Курсовая с практикой на тему Актуальное состояние знаний норм безопасного поведения младших школьников дома в отсутствии взрослых
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 5
1.1. Способы
работы по формированию навыков безопасного поведения в программе «Школа России». 5
1.2
Диагностическая программа с методиками. 17
1.3. Анализ
результатов диагностического исследования и направления работы по их повышению.. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 34
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 36
Введение:
Поддержание здоровья
детей и формирование у них культуры безопасного, ответственного поведения по
отношению к его жизни и здоровью сегодня рассматривается как одна из основных
задач системы образования. Безопасность ребенка является условием защиты его жизненно
важных интересов от внутренних и внешних угроз устойчивому развитию его
личности в обществе, государстве.
Безопасность — это одна
из основных потребностей человека, без которой, невозможно полноценное развитие
и личная реализация.
Проблема
формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в
процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с
тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей.
Период младшего
школьного возраста — один из главных этапов становления здоровья и формирования
навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе
которого закладываются основы здорового образа жизни.
Сегодня слабая
подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и
чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил безопасного поведения являются
причиной несчастных случаев и гибели детей.
Даже в
собственном доме ребенка могут подстерегать различные опасности, поэтому
взрослым необходимо познакомить детей с правилами безопасного поведения и
научить их выбирать безопасные для игр места, безопасные игрушки, а также
рассказать, как и к кому следует обратиться за помощью в случае беды.
Объект: безопасное
поведение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности
безопасного поведения в младшем школьном возрасте и способы изучения его
проявлений.
Предмет: особенности безопасного поведения
младших школьников дома в отсутствии взрослых.
Цель исследования: теоретически
описать безопасное поведение младших школьников дома в отсутствии взрослых,
выделить критерии безопасного поведения младших школьников дома в отсутствии
взрослых, подобрать адекватные методики для оценки актуального уровня
безопасного поведения младших школьников дома в отсутствии взрослых
Поставленная цель
обусловливает необходимость выполнения следующих задач исследования:
— анализ литературы по
проблеме исследования;
— теоретическое описание безопасного
поведения младших школьников как явления;
— теоретическое описание
особенностей безопасного поведения в младшем школьном возрасте;
— определение критериев
изучения безопасного поведения младших школьников с обоснованием правомерности их
выбора;
— формулирование гипотезы
для эмпирического изучения безопасного поведения младших школьников. Теоретическую базу
исследования составили работы А. А. Андреева [1], [2], Н. А. Моревой [13], Е.
С. Полат [15] и других методистов, посвящённые актуальным вопросам внедрения
информационных технологий в учебный процесс начальной школы.
Методологию исследования
составили такие методы, как комплексный анализ существующих педагогических
практик, использующих ИКТ в своей деятельности, сравнительный анализ ИКТ по
целям применения.
Практическая значимость
работы состоит в том, что её информационно-консультативные материалы могут быть
полезными в процессе разработки стратегии формирования безопасного поведения младших
школьников.
Структура исследования:
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных
источников.
Заключение:
Применение
информационно-коммуникационных технологий в школе и непосредственно в ходе
преподавания ОБЖ стало общей необходимостью. Внедрение
информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы
обеспечивает постепенный переход образования на новый, качественный уровень.
Новые информационные технологии положительно влияют на все компоненты системы
обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, средства
обучения, позволяет решать сложные и актуальные задачи педагогики для
обеспечения развития интеллектуального, творческого потенциала, аналитического
мышления и самостоятельности педагогов.
Для эффективной
модернизации образования и обновления технического арсенала средств обучения
необходимо оптимизировать реализацию государственных программ, направленных на
информатизацию, компьютеризацию и обновление материально-технической базы школ,
предоставление всем свободного доступа к сети Интернет.
Реформирование
системы образования предусматривает качественные изменения образовательных
технологий на базе информационных. Определение целей использования средств ИКТ
в процессе изучения предметов, проектирование результатов учебной деятельности,
осуществляемой с применением средств ИКТ, методика реализации обучения с
использованием различных педагогических программных средств по мере быстрого
технологического прогресса в области ИКТ, накопления педагогами опыта
использования ИКТ, постоянные поиски в области совершенствования структуры и
содержания общего среднего образования, результаты специальных педагогических и
психологических исследований влияния ИКТ на различные качества
учебно-воспитательного процесса и ученика как личности, формирование новых
образовательных парадигм требуют постоянного пересмотра и дальнейшего
совершенствования. Дальнейшей разработки и внедрения в образовательную практику
требует методическая система с использованием новых информационных технологий,
обеспечит повышение эффективности процесса обучения, обогатит его идейный и
содержательный уровне.
Систематическое
проведение занятий по ОБЖ с использованием компьютера дает возможность учителю
продуктивно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся,
контролировать уровень усвоения программного материала, вносить коррективы в
процесс преподавания, выявлять пробелы в знаниях учащихся с целью дальнейшего
изучения недостаточно усвоенного материала.
Прочные навыки соблюдения
правил безопасности формируются путем длительной и систематической
разъяснительной работы. Основным методом обучения школьников безопасности
является беседа. При проведении беседы (индивидуальной или групповой)
целесообразно учитывать местные (региональные) особенности (типичные нарушения
правил безопасности, тайное курение в неустановленных местах, разжигание
костров в неприспособленных для этого местах в пожароопасный период, пожары,
которые уже случались в районе проживания и т .п.). Приводя подобные факты из
жизни, учитель побуждает учащихся задумываться над важностью поднятой темы,
реализуя задачи психологической мотивации к изучению правил пожарной
безопасности, ведь «осмысление фактов является одновременно постепенным запоминанием
обобщения».
Системы
традиционных и инновационных современных педагогических технологий позволят
детям сформировать способность предвидеть возможные опасные ситуации, правильно
анализировать и вести себя соответствующим образом, то есть безопасно действовать
в тех условиях, которые могут возникнуть на жизненном пути каждого.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1.
Способы работы по формированию навыков безопасного поведения в программе «Школа
России»
Первая ступень, в соответствии со ФГОС НОО, не предусматривает изучение
ОБЖ. Заявлено, что на уровне НОО вопросы безопасности включены в предмет
«Окружающий мир», однако анализ распространенных программ (напр., программа
«Школа России») показывает, что темы, связанные с безопасностью человека,
изучаются поверхностно, а времени на их изучение выделяется мало.
Целью Программ учебных предметов, курсов деятельности является
обеспечение достижения учащимися планируемых результатов освоения основных
образовательных программ общего образования общеобразовательной организации.
Задачами Программ учебных предметов, курсов является определение содержания,
объема, порядка изучения учебного материала по отдельным учебным предметам,
курсам с учетом целей, задач и особенностей образовательного процесса общеобразовательной
организации и контингента учащихся.
Структура Программ учебных предметов, курсов определяется требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов общего (начального
общего и основного общего) образования. При определении содержания Программ
учебных предметов, курсов используются положения основных образовательных
программ общего образования общеобразовательной организации и при необходимости
материалы Примерных Программ по учебным предметам, курсам, а также авторские программы
учебных предметов, курсов.
Программы учебных предметов, курсов разрабатываются учителем
(разработчик), группой учителей (разработчики) общеобразовательной организации
как для уровня образования (начального общего образования, основного общего
образования), так и на отдельный учебный год в соответствии с положениями
основных образовательных программ общего образования общеобразовательной
организации. Порядок разработки Программ учебных предметов, курсов, внесение
изменений и их корректировка определяются локальным нормативным актом
общеобразовательной организации.
Изучение отдельных элементов основ безопасности жизнедеятельности по
ФГОС НОО интегрируется в учебном предмете «Окружающий мир», «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Технология. Информационные технологии».
С учетом сказанного, предполагаем, что установленные во ФГОС НОО
требования по формированию установки, навыков, правил, а также системы знаний
об основах безопасного образа жизни в современной начальной школе не достижимы,
и, в большинстве случаев, реализуются формально. В системе педагогики
безопасности звено НОО играет важную роль, т.к. именно в этом возрасте у
ребенка формируется отношение к личной безопасности и закладывается отношение к
безопасности общества, в котором он живет. В нашем случае – недостаточное
внимание вопросам безопасности в начальной школе становится препятствием для
формирования полноценной культуры безопасности у учащихся в старшем звене.
Прочные навыки соблюдения
правил безопасности формируются путем длительной и систематической
разъяснительной работы. Основным методом обучения школьников безопасности
является беседа. При проведении беседы (индивидуальной или групповой)
целесообразно учитывать местные (региональные) особенности (типичные нарушения
правил пожарной безопасности, тайное курение в неустановленных местах,
разжигание костров в неприспособленных для этого местах в пожароопасный период,
пожары, которые уже случались в районе проживания и т .п.). Приводя подобные
факты из жизни, учитель побуждает учащихся задумываться над важностью поднятой
темы, реализуя задачи психологической мотивации к изучению правил пожарной
безопасности, ведь «осмысление фактов является одновременно постепенным
запоминанием обобщения [6]».
Занятия противопожарной
тематики имеют целью воспитание у учащихся чувства ответственности за
сохранение материальных ценностей, выработки осторожности в обращении с огнем,
электроприборами, средствами бытовой химии и тому подобное [2].
К формам профилактической
разъяснительной работы среди школьников мы относим:
— занятия с учащимися;
— беседы с их родителями;
— организацию
тематических вечеров и викторин;
— изготовление плакатов и
транспарантов на противопожарную тематику;
— выпуск номеров
стенгазеты;
— встречи с работниками
МЧС и ветеранами пожарной охраны;
— участие в конкурсе
рисунков и произведений противопожарной тематики;
— посещение
пожарно-технических выставок, оперативно-спасательных подразделений, знакомство
с пожарной и аварийно-спасательной техникой;
— организация
противопожарной агитации и пропаганды в общеобразовательной школе;
— показ видео,
кинофильмов по противопожарной тематике [4].
В начале учебного года
учеников должны ознакомить с установленными для учебного заведения правилами
пожарной безопасности, порядком