Курсовая работа Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Актуализация культуры повседневности в современных исторических и мемориальных музеях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. — Культура повседневности как объект исследования 6

1.1. Феномен повседневности в трудах зарубежных и отечественных исследователей середины XX — начала XXI века 6

1.2. Особенности показа культуры повседневности в экспозиции музея 10

Глава 2. — Музейная актуализация советской культуры повседневности 14

2.1. Специфика советской довоенной культуры 14

2.2. Специфика музейной актуализации советского культурного наследия в исторических и мемориальных музеях: конец XX — начало XXI века 18

2.3. Практика представления культуры повседневности в музеях Санкт-Петербурга 23

Заключение 31

Список использованных источников и литературы 33

Приложение 36

  

Введение:

 

В последние десятилетия для российских музеев разного профиля стало достаточно обычной и популярной практикой обращаться к темам, связанным с советской повседневностью.

Заинтересованность публики подобными выставками и экспозициями свидетельствует о существовании определенного социального заказа на повседневную жизнь. Современный человек, существующий в условиях постоянного усложнения социальной действительности, задается вопросом, как действовали прошлые поколения в тех или иных социальных ситуациях.

Дело в том, что стремление историков и музееведов сохранить естественную историческую среду, быстро исчезнувшую в индустриальной среде, побудило общество в конце XIX века создать музеи, способные экспонировать предметы и объекты историко-культурного наследия в природной среде. Тем временем было предпринято несколько попыток создать подобные музеи в Европе, но они не увенчались успехом.

В связи с тем, что у современного российского общества отношением к советскому прошлому неоднозначное: идеализация жизни в Советском Союзе по сравнению с современными условиями — с одной стороны. И обострение внимания к негативным явлениям этого периода — с другой стороны. Исчезают определенные символы эпохи, начинают отмирать навыки приспособления к дефициту, другие явления специфической культуры, свойственные советскому человеку. Наряду с этими процессами в обществе возникает ностальгия по советской эпохе, стремление сохранить некоторые артефакты, свидетельствующие о ней. Музей активно участвует в этом процессе, так как его деятельность направлена на сохранение реальных предметов – свидетелей прошлого, в том числе и повседневной жизни.

Идея сохранения советского наследия в рамках музейных учреждений возникла после распада СССР. Государственные музеи в 2000-е гг. также активно участвуют в процессе осмысления советского прошлого, в том числе проблем советской повседневности. Отечественный исследователь проблемы музеефикации советского наследия Абрамов Р.М. указывает, что «в настоящее время в государственных музеях есть экспонаты, посвященные 1960-1980 годам с акцентом на потребление и быт этой эпохи» . Благодаря выставкам и экспозициям музеев Санкт-Петербурга истории, связанные с советскими буднями, становятся доступными для широкой публики. Эта тема затрагивает как ведущие музеи города, так и небольшие музеи, каждый из которых формирует свой взгляд на культуру советского быта. Благодаря выставкам и экспозициям музеев Санкт-Петербурга становятся доступными для широкой публики сюжеты, связанные с советской повседневностью. Этой темы касаются как ведущие музеи города, так и малые музеи, каждый из них формирует свой собственный взгляд на культуру советской повседневности.

Объектом исследования является репрезентация культуры советской повседневности в музейном экспозиционном пространстве.

Предмет исследования – актуализация культуры повседневности в современных музеях исторического и мемориального профиля.

Целью данной курсовой работы является выявление тенденций в актуализации культуры повседневности в современных музеях исторического и мемориального профиля, а также принципов и особенностей, лежащих в основе этой деятельности.

Для достижения указанной цели выдвинуты следующие задачи:

1) проанализировать историю изучения культуры повседневности зарубежными и отечественными исследователями, на основе теоретических трудов,

2) изучить проблему показа повседневности в экспозиционном пространстве музея,

3) охарактеризовать специфику советской довоенной культуры,

4) проанализировать экспозиции исторических и мемориальных музеев Санкт-Петербурга и на их примере выявить специфику репрезентации советской повседневности в музее.

Методы исследования: анализ научной, исторической, исследовательской литературы по теме исследования, аналитический, типологический и хронологический методы.

Степень изученности проблемы. Материалом исследования послужили теоретическая, методическая, критическая и художественная литература. Автором курсовой работы изучены источники и литература по теме исследования следующих авторов: Абрамов Р.Н., Баранов Д.А., Баринова Е. П., Бродель Ф., Волков, В.В., Гуссерль Э., Ильясова А. В., Капкан М. В., Касавин И. Т., Климочкина А.Ю., Куликов Д. В., Куренышев А.А., Ле Гофф Ж., Лебина Н. Б., Лебина Н. Б., Чистиков А. Н., Манохина А.Д., Мастеница Е.Н., Мастеница Е.Н., Пушкарева Н.Л., Румянцева М.Ф., Смирнов А.П., Старостин Д. Н., Усанова А.Л., Хоруженко К. М. и др.

Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Культура повседневности – это достаточно широкое понятие, включающее в себя весь объём культуры, актуализированной в человеческой жизнедеятельности.

Как выяснилось, эпоха СССР породила особый тип культуры, в том числе неотъемлемую ее часть — культуру быта. Культура быта в советское время — во многом стремление населения к преодолению бытовых неудобств, что проявлялось в появлении и распространении большого количества бытовых практик, характерных для этой эпохи.

Предметы быта, задействованные в таких практиках, способны раскрыть в музейной экспозиции сущность различных культурных явлений быта советской эпохи. Однако музейная экспозиция ограничена как тематическими рамками, так и рамками экспозиционных площадей, что не способствует полноценному отображению в музее повседневной культуры, если такое отображение вообще возможно.

Музеи исторического профиля, а также отдельные экспозиции мемориальных музеев активно привлекают в экспозицию материалы, связанные с культурой советского быта, в которой используется широкий спектр художественных средств, сочетание сюжетного и документального. контекст и метод построения ансамбля.

Историко-бытовые реконструкции в исторических музеях также представляют собой обобщенные, сборные образы, дополненные советскими пропагандистскими материалами, фотографиями, документами или статистикой для сопоставления реалий жизни, идеального образа жизни, представляемого историко-бытовой реконструкцией, и декларативных намерений советское правительство.

Совершенно по-иному строится культура быта в экспозициях мемориальных музеев, которые воспроизводятся на основе существующих мемориальных предметов или в точности повторяют интерьеры определенных периодов. При этом в мемориальном музее важна не только историко-бытовая обстановка, но и создание особого «духа присутствия», что достигается за счет привлечения мемориальных экспонатов, поэтому акцент в музейных музеях делается на отдельные культурные черты быта. ее особенности.

Согласно исследованию, репрезентация культуры советского быта в экспозиционном пространстве музеев Санкт-Петербурга осуществляется через призму конкретной тематики музея или выставки.

Если в экспозициях музеев исторического профиля и в одном из частных музеев культура быта выражена эксплицитно как одна из тем экспозиции, то в случае мемориальных экспозиций культура быта раскрывается на уровень конкретных предметов домашнего обихода.

Культура быта — это специфическая, широкая область изучения. Культуру быта сложно показать в музейном пространстве в силу его многогранности, широкого круга вопросов в рамках данной темы. Согласно исследованию, репрезентация культуры повседневности ограничивается привычными, ключевыми, легко узнаваемыми маркерами советской культуры и советского быта. Например, общее место всех рассмотренных нами экспозиций музеев Санкт-Петербурга.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. — Культура повседневности как объект исследования

1.1. Феномен повседневности в трудах зарубежных и отечественных исследователей середины XX — начала XXI века

В наши дни феномен повседневности изучает ряд таких гуманитарных наук, как: философия, социология, антропология, культурология, история. Повседневная жизнь описывается через ее наиболее очевидные характеристики, как объективные, так и субъективные.

С одной стороны, повседневность — это повседневная обыденность, которая повторяется изо дня в день. Однако, несмотря на очевидность этих характеристик, реконструкция повседневности представляет собой наиболее трудную задачу для исследователя . Обыденные, а потому незаметные в своей привычности явления окружают любого человека, что порождает субъективизм мнения. С другой стороны, повседневность охватывает самые разнообразные явления: привычный труд, нормы и стратегии поведения, приемы решения профессиональных и бытовых задач, развлекательный сегмент (как частный случай потребления), стереотипы и суеверия, которыми мы руководствуемся в жизни. наша деятельность.

В рамках истории повседневности проводятся исследования условий жизни, труда, отдыха; факторы, влияющие на формирование сознания и норм поведения индивидов и социальных групп . В исследовательской литературе существуют разные подходы к предмету, объекту и методам истории повседневности. Объединяет эти подходы стремление к изучению человеческого опыта, стратегий поведения в разных социальных условиях. В центре внимания истории повседневности находится комплексное изучение жизненного мира людей из разных слоев общества, их поведения и эмоциональных реакций на события.

Задолго до возникновения бытовой истории как направления бытовая сторона жизни человека отражалась в исторических произведениях в виде приложений и приукрашиваний исторической действительности. Так, во второй половине XIX в. в трудах отечественных и зарубежных историков анализируют быт, нравы и нравы народов России и Европы с древности до начала XIX в. Эти произведения носили явно фактографический характер, в них подробно описывалось устройство человеческого жилья, организация быта, традиции поведения и общения, формы досуга . Предметом особого интереса были такие моменты жизни человека, семьи и общества, как: рождение, совершеннолетие, создание семьи, смерть. Исследования сосредоточились на внешних формах проявления повседневности, попытались выделить ее составляющие. История повседневности как научная область находится в поле зрения ученых, занимающихся проблемами теории и методологии истории, историографии, исторической психологии. В настоящее время создано множество исторических работ, посвященных микромиру личности и социальному поведению отдельных социальных групп. Различные компоненты и определения повседневности являются предметом исследования социологических и культурологических теорий .

Методологическую основу изучения истории повседневности заложил великий немецкий философ Э. Гуссерль. В рамках феноменологической школы он вызывал интерес к внутреннему миру человека, процессу конструирования внешней реальности. Он выделил понятие жизненного мира человека, который окружает его на протяжении всей жизни, внутри которого он существует и с которым связан различными нитями, видимыми и невидимыми .

На развитие представлений об истории повседневности оказали влияние идеи американского культуролога и антрополога К. Гёрца, считавшего, что повседневность представляет собой определенный тип опыта, действия и знания. Он считал, что любая культура дана человеку в виде иерархии символов и знаков, указывающих на определенные социальные структуры. Исследователь попытался расшифровать символы и знаки, составляющие повседневные типизированные человеческие практики . Французский культуролог А. Лефевр в своих работах «Критика повседневности» и «Повседневная жизнь в современном мире» показал, насколько продуктивным может быть сопоставление субъективного переживания конкретной жизненной ситуации с общими моделями, а также ожидаемого с подарок.

На процесс генезиса истории повседневности оказала влияние знаменитая французская школа «Анналов» во главе с М. Блоком и Л. Февром, которые сформулировали основные характеристики истории повседневности как «науки о людях» . Они ставили задачу восстановить историю во всей ее полноте и целостности, не ограничиваясь политико-событийной, экономической, военной стороной. История повседневности была в их произведениях частью макроконтекста жизни людей. Ф. Бродель считал, что ощутить повседневное существование человека можно, изучая структуры повседневности . В конце 1980-х и 1990-х гг. Американские исследователи, сторонники «новой культурной истории», обратили внимание на необходимость изучения признаков и смыслов повседневности. К. Герц рассматривал повседневную жизнь как определенный тип опыта, действия и знания. Представители третьего поколения школы «Анналов» Ж. Ле Гофф и Р. Шартье, дистанцировавшись от Ф. Броделя, пытались ограничить «историю ментальности» изучением повседневности .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы