Курсовая с практикой на тему Актуальные проблемы системы социального обеспечения в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Теоретические аспекты исследования основных проблем социального обеспечения 5
1.1. Проблемы
понятийного аппарата и общая характеристика российской системы социального
обеспечения. 5
1.2. Эволюция
социальной защиты населения в современной России. 8
2.
Практические аспекты исследования основных проблем социального обеспечения 20
2.1.
Актуальные проблемы системы социального обеспечения Российской Федерации. 20
2.2.
Возможности решения проблем социального обеспечения в Российской Федерации. 25
Заключение. 29
Список
использованных источников. 31
Приложения. 33
Введение:
В
любом обществе есть люди, которые в силу определённых независящих от них причин
не могут обеспечить свое существование. Право на социальное обеспечение — одно
из ключевых социальных прав граждан.
Распределение
материальных благ нуждающимся людям за счет государственных или иных фондов является
проявление заботы государства о населении. Государство имеет цель обеспечить
минимальный уровень жизни, тем самым гарантирует каждого гражданина от
социальных рисков. Но, к сожалению, встречаются сложности, которые затрудняют
работу механизма социального обеспечения. В рамках настоящего исследования
будут определены актуальные проблемы социального обеспечения.
Последствия
проводимых в Российской Федерации реформ привели к кардинальным структурным преобразованиям
в экономике страны, которые коренным образом повлияли на уровень жизни
населения.
В
условиях перехода к рыночной экономике проявилась необходимость усиления
социальной направленности политики государства, создания эффективной системы
социальной защиты населения от неблагоприятных воздействий рынка.
Таким
образом, рост социальной напряженности, изменения во всей социальной структуре
общества, потребовали резкого перехода от системы государственного обеспечения
здравоохранения, культуры, образования, опеки и попечительства, отдыха к
платным услугам, к необходимости самому обеспечить себя, свою жизнь. Все это
привело к необходимости создания в России новой системы социальной защиты
населения, которая определяется как организация службы личностной помощи людям.
Сегодня
социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации
бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному
неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего
обнищания.
Одна
из конечных целей всей социальной политики населения, связана с концепцией
независимой жизни, которая рассматривает человека и его проблемы в свете его
гражданских прав, а не с точки зрения его личностных и социальных трудностей, и
в обществе необходима ориентация на преодоление физических и психологических
барьеров в окружающей среде с помощью социальных служб, методов и средств.
В
связи со сказанным выше целью настоящего исследования является исследование
основных актуальных вопросов социального обеспечения населения Российской Федерации.
Объектом
исследования выступает система социального обеспечения.
Предмет
исследования представлен механизмом и мерами государственной поддержки
населения в рамках социального обеспечения и социальной политики.
Достижение
цели потребовало решения следующих задач:
—
раскрыть проблемы понятийного аппарата и дать общую характеристику российской
системы социального обеспечения;
—
рассмотреть эволюцию социальной защиты населения в современной России;
—
выявить актуальные проблемы системы социального обеспечения Российской Федерации;
—
определить возможности решения выявленных проблем.
Цель и задачи определили
структуру курсовой работы, которая представлена введением, двумя главами, заключением,
списком использованных источников и приложениями.
Заключение:
Необходимость
в социальном обеспечении появилась с возникновением общества. В любом обществе
независимо от его политического и экономического устройства всегда существуют
люди, у которых нет возможности собственными усилиями приобретать средства к
существованию. Такими людьми являются старики, дети и прочее нетрудоспособное
население.
Под
социальным обеспечением понимается распределение части валового внутреннего
продукта посредством предоставления гражданам страны материальных благ с целью
выравнивания их собственных доходов в обстоятельствах, которые подразумевают
общественные риски, за счет целевых финансовых потенциалов в объеме и на
условиях, которые строго контролируются государством и социумом. Социальное
обеспечение содействует положительному изменению социума и исчезновению
разграничения между различными слоями населения.
Неотъемлемым
элементом государственной системы социального обеспечения в России является
социальное обслуживание семей с детьми, престарелых граждан, нетрудоспособных
лиц, матерей одиночек и других категорий населения. Вопросы в области оказания
социального обслуживания населения регулируются Конституцией и Федеральными
законами РФ.
Конституция
РФ закрепляет Российскую Федерацию как социальное государство, в обязанности
которого входит создание условий, обеспечивающих свободное развитие и достойную
жизнь человека. К сожалению, российское законодательство не дает четкого
определения «достойной жизни» и «свободного развития человека». Однако эти
понятия даются в международных актах.
Согласно
статье 25 Всеобщей декларации прав человека под достойной жизнью человека
понимается право человека на такой жизненный уровень, в том числе пища, медицинский
уход, одежда, необходимое социальное обслуживание и жилище, поддерживающий здоровье
и благосостояние его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай
болезни, безработицы, инвалидности, наступления старости, вдовства или иного
случая утраты средств к существованию по обстоятельствам, независящим от него.
Таким образом, Российская Федерация, признав
себя социальным государством, должна взять на себя обязательство по обеспечению
необходимыми благоприятными условиями существования каждого члена общества.
Обобщая
вышеизложенное можно сделать вывод о том, что социальное обеспечение является
основной задачей любого государства, так как ее суть заключается в поддержании
определенного уровня жизни, создания новых возможностей для ее улучшения и
сглаживанию социального неравенства между слоями населения.
В
настоящее время в России встречается ряд проблем социального обеспечения, решение
которых играет ключевую роль в дальнейшем развитии государства. Существующие на
практике проблемы можно решить путем совершенствования законодательства и
применением государством определенных мер в области социального обеспечения РФ.
Фрагмент текста работы:
. Теоретические аспекты исследования основных проблем социального
обеспечения
1.1. Проблемы понятийного аппарата и общая
характеристика российской системы социального обеспечения Конвенция
МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» регламентирует
минимальные нормы (стандарты) социального обеспечения, где каждый раздел
определяет особый вид социального риска и отрасль системы социального
обеспечения, гарантирующую защиту от данного риска в каждом конкретном
государстве[1].
По
замыслу законодателя, каждой отрасли должны соответствовать различные
организационно-правовые формы социального обеспечения, которые в дальнейшем
следует более детально регламентировать национальным законодательством.
В
настоящий момент Российская Федерация реализует все виды обеспечения,
закрепленные Конвенцией МОТ № 102. Однако наблюдаются существенные различия в
определении понятийного аппарата, предусмотренного данной Конвенцией. Так,
например, дефиницию «пособия» (benefit) международный законодатель использует в
более широком понимании, охватывая тем самым все виды денежных выплат, таких как
пенсии, пособия, дотации и иные виды социальной помощи[2].
В
российском законодательстве термин «пособие» не охватывает весь закрепленный перечень,
также различия имеют такие понятия как «пособие» и «пенсия». Под пособиями
следует понимать кратковременные или разовые компенсационные выплаты, в то
время как пенсия – это долговременные ежемесячные выплаты, регулярный денежный
доход.
При
сравнении законодательства различного уровня можно определить и иные понятийные
противоречия. В соответствии со ст.1 Конвенции № 102 «ребенок» – это лицо, не
достигшее возраста 15 лет, в то время как российское законодательство в определении
данного термина руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, где закреплено
общее правило: «ребенок – лицо, не достигшее возраста 18 лет»[3].
Одним
из ключевых отличий в понятийном аппарате, применяемом в Конвенции МОТ №102,
является применение термина «типовой получатель», который используется при
расчете периодических выплат не на одного получателя пособия, как в российском
законодательстве, а на семейную пару, которая и признается бенефициарием[4].
Так
для каждого страхового случая Конвенция определяет «типовой получатель», однако
в российской правовой системе данное понятие отсутствует. Это можно объяснить
различным уровнем заработной платы между различными категориями работников, что
делает невозможным объединение их в одну группу «типового получателя». Не менее
острой проблемой практики применения международных стандартов в Российской
Федерации является проблема интерпретации понятия «социальное обеспечение».
Конвенция МОТ № 102, устанавливает минимальные
нормы социального обеспечения, но не дает самого определения данного понятия.
Данное понятие также не находит легального закрепления и в российском законодательстве,
хотя активно используется в различных нормативно правовых актах, включая и
Конституцию РФ.
В.
С. Андреев, основоположник отрасли права социального обеспечения, отмечал, что
отсутствие легального определения данного понятия служит причиной формирования
различных взглядов на проблематику всей подотрасли[5].
Правильное,
единообразное понимание такой дефиниции как «социальное обеспечение»
обуславливает и другие явления экономического, политического и социального
характера. Однако, несмотря на отсутствие законодательного закрепления
дефиниции, основной целью социального обеспечения, понятной для всех, является
обеспечение социальной стабильности и развития общества.
Международные
показатели поддерживают позицию, что поддержка национального правительства
служит основой эффективного развития общества и содействует социальной
справедливости. Такую тенденцию можно проследить при анализе исторического
аспекта формирования пенсионной системы. Так в советский и постсоветский период
наблюдались различные тенденции.
Реформы
пенсионной системы 1956, 1990 гг. оцениваются различными теоретиками, как «направленные
на коренное улучшение пенсионного обеспечения населения», однако уже в 1993,
2002 гг. качество пенсионной системы значительно ухудшилось, что можно объяснить
резким падением уровня пенсионного обеспечения, неблагоприятной экономической
ситуацией в России непринятием своевременных компенсирующих мер[6].
Как
отмечают многие специалисты, изменение пенсионного законодательства происходит
стремительно, бессистемно, что порождает декодификацию права социального
обеспечения. ходе различных пенсионных реформ уже были
приняты попытки унификации законодательства, регулирующего пенсионные отношения,
однако данная отрасль так и не была подвергнута комплексной кодификации, что
влечет невозможность формирования единой концепции развития законодательства
социального обеспечения.
Таким
образом, представляется необходимым расширение законодательного понятийного
аппарата в соответствии с Конвенцией МОТ №102. Предлагаем внести поправки в
ст.3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан РФ»[7],
где изложить понятие «социального обеспечения» в следующей редакции:
Социальное
обеспечение – это организованная государством форма помощи для утвержденного
круга лиц, оказываемая при наступлении определенных юридических фактов, в
установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан. 1.2. Эволюция социальной защиты населения в
современной России В
наше время каждый человек зависим от денежных средств, потому как они являются
основным источником существования человека. Получая плату за свою трудовую
деятельность, мы в состоянии удовлетворить свои потребности, обеспечить себя и
свою семью всем необходимым. Но существуют категории людей, которые утратили
свою работоспособность по состоянию здоровья. Категории людей, которые не могут
трудиться в силу своего малого или, напротив, преклонного возраста.
Даже
трудоспособные граждане могут быть лишены источника получения денежных средств
вследствие такого экономического явления, как безработица. В таких ситуациях на
помощь своим гражданам приходит государство, которое ведет социальную политику,
направленную на повышение уровня жизни населения. Важным составляющим такой
политики выступает социальная защита населения.
Данная проблема является актуальной, так как каждый
человек подвержен потере работоспособности вследствие болезни, инвалидности, старости
и пр. Утрата возможности самостоятельно обеспечивать свое существование
приводит к тому, что человек нуждается в помощи, которую ему должно будет
оказать государство. Каждый гражданин имеет право знать, на какую именно помощь
со стороны государства он может рассчитывать, и [1] Конвенция № 102 Международной
организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» : заключена в
г. Женеве 28.06.1952) // СПС «Консультант Плюс». [2] Кижикина В. В. Эволюция системы
социальной защиты населения в России (сравнение со странами Европы) // Вестник
томского государственного университета. Экономика. 2018. [3] Конвенция о правах ребенка
(одобрена генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989) // СПС «Консультант Плюс». [4] Конвенция № 102 Международной
организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» : заключена в
г. Женеве 28.06.1952) // СПС «Консультант Плюс». [5] Андреев В. С. Научные труды : в 2
т. М. : Изд. центр Ун-та им. О. Е. Кутафина (МГЮА), 2019. Т. 2. С. 13–17. [6] Дитяткин А. А. Исторический опыт
становления системы социальной защиты населения Российской Федерации в условиях
перехода к рыночной экономике в 1991–2007 гг. М., 2016. [7] Федеральный закон «О страховых
пенсиях» от 28.12.2013 N 400-ФЗ