Курсовая с практикой на тему Анализ и оценка налогового потенциала региона
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА 4
1.1.Понятие, сущность и содержание налогового потенциала региона 4
1.2.Факторы формирования и развития налогового потенциала региона 7
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) 14
2.1. Характеристика основных социально-экономических показателей Самарской области 14
2.2. Характеристика системы налогообложения Самарской области 19
2.3. Анализ и оценка динамики налогового потенциала региона (на примере Самарской области) 24
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ) 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоговый потенциал выступает в качестве индикатора эффективности налоговой политики региона, показывает поступление доходов региона и позволяет выявить наиболее благоприятные в экономическом плане регионы.
Наиболее эффективными с точки зрения налоговой политики по итогам минувшего года в России стали Москва, Югра и Башкирия, передает РБК.
Вслед за Башкирией идут Сахалинская, Новосибирская и Вологодская область. Далее Санкт-Петербург, Бурятия, Московская и Амурская области.
Согласно данным рейтинга PricewaterhouseCoopers, с худшей стороны проявили себя Северная Осетия, Смоленская и Астраханская области.
Чуть лучше ситуация в Красноярском крае, Дагестане и Омской области. В отстающие регионы попали также Пермский край, Крым, Волгоградская область и Ульяновская область
Цель курсовой работы — анализ и оценка налогового потенциала региона.
Задачи работы:
— изучить теоретические подходы к анализу налогового потенциала региона;
— провести анализ и оценка налогового потенциала региона (на примере Самарской области)
— выявить направления развития налогового потенциала региона (на примере Самарской области).
Объект исследования – Самарская область.
Предмет исследования — анализ и оценка налогового потенциала региона.
Структура работы обусловлена поставленными задачами и включает введение, основную часть, заключение, список литературы.
Заключение:
Наибольшая доля в структуре консолидированного бюджета РФ — 26,6% — обеспечена за счет налога на доходы физических лиц, сумма которого составила 54,1 млрд руб., из них в бюджеты муниципальных образований поступило 16,9 млрд рублей. Более 24% в структуре доходов составил налог на добавленную стоимость, сумма которого составила 49 млрд рублей.
Удельный вес налога на прибыль организаций в общем объеме поступлений консолидированного бюджета РФ — 17,9% или 36,4 млрд руб., из них в федеральный бюджет перечислено 4,7 млрд руб., в бюджет субъекта — 31,7 млрд рублей. Общий объем поступлений в федеральный бюджет за 2017 г. составил 82,5 млрд руб., что на 12% или на 8,8 млрд руб. больше, чем за 2016 году.
В консолидированный бюджет субъекта от налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговых органах Самарской области, поступления составили 120,4 млрд руб., или 113,9% к прошлому году, в том числе в бюджеты муниципальных образований — 25,1 млрд рублей.
В консолидированный бюджет субъекта (с учетом крупнейших налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в Межрегиональных инспекциях ФНС России) за 2017 г. поступило 175,2 млрд руб., что превышает уровень прошлого года на 1,5% или на 2,6 млрд рублей.
В качестве индикаторов рисков могут выступать показатели, характеризующие дефицит бюджета, государственный долг субъекта федерации, финансовую помощь из вышестоящего бюджета, размер теневой экономики, уровень открытости экономики.
Важной задачей в связи с этим является создание системы управления рисками с целью их минимизации. Главное направление здесь — это повышение степени управляемости развития экономической базы города, что предполагает активную работу с экономикой города как доходной базой бюджета на основе стратегического планирования социально-экономического развития.
Следует не исходить из ожидаемых результатов деятельности субъектов экономики, а целенаправленно формировать эти результаты, принимать меры по формированию той доходной базы бюджета, которая нужна для удовлетворения потребностей города и его населения. Управление бюджетом следует осуществлять исходя из расширения планирования доходов, что существенно повысит ответственность за формирование доходной части бюджета.
Важным направлением снижения бюджетных рисков является совершенствование налогового администрирования.
Основные меры в этой сфере предполагают:
• сокращение объемов теневой экономики и ухода от налогов;
• повышение степени адресности работы с плательщиками, заключение договоров с крупнейшими налогоплательщиками города;
• соблюдение принципов налогообложения, обеспечивающих его справедливость, не препятствующих эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, позволяющих выстраивать позитивные взаимоотношения с властью;
• улучшение прогнозно-аналитической работы с плательщиками в целях определения имеющихся резервов налогообложения, выявления возможной реакции плательщиков на изменения в налогообложении; • облегчение налоговой отчетности и всех процедур, связанных с применением налогов, предоставлением льгот, введением специальных налоговых режимов.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
1.1.Понятие, сущность и содержание налогового потенциала региона
Налоговый потенциал территории представляет собой, с одной стороны, ее возможности по развитию налоговой базы (доходов, прибыли, имущества, иных результатов экономической деятельности), привлечению бизнеса и инвесторов, новых налогоплательщиков. С другой стороны — это способность использования имеющихся возможностей сбора налогов и налоговых доходов, уровня налогового администрирования. Обобщающими показателями здесь могут служить: величина налоговых поступлений по отношению к валовому региональному продукту, доля теневой экономики, уровень собираемости налогов, размер налоговых платежей в расчете на одного жителя [8].
В современной экономической литературе существует множество методов оценки налогового потенциала, в частности, методы, основанные на макроэкономических показателях.
Метод оценки на основании валового регионального продукта (ВРП) позволяет получить более адекватную оценку налогового потенциала (например, по сравнению со среднедушевыми доходами), так как включает основной объем налогооблагаемых ресурсов; учитывает доходы резидентов и нерезидентов. А также при данном методе необходимо учитывать особенности структуры российских налогов и способы расчета данного показателя (ВРП агрегировано описывает налоговые базы только трех налогов, поэтому оценка дает приближенное значение). Кроме этого, метод не учитывает влияния некоторых федеральных налогов и трансфертов из федерального бюджета на налоговый потенциал регионов. Расчет показателя ВРП происходит с запозданием (на несколько лет), что приводит к невозможности прогноза налогового потенциала на его основе.
Метод совокупных налогооблагаемых ресурсов более точно отражает фактический объем налоговых ресурсов региона по сравнению с ВРП. Независим от искажения данных, представляемых регионами. Соответствует общей концепции вертикали власти, распространяющейся и на бюджетное распределение, и налоговое законодательство. Но в то же время, метод требует большого количества данных. Отсутствует оценка динамических процессов и изменения структуры налогового потенциала.
При методе оценки с использованием индекса налогового потенциала (ИНП) зависимость однофакторная, упрощается техника прогнозирования. Метод основывается на фактических поступлениях налоговых доходов без учета сумм недоимки в разрезе уровней бюджетной системы. Как следствие, отсутствие стимулов у регионов-реципиентов к более объективному учету собственного налогового потенциала и их слабая заинтересованность в изыскании внутренних резервов. Расчет требует значительного объема данных. Используется линейная зависимость между налоговыми поступлениями и величиной добавленной стоимости, что некорректно, так как существует определенная прогрессивность налогообложения [1, с.165].
Метод оценки на основании показателя среднедушевых доходов населения. Данному методу свойственна простота определения и доступность данных о среднедушевых доходах населения по субъектам РФ, «прозрачность» используемого показателя. Является неточным инструментом для измерения возможностей регионов.
Метод оценки фактически собранных налоговых доходов регионе. При данном методе имеет место простота сбора данных и их доступность. Метод не учитывает фискальных усилий региональных властей, так как строится на расчете налогового потенциала «от достигнутого». Имеет относительную точность. При применении данного метода на практике образуется разрыв между количеством фактически собранных в регионе налогов и потенциальной способностью региона генерировать бюджетные доходы. Имеет относительную точность. При применении данного метода на практике образуется разрыв между количеством фактически собранных в регионе налогов и потенциальной способностью региона генерировать бюджетные доходы.
Метод индикативного анализа (база для составления налогового паспорта региона). Разработка налогового паспорта региона позволяет более обоснованно подходить к определению индикативных (контрольных) показателей по мобилизации налогов и сборов в бюджет. Метод вносит определенность в систему межбюджетных отношений, но при нём отсутствует четкая налоговая концепция.
Кроме этого, существует группа методов оценки налогового потенциала — методы, основанные на построении репрезентативной налоговой системы.
Метод регрессионного анализа сокращает количество данных для измерения налогового потенциала. Меньшая трудоемкость метода по сравнению с расчетным методом репрезентативной налоговой системы и большая объективность. Он освобождает от необходимости точно определять стандартные налоговые базы и вычислять репрезентативные налоговые ставки. Число налоговых баз, которые могут быть включены в уравнение регрессии, ограничено доступностью данных по регионам; метод относительно сложен и не так прозрачен как другие показатели налогового потенциала, такие как среднедушевой доход [1, с.167].
Метод, опирающийся на аддитивное свойство налогового потенциала (построение репрезентативной налоговой системы) позволяет учитывать федеральные налоговые льготы. Позволяет получить более объективную оценку и требует значительного объема данных.
Метод оценки скрываемой деятельности в промышленности. Данные по «теневым доходам» позволяют скорректировать величины налоговой базы регионе. Метод не учитывает территориальные и производственные особенности, а также транспортировки продукции предприятий. Кроме этого, существуют трудности при получении информации по операциям скрытой экономической деятельности и ее относительная объективность.
Современные методы оценки налогового потенциала региона основываются на системном подходе, позволяющем учесть большой объем информации о направлениях развития налоговой системы территории и результатах деятельности хозяйственного комплекса региона.
В условиях Российской Федерации наиболее предпочтительным является метод репрезентативной налоговой системы, базирующийся на прогнозировании потенциально возможных налоговых поступлений в бюджет региона при средних налоговых ставках по стране, соответствующих налоговым базам [3, с.178].
Суть данного метода состоит в расчете фактической суммы бюджетных платежей, которые возможно будут собраны в регионе, если налоговые усилия будут на среднем уровне, а состав налогов и ставка налогообложения будет одинаковой во всех субъектах.
Оценка налогового потенциала является сложным процессом, который должен учитывать следующие нюансы:
1) положения действующего налогового законодательства на момент оценки и выявленных тенденциях его нормативного совершенствования;
2) величину нормативных отчислений от регулирующих федеральных налогов;
3) прогноз развития социально-экономических процессов в регионе;
4) перспективных направлениях бюджетно-налоговой политики.
1.2.Факторы формирования и развития налогового потенциала региона
Образование налогового потенциала региона является многофакторным процессом. На его величину оказывает влияние огромный комплекс различных обстоятельств, которые ученые классифицируют по множеству оснований.
Однако, по мнению авторов, наиболее важным для исследования является выделение внутренних и внешних факторов, которые предложены Филатовой Е. А. [7, с.133].