Дирижирование Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Анализ оратории \»Осенний крик ястреба\» Ю. Евграфова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Биография и творчество Ю. А. Евграфова 5
1.1. Биография Ю. А. Евграфова 5
1.2. Характеристика оратории «Осенний крик ястреба» Ю. Евграфова 9
Глава 2. Анализ оратории «Осенний крик ястреба» Ю. Евграфова 18
2.1. Аннотация на хор «Кафе Неринга» 18
2.2. Аннотация на хор «Ты забыла деревню» 21
Заключение 28
Список литературы 30

 

  

Введение:

 

В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения.
На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления выявило ряд «узких мест» в процессе функционирования типового самодеятельного хорового коллектива, независимо от его состава. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. С одной стороны в ряде самодеятельных хоровых коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточное качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С другой стороны – недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой человеческой среды человеческих отношений, что влияет на исполнительский уровень коллектива. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.
В содержании работы представлен педагогический анализ проблемы развития музыкального воспитания в России, с учётом воспитания вокально-хоровых навыков в современных условиях.
Несмотря на значительность исследований, проблема развития вокально-хоровых навыков в хоровых коллективах по-прежнему в достаточной степени не решена.
Актуальность проблемы и ее значимость определило выбор темы: «Развитие вокально-хоровых навыков в ансамбле народной песни».
Цель исследования: изучить ораторий «Осенний крик ястреба» Ю. Евграфова
Объект исследования: ораторий «Осенний крик ястреба».
Предмет исследования: Анализ оратории «Осенний крик ястреба» Ю. Евграфова.
Исходя из цели работы, были определены следующие задачи:

Работа состоит их двух глав. В заключении делаются выводы по результатам исследования. Список использованной литературы включает 61 источник.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Юрий Анатольевич Евграфов давно известен как талантливый и разносторонне образованный музыкант, постоянно и много работающий в сфере хорового искусства и добившийся серьезных успехов в своем деле. Он является прекрасным композитором, создавшим ряд значительных произведений, дирижером, педагогом, опытным и эрудированным музыкальным деятелем.
Дирижерской манере Евграфова присуще то, что можно назвать концептуальностью исполнительского замысла, когда целое возникает вследствие продуманности содержательного слоя произведения в единстве с его композицией.
Показательна принципиальная позиция композитора в отношении стихотворных текстов: он избирает поэзию только высокой пробы.
Его хоровые произведения красивы и выразительны, в них дышит музыка – талантливая и поэтичная.
Родился в Москве. В 1956 году, зачислен (по рекомендации В.С. Попова) и в 1966 году окончил Московское государственное хоровое училище (ныне — имени А.В.Свешникова в составе Академии хорового искусства имени В.С.Попова). В 1971 году окончил дирижерско-хоровое, в 1976 – композиторское отделение Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Обучался у С.А.Баласаняна (сочинение), В.Г.Соколова (хоровой класс), С.А.Нечаева (хоровое дирижирование).
Мы подчеркиваем факт высокой смысловой значимости в оратории «Осенний крик ястреба» Ю. Евграфова на стихотворение И. Бродского. На наш взгляд, эта значимость свидетельствует и об особой важности в творчестве композитора одноименного цикла.
Наблюдение над ораторией показало, что в соответствии с принципом лингвоцентризма и принципом смещения границ между поэзией и музыкой, а также между литературой и жизнью структурообразующим в цикле становится мотив Слова / Безмолвия. Таким образом, Композитор утверждает мирозиждительное достоинство Слова. Мотив Слова / Безмолвия служит средством сохранения целостности цикла, прежде всего, за счет того, что участвует в выражения таких основных для Бродского тем, как темы пространства и времени, жизни и смерти, природы и культуры, творчества и творения.
В соответствии с принципом «космичности» авторской позиции и принципом семантической неопределенности антитеза локальной принадлежности Внутри / Снаружи организует пространство в цикле, маркируя его зачастую как «свое» и «чужое» одновременно. Это отражение автобиографической ситуации, трагическая суть которой невозможность возвращения.
На этом же основании (запрет на проникновение в пространство, мыслимое одновременно как «свое» и «чужое») строится и композиция цикла. О доминировании в композиции цикла принципа зеркальности, симметрии, отражения свидетельствует преобладание в нем стихотворений, характеризующихся наличием пары. При этом наблюдается неоднозначность и разветвленность зеркальных композиционных связей, когда одному стихотворению в цикле может соответствовать сразу несколько произведений. Своеобразной осью композиционной симметрии является стихотворение «Полдень в комнате»: если предшествующие ему стихотворения связываются в большей степени с пространством Родины, то следующие за ним произведения отображают пространство зарубежья.

  

Работа состоит их двух глав. В заключении делаются выводы по результатам исследования. Список использованной литературы включает 61 источник.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Биография и творчество Ю. А. Евграфова

1.1. Биография Ю. А. Евграфова

Юрий Анатольевич Евграфов (род. 8 октября 1949 года, Москва) — российский хоровой дирижёр, композитор, Достойный активист искусств РФ, профессор МГК им. П. И. Чайковского [1] и Академии хорового искусства им. В. С. Попова, Московского государственного вуза музыки им. А. Г. Шнитке [2]. Участник Союза композиторов Российской Федерации.
Юрий Анатольевич Евграфов появился на свет 8 октября 1949 года в Москве.
1966 год — закончил Московское государственное хоровое заведение (ныне имени А. В. Свешникова в составе Академии хорового художества имени В. С. Попова).
1971 год — закончил дирижерско-хоровое отдел Московской государственной консерватории фамилии П. И. Чайковского,
1976 год — закончил композиторское отделение этого же учебного заведения.
Композитор, хоровой руководитель, преподаватель.
1978 год — Лауреат интернационального конкурса композиции (Таллинн).
С данного же года: участник Союза композиторов РФ (СССР).
1995 год — Достойный деятель искусств РФ.
С 1996 годы — участник управления, руководитель комиссии хоровой музыки Объединения композиторов Москвы.
Профессор (2002).
Юрий Анатольевич многократно принял участие в работе коллегии всесоюзных, всероссийских и интернациональных смотров, состязаний и фестивалей.
В разное время был членом экспертных рекомендаций:
— Министерства культуры РФ,
— Отечественного государственного музыкального центра,
— Министерства образования РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ.
Также, он — участник художественного совета международного фестиваля прогрессивной музыки «Московская осень».
Юрий Анатольевич Евграфов с 1976 года ведёт учено-преподавательскую работу в высших учебных заведениях Москвы.
С 2011 года он преподаёт в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Поэзия и искусство, формируясь одновременно, часто скрещиваются, и логическим является их воздействие друг на друга в следствии чего выходят уникальные миксты. Крайне увлекательным и не достаточно изученным аспектом данной трудности становится осуществление нынешней поэзии в творчестве российских композиторов XX — начала XXI столетия. Один из красочных примеров в данном направлении возможно охарактеризовать креативный союз московского композитора Юрия Анатольевича Евграфова и известного поэта нашего времени Генриха Вениаминовича Сапгира. Воистину Бродский И. стал для Ю. Евграфова «путеводной звездой», а их коллективное творчество получило широкие масштабы. К нынешнему времени композитором уже прописан значительный ряд хоровых сочинений на стихотворения Бродского И. Среди них: пять Сапгир-симфоний для солистов и хора, ряд Концертов для солирующих голосов и хора («Предшествие словам», «Путеводитель по Карадагу» и др.), певческий цикл «Цирковые чудеса», произведение «Страсти по Овсею» (где применяются также стихотворения О. Дриза).
В хоровом художестве Юрия Анатольевича обнаружила отображение поэтичность разных веков и стилей. В любом новом произведении композитора ощущается персональный подход и полное проникновение в творческий процесс поэта. Ю. Евграфов первым олицетворил в хоровой музыке a cappella стихотворение И. Бродского, О. Дриза, тамбовского поэта-палиндрома Н. Ладыгина. Но более эффектным и продуктивным для него стало заявление к «взрослой» поэзии Генриха Сапгира. Длительное время Г. Сапгир трудился в детском издательстве «Детский мир». «Взрослая» поэтичность Г. Сапгира была незаслуженно затравлена по общественно-политическим представлениям. Но игровая отличительная черта его созидательной манеры тут оказалась в особенности кстати. Общество природы в стихах Г. Сапгира предстаёт таким, каким представляет его ребёнок: загадочным, чудесным, ясно-веселым, потому что детские годы продолжало существовать в его душе до самых минувших дней. В то же время глубокое чувство за всё зло, творящееся в обществе, отражаются в его стихах несгибаемой злой критикой, что, бесспорно, понадобилось не к двору.
Стихотворения, вложенные в базу хоровых сочинений Ю. Евграфова, крайне разнообразны, как по теме, так и по структуре, манере послания. Но преимущество трагического пафоса в середине внимания самого композитора очевидно наблюдается. В частности, главной глобальной проблемой версификации и основной мысли Ю. Евграфова становятся внутренние переживания героя, сопряженные с несоответствием его внутреннего мира окружающей реальности. При этом основной герой либо образ возвышенного часто противопоставляется непристойности и испорченности сегодняшнего общества, будь то направленности современного художества, как в популярнейшем стихотворении «Скульптор вылепил Икара» и «Поэт и музы», либо взаимоотношения мужчины и девушки, как в стихотворении «Из Катулла», либо безмерное одиночество души, окружённой непониманием, — «Умирающий Адонис» и «Бочка» и т.д. Парафразы на Псалмы Давида, четыре из которых легли в основу Сапгир-симфонии №4, созданы на приёме нарочитого примитивизма и приспособления к нынешней проблематике.
Работая со словами, Ю. Евграфов не раз подмечает их необыкновенную связь с музыкой, в частности с вокально-хоровыми жанрами. Подобным образом, писатель играет с ассоциативными и логичными возможностями человеческого восприятия, из-за которых значение слова, даже с неоконченной его составляющей, абсолютно можно додумать на основе контекста, или типичной лексической сочетаемости. Но их применение в тексте иногда направлено и на обратную цель — сформировать многозначность выражения.
Чтец, выполняя аналогичные стихи, как принцип, обрывает усечённые слова и говорит их с установленной интонацией, допустимо даже интригующей, что позволяет неопределенно принимать тот либо другой фрагмент. Для того, чтобы в музыкальном олицетворении они не смешивались в течение звуков и были услышаны, музыкант также делит их или паузами, или стремнинным освобождением конечного звука сечёного слова, или акцентирует их разными штрихами — ударениями либо стаккато.
Интересные композиторские постановления связаны с олицетворением фонической структуры определенных текстов. Благодаря особенностям хорового звучания композитор утрирует назначенные автором стихов фонемы за счёт неоднократных повторений, фактурного разнообразия, тембровых красок, мелодических сонористических приёмов. К примеру, применение остинатного аккомпанирования определенными партиями голосов с повторяющимся словом либо в целом в слог обдает звукоизобразительный вид, жужжание либо шёпот. Подобным образом, композитор подчёркивает и формирует характерные черты эвфонии стихов Г. Сапгира и применяет элементы театральности в мелодическом звучании, формируя необычайную атмосферу, пронзающую всё хоровое произведение.
К примеру, в №2 «Поэт и музы» пятой Сапгир-симфонии на словах «современность это фантом», Ю. Евграфов применяет часть тема-тизма «Dies irae» из Реквиема Моцарта. Композитор умышленно порождает у слушателя установленный ассоциативный ряд и тем самым создаст разговор «художник — зритель».
Таким способом, возможно наблюдать как характерные черты разных стилей и конфигураций, приёмов стихосложения Г. Сапгира отражаются в хоровой поэтике Ю. Евграфова. Для этого композитор применяет обширный спектр средств хорового послания, собранного столетиями, расцвечивая слова новыми красками, по сути становясь соавтором мысли поэтического слова.

1.2. Характеристика оратории «Осенний крик ястреба» Ю. Евграфова

Сам композитор характеризует «Осенний крик ястреба» как ораторию для сопрано, баритона, хора (смешанного и детского) и органа. Цикл создавался в период с 1991 по 1993 год. Впервые исполнен Тульским государственным хором под управлением автора 9 ноября 1994 года в московском Центральном доме композиторов.
Юрий Анатольевич Евграфов (1949 г., Москва) — композитор, педагог, хоровой дирижер, также автор публикаций по хоровому искусству. Окончил Московское государственное хоровое училище, а впоследствии Московскую государственную консерваторию по направлениям «дирижирование хором» и «композиция». Занимал должность художественного руководителя и главного дирижера Камерного вокально-хорового коллектива Гостелерадио СССР (1991-1992 гг.), Тульского государственного хора (1994-1995 гг.). Также это действующий председатель творческой секции хоровой музыки Союза московских композиторов, профессор кафедры современного хорового исполнительского искусства МГК им. Чайковского, член жюри многочисленных всероссийских конкурсов. В числа публикаций Ю. Евграфова — свыше 50 научных трудов (монография «Элементарная теория мануального управления хором», статьи, эссе, учебные программы, пособия, репертуарные сборники и др.).
Перу Ю. Евграфова принадлежат два сборника фортепианных миниатюр, инструментальные пьесы, несколько вокальных опусов и сюита «Красноярские напевы» для оркестра русских народных инструментов (1979 г.), однако наибольшая часть его композиторского наследия связана с хоровым исполнительством. Наиболее известные произведения – поэма для баса, хора и симфонического оркестра «Сияй, Москва» (1980 г.) на слова Д. Кутультинова, шесть «Сапгир-симфоний» для смешанного хора и солистов на слова Г. Сапгира; cреди сочинений для хора a capella — «Страсти по Овсею» для хора и тенора также на слова Г. Сапгира (2003 г.), поэма «Портреты мастеров», на данный момент заключающая в себя пять частей, «Времена года» на поэзию Ф. Тютчева, А. Блока и С. Есенина (1996 г.) и другие. Всего композитором создано около 200 хоровых произведений. Для музыкального языка Ю. Евграфова характерно применение богатого разнообразия приемов пения для достижения конкретной выразительности образов (пение на закрытый рот, сольфеджио, использование тембровой красочности, например, как унисонов в партии, так и divisi вплоть до восьми голосов). Хоровым сочинениям композитора присуща свобода музыкального размера, продиктованная поэтическим метром, декламационность мелодии и своего рода инструментальность изложения. Произведения чаще имеют тональную основу, однако порой композитор применяет и додекафонные ряды, а с точки зрения гармонии произведения зачастую насыщены современными средствами выразительности — кластерными созвучиями, квартаккордами, полиаккордикой. Преобладает гомофонно-гармонический склад фактуры, способствующий выдвижению поэтического текста на первый план, но композитор не отказывается от полифонической техники – в частности, в начале девятого номера «Осеннего крика ястреба» фугато сообщает тревожное состояние слушателю.
Оратория «Осенний крик ястреба», которую композитор посвятил памяти отца, состоит из тринадцати частей; «Ты забыла деревню» — четвертый номер. Своим названием она обязана одноименному стихотворению Иосифа Александровича Бродского. Композитор разделил это одно из немногочисленных «сюжетных» стихотворений поэта на несколько неравных частей – и эти части положил в основу нечетных номеров оратории. Таким образом, стихотворение служит своего рода лейттемой цикла; трагический сюжет «Осеннего крика ястреба» поэтапно разворачивается для слушателей от начала к концу оратории. Для четных номеров оратории композитор избрал другие известные стихотворения поэта. Соседние соединяются между собой по принципу контраста – как образного содержания, так и исполнительского состава.
Иосиф Александрович Бродский (1940 г., Ленинград – 1996 г., Нью-Йорк) – русский и американский поэт, драматург, эссеист, переводчик, также занимался преподавательской деятельностью за рубежом. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1987 года. Образ мышления поэта и его творчество неразрывно связаны с музыкой, которая была с ним с детских лет, в годы ссылки и эмиграции. Он говорил: «Не знаю, в чем точно заключается, но музыка мне очень помогает». Так и манера чтения молодого Бродского, сохраненная в аудиозаписях, порой напоминает мелодекламацию. Примечательно, что в годы гонения поэта на родине в его защиту активно выступал Д.Д. Шостакович. К поэзии Бродского обращались композиторы Б. Тищенко («Рождественский романс»), А. Королев (цикл хоров «Письма римскому другу»), Ю. Евграфов (помимо оратории создан пятичастный вокальный цикл).
В сочинениях Ю. Евграфова на стихи акцентирует на себе интерес подбор крупной формы для осуществления замысла: хоровое созвучие, хоровое выступление, певческий и ораторный циклы. Передавая преимущество повторяющимся произведениям, Ю. Евграфов объективно отмечает, что большие сочинения органичнее создают единство фигуры выступления. Любопытен тот факт, что музыкант формирует определённый микст инструментального и певческого жанра. С одной стороны, он одалживает для олицетворения поэзии жанры инструментальной музыки, как, к примеру, созвучие и концерт. С иной стороны, в следствии хода эволюции, данные жанры испытывают существенные изменения, к тому же композитор основывается скорее на вокальные устои и потому конкретно говорить об инструментальном воздействии на хоровую поэтику невозможно.
«Осенний крик ястреба» – стихотворение, написанное в 1975 году и считающееся одним из наиболее известных и загадочных произведений Бродского. Его важнейшая особенность – четкий сюжет. В лирике Иосифа Александровича он встречается довольно редко (например, в «Новом Жюль Верне», «Посвящается Ялте», «Post аеtatem nostram»). Описать происходящие события можно посредством пары-тройки предложений. Ястреб парит в небе над долиной реки Коннектикут в конце октября. Против своей воли птица поднимается все выше и выше – ее уносит сильный ветер. В итоге она погибает из-за недостатка кислорода. Пух и перья, сыплющиеся с неба, американские дети принимают за снег и начинают радостно приветствовать приход зимы.
В той или иной степени «Осенний крик ястреба» соотносится сразу с несколькими литературными произведениями. Начнем со стихотворения Баратынского «Осень». В обоих текстах совпадает ряд пейзажных элементов, а также временной вектор «осень – зима». Крик ястреба можно сравнить с криком отчаяния, подавляемым лирическим героем Баратынского.
Также есть отсылка к другому стихотворению русского поэта девятнадцатого столетия – «Недоносок». У Бродского ястреб оказывается слишком высоко, хотя и не желает этого, и не может вернуться на землю. У Баратынского перед читателями предстает полет «ничтожного духа». Есть версия, что Иосиф Александрович ориентировался не на какие-то конкретные стихотворения великого коллеги. По мнению некоторых исследователей, гений двадцатого века опирался на весь сборник «Сумерки», изданный в 1842 году.
Сюжет «Осеннего крика ястреба» явно коррелирует со знаменитой историей об Икаре. Бродский создает новейший миф, при этом его послание остается не до конца ясным. Стихотворение наполнено реалистичными деталями, не свойственными архаике, – упоминаются особенности климата, подробности из мира географии и биологии. Кроме того, порой мелькает наукообразная лексика. Поэт будто старается убедить читателей в протокольной точности описания произошедших с ястребом событий. Впрочем, реалистичность Иосифа Александровича вполне условна. Он допускает ошибки и по отношению к географии, и касательно поведения птицы. Получается, что при помощи якобы точных примет Бродский создает картину символическую.
Особое внимание стоит обратить на то, как поэт рассказывает непосредственно про крик ястреба, залетевшего слишком высоко. Получившийся звук – неповторим и оригинален. Ни одно живое существо на земле не способно издать нечто подобное:
…Пронзительный, резкий крик страшней, кошмарнее ре-диеза алмаза, режущего стекло…
Предсмертный вопль птицы описывается Иосифом Александровичем посредством сравнения – «так отливаться не могут слезы никому». Бродский перефразирует популярную русскую поговорку «Отольются кошке мышкины слезки». По его мнению, страданий, испытанных птицей на пороге смерти, не заслуживает никто на свете – даже самый закоренелый и злостный преступник. Композитор передает эти слова протяжной, ниспадающей музыкой.
Широкое распространение получила точка зрение, согласно которой «Осенний крик ястреба» – стихотворение о поэте. Птица символизирует alter ego Иосифа Александровича. Фактически перед нами – романтический герой, похожий на тех, что фигурируют в стихотворениях Лермонтова, Цветаевой. В чем ключевое отличие произведения Бродского? Поэт романтического героя рисует не демоном, жрецом или пророком, а рефлексирующим интеллектуалом-отщепенцем. Если рассматривать «Осенний крик ястреба» в первую очередь как трагическую историю творца, становится понятно, почему именно это стихотворение особенно высоко оценивали многие коллеги Иосифа Александровича по цеху.
Антитеза тепла и холода, лежащая в основе кульминации произведения, начинает проявляться в контрастном изображении холодных и теплых цветов. Затем в выражении этой антитезы мотивы цвета сменяются мотивами звука. Важно, что крик рассматривается не только последним проявлением жизни, но и последней возможностью преодолеть безграничность ледяной пустыни, противостоять убийственному холоду.
Функции мотива тепла, как и функции мотива крика, проявляются в сближении конкретных качеств субъекта с абстрактными качествами философской категории, благодаря чему достигается уравнивание пространственных и временных «масштабов» величин несопоставимых («крик <…> пересекает небо», «тепло / обжигает пространство»).
Мотивный комплекс звука, звучания, голоса, крика в структуре стихотворения является одним из ведущих. Причиной крика является осознание ястребом своей обреченности («он догадывается: не спастись. // И тогда он кричит»). Крик вызван предчувствием смерти, близость которой герой ощущает «не мозжечком, но в мешочках легких», начиная задыхаться. Его крик – это последнее, на что он тратит свое дыхание. Крик ястреба – точка наивысшего напряжения в произведении. Эмоциональный и содержательный потенциал этого эпизода настолько высок, что «крик ястреба», метафорический эквивалент понятия «творчество поэта», дает название и главному стихотворению, и всему циклу.
Тема пространства в кульминационном эпизоде произведения выражена в отчетливой связи с темой жизни и смерти. В реализации темы пространства происходит соединение смысловых признаков пространства реального и ирреального. Необычность выражения темы заключается в том, что традиционно противопоставляемые мотивы пространства открытого и закрытого представлены здесь как совмещенные. Безграничное открытое пространство стратосферы представлено как пространство замкнутое, как пространство, которое нельзя покинуть. Амбивалентность этих мотивных связей (реальное / ирреальное; открытое / закрытое) акцентируется пространственным мотивом границы, препятствия.
Тема времени в этом эпизоде также проявляется теснейшим образом связанной с антитезой жизни и смерти. Последовательность смены явлений при описании крика ястреба представляет собой цепь кратчайших эпизодов, длительность которых измеряется долями секунды: так, с использованием глаголов активного действия, описано раздельно, как звук сначала «вырывается», потом «летит вовне», как он затем «пересекает небо». И продолжительность всех этих событий «умещается» в обозначенный автором «миг». И для автора особенно важно, что этот миг последний, что за ним для героя наступит смерть.

Тема звука, звучания, выраженная в заглавии лексемой «крик», взаимодействует и с темами времени и пространства, и с темой жизни и смерти. В кульминационных строках стихотворения выражена причастность звучания, звука, крика надмирному измерению. Именно звук равноценен субъекту, предстает как его замещение, берет на себя выполнение его функций. Пересекая пространство, уже не субъект, а сам звук побеждает его: оставляя на нем след от края и до края, звук словно перечеркивает его непреодолимость.
Кульминационный эпизод стихотворения, давший название всему циклу «Осенний крик ястреба», по содержанию может быть соотнесен со смыслом других известных строк поэта, точно так же послуживших заглавием, но уже для другого цикла: «От всего человека вам остается часть / речи. Часть речи вообще. Часть речи». Таким образом, можно увидеть, что повышение онтологического статуса звука, звучания, крика, речи, постулирование их овеществленности, материальной, выраженной в соотнесении с категориями пространства и времени, значимости характерно не только для того или иного сборника, цикла, но и для всего творчества поэта в целом. Это, наряду с доминированием в цикле мотивов звучания, звука, слова, и играет основную циклообразующую роль.

 

Во-первых, обширное поле работы современных композиторов и развитие музыкального языка, крайне усложняют определение конкретных жанровых рамок, как хорового выступления, так и хоровой симфонии и на настоящий период они обладают крайне размытые стандартные свойства. Нормой для музыки XX столетия становится совокупность несочетаемого, вследствие чему нередко возникают новые стилевые формы. Таким образом, объём хоровых сочинений Ю. Евграфова в большинстве своём укладывается, точнее, в границы хоровых миниатюр либо цикла маленьких хоров. Но, Юрий Анатольевич всеми способами подчёркивает глубину и престиж поэзии, воплощая ее в оратории «Осенний крик ястреба». Ю. Евграфов старается расширить пределы сформировавшихся обычаев и приходит к более трудному и углубленному музыкальному жанру оратории, сохраняя при этом, положенную поэтом краткость, камерность выражения. Вот что по данному поводу сообщает непосредственно композитор: «Присвоенное из древнегреческого лексикона, слово созвучие за тысячелетия неоднократно модифицировало собственное значение, доказав собственную непревзойдённую емкость, а вот это-то мне в нём в этом случае и было дорого. Я был до такой степени погружён в глубину версификации, ее влияние на меня было настолько сильно, что я ни в коем случае не ощущал в этом названии ни малейшей натяжки». Подобным образом, возможно говорить о том, что подбор жанра оратории для музыкального олицетворения Ю. Евграфова в огромной степени определен тем, что поэтичность в сознании композитора не помещается в рамки классических хоровых жанров. Композитор вводит на первый проект важность поэтического слова, и вследствие того установление жанра здесь, точнее, метод укрупнения замысла, в рамках поиска более существенных конфигураций формулировки уникальной идеи поэта. В этом случае композитору была важна способность жанра к объективному формулированию непростой концепции, идеи, многомерности содержаний, трудности поэтического плана и безраздельности способностей музыкального претворения.
Во-вторых, деятельность с текстом для Ю. Евграфова обладает принципиальную важность и влечёт за собою модификацию музыкально-выразительных средств. Ни один термин не считается второстепенным для композитора. Любой лирический стиль имеет собственный музыкальный характер и формирование. Ю. Евграфов, прежде всего, находит яркий тематизм либо другое средство мелодической выразительности, характерное для того либо другого образа. Композитор неотъемлемо подчеркивает подобную важную особенность созидательной особенности поэта, как насыщенность и индивидуальность трактовки образов прекраснейшего.
В наше время Ю. Евграфов не прекращает вдохновенно работать с поэзией. В любом новом сочинении имеется новаторский аспект и применение всего арсенала достижений музыкальной композиции. Произведения приобретают принятие достаточно обширной публики и увлекательны не только специалистам, однако, и неискушённым слушателям.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы