Зарубежная литература Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Аллюзивный код в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава I. Аллюзия: теоретический аспект. 7

1.1 Понятие «аллюзии»:
история и теория вопроса. 7

1.2 Функции аллюзии в
художественном тексте. 12

Глава II. Мифологические и литературные
аллюзии в структуре романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». 19

2.1. Античные аллюзии. 19

2.2. Мифологические
аллюзии. 23

Заключение. 35

Список использованной
литературы   38

  

Введение:

 

Суть аллюзии как выражения языковой характеристики
художественных текстов базируется, прежде всего, на определении семантико-прагматических
параметров, национально-культурной маркированности, ценности, эмоциональности,
выразительности аллюзивных единиц.

Фонологический, словообразовательный, лексико-семантический
и синтаксический языковые уровни затрагиваются аллюзиями через фонетические
вариации, замены слов, семантические аналогии и синтаксические противоречия,
указывают на универсальность аллюзии как средства создания текста.

Функция аллюзии определяется на уровне моделирования
художественной реальности текста и как признак индивидуального авторского
стиля. В конечном итоге аллюзия становится выражением авторского видения
языковой картины мира. По своей смысловой направленности аллюзия ориентирована
на читателя, особенностью которого является повышенная эрудиция, доступность
межкультурных знаний и творчества.

Актуальность
исследования обусловлена общей тенденцией современных
исследований, направленных на анализ интертекстуальных связей художественного
текста, его стилистически значимых параметров, которые несут важную смысловую
нагрузку в его структуре. Появление различных вопросов, связанных с распознаванием
в художественном тексте аллюзий и изучением их тематических и функциональных
особенностей требует тщательного изучения на языковом уровне.

Цель
исследования – выявление аллюзий в произведении О. Уайльда и анализ их тематических,
концептуальных и функциональных особенностей.

Поставленная цель
предполагает решение следующих задач:

– определение понятия
аллюзии путем анализа дефиниций, предложенных ведущими лингвистами;

– обзор существующих
подходов к классификации аллюзий и выбор рабочей классификации для
практического исследования;

– определение механизма
действия и функций аллюзивных средств;

– анализ тематических
классов аллюзий в исследуемом романе;

– установить
концептуальные особенности локальных и доминантных

аллюзий;

– характеристика функций
аллюзии в произведениях.

Предметом
исследования является анализ аллюзивных средств в романе О. Уайльда «Портрет
Дориана Грея».

Объектом
исследования
является лингвистическое явление аллюзии.

Теория вопроса. Коммуникативная прагматика на современном
этапе ее развития характеризуется тенденцией к изучению языковых средств в
отдельных речевых актах. Одним из таких инструментов является аллюзия, которая
в последнее время анализируется учеными в различных аспектах: структурном и
функциональном (Евсеев О.С., К.О. Комарова, А.А. Тютенко, Н.А. Химунина, И.С.
Христенко, Г.Хермерен, М. Ледди, П. Леннон), интертекстуальном (Н.В. Кораблева,
Н.О. Фатеева, А.С. Черняев), переводческом деле (Л.Д. Бурковская, В.С.Воеводская,
Л. В. Грек, Е. М. Дронова), функционально-генетическом (Н. Ю. Новохачев, А.А.
Тютенко, П.Леннон) и герменевтическом (И.В. Арнольд, О.С. Ахманова, И. В.
Гюббенет, М. А. Соловьева, М. Д. Тухарели, П. Леннон, А. Паско).

Тщательный анализ работ по данному вопросу показывает, что
в настоящее время в научном толковании термин аллюзия не имеет однозначного
определения.

С середины ХХ века
изучение феномена «аллюзии» приобрело особое значение из-за повышенного интереса
российских языковедов и филологов к применению неявных методов передачи
информация. Так, И.Р. Гальперин, А. Мамаева исследует аллюзию с позиций
стилистики, И.В. Гюббенет

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Аллюзия: теоретический
аспект

1.1 Понятие «аллюзии»:
история и теория вопроса

Формирование
антропоцентрической парадигмы в современной лингвистике связано с интересом к
«человеку-говорящему», при этом внимание исследователей переносится из того,
что говорится, на то, как говорят, есть какое речевое намерение движет языковой
личностью при выборе речевых средств. Таким образом, закономерен интерес ученых
к интертекстуальности, которая представляет собой феномен имплицитной
компрессии смыслов, которые актуализируются автором в соответствии с его
замыслом и интерпретируются читателем с опорой на определенные пресупозиции и
фоновые знания[1]. При
всем многообразии концепций интертекстуальности, она чаще всего понимается как
связь между двумя (или больше) текстами, принадлежащих разным авторам[2].

Основы возникновения и
развития теории интертекстуальности были заложены еще в ранних работах М. М.
Бахтина. Он первым высказал мнение о том, что текст связан особыми отношениями
не только с элементами системы языка, но с другими текстами[3].
Еще одним вкладом М.М. Бахтина в формирование теории межтекстовых связей стали
его идеи о «чужом слове ». Термин «чужое слово» восходящее к теории, согласно
которой все слова для каждого человека делятся на «маленький мир своих слов
(осознаваемых как свои) и огромный безграничный мир чужих слов»[4].

Аллюзия является видом
ссылки, намека на определенные, известные обоим сторонам общения, событиям,
ситуациям, явлениям; ее природа, как явления, является сложной и
многоаспектной; при этом, она объединяет как универсальные, так и специфические
черты. Действительно, аллюзия как лингвистически-культурное явление выступает
объектом изучение нескольких научных дисциплин и объектом многочисленных
исследований, которые постоянно пополняются. Такое внимание со стороны ученых
разных отраслей свидетельствует о значимости этого явления.

При этом следует
заметить, что как свежесть, так и традиционность, но в обоих случаях,
действенность аллюзий и точное их использование в определенном контексте
общения непременно делает их актуальными и современными. Стоит согласиться, что
аллюзии затрагивают чуть ли не все сферы социальной жизни. Специфика аллюзий
проявляется в опоре на известные (как широкой общественности, так и отдельной, узкой
группе коммуникантов) факты, явления, события, которые непременно однозначно воспринимаются
всеми участниками общения. Иначе, из-за неоднозначности восприятия такие
намеки-аллюзии потеряют свою актуальность, а значит, и любой смысл своего
использования.

Аллюзии не являются устойчивыми или постоянными по
своему характеру. Они прогрессируют вместе с развитием общества. Следует
отметить, что большую заинтересованность в изучении аллюзий проявляют много исследователей,
которые, несомненно, обогащают научно-литературное наследие поколений. Среди
исследователей такого многогранного явления, как аллюзии, считаем нужным
выделить А. Абрамову, А. Бегэн, И. Бутову, Г. Кузнецову, И. Рубцова и других
лингвистов, которые раскрывали вопросы аллюзии в разных [1] Арнольд И. В.
Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики (В интерпретации
художественного текста): Лекции к спецкурсу / И. В. Арнольд // Рос. гос. пед.
ин-т им. А.И. Герцена. – СПб., 1995. С.11 [2] Цыренова А. Б.
Аллюзия как средство выражения авторской интенции (на материале англ. яз.) / А.
Б. Цыренова // Вестник Челябинского гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. –
Вып. 45 – 2010. – № 21 (202). – С.155 [3] Бахтин М. М.
Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках / М. М.
Бахтин // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. – С. 299. [4] Бахтин М. М.
Проблема текста в лингвистике, философии и других гуманитарных науках //Там же, С.320

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы