История античности Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему «Александр Македонский и его армия»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА I. Характеристика нормативных документов 8
§1. Закон об образовании и стандарты 8
§2. Содержание примерных программ по истории 14
Глава 2. Характеристика учебной литературы 17
§1. Учебники по истории для 5-го класса 17
§2. Учебно-методические пособия по истории Древнего мира для 5 класса 23
Глава III. Технологические карты уроков и внеклассных мероприятий с использованием материалов ВКР 26
§1. Технологическая карта урока истории для 5-го класса 26
§2. Внеклассное мероприятие по истории для 5-го класса 32
Заключение 37
Список использованной литературы 40

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования основана на изменениях в современном обществе, которые требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения образовательных целей, учитывающих интересы государства и общества. В этом контексте развитие потенциала новых образовательных стандартов становится приоритетом.
Школа столкнулась с проблемой самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, навыков и компетенций, в том числе способностей к обучению. Разработка универсальных учебных действий (УУД) открывает большие возможности для этого. Именно поэтому «запланированные результаты» образовательных стандартов второго поколения (ФГОС) определяют не только объективные, но и междисциплинарные и личные результаты.
Освоение обучающимися универсальных образовательных действий служит способностью к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное усвоение нового социального опыта. УДД предлагают возможность успешно усваивать новые знания, навыки и компетенции, в том числе организацию усвоения, то есть способность к обучению. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия представляют собой обобщенные методы действий, раскрывающие широкую направленность учащихся в различных областях знаний . В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учитель истории не только предоставляет учащемуся большой объем исторических знаний, но и помогает ему сформировать собственную картину прошлого, соответствующую научным идеям, а также с ее помощью систематизировать или осваивать любые исторические данные, которые могут стать полезным для него в жизни, по-новому взглянуть на историю.
Изменения в жизни общества отражаются в переосмыслении подходов к образовательному контенту. В течение многих лет на уроках истории духовная культура, быт, традиции, обычаи и жизнь отдельной личности находились вне учебной программы. Хотя особое внимание было уделено характеристике исторических личностей в классе и в учебной литературе, основное внимание уделялось не индивидуальности, не оригинальности и уникальности, а концентрации характерных черт и признаков представителя определенного класса. Поэтому недостаточное внимание уделяется психологическим характеристикам исторической личности, а мотивы, а также моральные и этические аспекты ее деятельности практически не рассматривались и не анализировались. Роль личности в истории зависит от множества обстоятельств и условий: особенностей времени и места жизни, индивидуальных особенностей. Поэтому деятельность исторических деятелей можно оценивать с учетом особенностей того или иного исторического периода, в котором они жили, интересы каких групп людей выражали. Образ того, как жили отдельные люди, как их жизнь и деятельность влияли на ход исторических событий, запоминается и воссоздается более эффективно и с большим желанием, чем оперирование событиями и процессами без примеров влияния ярких личностей.
Нет сомнений в том, что примеры выдающихся полководцев и государственных деятелей, которые достигли выдающихся успехов (Александр Великий (Македонский) или, наоборот, проигравших (Ганнибал или Пирр), не оставляют учащихся равнодушными.
Проблема изучения исторической личности школьниками нашла отражение в трудах таких методистов, как Е.Е. Вяземский, Г.И. Годер, М.В. Короткова, А.Т. Степанищев, О.Ю. Стрелова, М.Т. Студеникин и др. .
Однако специального методологического исследования по проблеме формирования знаний об исторической личности и их влиянии на возникновение определенной эпохи и общих тенденций мирового развития общества не проводилось. В этой работе мы постараемся восполнить пробел в этих исследованиях, который также определяет их актуальность. Основываясь на теме нашей ВКР, на примере жизни и творчества Александра Македонского в ходе изучения истории античности в 5-м классе, мы рассмотрим роль личности в формировании исторической реальности.
Актуальность исследования определяется также задачами модернизации российского образования, необходимостью повышения его качества на основе концепции обучения личной деятельности, определения методологических условий и выработки новых подходов к формированию универсальных учебных действий.
В результате исследования определены методические условия формирования познавательного интереса школьников на уроках истории в 5 классе при изучении жизни и творчества Александра Македонского. Эти условия включают в себя: подбор фактов, концепций и положений, обеспечивающих усвоение материала; определение оптимальных путей и приемов для реализации коммуникации между субъектами при изучении материала; методические пути и приемы, позволяющие учащимся вести активную познавательную и умственную деятельность; формирование глубоких и прочных знаний; использование компьютерных технологий как средства развития познавательного интереса не только к истории, но и ко всему процессу обучения.
Объектом исследования работы является формирование личностной учебной деятельности в процессе изучения исторической личности и ее влияние на историческую эпоху на уроках истории в 5-м классе.
Предметом исследования является педагогический процесс формирования личностно-воспитательных действий при изучении исторической личности на уроках истории в 5-м классе на примере изучения личности Александра Македонского.
Целью курсовой работы является изучение возможности использования материала выпускной квалификационной работы на тему «Александр Македонский и его армия» в школьном курсе истории.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При рассмотрении учебного материала в учебниках истории для 5 класса, было выяснено, что тематика рассмотрения в них материала об Александре Македонском и его армии, изложена довольно детально и в доступной форме для восприятия пятиклассниками. Материал дает представление об историческом времени, формирует исторические представления, раскрывает систему исторических понятий. Школьники при помощи обширного материала и системы вопросов и заданий раскрывают причинно-следственные связи при анализе тех или иных исторических событий. Это дает возможность усвоить закономерности исторического общественного развития.
Изучая в классе материал об Александре Македонском, его походах и завоеваниях можно наглядно убедиться как мужество и героизм молодого полководца позволяет ему стать истинным лидеров для своих воинов, которые разделяют его взгляды и стремления. Именно надежность и верность его войска позволила Александру достичь таких небывалых успехов за столь короткое время. Пример Александра Македонского вот уже более двух тысяч лет вдохновляет человечество и дает надежду тем, кто верит, что любые честолюбивые планы можно реализовать.
При анализе нормативной базы современного школьного образования стоит отметить, что в сегодняшнем мире просто теоретические знания ничего не значат, они всегда должны быть использованы или в практической деятельности или как основа для формирования общественного сознания. Ученик должен не просто получить знания, он должен использовать их в повседневной жизни. Исторические знания имеют свою специфику – они служат для понимания, как исторических событий, так и для объяснения множества явлений современной жизни.
Рассматривая исторический материал, ученик должен через исторически сложившиеся нормы социального поведения уметь объяснить изменения в современном ему мире.
Исследуя педагогическую и методологическую литературу мы смогли проанализировать методические приемы и средства, которые могут быть использованы при изучении исторических личностей на уроках истории в 5 классе. Мы выявили механизмы формирования личностных учебных действий на основе индивидуальных способностей обучающихся.
Так, в результате проведенного исследования определены методические условия, при которых формируется стойкий познавательный интерес школьников к теме завоеваний Александра Македонского, особенностей его личности и отношений к нему его современников. Указанные условия включают в себя отбор определенных фактов, положений и понятий, которые смогут обеспечить оптимальные пути усвоения учебного материала, использование различных приемов осуществления межпредметных связей, а также приемы, которые смогут обеспечить активную познавательную и умственную деятельность обучающихся.
Необходимо формировать у школьников развитие познавательного интереса не только к истории, конкретным событиям и личностям, но и к процессу обучения в целом.
Исследования показали, что возможно добиться значительного повышения качества знаний на уроках истории в 5 классе при условии соблюдения некоторых требований:
– целенаправленное формирование системы знаний через раскрытие задач, основных направлений деятельности, характеристики событий и явлений, подведения итогов;
– при изложении учебного материала обеспечивать стимулирование мыслительной деятельности учащихся, больше делать упор на самостоятельною работу школьников;
– обязательно проводить актуализацию ранее усвоенных знаний, активно использовать его при изучении нового материала;
– нужно научить пятиклассников вырабатывать собственный опыт оценочной деятельности, приводить аргументы при объяснении своего объяснения к событиям, явлениям, личностям, принимать участие в общем обсуждений, доказывать собственную точку зрения.
Исследования показало, что можно добиться значительного повышения качества знаний, выработать личностное отношение обучающихся к оценке событий и деятельности Александра Македонского, если следовать следующим требованиям:
– проводить целенаправленное формирование системы знаний учащихся на основе раскрытия задач, основных направлений, событий, итогов деятельности Александра Македонского;
– обеспечивать стимулирование мыслительной деятельности учащихся, актуализацию ранее усвоенных знаний и умение оперировать ими в процессе изучения нового материала;
– вырабатывать собственный опыт оценочной деятельности, умение аргументированно объяснять свое отношение к событиям, явлениям, личностям, участвовать в общем обсуждении, доказывать свою точку зрения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. Характеристика нормативных документов
§1. Закон об образовании и стандарты
Формирование личностных учебных действий по изучению влияния исторической личности Александра Македонского на обучающихся возможно на материале курса общей истории. Материал курса общей истории в 5 классе включает в себя десятки имен видных государственных и политических деятелей, а также талантливых полководцев, ученых и специалистов в области культуры.
В детстве и в юности возрастает интерес к другим людям, проявляется желание понять и оценить их. Поэтому материал курса истории 5-го класса, так и возрастные характеристики учащихся открывают ряд позитивных возможностей для решения проблемы формирования у учащихся знаний об исторических деятелях.
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в школах выстраивается учебный процесс, направленный на развитие личности с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного учащегося .
Анализ государственного стандарта общеобразовательных и исторических программ был проведен для уточнения следующего:
– какие знания о деятельности Александра Македонского в соответствии со стандартом и учебными планами можно получить в 5 классе в ходе изучения общей истории;
– является ли перечень положений достаточно полным, чтобы получить представление о деятельности Александра Великого;
– какой материал следует включить в исследование, чтобы сформировать личностные действия при изучении характеристик поведения Александра Великого и его отношений с армией.
Кроме того, был проведен анализ стандарта с целью определения требований к знаниям обучающихся, результатов освоения учащимися основной образовательной программы общего базового образования, и, наконец, определить объем общих знаний выпускника, овладевшего знаниями этого стандарта в целом.
Федеральный образовательный стандарт общего базового образования представляет собой совокупность требований, которые являются обязательными для реализации общей базовой образовательной программы общего базового образования всеми общеобразовательными учреждениями с государственной аккредитацией .
Стандарт содержит различные типы требований, связанных с:
– результатами освоения основной образовательной программы базового образования, включая определенное соотношение частей программы к их общему объему, а также обязательной части программы и той части, которая индивидуально формируется участниками образовательного процесса;
– условиями реализации основной образовательной программы общего базового образования по материально-техническим, кадровым, финансовым и другим условиям .
Стандарт определяет формирование определенных личностных характеристик учащегося, которые формируются в течение всего курса истории в учебных заведениях. Характеристики, которые могут формироваться на основе изучения темы нашего исследования, включают в себя:
– черты человека, который осознает, понимает и принимает ценности человеческой жизни и всего человечества;
– качества человек, который изучает мир активно и с интересом;
– того, кто знает, как учиться, осознает важность образования и самообразования;
– социально активного человека, уважающего закон и порядок и соизмеряющего свои поступки с соответствующими нормами общечеловеческих моральных ценностей;
– человек, который уважает других, знает, как вести конструктивный диалог, достигая взаимопонимания, работая с другими для достижения общих целей и результатов.
Когда мы говорим о результатах усвоения учащимися основной образовательной программы общего базового образования, мы, безусловно, предъявляем к ним определенные требования, которые также закреплены в стандарте.
Такие результаты в стандарте включают в себя:
– личностные, в том числе способность и готовность учащихся к саморазвитию и самоопределению, если учащиеся формируют сознательную мотивацию к обучению и нацеливаются на познавательную деятельность, создавая систему значимых социальных и межличностных отношений и ценностно-смысловых установок отражать различные социальные навыки, стабильное правосознание, способность планировать свою жизнь и реализовать свою идентичность в многокультурном обществе;
– межпредметные, которые включают в себя разработку концепций и универсальных образовательных мер (нормативных, познавательных, коммуникативных) учащимися и умение применять их на практике в образовательной, познавательной и социальной деятельности; Кроме того, формирование навыков самостоятельного планирования и реализации, как собственной образовательной деятельности, так и конструктивного сотрудничества с учителями и сверстниками;
– предметные, которые включают в себя конкретные навыки, специфичные для этой области знаний, приобретенные обучающимися в ходе образовательной деятельности с приобретением новых знаний, которые затем могут быть использованы в образовательной или социальной ситуациях при обучении научному мышлению, когда происходит овладение научной терминологией, ключевыми понятиями конкретной науки, ее основными приемами и методами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы