Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Анализ нарушения письма при моторных формах афазии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей нарушения речи у больных с афазией 6
1.1. Анализ различных подходов к пониманию афазии в медицинской и логопедической науке 6
1.2 Основные подходы к классификации афазии 16
1.3. Характеристика моторной афазии 19
Глава 2. Опытно-эмпирическое исследование нарушений письменной речи больных с моторной формой афазии 27
2.1 Организация эмпирического исследования 27
2.2 Анализ результатов проведенного исследования 29
2.3 Рекомендации по организации логопедической работы по восстановлению навыков письма у больных с моторной афазией 32
Заключение 35
Список литературы 36

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одним из наиболее значимых направлений научных исследований нейропсихологии и логопедии выступает создание методов исследования нарушения и восстановления речи при афазии.
Афазия – это полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. В качестве источников развития афазии могут выступать нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Афазия развивается приблизительно в трети случаев нарушений мозгового кровообращения, при этом в большинстве случаев – это моторная афазия. У детей афазия возникает реже, как результат черепно-мозговой травмы, опухолевого образования или осложнения после инфекционной болезни.
Тяжесть речевой патологии при афазии обусловлена локализацией поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга дает высокую вероятность, что речь восстановится спонтанно), размером очага поражения, спецификой остаточных и функционально сохранных компонентов речевой деятельности, при левшестве.
Базой для любой формы афазии выступает то или иное первично пострадавшее нейрофизиологическое и нейропсихологическое свойство (например, патология динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т. п.), которое становится причиной характерной системной патологии понимания речи, письма, чтения, счета. Большую роль в развитии представлений о патологиях речи при афазии сыграли исследования в области нейрофизиологии, нейропсихологии и нейролингвистики.
Внешняя симптоматика афазических нарушений включает в себя группы первичных, вторичных и третичных проявлений и для установления первичного дефекта необходимо проведение так называемого «факториального» анализа. Только такой качественный структурный анализ дает возможность понять как специфику патологии, так и специфику нормального функционирования процесса. Не устраняя сложностей проекции данных патологии на норму, факториальный анализ делает его принципиально возможным.
Основной вклад в разработку и обоснование факториального анализа при афазии внес профессор А.Р. Лурия. Его работы, описывающие патологии высших корковых функций и, в том числе, речи, дают возможность сформулировать определенные выводы о механизме речевого процесса в норме.
Исследования афазии также осуществлялись многими представителями отечественной науки: М.К. Шохор-Троцкой, Л.С. Цветковой, В.М. Шкловским, Т.Г. Визель, Е.Н. Правдиной-Винарской, И.Т. Власенко и др.
Патологии устной речи, которые формируются при локальных поражениях мозга, у больных, страдающих афазией, достаточно давно являются предметом активного изучения представителей различных областей науки — неврологов, психологов, лингвистов. В афазиологии создано большое количество трудов на данную тему, однако они достаточно противоречивы. Следует отметить, что при афазии страдает в той или иной степени и письменная речь. Однако данному проявлению афазии посвящено меньшее количество работ, между тем этот аспект является также весьма значимым в деятельности человека.
Изучение данного аспекта в структуре афазии даст возможность конкретизировать и расширить существующие знания об афазии, с одной стороны, о проявлениях различных ее видов, об этиологии и патогенезе нарушения всех видов речи при афазии, с другой – позволит внести определенный вклад в психологическую науку, представления о механизмах и нарушениях письменной речи, ее взаимосвязи с устной. Отталкиваясь от понимания речи как сложного многоуровневого и многокомпонентного процесса преобразования вербальной информации, была предпринята попытка эмпирически изучить проявления нарушений письменной речи методами нейропсихологического и психологического анализа, а также особенности симптомов нарушений письменной речи при определенных формах афазии, а именно моторной афазии.
Цель исследования: выявить особенности нарушений письменной речи у больных с моторной афазией.
Объект: особенности речи больных афазией.
Предмет: нарушения письменной речи у больных с моторной афазией.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач исследования:
1. Описать особенности нарушения речи у больных афазией, в особенности моторными формами афазии.
2. Охарактеризовать методику исследования.
3. Проанализировать специфику нарушения письменной речи у больных с моторной афазией.
Гипотеза исследования: можно предположить, что у больных с моторной афазией будут отмечаться разные характерные проявления в нарушении письменной речи в зависимости от типа моторной афазии.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение знаний, качественный и количественный анализ полученных данных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, афазия – это системное нарушение речи, которое вызвано поражениями различных зон мозга вследствие инсультов, нарушений мозгового кровообращения, опухолей, травм и др. Системность афазии выражается в том, что данная патология затрагивает все компоненты речевой деятельности. В той или иной степени страдают все составляющие речи. В структуре дефекта может выделяться один доминирующий компонент.
При афазии может нарушаться понимание речи (тогда мы говорим о сенсорной афазии) и процесс порождения, воспроизведения речи (в данном случае рассматривается моторная афазия). Случаи моторной афазии встречаются чаще.
Ученые отмечают сходство афазии и алалии. Главным отличием может считаться то, что при афазии происходит распад уже сформированной речи, а алалия — это изначальное недоразвитие речи. Также при моторных формах афазии отмечаются нарушения письма и чтения.
Экспериментальное исследование позволило нам выделить несколько групп лиц с моторной афазией, которые характеризуются различной степенью сохранности навыков письменной речи: от полного распада всех видов навыка письма и чтения до относительной сохранности письменной речи.
Также были описаны рекомендации по реализации коррекционной работы по восстановлению навыков письма улиц с моторной афазией. Так, исследователи отмечают, что индивидуальные формы работы должны преобладать над групповыми. Кроме того, коррекционная деятельность достаточно продолжительна и не следует ожидать быстрых результатов.

 

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей нарушения речи у больных с афазией
1.1. Анализ различных подходов к пониманию афазии в медицинской и логопедической науке

Афазия представляет собой одно из максимально сложных проявлений мозговых поражений, при котором системно страдают все формы речевой деятельности. Тяжесть речевой патологии при афазии обусловлена локализацией поражения (например, обнаружение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга дает возможность предполагать, что речь способна восстановиться спонтанно, без целенаправленного воздействия), размера поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве. Реакция личности больного на патологию речи и специфику преморбидной структуры функции (например, уровень автоматизации чтения) задают фон восстановительного обучения.
Базой для возникновения любой формы афазии выступает та или иная первично пострадавшая нейрофизиологическая и нейропсихологическая предпосылка (например, патология динамического или конструктивного праксиса, фонематического слуха, апраксии артикуляционного аппарата и т.п.), которая становится причиной особенных системных нарушений понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно страдает осуществление разных уровней, аспектов, форм речевой деятельности (устная речь, речевая память, фонематический слух, понимание речи, письменная речь, чтение, счет и т. д.). Большую роль в представлениях о нарушениях речи сыграли исследования в области нейрофизиологии, а также нейропсихологии и нейролингвистики [16].
Афазия, как и алалия, выступает как системная патология речи, что означает, что страдают не определенные аспекты речевой деятельности, а все ее компоненты одновременно. Так, при афазии, как правило, страдает и понимание речи, и все главные характеристики собственной речи больного (звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй), и речевая память, и письменная речь (как чтение, так и письмо) [14]. Иной вопрос, что при разных формах афазии главное значение может отводиться преобладающему нарушению одного или нескольких конкретных компонентов речи, в то время как остальные компоненты речи остаются условно более сохранными, однако в той или иной степени патология затрагивает все компоненты речи [10].
Во всех ситуациях при афазии речь страдает не на элементарном уровне, а как сложнейшая психическая функция. Это характерная языковая патология, при возникновении которой человек теряет возможность применять при конструировании (или восприятии и последующей расшифровке) речевых высказываний те символы, которые используются в языке для обозначения конкретных фонем, слов и для выражения их связи между собой.
С данной точки зрения афазия обладает значительным сходством с алалией, только при алалии отсутствие возможности к языковому выражению мыслей страдает изначально, а при афазии происходит распад уже сформированной речи. Например, при дизартрии, механической дислалии, ринолалии субъект не может нормально воспроизводить фонемы по причине недостатка требуемых для этого «материальных» факторов – отсутствует достаточная подвижность языка или отмечается патологическое строение артикуляторного аппарата. При алалии и афазии же «внешняя» возможность для нормального воспроизведения фонем и слов остается, однако индивид не понимает, как адекватно воспользоваться данной возможностью, что и становится основой для неадекватного использования им в речи даже сформированных звуков, к неусвоению (при алалии) или потере (при афазии) их смыслоразличительного значения. То же самое можно сказать и об использовании слов или выражении их грамматической связи между собой [24].
С учетом локализации нарушений в головном мозге специфика патологии речи при афазии будет различной. Это можно объяснить тем, что невзирая на целостность деятельности головного мозга, различные его отделы в разной степени участвуют в реализации речевой функции [13].
Афазия – распад сложившейся речи (речевой, языковой системы) вследствие локального поражения головного мозга.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы