Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Анализ конкурентоспособности и качества продукции

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ.. 6

1.1.
Понятие конкурентоспособности продукции и факторы, на нее влияющие  6

1.2. Показатели
оценки качества продукции. 13

ГЛАВА
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 19

2.1.
Общая характеристика предприятия. 19

2.2.
Анализ конкурентоспособности и качества продукции. 22

2.3.
Задача № 4. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 34

  

Введение:

 

Диагностика конкурентной среды
требует не только лишь рассмотрения состояния разных технологий и стратегий
конкурентной борьбы, но и изучение имиджа продукта и имиджа компании. Вправду
ли снижая стоимость на собственный продукт либо услугу, компания обретает
возможность укрепить собственные позиции в соответствии с конкурентами.
Увеличение стоимости продукта либо услуги приводит к снижению степени её
конкурентного преимущества.

Улучшая качественные свойства
продукта, фирма приобретает внушительное преимущество пред конкурентами, что, в
свою очередь, может являться причиной для назначения наиболее высокой
стоимости. В случае, если же компания сохраняет стоимость собственных продуктов
на уровне стоимости конкурентных продуктов, то более высокое качество формирует
ему лидирующее положение на рынке, дает возможность повысить количество
покупателей и, в соответствии с этим, объем занимаемой компанией рыночной доли.

В условиях развитого рынка, когда
сеть конкурентов велика и насыщена, когда на рынке существуют продукты-конкуренты
схожие и почти аналогичные по части качества, и стоимости, характер
конкурентной борьбы склонен к применению преимуществ имиджа компании, т.е. тех
социо-психологических данных, которые создадут хорошее отношение потребителей и
позитивную общественную оценку фирмы.

Проблема качества товаров и услуг
была актуальной всегда, остро стоит она и сейчас, когда Россия взяла курс на
импортозамещение. Отечественная экономика сталкивается с большими трудностями:
не развитая инфраструктура, низкая по сравнению с развитыми странами заработная
плата на предприятиях, нефтегазовая аддикция, неконкурентоспособность
большинства товаров на мировом рынке, что в том числе вызвано снижением уровня
качество продукции отечественных производителей. Проблемы осложняются ещё и
нестабильностью финансовой системы. Мировой кризис, экономические трудности в
Еврозоне еще больше ухудшают положение. В таких тяжелых условиях только
повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг посредством
улучшения их качества способно не допустить развала индустрии страны.
Господдержку могут получить только предприятия, способные к производству
конкурентоспособной продукции из категории импортозамещающих. Обеспечение
конкурентных преимуществ прежде всего связано с высоким качеством готовой
продукции. Поэтому на промышленных предприятиях большое внимание уделяется
качеству функционирования систем управления качественными показателями готовой
продукции, подходы к оценке которого могут быть различными.

Проблеме конкурентного соперничества
на рынке уделено внимание в работах классиков политэкономии: А. Смита, А.
Маршалла, Д. Рикардо и др. Вопросы конкуренции изложены в работах отечественных
ученых: Азоева Г.Л., Андреева Б.Ф., Юданова А.Ю. и др., а также зарубежных
авторов: А. Чендлера, В. Лоренса, П. Самуэльсона, М. Портера и др.

Целью исследования является анализ
конкурентоспособности и качества продукции предприятия.

Задачи исследования:

— рассмотреть
понятие конкурентоспособности продукции и факторы, на нее влияющие;

— изучить
показатели оценки качества продукции;

— охарактеризовать
исследуемое предприятие;

— оценить
качество продукции;

— оценить
конкурентоспособность продукции предприятия.

Объектом исследования является
конкурентоспособность и качество строительной продукции предприятия ПАО «Вимм-Билль-Данн».

Предметом исследования выступает
процесс управления и способы обеспечения конкурентоспособности продукции.

Теоретическая база исследования
представлена книгами и статьями по вопросам управления конкурентоспособностью и
качеством продукции строительной отрасли.

При написании работы использовались
методы систематизации и обобщения, горизонтальный, вертикальный и
коэффициентный анализ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время в условиях
развития рыночных отношений возникает необходимость в применении новых подходов
при планировании хозяйственной деятельности, ориентированных на повышение
конкурентоспособности и максимизации прибыли организации. Важная роль при этом
отводится анализу качества выпускаемой продукции предприятия, которое должно
соответствовать текущему потребительскому спросу на рынке. Поэтому повышение
эффективности управления системой качества предприятия является одной из
актуальных задач для руководителей в системе контроллинга маркетинга и сбыта.

Комплексный метод оценки качества
продукции основан на определения коэффициентов весомости единичных показателей.
Для результатов комплексной оценки качества важно правильно установить данные
коэффициенты. Особо выделяется статистический метод, при котором значения
показателей качества продукции определяют с использованием правил
математической статистики.

Менеджмент качества основан на
следующих основополагающих принципах, находящихся в основе современных систем
менеджмента качества:

— качество
является – неотъемлемый элемент любого производственного или иного процесса (а
не некая самостоятельная функция управления);

— качество
является требованием потребителя, а не изготовителя;

— ответственность,
которую несут за качество, должна быть адресной;

— для
того чтобы объективно улучшить качество требуются новые технологии;

— только
весь персонал организации может улучшить качество;

— эффективнее
контролировать процесс, а не его результат;

— политика
в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

Созданная в 1992 году компания
«Вимм-Билль-Данн» вошла в группу компаний PepsiCo в 2011 году. Приобретение
компании «Вимм-Билль-Данн» позволило PepsiCo стать крупнейшей компанией по
производству напитков и продуктов питания в России и одним из крупнейших
переработчиков сырого молока.

PepsiCo продолжает успешно
развивать бизнес по производству молочных продуктов и детского питания в России
и СНГ благодаря неизменно высокому качеству продукции, широкому ассортименту,
популярным торговым маркам и налаженной дистрибуции по всей стране.

По техническим параметрам продукция
конкурента (Danone-Юнимилк) в среднем такая же, как и у исследуемого
предприятия «Вимм-Билль-Данн». Стоит отметить, что йогурт «Вимм-Билль-Данн»
проиграл по двум параметрам (упаковка и жирность), однако, выиграл по параметру
«срок хранения» и оказался одинаковым по уровню конкурентоспособности в
параметре «температура хранения».

Питьевые йогурты от
«Вимм-Билль-Данн» выигрывают у йогуртов Danone-Юнимилк, так как имеют более
высокие потребительские оценки по таким параметрам, как «калорийность»,
«вкусовые качества», «ассортимент».

Таким
образом, питьевые йогурты «Вимм-Билль-Данн» под брендом «Чудо» ниже по уровню
конкурентоспособности, чем питьевые йогурты компании Danone-Юнимилк под брендом
«Для всей семьи». С нашей точки
зрения, ключевым фактором, который сказался более низкой
конкурентоспособностью, является цена продукции, так как по потребительским
свойствам и техническим параметрам продукция «Вимм-Билль-Данн» под брендом
«Чудо» имела более высокие показатели, чем питьевые йогурты компании
Danone-Юнимилк под брендом «Для всей семьи».

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И
КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ 1.1. Понятие конкурентоспособности продукции и факторы, на
нее влияющие В условиях современной экономики
конкурентоспособность продукции, предлагаемой потребителям, является
необходимым условием успешной деятельности каждого предприятия и отражает одно
из важнейших свойств рынка – его конкурентность.

Научных исследований и работ,
посвященных вопросам конкурентоспособности продукции, опубликовано достаточно
много как в зарубежной, так и в отечественной печати. Многообразие исследований
отражает объективную сложность и актуальность предмета научного исследования.

В настоящее время в экономической
литературе можно встретить целый ряд определений конкурентоспособности
продукции (табл. 1).

Анализируя вышеприведенные
авторские определения понятия конкурентоспособности продукции, можно отметить
то, что в одних конкурентоспособность продукции характеризуется как
относительная характеристика, отражающая ее отличие от продукции конкурента по
степени удовлетворения конкретной потребности. B других — конкурентоспособность
продукции определяется как ее способность отвечать требованиям рынка в
рассматриваемый период по показателям качества продукции и затратам потребителя
на приобретение и эксплуатацию данной продукции.

Определение, данное Организацией
экономического сотрудничества и развития, носит слишком обобщенный характер.
Оно не раскрывает сущности понятия, не дает точного представления о
направлениях деятельности предприятия, составляющих конкурентоспособность
продукции.

Таблица 1 — Существующие подходы к
определению понятия конкурентоспособности продукции[1] Автор Предлагаемая
трактовка конкурентоспособности продукции Организации
экономического сотрудничества и развития способность
компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень
доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции Фасхиев X. комплексный
показатель, определяющий его возможность удовлетворять требованиям
потребителей на рынке при сохранении или увеличении реальных доходов
производителя товара Белый. Е.,
Барашков С. свойство
продукта, имеющего определенную долю соответствующего релевантного рынка,
которое характеризует степень соответствия технико-функциональных,
экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям
потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и
препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов Магомедова Ш.Ш., Беспалова Г.Е. степень его
потребительской привлекательности по сравнению с товаром-аналогом на
конкретном сегменте потребительского рынка М. Коллонтай способность
товара на единицу своей стоимости удовлетворять больше потребностей
покупателей или на более высоком уровне, чем товар конкурентов Н.В. Еремеева,
С.Л. Калачев это уровень его
экономических показателей и потребительских свойств, позволяющий выдержать
соперничество с другими аналогичными товарами на рынке Г.Р.Сабецкая рыночное
свойство товара, означающее его востребованность на рынке, способность
приносить прибыль производителям и торговым предприятиям Р.А.Фатхутдинов свойство
объектов, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по
сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке Многие авторы, такие как Магомедова
Ш.Ш, Белый. Е., Барашков С. определяют конкурентоспособность продукции как
совокупность стоимостных и потребительских характеристик товара, обеспечивающих
его успех на рынке, то есть преимущество именно данного товара над другими в
условиях широкого предложения конкурирующих «товаров-аналогов».

В данном случае, авторы
рассматривают конкурентоспособность продукции, как комплекс всех свойств
товара, однако, они не учитывают того, что потребителя больше интересует
соотношение: «качество/цена потребления»[2].

Данный недостаток отсутствует
определениях в М. Коллонтая Х.А. Фасхиевя. М. Коллонтай считает
конкурентоспособным тот товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу
затрат выше, чем у остальных, но при этом все характеристики товара должны быть
удовлетворительны для потребителя. По мнению Х.А. Фасхиева необходимо учитывать
соотношение цены и качества, время, выгоду, то есть прибыльность производителя,
привязку его к конкретному рынку или его сегменту и отношение потребителя к
товару.

Следует также отметить, что
конкурентоспособная продукция должна удовлетворять требованиям не только
потребителя. Этот момент отразили в своих трактовках Х.А. Фасхиев и Г.Р.
Сабецкая.

Конкурентоспособность должна помимо
экономического и социального эффекта, рассматривать также коммерческий эффект.
Так как между производителем и потребителем находится связующее звено –
торговые организации, которые должны получать прибыль.

Определение Н.В. Еремеевой, С.Л.
Калачева, рассматривающее конкурентоспособность как уровень экономических
показателей и потребительских свойств или степень удовлетворения потребностей,
больше подходит для понятия «уровень конкурентоспособности».

Таким образом, следует отметить,
что на сегодняшний день существует множество разноплановых подходов к
определению конкурентоспособности продукции, в силу:

— многовариантности,
которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью
понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, организации или
отрасли;

— относительности,
которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках товар будет
совершенно неконкурентоспособен на других.

Однако следует отметить, что все
представленные точки зрения на понятия конкурентоспособности продукции сводятся
к следующему: под конкурентоспособностью продукции понимается обладание свойствами,
создающими преимущества для субъекта экономического соревнования.

В конкурентоспособности продукции
отдельного предприятия отражаются совокупные итоги его работы, состояние его
материально-технической базы, его кадровое и финансовое обеспечение, изменение
поведения покупателей, их вкусов и предпочтений. Усиление конкуренции внутри
отдельного сегмента рынка возможно только при наличии финансово-устойчивых
товаропроизводителей.

Причем конкурентоспособность
товаропроизводителей можно анализировать по различным факторам
конкурентоспособности. К основным из них можно отнести: ликвидность и рыночная
устойчивость, качество продукции, интенсивность производства и оборота средств,
уровень использования производственного потенциала предприятия и прибыльность.

Применение комплексного подхода к
анализу конкурентоспособности продукции позволяет разрабатывать оперативные
управленческие решения, направленные на повышение эффективности производства
продукции на основе оптимального сочетания качества, стоимостных и других
характеристик продукции, разрабатывать актуальные подходы в области снабжения
производства сырьем и материалами, поддержания качества готовой продукции и ее
сбыта[3].

На практике для оценки
конкурентоспособности могут применяться следующие методы:

1) метод сумм, при котором могут
суммироваться темпы прироста отобранных показателей;

2) средняя арифметическая
взвешенная, когда темпы прироста суммируются с учетом веса каждого отдельного
показателя;

3) метод ранжирования (метод суммы
мест), когда суммируются места, достигнутые предприятиями по отобранным
показателям, причем при получении минимальной суммы мест присваивается первое
место.

4) метод балльной оценки, когда
каждый показатель имеет свой балл пропорционально весу;

5) методы рейтинговой оценки;

6) графические методы.

Комплексный анализ
конкурентоспособности продукции необходимо проводить на основе системы
показателей. Группировка этих показателей имеет следующий вид.

1. Стоимостные показатели (затраты
на производство продукции, цена, себестоимость, порог рентабельности).

2. Индивидуальные показатели
(показатели наличия, полезности, надежности, безопасности, транспортабельности,
эстетичности).

3. Показатели сервиса (наличие
гарантийного и постгарантийного обслуживания, качество обслуживания, наличие
доставки и установки).

4. Косвенные показатели (темп
роста, удельный вес бракованной продукции, процент выполнения плана, прибыль от
продаж, рентабельность, оборачиваемость активов).

5. Интегральные показатели
(рассчитываются на основе первых четырех групп).

Проводя анализ
конкурентоспособности продукции в определенной логически обоснованной
последовательности можно получить объективные результаты. Рассмотрим эту
последовательность.

1. Определение цели анализа
конкурентоспособности.

2. Постановка задач.

3. Изучение рынка, конкурентов и
предпочтений потребителей.

4. Основные требования,
предъявляемые к продукции.

5. Определение перечня показателей
конкурентоспособности продукции и ее оценка.

6. Анализ факторов, влияющих на
изменение конкурентоспособности продукции.

7. Принятие решения и разработка
мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции.

Следует отметить, что особое
внимание при анализе необходимо уделять факторам роста конкурентоспособности
продукции. Этих факторов много. Мы предлагаем выделять следующие группы.

1. Производственные возможности
предприятия и уровень маркетинга (коэффициент уровня механизации и
автоматизации, коэффициент новизны оборудования, коэффициент загрузки
оборудования, фондовооруженность, специализация производства, коэффициент доли
рынка, коэффициент уровня цен).

2. Уровень экономической
устойчивости (производительность труда, фондоотдача, рентабельность активов,
рентабельность собственного капитала, коэффициент автономии, коэффициент
быстрой ликвидности, коэффициент текущей ликвидности).

3. Уровень компетентности персонала
и его квалификации (способность, талант, образование, навыки, умения, опыт,
культура, интеллигентность, возраст, коммуникабельность).

4. Социальный уровень предприятия
(коэффициент модернизации, коэффициент ремонта, коэффициент безопасности труда,
коэффициент профилактики заболеваний, показатель уровня зарплаты, коэффициент
текучести кадров).

Управление конкурентоспособностью
продукции включает соответствующие методы: планирования, организации работ по
обеспечению конкурентоспособности, координация и контроль за ее уровнем.
Управление конкурентоспособностью продукции как процесс включает ряд моментов.

1. Комплексный анализ ситуации.

2. Оценка уровня
конкурентоспособности продукции и возможности ее изменения.

3. Управленческое обследование и
разработка стратегий производства и реализации продукции.

4. Прогнозирование, оценка и
оптимизация альтернативных вариантов.

5. Разработка плана, организация
его выполнения.

6. Контроль за надлежащим
выполнением плана.

7. Управление ценой и продвижением
продукции.

8. Управление издержками и
качеством продукции.

9. Управление инновационными
процессами[4].

Таким образом, при анализе
конкурентоспособности товара производится сопоставление исходных параметров
собственной продукции товара с параметрами продукта-конкурента. Однако, следует
отметить, что определение конкурентоспособности только лишь при помощи
сравнительного анализа вышеуказанных параметров недостаточно, поскольку
присутствует психологический фактор, вследствие которого разные потребители
могут по-разному реагировать на один и тот же товар с одинаковыми
потребительскими свойствами. [1] Проблемы
современной экономики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск,
октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 13-15.; Байчурина
А.И. Теоретические подходы к определению понятия «конкурентоспособность продукции».
// Научные достижения и открытия современной молодёжи. Сборник статей
победителей международной научно-практической конференции: в 2 частях, 2017. –
С. 700-702. [2] Качество и
конкурентоспособность. // ЭКОНОМИНФО, 2012. — № 18. — C. 53 [3] Антонова И. Ю.,
Макарова Е. А. Конкурентоспособность в маркетинге // Актуальные проблемы и
достижения региональных экономических систем : сб. науч. работ II Междунар.
науч.-практ. конф. (г. Ставрополь, 20–21 апреля 2016 г.) / СтГАУ. Ставрополь,
2016. — С. 38–42. [4] Вахтина Н.Ю.
Анализ конкурентоспособности продукции. // Актуальные вопросы современного
экономического развития. Ставропольское краевое региональное отделение
Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Ставрополь, 2017. –
С. 87-90.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы