Журналистика и медиа рынок Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Актуальные проблемы взаимодействия федеральных и региональных СМИ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ 6
1.1. СМИ как социально-политический институт 6
1.2. Современные методы исследования печатных средств массовой информации 13
2. ИССЛЕДОВАНИЕ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ 16
2.1. Федеральные и региональные СМИ: особенности деятельности 16
2.2. Проблемы взаимодействия в процессе деятельности региональных и федеральных СМИ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

 

  

Введение:

 

Журналистика как средство массовой информации является одним из ведущих элементов, который выражает интересы общества, а также различных социальных групп, категорий, отдельных личностей.
В современной политологии средства массовой информации (СМИ) часто называют четвертой ветвью власти. И действительно, политику сегодня невозможно представить без деятельности прессы, радио, телевидения.
Роль телевидения стала так велика, что некоторые политические деятели считают, что тот, кто контролирует телевидение, контролирует всю страну.
Более того, в современном мире, где информация выступает как основная ценность, вопрос о роли и месте средств массовой информации в социально-политической структуре общества является наружным как для теоретиков-политологов, социологов, правоведов, психологов, так и для практиков-политиков, журналистов.
Начало изучения массовой коммуникации как социального явления и фактора политического процесса связывается в политической науке с именем М. Вебера.
В работах А. Тоффлера анализируется роль средств массовой информации в постиндустриальном, информационном обществе.
М. Фуко осуществил фундаментальное исследование властных отношений и взаимовлияния массовой информации и власти.
Принцип противоречия даёт возможность рассматривать противоречия между идеальной моделью функционирования средств массовой информации и реальным положением деятельности СМИ в современном обществе.
Главной целью СМИ является оперативное информирование отдельных лиц, социальных групп населения о событиях и явлениях в мире, в конкретной стране, в определённом регионе. Выполняя вышеупомянутые функции, СМИ имеют возможность достигать своей основной цели деятельности.
Свобода слова – это основа, которая способствует построению демократии, без неё не могут существовать демократические институты.
Цель работы – исследовать актуальные проблемы взаимодействия федеральных и региональных СМИ.
Объект исследования – теоретические основы исследования взаимодействия федеральных и региональных средств массовой информации.
Предмет исследования – исследование актуальных проблем взаимодействия федеральных и региональных средств массовой информации.
Задачи исследования:
— изучить и описать средства массовой информации как социально-политический институт;
— описать особенности современных методов исследования печатных средств массовой информации;
— охарактеризовать федеральные и региональные СМИ: особенности деятельности;
— проанализировать проблемы взаимодействия в процессе деятельности региональных и федеральных средств массовой информации.
Данная работа отличается практической значимостью. В ходе ее написания было охарактеризовано федеральные и региональные СМИ и особенности их деятельности; проанализировано проблемы взаимодействия в процессе деятельности региональных и федеральных средств массовой информации.
Теоретическая значимость исследования: материал работы может быть использован студентами и преподавателями
Методы исследования: изучение научных работ по теме исследования, анализ, синтез, обобщение материала.
Структура работы: работа состоит введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современная система СМИ является неотъемлемой составляющей политического процесса, выполняя функции обмена информацией между актерами политического взаимодействия, политическими институтами и организациями гражданского общества.
Для трансформации социальных, политических и экономических отношений в обществах, находящихся в процессе перехода к демократии и характеризуются отсутствием стабильности, крайне важным фактором выступает деятельность СМИ.
В условиях неразвитых институтов гражданского общества, неэффективного управления, неустоявшихся правил политического взаимодействия именно масс-медиа становятся основой политической коммуникации, инициирование политического диалога между государственной властью и гражданами.
Средства массовой информации являются одной из составляющих демократического мировоззрения, а роль, которую они играют в процессе становления демократических преобразований, гораздо важнее, чем это может показаться на первый взгляд.
В условиях демократии особое значение приобретает скорость, эффективность и качество осуществления полномочий представителями государственного аппарата.
Итак, СМИ является одновременно и продуктом общественного мнения, и силой, которую формирует. Именно в этом и заключается специфика их деятельности.
Таким образом, в идеале средства массовой информации должны играть роль коммуникативного средства общества и быть связующим звеном между гражданским обществом и государством.
Государство – это публичная власть, сфера общих интересов, гражданское общество – это сфера индивидуальных свобод и частных интересов, а между ними – средства массовой информации, роль которых в развитии демократии является определяющей.
Если средства массовой информации выражают мнение демократических институтов, политических партий, и преподносят гражданское общество над государством, тогда есть основания говорить о развитом демократическом государстве.
Если же средства массовой информации слепо выполняют волю властных структур и покоряют гражданское общество государству, то это уже тоталитарный режим.
Наличие демократически организованных средств массовой информации, способных объективно освещать политические события, является одной из важнейших гарантий стабильности демократического государства.
Основные аспекты участия средств массовой информации в обеспечении открытости и демократичности общества могут быть выражены в следующих тезисах:
1) они подают информацию о событиях, влияющих на повседневную жизнь;
2) подают анализ событий, устанавливают и развивают отношения между общественными организациями, политическими партиями и неправительственными организациями;
3) рекламируют определенных политических деятелей.
Особенности взаимоотношений региональных и федеральных средств массовой информации заключаются в том, что федеральные медиа могут беззастенчиво использовать профессиональные находки коллег «с мест».
На региональных средствах массовой информации отражаются в целом те же тенденции, которые свойственны федеральным медиа, которые в свою очередь следуют за мировыми трендами.
Ключевые проблемы настоящего времени:
— борьба за аудиторию;
— отказ от бумажных версий и переход в Интернет;
— конкуренция с социальными сетями;
— сокращение издержек.
Это касается как частных, так и государственных средств массовой информации.
Содержание региональными администрациями медиахолдингов становится все более затратным и неэффективным.
Особое место в проблеме выживания региональных средств массовой информации занимают конфликты с властями, как местными, так и федерального уровня.
Чем более авторитетным есть средство массовой информации, чем больше у него влияния с учетом не только региональной, но и федеральной повестки, тем более жесткими могут быть конфликты.
Таким образом, можно аргументировать, что региональные средства массовой информации – устойчивый источник информирования населения по внутренней и внешней повестке. Однако их доля в освещении событий федерального и международного уровней не так высока по сравнению с федеральными средствами массовой информации. И тенденции таковы, что эта доля едва ли будет расти.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ

1.1. СМИ как социально-политический институт

Средства массовой информации имеют дело с информацией, и именно контроль над информацией позволяет управлять массовым сознанием, создавать в ней модель выгодной субъекту влияния действительности и решать, какие проблемы сегодня наиболее актуальны.
Искусственно продуцируется такое явление, как медиа-сознание (то есть сознание, основанная на ложных ценностях, манипулятивных интерпретациях, двойной морали), когда реальность, предлагаемая средствами массовой информации, отличается от действительной. Общественное мнение через медиа – очень часто значительно искажается.
С помощью средств массовой информации информацию можно:
— исказить с помощью неполной, односторонней подачи, так называемый фрагментарный способ распространения информации;
— огромное количество информации измельчают на меньшие массивы и когда информация подается единственным необработанным потоком, не позволяет рядовому индивиду сформировать целостную картину событий;
— отредактировать, добавив собственные домыслы и комментарии – интерпретировать в выгодном свете;
— просто скрыть, вместе с тем, акцентируя внимание на отдельных сторонах события, замалчивая другие, создает возможность манипулировать аудиторией;
— создать «информационный шум», то есть снижение восприятия фактов за счет подачи такого количества новостей, при которой становится невозможным их сортировки;
— оперативно подать даже непроверенную информацию, является определенным манипулятивным, приемом и в соответствии с «законом на опережение»;
— распространять определенный взгляд на информацию как ее единственно верный вариант.
Отметим, что СМИ, так или иначе, способствуют выполнению функций идеологического и политического влияния, а они необходимые для поддержания общности, информирования населения, а также образования и развлечений.
Трудности оговариваются разнообразием жизни в стране, сложностью внутригосударственных и межгосударственных отношений.
Телевидение, радио, пресса, Internet могут задавать тон в этом процессе и достаточно мощно влиять на массовое сознание.
Что касается политических функций, которые выполняют СМИ, то исследователи выделяют следующие:
— информационная – получение, обработка и распространение информации о деятельности всех важнейших элементов политической системы. Для людей постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, является важнейшим условием нормальной жизнедеятельности.
Важной тенденцией современного общественного развития является преобладание и резкое увеличение доли информации, получаемой благодаря СМИ, а не с непосредственного опыта индивида и межличностного общения;
— образовательная функция – сообщение информации, дополняет знания о политике и политическом процессе, получаемой гражданами в образовательных учреждениях разного уровня;
— политической социализации – усвоение политических норм, ценностей и образцов поведения, совместимых с нормальным функционированием политической системы;
— критики и контроля – формирование мнений и взглядов на то, что происходит в политической области. Критика и контроль способствуют также артикуляции различных общественных интересов, мобилизации на политическое участие.
Если же оценивать эволюцию роли СМИ во внешнеполитической деятельности государства, которая оказалась справедливой до 60-х годов прошлого века, пресса была служанкой правительства, его пропагандистским рупором, когда дело касалось внешней политики [6, с. 305-311].
То есть правящая элита использовала средства массовой информации для распространения только той информации, обнародование которой было выгодно этой элите.
Главной причиной такого положения, по мнению Коэна, был мизерный общественный интерес к событиям на международной арене.
Так, масс-медиа не были заинтересованы, прежде всего, по причине коммерческой нецелесообразности (мизерная аудитория не поощряет к сотрудничеству рекламодателей) развивать освещения международных процессов.
Прежде всего, технологическая революция в информационных СМИ создала действительно глобальную аудиторию.
Благодаря спутниковому телевидению, и прямым теле-трансляциям, зрители, в разных уголках планеты, почувствовали себя причастными к событиям, которые происходят за тысячи километров от них.
К тому же международная тематика стала коммерчески выгодной, поскольку в результате глобализационных процессов регионы мира стали тесно связанными в экономическо-финансовой плоскости.
Во-вторых, СМИ представляют и ставят на повестку дня общественного обсуждения глобальные проблемы, такие как охрана окружающей среды, запрет оружия массового уничтожения, СПИД, беженцы, наркобизнес.
Заметим, что количество этих проблем постоянно растёт, и сегодня мы можем с полным правом дополнить этот список новыми глобальными проблемами: права человека, этнические вооруженные конфликты и пресловутые «этнические чистки».
Начиная с 2008 гг. к ним добавилась проблема преодоления социально-политических последствий мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., что привело к резкому снижению благосостояния значительного количества граждан по всему миру и даже в странах так называемого «золотого миллиарда».
В последнее время репортажи о массовых протестах и столкновения с полицией в Греции, Португалии, Италии и даже Великобритании стали уже обычным делом.
В-третьих, СМИ является эксклюзивным источником и мгновенным передатчиком информации.
Разумеется, что ни одно внешнеполитическое ведомство не может позволить себе содержать материально-техническую информационную платформу, которой сегодня обладают теле- и радио-компании. Это обусловилось тем, что правительство стало зависимыми от СМИ потребителями информации, полагаясь на её достоверность, компетентность а так же на добросовестность работников СМИ. Но можно заметить, что такие ожидания не всегда оправдываются.
Большой резонанс вызвали скандалы даже в ведущих американских изданиях, когда журналисты сознательно фабриковали свои репортажи об актуальных политические и международных событиях.
Политический дискурс современных средств массовой информации выполняет особую роль в обеспечении свободы слова в государстве, в становлении национального информационного пространства.
При анализе политического дискурса можно рассматривать его узкое и широкое понимание. Иногда так обозначают только публичные выступления политиков.
Широкое понятия политического дискурса охватывает все речевые высказывания, в которых речь идёт о политике и продуцируемых с позиций власти. То есть, это любые тексты СМИ, посвящённые политической жизни страны.
Современный политический дискурс средств массовой информации Российской Федерации несёт заметные изменения.
Коммуникативное или дискурсивное рассмотрение политических проблем представляет собой методологический поворот от классических парадигм философии и политологии в их пост классический и постмодернистский взгляд как на роль и значение массовых коммуникаций для развития общества, так и на политические процессы современности.
Это обусловило необходимость обоснования и применения определённых норм политического дискурса.
Итак, возникла необходимость использования институциональных подходов по выяснению и анализу роли современных СМИ как институциональных ветвей в организации политических дискуссий. Этот методологический подход последовательно и постепенно позволяет выходить на нормы и правила, лежащие на принципах справедливости, объективности, демократизма и на достижении согласия.
Политический дискурс как разновидность политических коммуникаций, направленный на обмен мнениями, в соответствии со всесторонним рассмотрением каких-либо проблем жизнедеятельности общества, имеет целью поиск оптимальных путей решения этих проблем.
При этом субъекты ведения политического единтсва, так или иначе должны придерживаться некоторых общепринятых стандартов организации дискуссий такого типа. К ним относится, толерантность, беспристрастность, демократичность, объективность, публичность и тому подобное. Из этого следует нормативность поведения, аргументации, подготовки и демонстрации аргументов, использование информации и доказательной базы различными участниками высказываний, которые, как правило, объединяются в группы сторонников той или иной точки зрения.
Таким образом, формируется институциональный характер всего информационно-коммуникационного пространства данного логического довода. Исследовательский анализ форм и методов с позиций любой научной дисциплины требует соответствующего институционального подхода.
Исторически политическое позиционирование СМИ возникло потому, что на политическом рынке они выполняли роль органов партийной прессы.
При этом средства массовой информации постоянно распространяли свои читательские аудитории, увеличивали газетно-журнальные тиражи. Постепенно в процессе развития в XIX и ХХ веках эти печатные средства получили значительный общественный авторитет и приучили население большинства стран чувствовать себя участниками общесоциальных процессов.
СМИ, с одной стороны, приучали граждан чувствовать и осознавать свою причастность к государственным делам и к политике, а с другой стороны, под влиянием обратных процессов сами тоже трансформировались.
Постепенно информация стала не только элементом сообщения, но и информационным оружием универсального действия, а также информационным организаторам массовых акций и массовых форм поведения.
Таким образом, возникла контрольно-влиятельная функция СМИ в посредническом пространстве между властью и обществом, между властью и оппозицией, между государственными и надгосударственными, транснациональными и другими организациями и т.д.
Проблема влияния средств массовой информации на политическое пространство является одной из острых практических проблем политики. Без конструктивных отношений между участниками политического процесса, обмена информацией и налаживания постоянно действующих коммуникаций между ними, функционирование демократии невозможно. В роли посредников в диалоге и выступают СМИ, которые сегодня являются одним из мощных социальных институтов политической системы и огромной потенциальной силой, направленной на демократизацию общественных процессов, важным рычагом формирования политической сферы, её эпицентром, ключевым условием и одновременно источником репродуцирования данной формы социальной жизни.
В государстве существенно изменились отношения между властью и СМИ, но не приобрели признаки, которые характерны для либеральной или социальной ответственной модели демократии.
Важной проблемой для СМИ является определение условий деятельности, которые соответствуют демократическим принципам и соответственно стимулировать реформирование политической системы.
Противостояния, являющиеся конфликтными в политической сфере стали обычным явлением для многих государств. Следовательно возникает проблема определения условий, при которых средства массовой информации могут выполнять функции влиятельного фактора, что будет способствовать консолидации общества и достижению компромисса между ветвями власти.
В средствах массовой информации происходит определённая модификация, их владельцем выступают не только государство, но и корпоративные группы, которые диктуют новые задачи, то есть возникает определённая заангажированность информации.
Поэтому основными задачами власти в отношениях со средствами массовой информации должна стать защита интересов средств массовой информации, воспрепятствование их монополизации, уменьшение цензуры и недопущения подчинения СМИ, как власти, так и бизнесу.

 

1.2. Современные методы исследования печатных средств массовой информации

На современном этапе развития общества, с развитием коммуникативных процессов, особенно массового характер, необходимыми становятся знания о методах исследования средств, способов, каналов распространения массовой коммуникации.
Как особый вид социального общения массовая коммуникация выступает важнейшим условием общественного развития и организации.
Особенностью массовой коммуникации, прежде всего, есть ее социальная обусловленность, что дает основание рассматривать ее в системе социальных отношений и как определенный вид данных отношений.
Ведущее место в структуре средств массовой коммуникации занимают печатные средства массовой информации, в основе которых лежит изучение документа, его структуры и механизмов воздействия на общественное сознание целевой аудитории.
Важность такого изучения обеспечивается благодаря качественным и формализованным методам исследования печатных СМИ, которые не допускают ориентации на определенные взгляды исследователя, а являются независимым анализом основных аспектов исследуемого явления или процесса.
Ведущую ценность среди большого спектра методов печатных средств массовой информации занимает контент-анализ, который является формализованным (в количественном отношении) методом, и которому присущи научная объективность и строгость.
Сначала (в 1920-х) исследования прессы имели преимущественно качественный характер (право, история, международные отношения), впоследствии доминировали количественные методы [11, с.190-192].
В США большинство газет с тиражом более 100 000 (и все сети) имеют исследовательские департаменты, газеты с меньшим тиражом нанимают исследователей.
Основные типы:
— опросы читателей (профиль читателя, выбор материалов, редактор-читатель);
— исследование тиража (в связи с характеристиками регионов распространения);
— исследование менеджмента (опрос, контент-анализ, математические модели);
— исследование печати (чаще эксперимент);
— читабельность.
Основные современные методы исследования печатных СМИ: контент-анализ, эксперимент, фокус-группы, опросы.
Журналист как исследователь:
— использует контент-анализ и опросы для получения количественных данных для статьи;
— использует этнометодологию в гражданской журналистике (для поиска примеров, сбора данных и т.д.), а также в журналистских расследованиях и материалах типа «журналист меняет профессию»;
— использует фокус-группы (общественные собрания) для поиска тем и сбора данных (гражданская журналистика);
— использует базы данных для поиска и проверки информации;
— использует устные истории для написания биографических и исторических статей;
— использует интервью для поиска информации;
— использует методы текстуального анализа для изучения источников и совершенствования собственного письма.
Таким образом, средства массовой информации существенно влияют на формирование общественного мнения, а, следовательно, являются субъектом, который формирует политическую культуру масс.
Чтобы повлиять на общественное мнение, уже не нужен непосредственный контакт между большим количеством людей, поскольку тысячи граждан могут одновременно попадать под влияние событий общенационального масштаба, подвергаться довольно сильным эмоциям, и их индивидуальная психология трансформируется в массовую психологию, поскольку индивиды вообще приобретают в таких условиях значение толпы [10].
Итак, роль СМИ в формировании политической культуры трудно переоценить, поскольку медиаконтент влияет и на формирование общественной мысли, а затем и на политическое сознание, и на культуру принятия решений политической элитой страны или частью международного сообщества.
Стоит отметить также, что средства массовой информации могут быть инструментом в руках медиа-магнатов и групп влияния, которые пытаются формировать политическую культуру общества, в частности общественное мнение, в желательном для них направлении.
Решающее значение для качественного формирования политической культуры имеет факт осознания журналистами роли СМИ и своей ответственности перед аудиторией и обществом в целом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы