Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Анализ нарушения чтения и письма при сенсорных формах афазии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПРИ СЕНСОРНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ 6
1.1. Специфика сенсорных форм афазии 6
1.2. Особенности развития речи в онтогенезе 10
ГЛАВА 2. НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПРИ СЕНСОРНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ 13
2.1. Описание констатирующего эксперимента 13
2.2. Формирующий эксперимент 21
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50

  

Введение:

 

Акустико-мнестическая афазия у пациента возникает вследствие поражения задней и средней части височной области головного мозга. Она отличается снижением слухоречевой памяти, впоследствии приводящей к интенсивной заторможенности слухового восприятия, что обуславливает актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является анализ нарушения чтения и письма при сенсорных формах афазии.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Дать характеристику сенсорным формам афазии.
2. Проанализировать развитие речи в отногенезе.
3. Выявить специфику нарушений чтения и письма у детей с афазией.
4. Сформулировать рекомендации по профилактике нарушений чтения и письма у детей с афазией.
Исследуя характерные особенности речи детей с общим ее недоразвитием, многие авторы выделяют нарушение лексического компонента языка как одно из наиболее значимых нарушений в структуре речевого дефекта (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.А. Ткаченко, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). С учетом постоянного роста в детской популяции числа детей с системным нарушением речевого развития проблема формирования лексического строя речи и лексико-грамматических средствах языка при различных речевых нарушениях занимает приоритетное место в современной логопедии, а вопрос о логопедических технологиях формирования и развития лексикона по-прежнему остается одним из самых актуальных. В 60–е годы прошлого столетия Р.Е. Левина, выделив особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка и афазия указывала на неодинаковые возможности этих детей в оперировании лексиконом родного языка. Было установлено, что первоначальное овладение словообразовательными навыками и достаточным уровнем словарного запаса становится доступным лишь детям, достигшим III уровнем речевого развития, который был определен Р.Е. Левиной как «развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического недоразвития». С тех пор практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании и использовании лексических средств языка (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др.).
В специальной литературе имеется ряд исследований, в которых рассматриваются особенности развития лексической стороны речи у детей с афазией, преимущественно у младшего школьного возраста. Однако до настоящего времени остаются недостаточно изученными вопросы формирования лексической стороны речи у детей с афазией раннего и дошкольного возраста, по прежнему актуальными являются вопросы об основных закономерностях этого процесса, о характере затруднений, которые испытывают дети с афазией при овладении предикативной лексикой и действиями с лексическими знаками языка. Недостаточно изученной является и проблема разработки новых технологий логопедической работы по формированию лексической стороны речи у дошкольников с афазией, учитывающей особенности становления операций порождения речевых высказываний в общей структуре дефекта у данной категории детей.
Своевременная коррекция нарушений процесса формирования лексического строя речи способствует более успешному овладению морфологической системы языка, усвоению правил правописания, предупреждению и коррекции афазии и дизорфографии, развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения, оптимизации процесса воспитания и обучения дошкольников с афазией и их социальной адаптации. Учитывая значимость обеспечения полноценного развития лексической стороны речи для успешного становления и развития речевой деятельности детей с афазией в целом, следует считать задачу поиска новых подходов к формированию лексической стороны речи у дошкольников с афазией одной из самых приоритетных.
Объектом исследования являются сенсорные формы афазии.
В качестве предмета исследования выступает анализ нарушений чтения и письма при сенсорных формах афазии.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, афазия – это полная или частичная утрата способности нормально разговаривать, которая возникает у людей с уже сформировавшейся речью из-за повреждения участков мозга, отвечающих за неё. Это одна из самых сложных форм речевой патологии.
Восстановлением речи при афазии занимается логопедия, нейропсихология и психолингвистика. Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития. Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания. Успех лечения зависит от сохранения и восстановления функций головного мозга. К примеру, после ишемической атаки или микроинсульта, когда приток крови к мозгу восстанавливается после кратковременного нарушения, афазия проходит без лечения. Восстановление речи при афазии в этом случае может наступить через несколько часов или дней. К сожалению, в большинстве ситуаций оно бывает не быстрым и не полным. Если признаки нарушения сохраняются, для восстановления речи при афазии применяются логопедические методики, которые требуют порой многолетнего лечения. Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА ПРИ СЕНСОРНЫХ ФОРМАХ АФАЗИИ

1.1. Специфика сенсорных форм афазии

Отличительной чертой акустико-мнестической афазии от акустико-гностической афазии, является понимание речи пациентом, но при этом невозможность адекватно воспринимать сложные и длинные фразы. Это возникает вследствие того, что у больного нет способности запоминать слова, которые были сказаны человеком пару минут назад. У пациента возникают трудностями с тем, чтобы запомнить все выражения, составить конкретный ответ на вопрос, а также повторить или показать несколько слов, обозначающих предмет [1].
Эти отклонения связаны с проблемами памяти. Акустико-мнестическая афазия почти всегда спровоцирована инсультом или подобным нарушением, способным вредить функциональности височного отдела. Если собеседник будет говорить с пациентом и при этом называть некоторые серии слов, например, окно, дверь, ведро, потолок, стол, стул, – больной, скорее всего, сможет воспроизвести только некоторые из них, чаще всего, это первое и последнее слово [3].
Если пациент будет повторять за собеседником слова, в дальнейшем он не сможет описать то, что оно обозначает, это связано с неспособностью воспроизвести в памяти тот образ, который относится к данному определению. Что касается речи, здесь всегда наблюдаются перестановки слов, а также искажение звуковой структуры каждого произнесенного слова. Например, вместо слова «корова» пациент говорит «ковора», такие же отклонения наблюдаются в словосочетаниях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы