Курсовая с практикой на тему Анализ динамики и выполнения плана по показателям рентабельности предприятия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические аспекты
оценки рентабельности предприятия. 5
1.1 Сущность показателей
рентабельности и их роль в оценке текущей деятельности предприятия. 5
1.2 Методика оценки
показателей рентабельности. 12
2 Оценка показателей
рентабельности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат». 19
2.1 Краткая характеристика
предприятия. 19
2.2 Анализ показателей
рентабельности предприятия и их оценка с позиции инвестиционной
привлекательности. 25
2.3 Предложения по
улучшению уровня показателей рентабельности. 29
Заключение. 37
Список использованных
источников. 39
Введение:
Актуальность темы курсовой работы обусловлена
важностью анализа мероприятий по увеличению прибыли и рентабельности для
предприятия как способа определения путей и резервов повышения
финансово-хозяйственной деятельности. Главной задачей функционирования любого
предприятия в условиях рыночной экономики является получение положительных
финансовых результатов. Ни одно предприятие не может существовать без получения
прибыли, иначе деятельность предприятия будет бессмысленна.
Рентабельность характеризует степень доходности,
выгодности и прибыльности. Прибыль и рентабельность относятся к важнейшим
показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной
деятельности предприятия. На эти показатели оказывают влияние (прямо или
косвенно) большое число различных факторов. Чем больше предприятие реализует
рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое
состояние. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования,
расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального
поощрения персонала.
Отсюда вытекает необходимость анализа прибыли и
поиска путей повышения рентабельности и прибыли в целях повышения эффективности
деятельности предприятия. Особенностью нынешнего этапа развития народного
хозяйства является ориентация на интенсификацию и всемерное повышение прибыли и
рентабельности на производстве. Важнейшим направлением повышения данных
показателей производства является совершенствование организации производства
путем развития более прогрессивных форм концентрации, специализации и
комбинирования.
Целью курсовой работы является проведение анализа
динамики и выполнения плана по показателям рентабельности предприятия.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо
решить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность показателей рентабельности и их
роль в оценке текущей деятельности предприятия.
2. Описать методику оценки показателей
рентабельности.
3. Дать краткую характеристика исследуемого
предприятия.
4. Провести анализ показателей рентабельности предприятия
и их оценка с позиции инвестиционной привлекательности.
5. Разработать предложения по улучшению уровня
показателей рентабельности.
Объектом исследования курской работы является
хозяйственная деятельность ОАО «Оренбургский хлебокомбинат».
Предметом исследования являются показатели
рентабельности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат», их динамика и уровень по
отношению к плановым значениям.
В процессе написания курсовой работы использовались
такие методы, как описание, обобщение, классификация, анализ, синтез, индукция
и дедукция.
Цель и задачи работы обусловили ее структуру.
Курсовая работа состоит из введения, основной части (две главы), заключения,
списка использованных источников и заключения.
В первой главе работы изучены теоретические аспекты
оценки рентабельности предприятия.
Во второй главе работы проведена оценка показателей
рентабельности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат»
Заключение:
Таким образом, в
курсовой работе были рассмотрены вопросы проведения анализа динамики и
выполнения плана по показателям рентабельности предприятия.
Первая глава работы посвящена теоретическим аспектам
оценки рентабельности предприятия. В частности в ней раскрыта сущность
показателей рентабельности и их роль в оценке текущей деятельности предприятия,
а также описана методика оценки показателей рентабельности.
По мнению большинства авторов, рентабельность
характеризует эффективность, доходность деятельности того или иного
коммерческого предприятия.
Универсально формулу оценки рентабельности можно
выразить отношением эффективности (доходности) использования ресурса к прибыли
предприятия (чистой, прибыли от продаж).
Вторая глава работы посвящена оценке показателей
рентабельности ОАО «Оренбургский хлебокомбинат». В частности в ней дана краткая характеристика
исследуемого предприятия, проведен анализ показателей рентабельности предприятия
и их оценка с позиции инвестиционной привлекательности, а также разработаны
предложения по улучшению уровня показателей рентабельности.
Объектом исследования являлось открытое акционерное
общество «Оренбургский хлебокомбинат». Основной вид деятельности предприятия — производство хлеба и мучных кондитерских изделий, тортов и
пирожных недлительного хранения.
Предприятие зарегистрировано 23 сентября 2002 года по адресу 460022,
Оренбургская обл., Оренбург г., Кавказская ул., 4.
На протяжении исследуемого периода предприятие показывает положительный
финансовый результат (чистую прибыль). Однако значение показателей
рентабельности за 2017-2019 годы не выше
2%, при этом в 2018 году произошло снижение всех показателей за счет снижения
выручки и прибыли от продаж. В 2019 году ситуация немного улучшилась, однако
уровень значений 2017 года достигнут не был.
Показатели рентабельности имеют низкую инвестиционную привлекательность.
Анализ показателей рентабельности по плану и их фактического выполнения
показал, что в результате превышения себестоимости над запланированными
объемами, а также не выполнение плана по выручке, невыполнение плана по
рентабельности составило порядка 50%.
В связи с этим предприятию было рекомендовано увеличить объем реализуемой
продукции за счет совершенствования сбытовой политики, а так же снизить
себестоимость продукции за счет совершенствования системы работы с поставщиками
сырья и поиска наиболее низких цен за сырье.
Совокупный экономический эффект от внедрения мероприятий позволит
увеличить показатель рентабельности продаж, рассчитанный из прибыли от продаж с
1,16% до 2,17%, что значительно повысит инвестиционную привлекательность ОАО
«Оренбургский хлебокомбинат» и улучшит его финансовое состояние.
Фрагмент текста работы:
1
Теоретические аспекты оценки рентабельности предприятия
1.1 Сущность
показателей рентабельности и их роль в оценке текущей деятельности предприятия Как известно, целью любого
современного предприятия является получение прибыли. Прибыль, полученная в
процессе производства и реализации продукции, позволяет предприятию обновлять
основные фонды, увеличивать объемы производства, внедрять новые технологии, то
есть создавать все условия для дальнейшего роста эффективности производства и повышения
конкурентоспособности продукции.
Главным условием
эффективного функционирования любого предприятия является самоокупаемость и
прибыльность. Самоокупаемость или полное покрытие всех затрат предприятия за
счет выручки от реализации продукции, не обеспечивает еще расширенное
воспроизводство. Необходимо, чтобы до ходы предприятия превышали его затраты.
Каждое хозрасчетное предприятие должно давать накопления, которые и служат
источником расширенного воспроизводства. А это в свою очередь предполагает постоянную
борьбу за снижение себестоимости продукции. Каждое хозрасчетное предприятие
должно последовательно проводить режим экономии, добиваясь систематического
снижения затрат на единицу продукции при выполнении производственной программы
по объему, ассортименту и качеству [1].
Прибыль всегда являлась
признаком эффективного управления материальными, человеческими, финансовыми и
прочими ресурсами, находившимися в распоряжении предприятия. Финансовые
результаты, полученные предприятиями, являются основой внутреннего валового
продукта и отражают эффективность функционирования экономики страны. Прибыль — один
из обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности
предприятия, компании, отрасли. Превышение выручки над затратами
свидетельствует о том, что финансовым результатом является получение прибыли.
Когда затраты равны выручке, то мы возмещаем только затраты, в таком случае
отсутствует прибыль. В случае превышения затрат над выручкой хозяйствующий
субъект находится в области критического риска, то есть получает убытки. Такое
состояние не исключает банкротства субъекта. Само понятие ― прибыль включает в
себя различные ее виды, которые характеризуются терминами, требующими
определенной систематизации. Основные виды прибыли представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Основные виды
прибыли, представленные в отчетности
Благополучие предприятия
зависит как от величины прибыли, так и от алгоритма ее распределения, когда
ориентируясь на размер прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия,
собственники принимают решение по поводу дивидендной и инвестиционной политики,
проводимой с учетом перспектив развития предприятия.
Прибыль является источником
формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов. Прибыль поступает в
бюджеты в виде налогов и сборов, экономических санкций. Так же за счет прибыли
осуществляется формирование поощрительных фондов для стимулирования работников предприятия.
Прибыль является главным
показателем экономического эффекта предприятия. Прибыль — это итоговый
финансовый результат деятельности предприятия. Рост прибыли формирует
финансовую базу для самофинансирования роста
предприятия, выплаты и начислений дивидендов собственникам. С помощью прибыли
погашается часть обязательств перед бюджетом, банком, другими предприятиями и
компаниями [2]. Для данного анализа используют отчет о прибылях и убытках,
позволяющий дать оценку уровню и динамике прибыли. Кроме абсолютных показателей
прибыли исследуют и относительные.
Базовая рентабельность (от
немецкого rentabel — доходный, прибыльный) — это доходность от
предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, которая
обеспечивается получением выручки от реализации товара, продукции, услуг в
размерах, возмещающих производственные затраты и издержки и образующих прибыль.
Это экономическая эффективность использования финансовых, трудовых и материальных
ресурсов.
М.В. Мельник характеризует
рентабельность предприятия с позиции показателя эффективности и прибыльности
его деятельности [3].
По мнению Г.В. Савицкой,
рентабельность отражает уровень доходности, выгодности, прибыльности
деятельности компании [4].
М.В. Косолапова характеризует
рентабельность в качестве отношения прибыли к сумме затрат на производство,
денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества
фирмы, используемого для организации своей деятельности [2].
Многими авторами
рентабельность рассматривается как понятие, производное от прибыли. Например, А.И.
Алексеева обосновывает появление понятия рентабельности существованием такой
экономической категории, как прибыль [5].
Думается, что с данным
мнением можно согласиться. Аналогичная позиция отражена и во многих научных
источниках. Так, в частности, Л.Е. Басовский определял рентабельность именно
как норму прибыли [6].
В.И. Бувальцева обратил
внимание на то, что слово рентабельность имеет зарубежное происхождение (англ.
profitableness; нем. Rentabilitat) и в сущности отражает итог экономической
деятельности компании или другого хозяйствующего субъекта за конкретный
промежуток времени. Причем именно рентабельность является показателем
эффективности использования ресурсов на производство [7].
Такое разнообразие подходов
к определению понятия рентабельности обусловлено, с одной стороны, желанием
каждого исследователя внести свой вклад в разработку данной проблематики; с
другой стороны, сам феномен рентабельности довольно объемный и многоаспектный.
Многоаспектность данного термина становится очевидной, если обратиться к
Методологическим рекомендациям по проведению анализа финансово-хозяйственной
деятельности организаций (утв. Госкомстатом России 28.11.2002) [8] (далее –
Методические рекомендации Госкомстата). В данном документе указано следующее: «Показатели
рентабельности (убыточности) характеризуют эффективность использования активов
и источников их формирования». Такой подход позволяет очень широко трактовать
понятие рентабельности, причем в неразрывной взаимосвязи с понятием
убыточности. Более того, в указанных Методических рекомендациях Госкомстата
представлено семь определений, раскрывающих такие виды рентабельности, как:
– рентабельность активов
(внеоборотных и оборотных);
– рентабельность активов
(группы активов);
– общая рентабельность
источников формирования активов;
– чистая рентабельность
источников формирования активов;
– рентабельность проданных
товаров, продукции, работ, услуг;
– общая рентабельность
продаж;
– чистая рентабельность
продаж.
В зависимости от
спецификации анализируемой отрасли и задач анализа, уровень рентабельности
может определяться различными методами. Уровень базовой рентабельности
определяется отношением балансовой прибыли к средней годовой стоимости основных
производственных фондов и нормируемых оборотных средств [9]. Другими словами —
это рентабельность предыдущего года, используемая для планирования прибыли при
помощи деления базовой прибыли на полную себестоимость товарной продукции.
Может выражаться в денежном эквиваленте или в относительных единицах.
Основная политика и цель
любого бизнеса — это получение прибыли. Но в количественных показателях ее определение
не дает ясного представления об эффективности и перспективах ведения финансовой
деятельности, об инвестиционной привлекательности предприятия. Для обеспечения
полнолценного анализа, улучшения производственной и торговой деятельности,
собственник или группа акционеров должны полностью понимать все технические
моменты, регулирующие распределение денежных средств между ритейлом, рекламой, производством
и т. д. Это обуславливает их рациональное использование и своевременный возврат
инвестиций, а также планирование прибыли. Для оценки эффективности работы
предприятия необходимо определить не только абсолютные показатели, такие как
прибыль. Наличие и величина прибыли не дает возможности определить степень
эффективности предприятия. Поэтому для определения эффективности предприятия
принято использовать относительный показатель. Таким показателем является рентабельность.
Коэффициент рентабельности — это ключевая численная характеристика при
экономической оценке деятельности организации.
Рентабельность происходит
от слова рента, что означает в буквальном смысле доход. Соответственно
рентабельность – это прибыльность, доходность предприятия, которая измеряется в
процентах. Иными словами, рентабельность означает процентное соотношение
полученной прибыли к затраченным ресурсам [10]. В экономической литературе
даётся несколько понятий рентабельности.
Рентабельность –
показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на
производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме
имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.
Рентабельность демонстрирует отношение прибыли к анонсированному капиталу,
источникам средств, величине расходов.
Показатель рентабельности
показывает полученную сумму прибыли на каждый рубль активов, доходов, расходов
и т.д. Разные показатели рентабельности используют различные субъекты: кредиторы,
собственники, руководство компании. Показатели рентабельности более полно
отражают окончательные результаты деятельности предприятия в следствии того,
что их величина демонстрирует соотношение эффекта работы предприятия с
ресурсами.
«Рентабельность – это
относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно
отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных
ресурсов, а также природных богатств» [11]. Рентабельность отражает полученный
эффект относительно ресурсов или затрат, примененных для достижения этого эффекта,
то есть показывает уровень отдачи затрат и степень использования в процессе
производства и реализации продукции средств. Если деловая активность
организации в финансовой области проявляется прежде всего в скорости оборотов
ресурсов, то рентабельность организации демонстрирует степень прибыльности
деятельности предприятия.
В широком смысле
рентабельность отражает любую прибыль, получаемую в хозяйственной деятельности
организации. В более узком определении рентабельность проявляется в
прибыльности. По-другому говоря, если организация получает доход, то оно
рентабельно. Предприятие считается рентабельным, если финансовые результаты от
реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства
(обращения). Помимо этого, финансовые результаты должны образовывать сумму
прибыли, необходимую для нормального функционирования предприятия [12].
Можно выделить два основных
вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе прибыли от продаж;
рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.
Говоря о рентабельности
производства, прибыль необходимо соотнести к производственной себестоимости, то
есть себестоимости без учета затрат на реализацию. Также рентабельность
производства можно получить, рассчитав отношение прибыли от реализации к
производственной себестоимости. Но прибыль от реализации получается в
результате влияния помимо производственных затрат еще и коммерческих расходов.
Если из выручки от реализации продукции вычтем производственную себестоимость,
то получим валовую прибыль.
Следует выделить, что чем
больше показатели прибыли и рентабельности, тем успешнее действует организация,
тем больше ее финансовая стабильность. Главной целью анализа рентабельности
предприятия является разработка и принятие экономически аргументированных
управленческих решений, нацеленных на
устойчивый рост ее финансовых результатов и поиск путей повышения эффективности
деятельности [11].
Таким образом, прибыль –
показатель, который отражает эффективность деятельности предприятия, и является
источником финансирования социальных и производственных расходов предприятия.
Рентабельность — показатель, который рассчитывается, как отношение валовой
прибыли к затратам на производство и реализацию. Разумеется, рентабельность и
прибыль тесно взаимосвязаны и в равной степени влияют на эффективность деятельности,
но и у них существуют ряд отличий. Например, главное отличие заключается в том,
что прибыль является абсолютной величиной, а рентабельность – относительной. В
первую очередь, это определяется благодаря специфики их подсчета. При анализе
прибыли из общей выручки вычитываются затраты, а при расчете рентабельности
соотношения самой прибыльной части и других показателей. Также, еще одно
отличие заключается в том, что прибыль является объективной величиной, несмотря
на то, что существуют разделения на чистую и валовую, а рентабельность
считается мощным инструментом при оценке любых отраслей деятельности
предприятия.