Психология, клиническая психология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Алекситимия и эмоциональный интеллект у студентов 18-25 лет.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава
1. Концепции алекситимии. 5

1.1.
Понятие и история изучения алекситимии. 5

1.2.
Модели алекситимии. 8

1.3.
Методы измерения алекситимии. 12

1.4.
Методы преодоления алекситимии. 16

1.5.
Обзор современных исследований алекситимии. 19

Глава
2. Концепция эмоционального интеллекта. 24

2.1.
Понятие и история изучения эмоционального интеллекта. 24

2.2.
Методы измерения эмоционального интеллекта. 31

2.3
Обзор современных исследований связи между алекситимией и эмоциональным
интеллектом. 35

Глава
3. Исследование связи алекситимии и эмоционального интеллекта на здоровой
выборке. 38

3.1
Характеристика исследованных групп и методы исследования. 38

3.2
Описание результатов исследования. 43

3.3
Анализ и обсуждение результатов. 55

Выводы.. 60

Заключение. 61

Список
литературы.. 63

Приложения. 67

  

Введение:

 

В последнее время, эмоциональный
интеллект стал предметом внимания научного психологического сообщества. Однако
при внимательном ознакомлении с этим понятием, можно сказать, что содержание
этого понятия довольно широко.

Идея ЭИ зародилась из понятия
социального интеллекта (Э. Трондайк, 1920; Г. Айзенк,1995; Дж. Гилфорд, 1967).
Особенно близкими, по сути, к ЭИ стали описания внутриличностного и
межличностного интеллекта Х. Гарднера в рамках его теории множественных
интеллектов. Так, внутриличностный интеллект определяется им как «доступ к
собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность
мгновенно различать чувства, называть их, переводить их в символические коды и
использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением»
(Х. Гарднер, 1983).

Первая модель и сам термин ЭИ
была разработана П. Сэловеем и Д. Мэйером (1990).

Следуя из данной модели, ЭИ можно
определить как ряд трёх определённых способностей: идентификация и выражение
эмоций (включает вербальный и невербальный субкомпонент), регуляция эмоций
(включает компоненты невербального восприятия и эмпатии), использование
эмоциональной информации в мышлении и деятельности (включает компоненты гибкого
планирования, творческого мышления, переправленного внимания и мотивации.

Свою модель основал Д. Гоулмен
дополнив модель Сэловея и Мэйнера компонентами энтузиазм, настойчивость и
социальные навыки.

Модель Р. Бар-Она (1997) выделяет
пять сфер компетентности, которые модно соотнести с пятью компонентами ЭИ:
познание себя (осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение,
самоактуализация, независимость), навыки межличностного общения (эмпатия,
межличностные взаимоотношения, социальная ответственность), способность к
адаптации (решение проблем, связь с реальностью, гибкость), управление
стрессовыми ситуациями ( устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью),
преобладающее настроение ( счастье, оптимизм).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В связи с поставленными задачами,
в данной работе, я провела анализ литературы и рассмотрела различные теорий
способствующие пониманию эмоциональной сферы человека; проанализировала
различные научные работы, посвященные понятию эмоциональны интеллект; выделила
термин алекситимия, по имеющимся научным источникам; попыталась выделить
взаимосвязь эмоционального интеллекта и алекситимии.

Достижение целей на поставленные
задачи было затруднено большим числом фактов, высказываемых теорий и
предположений, в которых отсутствует определенная упорядоченность. Но я смогла
вынести общее положения по данной работе.

Выделение взаимосвязи
эмоционального интеллекта и алекситимии является обширной темой, затрагивающей,
прежде всего эмоциональную сферу человека. Поэтому, в данной работе, прежде чем
определить эти два понятия по имеющимся на данный момент научным работам, я
рассмотрела основные теории, связанные с природой эмоций. В отечественной
психологии изучением эмоций занимались такие психологи как Рубинштейн С.Л.,
А.Г. Ковалёв, П. К. Анохин, П.М. Якобсон, Г.А. Фортунатов, Вилюнас В.К., Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, П.В. Симонов. В зарубежной психологии этой проблеме
посвещены труды Уильяма Джемса, К. Ланге, Джона Уотсона, Керрол Е. Изарда, Г.
Гарднера.

Эмоциональный интеллект определяется
разными авторами как группа ментальных способностей, которые способствуют
осознанию и пониманию собственных эмоций, эмоций других людей, и управлению
ими. Алекситимию, в свою очередь, определяют как ограничение способностей
индивида к восприятию собственных эмоций и чувств, их адекватной вербализации и
экспрессивной передаче. В связи с этими определениями, я считаю правомерным
рассматривать алекситимию как патологию развития эмоционального интеллекта.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Концепции алекситимии

1.1. Понятие и история
изучения алекситимии История развития термина
алекситимия неразрывно связана с проблемой идентификации психологических
переменных, которые могут влиять на развитие патологических соматических
процессов. Пик интереса к данной проблеме приходится на середину 80-х годов ХХ
века.

Термин «алекситимия» (от греч. а
— приставка с отрицательным значением, lexis — слово, thimos — эмоция) был
введён американским психоаналитиком П. Сифнеосом в 1969 году. Можно сказать,
что алекситимия — «недостаток слов о выражении чувств». Самим же автором термин
был введён для обозначения группы специфических особенностей эмоционального
реагирования и коммуницирования, характерных для психосоматических пациентов
(Marty, de M’Uzan, 1953; Sif¬neos et al., 1977). В эти особенности Сифнеос
включал описание пациентом только физических ощущений в теле, которые редко
были связаны, в действительности, с найденным заболеванием; также пациентам
было свойственно отсутствие фантазии; внутренние ощущения они описывали в
основном в терминах по типу: напряжённости, возбуждения, раздражения или
наоборот скуки, пустоты, усталости. Помимо прочего пациентам данной группы было
трудно выразить вербально свои чувства, часто они импульсивны, у них
отсутствуют тесные межличностные связи с окружающими людьми; общение
представляется им скучным и бессмысленным (Apfel, Sifneos, 1979).

Психосоматическая медицина в
целом основана на принципе того, что эмоции и личность оказывают влияние на
функции организма и, следовательно, играют определенную роль в физическом
благополучии или болезни. Тем не менее, поскольку механизмы этих взаимодействий
неясны, очень немногие из их объяснительных моделей получили рассмотрение в
рамках исследовательской парадигмы (1). К психосоматической модели относится
пояснения Зигмунда Фрейда (1856-1939), согласно которым понятие невроза ведет
свое происхождение из теоретических основ психоаналитической модели, которая
упрощённо утверждает, что интропсихические конфликты могут объяснить, как генезис
и развитие структуры личности, наряду с патологиями, показывает высокий уровень
эмоциональной активации, что, в свою очередь, может вызвать более или менее
серьезные повреждения организма (2). Эта гипотеза широко обсуждалась в течение
десятилетий, поскольку было сложно установить чёткие эмпирические ссылки в ее
поддержку, это привело к длительным спорам, которые повлияли даже на само
развитие психоанализа как школы, также это привело к широкой диверсификации
неортодоксальности (3). Тем не менее, появление конструкции алекситимии,
по-видимому, в какой-то степени помогло разрешить многие из этих
несоответствий, так как становится поддающиеся количественной оценке
эмпирическим подтверждением, которое возрождает интерес к различным
биологическим аспектам спорной теории Фрейда (4).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы