Курсовая с практикой на тему Анализ факторов, позитивно и негативно воздействующих на уровень экономической безопасности банковской сферы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1 Теоретические аспекты
исследования экономической безопасности банковской сферы
1.1 Экономическая
безопасность банка: понятие, сущность, виды угроз
1.2. Методические
основы оценки уровня экономической безопасности коммерческого банка.
Глава 2. Оценка современного уровня экономической
безопасности
2.1. Анализ современного состояния банковской
сферы
2.2. Внешние и внутренние факторы, влияющие на
экономическую безопасность банковской сферы
Глава 3. Повышение уровня экономической
безопасности банковской сферы
3.1. Потенциальные угрозы экономической
безопасности банковской сферы
3.2. Направления укрепления экономической
безопасности банковской сферы
Введение:
Современные условия
хозяйствования, связанные с мировым экономическим кризисом, выводят на первый
план вопрос безопасности банковской деятельности в Российской Федерации. Банки
играют ключевую роль в обеспечении экономической безопасности государства, осуществляя
проведение денежных расчетов и платежей между субъектами хозяйствования, их
кредитования, инвестирования и финансирования. Банк — юридическое лицо,
созданное в соответствующей организационно-правовой форме и имеющее
исключительное право на осуществление в установленном законодательством порядке
деятельности от своего имени по привлечению средств во вклады (депозиты),
размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях
возвратности, срочности и платности, открытие и ведение банковских счетов
физических и юридических лиц. Безопасность банковской деятельности выступает
залогом общего развития национальной экономики.
В современных условиях в
России возрастает необходимость обеспечения надлежащего уровня безопасности
финансовых учреждений, в частности банков. Главным фактором возникновения и
постоянного усиления внимания к этим проблемам является трансформационный
кризис, охвативший все сферы и ставший существенным препятствием на пути к
обеспечению устойчивого развития экономики и общества.
Вопросам теории и
практики экономической безопасности банка посвящено немало исследований ведущих
отечественных ученых. Среди них научные работы А. Барановского, В.
Домбровского, А. Епифанова, Я. Жария, М. Зубко, Ю. Корниенко, А. Пластуна, В.
Соловьева и других. Ученые осветили генезис и составляющие элементы
безопасности банковских учреждений, доказана тесная связь ее с национальной
безопасностью. Требует дальнейших исследований необходимость формирования
эффективной модели управления экономической безопасности банков в современных
условиях хозяйствования.
Цель курсовой работы –
провести анализ факторов, позитивно и негативно воздействующих на уровень
экономической безопасности банковской сферы.
Сообразно с
этим в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:
— .рассмотреть сущность экономической
безопасности банка;
— рассмотреть методические основы
оценки уровня экономической безопастности коммерческого банка;
— провести анализ современного
состояния банковской сферы;
— рассмотреть внешние и внутренние
факторы, влияющие на экономическую безопасность банковской сферы;
— изучить потенциальные угрозы
экономической безопасности банковской сферы;
— предложить направления усовершенствования
экономической безопасности банковской сферы.
Объект
исследования – банковская сфера.
Предметом
исследования является система экономических отношений, связанная с повышением уровня
экономической безопасности коммерческого банка.
Для написания курсовой работы
была использована научно-практическая и специализированная литература,
освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные
издания, монографии и материалы Интернета.
Заключение:
Банки изменятся вместе с
изменениями, затрагивающими людей — как люди работают и живут. В течение
следующего десятилетия произойдет больше изменений в банковской индустрии, чем
за последние сто лет, считают специалисты. Это связано не только с
прогрессивными технологиями, но и со слиянием взаимосвязанных структурных
факторов — демографических, социально-экономических, нормативных и
экологических изменений.
Эти изменения, вероятно,
приведут к тому, что люди будут жить дольше, чаще менять работу, всё больше
участвовать в экономике совместного проживания, станут здоровыми, будут иметь
более широкий доступ к услугам для поддержания психического и физического
благополучия, начнут лучше осознавать окружающую среду.
Всё это также окажет
влияние на взаимодействие людей с финансами.
Эти преобразования также
будут учтены банками в процессе работы по улучшению финансового благополучия
клиентов. По своей сути улучшение финансового благополучия будет строиться
вокруг помощи клиентам в достижении успеха; выполнении своих финансовых
обязательств; расширению финансовой свободы, чтобы наслаждаться жизнью;
контролировать свои финансы; и иметь финансовую безопасность, даже в
неблагоприятных обстоятельствах.
Четырьмя основными
областями, которые повысят способность финансовых служб обеспечивать улучшенное
финансовое благополучие, являются:
1. Данные
Данные становятся широко
доступными, когда попадают в Интернет, а право на получение данных о
потребителе распространяется на все секторы экономики (за исключением открытого
банковского обслуживания). Значение данных будет продолжать расти в
геометрической прогрессии, так как разнородные наборы данных объединяются,
чтобы предоставить исчерпывающую информацию о нашей жизни. Клиенты начнут
использовать их значимость для извлечения большей пользы от предлагаемых им
продуктов и услуг, одновременно требуя более высокого уровня безопасности и прозрачности
использования своих данных.
2. Бизнес-модели
Широко распространенный
доступ к данным будет подпитывать новых участников, таких как нео-банки и
банковские платформы «сверху». В то же время ведущие банки будут изучать
возможности, смежные с их основными предложениями, расширяя свои бизнес-модели.
В то время как игроки в других секторах начнут связывать финансовые услуги со
своими отраслевыми, что приведет к размыванию границ отрасли.
3. Регулирование
Эти серьезные изменения
потребуют от правительств и регулирующих органов разработки совершенно новых
способов выявления и управления рисками, регулирования деятельности,
осуществляемой более широким кругом участников, и оценки результатов, которые
они предоставляют клиентам.
4.Технология
Это одновременно и
стимул, и движущая сила перемен, и мы уже можем предвидеть, какие технологии
окажут наибольшее влияние на индустрию финансовых услуг в ближайшие 10-15 лет.
Это — искусственный интеллект, блокчейн, биометрия, 5G, облачные вычисления,
Интернет вещей, AR/VR и квантовые вычисления — изменяющие как природу услуг,
так и способы их доставки и потребления.
Для успеха потребуется,
чтобы ведущие банки рассмотрели изменения в каждом из этих аспектов своей
деятельности не в отдельности, а в том, как они объединяются, в совокупности,
чтобы пересмотреть отношения банка с клиентом в 2030 году.
К 2030 году данные в
корне изменят характер финансовых услуг и большинства секторов экономики. Таким
образом, они будут лежать в основе того, как банки будут обеспечивать их сохранность
для клиентов.
Применение права
потребителей данных (CDR) будет широко распространено, и ведущие банки будут
предоставлять ряд связанных с данными услуг для потребителей, таких как
управление согласием как услуга.
Чем больше данных создано
и доступно, тем сложнее для любого человека управлять и контролировать то, что
происходит с тысячами точек данных, которые будут собираться о них. По мере
того, как потребители становятся более осведомленными и разборчивыми в том,
какими данными они обмениваются, с кем, как и для каких целей — доверие станет
ключевым дифференциатором.
Завоевание доверия
потребителей — которые намного лучше осознают ценность своих данных и, как
следствие, будут гораздо менее охотно давать разрешение на использование своих
данных кому-либо без явной выгоды для них — будет иметь решающее значение.
В качестве примеров;
разрешенное использование данных для обеспечения лучшего управления бюджетами
домашних хозяйств для улучшения финансового благополучия клиентов; и банки,
помогающие клиентам сравнивать стоимость и стоимость различных продуктов или
услуг, таких как коммунальные услуги.
Банки будущего будут
использовать данные, чтобы получить полное представление о своих клиентах, не
только для соответствия нормативным требованиям, но и для повышения ценности
услуг, которые они предлагают. Уполномоченные и более информированные клиенты
(благодаря доступу к более глубокому пониманию) смогут делать выбор быстрее и
проще, поэтому банки, неспособные предоставить индивидуальное предложение,
станут неактуальными.
Успешные банки 2030 года
будут осваивать управляемый данными опыт клиентов по всем каналам, опираясь на
искусственный интеллект и роботизированную автоматизацию.
Потребители все больше
осознают ценность своих личных данных и важность обеспечения их безопасности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты исследования
экономической безопасности банковской
сферы
1.1
Экономическая безопасность банка: понятие,
сущность, виды угроз
Среди проблем защиты
банковской деятельности от угроз внешнего и внутреннего характера все более
актуализируется необходимость обеспечения охраны финансовых ресурсов,
обеспечения безопасности информации, имущества и персонала коммерческого банка,
создание действенных механизмов экономической защиты банковской системы. Для
коммерческих банков особо значимыми являются такие условия эффективной и
безопасной деятельности, как обеспечение возвратности кредитов, повышение
прибыльности, поддержание ликвидности, снижение банковских рисков,
гарантирования депозитов. Однако, исследования и публикации по проблемам
безопасности банковской деятельности посвящены преимущественно организационным,
техническим и правовым аспектам.
Ситуация, сложившаяся в
научном обеспечении формирования системы экономической безопасности
коммерческих банков в России, свидетельствует о просчетах концептуального
характера. Банковская сфера, что реально существует как целостное явление, не
имеет адекватного теоретического и методологического системного отображения.
Отсутствует и полноценная методологическая база для решения отдельных задач
защиты банковских учреждений[1].
Не хватает исследований,
посвященных выяснению базовых понятий. Так, пока что недостаточно исследованы
понятия «безопасность банка» («безопасность банковской деятельности»,
«банковская безопасность»), «экономическая безопасность банка» и «финансовая
безопасность коммерческого банка», отсутствовала научно-обоснованная концепция
и механизм обеспечения экономической безопасности банковской деятельности,
системные описания видов и содержания угроз экономической безопасности
банковских институтов, обстоятельная характеристика финансовых регуляторов
безопасности и стабильности функционирования банковской системы. Вместе с тем,
от четкого определения сущности экономической безопасности коммерческого банка
зависит: определение и классификация угроз; формирование системы обеспечения экономической
безопасности банковских учреждений; выяснение места и роли различных субъектов
в этой системе; обоснованное формулирование их задач и функций[2].
Правовые основы
безопасности коммерческого банка определяют соответствующие положения
Конституции Российской Федерации, Закон "О безопасности", федеральные
законы "О Центральном банке Российской Федерации", "О банках и
банковской деятельности" и другие нормативные акты.
Правовая защита персонала
банков, материальных и экономических интересов банков и их клиентов от
преступных посягательств обеспечивается на основе норм Уголовного и
Уголовно-процессуального кодексов, законов Российской Федерации о прокуратуре,
о федеральной службе безопасности, о полиции, об оперативно-розыскной
деятельности, о частной детективной и охранной деятельности, об оружии и др.
Обеспечение
информационной безопасности в банковской системе регулируется законами
Российской Федерации: "О банках и банковской деятельности", "О
коммерческой тайне", "О персональных данных", "Об
информации, информационных технологиях и о защите информации".
Важное значение в этом
деле имеют указы Президента Российской Федерации "О защите
информационно-телекоммуникационных систем и баз данных от утечки конфиденциальной
информации по техническим каналам" от 08.05.93 N 644, "О мерах по
соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и
эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области
шифрования информации" от 03.04.95 N 334.
В коммерческом банке под
безопасностью коммерческого банка понимается состояние защищенности интересов
владельцев, руководства и клиентов банка, материальных ценностей и
информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз. По оценке Н.А.
Кондратенко, безопасность — состояние защищенности банка от внутренних и
внешних угроз[3].
Как считает Е.М.
Просвирина, безопасность банка — это система мероприятий, которые обеспечивают
защищенность интересов собственников, клиентов, работников и руководства банка
от внешних и внутренних угроз[4].
Уровень защищенности
характеризуется способностью банка противостоять попыткам как прямого
несанкционированного проникновения в помещения банка с преступной целью, так и
попыткам нанести ущерб банку со стороны конкурентов и криминальных структур
путем вмешательства в банковскую деятельность, приобретения влияния на банк с
целью осуществления финансовых афер и махинаций, отмывания «грязных денег»,
незаконных переводов их за границу и тому подобное.
По мнению С. Букина,
вопросы безопасности банка являются актуальными не только для банков, а также и
для остальных участников рыночных отношений. Безусловно, в первую очередь этой
проблемой занимаются владельцы банка, его акционеры, которые беспокоятся о
развитии своего бизнеса и несут за него материальную, моральную и социальную
ответственность. Безопасность банка волнует также и клиентов банка, которые сформировались
вокруг него и состоят из постоянных и новых юридических лиц, а также
аналогичную часть физических лиц, которые являются вкладчиками, заемщиками
кредитов и пользователями любых банковских услуг (пластиковые карты, ячейки
хранилища). Данная проблема актуальна и для партнеров по бизнесу и особенно для
банковского персонала. Учитывая указанное, он подчеркивает, что безопасность
банковской деятельности следует понимать, прежде всего, как: безопасность банка
как организации; безопасность банковского персонала; безопасность банковских операций.
Поэтому при обсуждении
такой проблематики необходимо говорить о банке как об организации с позиции
менеджмента, то есть с позиции управления банком, включающего планирование его
деятельности, организацию бизнеса, мотивацию банковского персонала и контроль
за банковскими операциями.
Рассматривая безопасность
банка через призму организации, важно акцентировать внимание как на ее внешней,
так и внутренней среде. Во внешней среде следует рассматривать действия со
стороны клиентов, партнеров, конкурентов, государственных учреждений и граждан,
а также криминальной среды, во внутренней же — действия персонала банка в лице
специалистов и менеджеров отделов банка (его подразделений), неформальных
групп, а также администрации банка и его владельцев. Часто фоном для этого
является некомпетентность отдельных менеджеров и специалистов банка, их
умышленные действия и желания отдельных работников лично обогатиться за счет
возможностей банка, в том числе за счет сговора с клиентурой или криминалом, а
также с потенциальными конкурентами.
[1]Зубок М.И.
Безопасность банковской деятельности: учеб.пособие. / М.И. Зубок. — М.: КНЭУ, 2018.
–С. 105.
[2]Астахов А. В. Системный
подход к управлению рисками крупных российских коммерческих банков //
Деньги и кредит. — 2012. — № 1. С. 34-55.
[3]Кондратенко Н. А.
Многоуровневая оценка состояния экономической безопасности в банковском
секторе // Банковское дело. — 2016. — № 4. — С. 72-76.
[4]Просвирина Е. М.
Индикаторы экономической безопасности банковской деятельности // Банковское
дело. — 2016. — № 12. — С. 76-80.