Литургика Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Анализ дисциплинарных глав типикона

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение. 2
Глава 1. Содержание и история создания
Типикона. 5
1.1 История Церковного устава. 5
1.2 Типикон как Устав Церковного
Богослужения. 9
Глава 2. Исследование дисциплинарных глав Типикона. 18
2.1 Главы 22 – 30. 18
2.2 Главы 31 – 46. 22
Заключение. 31
Список использованной литературы.. 33

  

Введение:

 

Актуальность темы. Важной составляющей частью
современной литургики является ведение, понимание смысла и порядка
Богослужения. В Православной Церкви Богослужение проникнуто идеей гармоничного
общения с Богом. Церковная служба является освященным Духом Божиим совершенным
делом, которое отражено в Церковном Уставе, или Типиконе. Типикон является
попыткой дать образец не только совершенного Богослужения, но и совершенной
монастырской жизни. Церковь обладает властью изменить Богослужение
применительно к своим нуждам. Типикон — официальный богослужебный Устав.
Типикон является отражением Богослужебной практики Византийской Церкви времен
расцвета православной государственности. В Типиконе отображается византийская
система времяисчисления. Сутки разделялись на день (12 часов) и ночь (12
часов). К данному расписанию привязано распределение Богослужений.
Примечательно, что полное исполнение в условиях гонения и охлаждения к вере,
невозможно, но оставлять сокращение Богослужение не благоразумно. Трудами св.
отцов и учителей Церкви, основавших первые общежительные монастыри, осуществлялось
формирование Типикона в течение длительного исторического периода.

Богослужебный Устав Церкви имеет несовпадения современной Богослужебной
практики с Типиконом. Данные несовпадения могут касаться сокращением службы,
нарушением последовательности в чине, несовпадение с Типиконом по времени
совершения. Отступления от Типикона не закреплены постановлениями церковной
власти, поэтому отношение хранителей древних церковных установлений к данному
Уставу должно строиться не как к обязательному правилу, а как к идеалу
богослужения. Богослужение — Таинство, которое не должно подвергаться влиянию
эволюционного развития, процессам современного мира. Осознание и понимание
служения Богу должно быть и оставаться неизменным фактором, принимающимся новым
поколением верующих.

Таким образом, данная работа посвящена анализу 22 — 46 глав Типикона.
Актуальность данной работы определяется следующими положениями: изучение
формирования Типикона позволяет понять и осознать смысл каждого этапа
Богослужения. Главной целью каждого верующего христианина является обращение к
Богу. На современном этапе жизни, к сожалению, не все прихожане понимают смысл
молитв, которые произносятся клириками во время Церковного богослужения.
Трудностью для понимания также является последовательность в суточном
Богослужебном круге в приходских храмах и монастырях РПЦ служения иерея и
диакона. Каждое действо обосновано и поэтому имеет под собой глубинный смысл.
Богослужение — это выражение любви к Богу. В Евангелие сказано: «Возлюби
Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением
твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:34-46). Главы Типикона
представляют рукотворное описание высочайшего процесса Божественного служения.
В настоящее время русская Православная Церковь использует Иерусалимский устав.

Следует подчеркнуть, что специальный богослужебный устав для приходских
храмов никогда не продумывался, а фундаментального труда, описывающего жизнь
мирян, никогда не было.

Цель исследования состоит в определении сущности
Типикона и определении принципов толкования правил богослужебно-дисциплинарной
части Типикона.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить историю зарождения Типикона, определить его назначение;

2. Рассмотреть формирование богослужебно-дисциплинарной части Типикона в
историческом периоде с VI по XVII век.

3. Провести анализ глав Типикона (с 22 по 46), сделать попытку определения
смысла каждого действа.

Объект исследования: Типикон.

Предмет исследования: главы дисциплинарной части Типикона.

Методологической основой исследования послужили принципы структурного,
историко-теоретического, сравнительно-сопоставительного анализа.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения,
основной части (двух разделов с подпунктами) и выводами.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данная работа была
посвящена анализу дисциплинарных глав
Типикона. Актуальность данной работы определялась следующими положениями:
изучение формирования Типикона позволяет понять и осознать смысл каждого этапа
Богослужения. Главной целью каждого верующего христианина является обращение к
Богу. На современном этапе жизни, к сожалению, не все прихожане понимают смысл
молитв, которые произносятся клириками во время Церковного богослужения.

Типикон (Устав, Типик, Тактикон, Око
церковное, греч., от тилос; – тип, образ; порядок) является
церковно-богослужебной книгой, которая излагает в систематическом виде порядок,
образец совершения церковных служб. Сдержание Типикона разделяется на два
отдела, каждый отдел включает в себя 60 глав. Первый отдел разделяется на три
части: «общая» – I часть (1-46 гл.),
«частная» – II-я часть (47-51),
«дополнительная» – III-я часть (52-60).
Типикон в сущности своей – это не приказной устав, который требует точного
исполнения, а конструктивный и грамотно составленный образец, в котором собраны
все типы богослужения. Эта книга даёт понять, как правильно следует проводить
идеальное и качественное богослужение, к которому должен стремиться каждый
христианин.

В истории Типикона
наблюдаются два периода. Первый период с IV-IXвв. – это эпоха, когда
одновременно происходит развитие каждого из двух типов богослужения – мирского
и монашеского, их сближение и влияние друг на друга. Второй период с IX в. –
эпоха развития устава уже внутри законченного синтеза, борьбы и взаимодействия
разных видов Типикона. Историки Типикона обращают внимание на второй период,
потому что только от него сохранились письменные свидетельства в виде полных
списков Устава. Первое печатное издание Типикона в России, официально
исправленное по ряду рукописей «Око Церковное» осуществлено в 1610 году.
Сегодняшняя редакция Типикона берёт своё начало от Типикона, изданного при
Московском патриархе Иоакиме в 1682 г. – это первая редакция Типикона. В
результате богослужебной реформы при второй редакции Типкона были затронуты
тексты не только Типикон, но и богослужебных книг.

В середине 17 века в
московских храмах произошло недопустимое: смешение догматических и
литургических понятий. По мнению старообрядцев, только их используемый обряд
является спасительным. Любой человек, который неправильно молится,
автоматически не находится в числе спасаемых. Поэтому Типикон считается
образцом, а не приказом Богослужения, так как непрекословное навязывание его
исполнения привело бы к суждению старообрядцев. Исходя из благопожелания
Типикона, вопрос о его сокращениях звучит разумно. Таким образом, Богослужебный
отдел поместного Собора принял решение о направлении новой редакции Типикона:

·
восстановление прежнего положения служб
русских святых в месяцеслове посредством их соединения со службами вселенских
святых;

·
восстановление в евангельских чтениях
Воздвиженскую преступку и отступку.

Поместный
Собор указал, что умолчание Типикона требует объяснения и дополнительной
инструкции использования. Составители и редакторы Типикона многие вещи и
положения считали само собой разумеющимися, поэтому подробно не расписывали. К
сожалению, прошлые понятия, которые полагались само собой разумеющимися, на
сегодняшний день утрачены и нуждаются в напоминании и переосмыслении.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Содержание и
история создания Типикона

1.1 История Церковного устава

В истории Типикона есть два периода.
Первый период IV-IX вв. — это время, когда развитие каждого из двух типов поклонения
— светского и монашеского — происходит одновременно, их объединение и их
влияние друг на друга. Со временем стало ясно, что в целом Статут о монашеских
богослужениях не распространяется на приходские церкви. Для богослужений в
приходских церквях должен быть надлежащим образом исполнимый устав, который не
был бы обременительным, слишком требовательным, но в то же время сохранял бы
завет апостола: «вся благообразно и по чину да быва» (1 Кор. 14:40) — это
соответствовало духу православного аскетического поклонения. Второй период 9
века. — эра развития устава уже в завершенном синтезе, борьбе и взаимодействии
разных типов Типикона историки обращают внимание на второй период, потому что
только от него сохранились свидетельства, написанные в виде полных копий Устава[1].

Самые старые монастырские уставы,
сохранившиеся до наших дней, к сожалению, содержат мало литургического
материала. В современных статутах дисциплинарная часть отделена от
литургической, а в памятниках того времени это разделение не проводилось.
Монашеские уставы, иллюстрирующие состояние монашеской жизни в это время[2]:

1. Устав монаха Пахомия Великого для
монастыря Тавенниси.

2. Общие правила для монахов Василия
Великого.

3. Произведения монаха Жана Касьена ле
Ромена «Об устройстве постоялых дворов» (в 12 книгах).

4. Обряд монаха Бенедикта Нурсийского для
монастыря в Монте-Кассино, Италия. [1] Кротова, Я., Пентковский А.: Студийский устав и уставы
студийской традиции [Электронный ресурс]. – URL:
http://krotov.info/history/09/3/stud2001.html#s57. [2] История
Церковного устава [Электронный ресурс]. – URL :
http://www.magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss01.htm.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы