История и обществознание Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Активные и интерактивные методы обучения в преподавании обществознания.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования активных и интерактивных методов обучения в преподавании обществознания 6
1.1. Особенности современного преподавания в школе 6
1.2. Педагогические условия применения активных и интерактивных методов обучения 8
Глава 2. Анализ активных и интерактивных методов обучения в преподавании обществознания 12
2.1. Сущность активных и интерактивных методов обучения 12
2.2. Сочетание активных и интерактивных методов в обучении обществознания 17
Заключение 26
Список источников и литературы 28

  

Введение:

 

Уроки обществознания должны стать средством активизации умственной деятельности, расширять познавательную деятельность и, наконец, побудить к самообразованию, ведь только осмысление необходимости и потребности в самостоятельном получении знаний формирует образованного человека.
Развитию человека способствует организация работы над решением задач. Самостоятельное открытие закона, формирования вывода в процессе практической работы, анализ ситуации с выдвижением гипотез и составление плана экспериментальной проверки дают ученикам возможность научиться синтетической и аналитической деятельности, ведет к более глубокому усвоению понятий и процессов, понимание целостной картины мира.
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что соответствующим образом подобранное содержание учебного материала и составленные на его основе познавательные задачи не в состоянии обеспечить эффективность обучения, если учащиеся не будут привлечены к активной деятельности, если между педагогом и учениками не будет налажено коммуникационного взаимодействия. И поэтому одним из путей активизации познавательной деятельности школьников является использование инновационных методов в процессе обучения и наблюдения за окружающей средой.
Значительный вклад в развитие проблемы исследования методов обучения в отечественной школе сделали известные ученые Ю.К. Бабанский, Я. Лернер, В.О. Онищук, M.М. Скаткин и другие, раскрывшие сущность, функции методов обучения и обосновавшие разные подходы к их классификации.
Закономерности применения методов обучения в процессе изучения обществознания исследовались многими педагогами и методистами: B.C. Анисимовой, О.Т. Бровкиной, А.Е. Богоявленским, Е.П. Бруновт, М.М, Верзилиных, В.И. Кузнецовой, A.C. Moлисом, Л.В. Ребровой и др.
На современном этапе одной из важных задач является дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, подготовка подрастающего поколения к жизни и труду. С каждым годом у нас совершенствуются организационные формы обучения и воспитания.
Таким образом, инновационные методы совместно с традиционными имеют большое познавательно-воспитательное значение. Они должны быть главной частью всей школьной работы.
Цель исследования – рассмотреть активные и интерактивные методы обучения в преподавании обществознания.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания школьников на уроке обществознания.
Предмет исследования: применение активных и интерактивных методов обучения в преподавании обществознания.
Гипотеза исследования: эффективность уроков будет наиболее высокой, если педагог систематически и целенаправленно применяет активные и интерактивные методы обучения, учитывает особенности каждого метода, материала урока, применяет их в комплексе, во взаимосвязи.
Для достижения цели определены следующие задачи:
— раскрыть содержание традиционных методов обучения в современном образовании;
— изучить характерные черты специфических методов обучения на уроках обществознания;
— охарактеризовать инновационные методы обучения;
— экспериментально проверить формы, методы и педагогические условия, в которых использование программы Smart Notebook становится средством повышения эффективности обучения.
Методы исследования: наблюдение, сравнительный анализ, педагогический эксперимент, метод математической обработки данных, прогнозирование педагогических явлений.
Теоретическая значимость исследования обусловлена систематизацией теоретического материала по проблеме инновационных технологий и методике обучения обществознанию.
Практическая значимость работы состоит в том, что материал работы может быть использован студентами во время прохождения педагогической практики, учителями обществознания.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Интерактивные методы обучения — прогрессивное направление, активно используются в мировой и отечественной педагогике со второй половине ХХ в. С развитием информационных технологий в первой половине XXI века, их внедрение только усиливается.
Инновационные методы делятся на активные и пассивные. К активным относят эвристическую беседу, учебную дискуссию, поисковую лабораторную работу, самостоятельную работу с книгой, с учебной программой, метод проектов, проблемную ситуацию на уроках.
Для усовершенствования и систематизации и формирования умений используются такие методы, как решение ситуационных задач, их анализ и проведение ролевых игр.
Активное обучение предполагает:
1) Самостоятельный творческий поиск решения учениками, повышенная степень мотивации.
2) Постоянное взаимодействие учителя или учебной машины с учениками с помощью прямых и обратных связей.
Инновационные методы обучения совместно с традиционными играют большую роль на уроках обществознания, данные методы способствует формированию партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, а также способствуют демократизации и гуманизации учебного процесса.
Во время урока, на котором используются как традиционные, так и инновационные методы обучения, воспитывается сознательная дисциплина, взаимопомощь, постоянная готовность учеников включиться в различные виды деятельности, развиваются элементы самостоятельности, творчества и инициативы.
Системность использования методических приемов активизации обеспечивает активное, а не репродуктивное изучения материала. Такие занятия расширяют знания обучаемых, не перегружая их.
Использование на уроке инновационных методов обучения повышает познавательный интерес, развивает память, мышление, внимание, фантазию, воображение, творческие способности, использование знаний, умений и навыков на практике, развивает самостоятельность, активизирует даже пассивных учеников, а потому достигается определенная результативность.
Данные методы облегчают усвоение материала, дают возможность повторить пройденное, четко организовать подготовку, проведение и подведение итогов, постановку познавательных и проблемных вопросов в процессе игры, привлечение всех учеников класса.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты использования активных и интерактивных методов обучения в преподавании обществознания

1.1. Особенности современного преподавания в школе

Современная педагогическая наука динамична и многогранна. XXI века — новейший этап развития теории образования, характеризующийся открытостью и новизной.
Педагогика трансформирована из теории воспитания в теорию воспитания и образования человека, сместив таким образом акцент в предмете исследования.
Причем ее микроуровень включает педагогику как теорию о построении процесса обучения и воспитания в образовательном учреждении; а макроуровень затрагивает ее взаимодействие с обществом, другими институтами, то есть системы образования как социального института.
В XX веке произошло существенное изменение в оценке и понимании категории «образования» .
В практической деятельности образование в научном понимании не включало полностью оценки воспитания личности.
Считалось, что образование является результатом обучения, а значит входит в него; обучение последовательно входит в воспитание (в широком смысле этого слова. Как в организованных формах (через систему образования), так и путем естественного усвоения в результате межпоколенного взаимодействия и влияния среды) .
Таким образом, складывалась лесенка «образование —> обучение —> воспитание».
Однако современное понимание образования расширилось и включает как минимум четыре трактовки: это ценность личности (человек затрачивает более 15 лет своей жизни на получение образования, и, следуя новой парадигме образования «Образование через всю жизнь» — Lifelong learning /LLL/, оно сопровождает современного специалиста в течение всей жизни), и ценность общества (общество прошло около 8 тысяч лет исторического развития для того, чтобы сформировать современную систему образования); это система образования — социальный институт; это процесс обучения и воспитания; и лишь затем результат усвоения знаний.
Образно можно сказать, что категория «образование» выходит из «тени» обучения и воспитания в педагогике и становится вровень с ними .
В индустриальном обществе сложилась парадигма, ориентированная на ценность знания («знание — сила!»).
В ней в качестве основных установок выступают принципы классической дидактики, методология, соответствующая рациональности. При таком подходе происходит управляемое движение ученика от «незнания к знанию», ученику отводится роль объекта .
Парадигма отражалась в определении образовательных задач в соответствии с требованиями общества.
Культурологический подход смещает акцент знаний на усвоение элементов культуры, обучения, поведения, общения.
Содержание образования наполняется культурными ценностями и смыслами .
Спектр элементов при таком подходе постоянно расширяется, добавляются явления взаимодействия культуры и общества.
Цель образования проектируется как овладение культурой, причем выделяют умственную и физическую культуру, эстетическую, профессиональную, экологическую, экономическую, политическую и др. виды культур. С другой стороны, компонентами содержания образования признаются общая, базовая и профессиональная культура .
Сама культурология как наука включает два основных значения: знания о культуре и теория культуры.
Соответственно данный подход помогает определить источник содержания образования, а также метод его исследования и проектирования.
Таким образом, дополняя идеи В.Н. Руденко, Б. П. Сайков дополняет его следующими основными параметрами культурологического подхода: образование — это феномен культуры, где решающий фактор развития профессионально-личностные качества; единство аксиологии и культурной антропологии для обеспечения комплексности данного научного подхода .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы