные институты призваны найти решение социально-значимым проблемам подрастающего поколения. Именно маргинальных статус определяет направленность субкультуры по мнению Т.Парсонса.

На смену функциональному подходу приходит классовый подход Д.Доунса и П. Уиллиса. Середина 60-х годов ХХ века ознаменована классовой борьбой, Европа охвачена студенческими волнениями и сменившим их экономическим кризисом 70-х гг. ХХ века. Появление подростковых субкультур этого времени обусловлено по мнению авторов в ошибках образования. Именно расслоение общества, определяет ценности населения, и толкает слабоуспевающих подростков в криминальные субкультурные сообщества[21, с.37].

Параллельно развивается гендерный подход К.Леви-Стросса, который пришел к выводу, что в основе молодежной субкультуры лежит символическое потребление. Символизм прослеживается у стиляг 50-х годов ХХ века, рабочей молодежи и скинхедов 60-х годов ХХ века. Внешняя атрибутика отличала молодежь того времени, указывая на их своеобразие и неординарность. Они готовы были противопоставить себя обществу.

В дополнение к классовому и гендерному подходу выступил расовый подход. Расовый подход основан на предположении, что девиантное поведение обусловлено рядом биологических признаков. У представителейафриканских рас зародилось молодежное движение, которое отличалось своим музыкальным стилем и политическими взглядами.Европейцы восприняли данное течение как противоречащее иугрожающее их культурному коду. В 70-х годах все большая интеграция общества привела к тому, что африканская субкультура стала частью культурного обмена в Европе [21, с.37].

В 70-е и 80-е годы происходит всплеск молодежных субкультур, которые стали реактивным ответом молодого поколения на требования общества того времени.

Последнее десятилетие позволило выделить два основных подхода к изучению проблемы молодежных субкультур постмодернистский подход и аксиологический подход.

Постмодернистский подход связан с всеобщим развитием цифровых технологий, влиянием интернет-сообществ, медийных культур на современную молодежь. По мнению Е.Л. Омельченко, контент-анализу подвергаются молодежные журналы, телепередачи, СМИ, виртуальные сети.

Именно молодежные субкультуры являются маркерами эволюционного развития общества в постмодерное. А.О. Райхтат отмечает, что «молодежные субкультуры и контркультуры являются компонентом механизмакультурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться как более плюралистичное, раскованное и интеллектуальное» [16].

М.А. Жаркова и О.А. Максимова определили движения киберпанк и флешмоб как постсубкультуральные. Они считают: «специфика постмодернистского и информационного общества, которому присущи компиляция, коллаж, комбинация различных элементов и устранение любой универсальной связующе власти обусловливает тенденцию обессмысливания молодежных субкультур в классическом понимании данного феномена, в сторону поиска временных развлечении, временного самовыражения, ситуативной эмоциональной разрядки для молодых людей» [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы