Психолого педагогические технологии Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Активные формы работы с родителями младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 


Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения активных форм работы с родителями младших школьников 5

1.1. Поощрение и наказание как способ взаимодействия на детей 5

1.2. Анализ форм работы учителя с родителями 12

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по поиску активных форм работы с родителями младших школьников. 17

2.1. Методика и организация исследования 17

2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 18

Заключение 25

Список использованных источников 27

Приложение 1. 29

  

Введение:

 

Одной из ключевых проблем педагогики обучения и воспитания детей является проблема взаимодействия учителя и родителей. Это выбор способа воздействовать на ребенка так, чтобы добиться от него желаемого поведения. От его эффективности довольно часто зависит и весь успех педагогического процесса. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль и в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе. Исследованиями доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия.

На сегодняшний день, довольно актуальным является вопрос о применении наказания и поощрения в воспитании ребенка родителями. Так происходит вследствие локальности значений понятий поощрение и наказание в системе воспитательных воздействий.

Цель исследования: изучение активных форм работы с родителями младших школьников.

Объект исследования: активные формы работы с родителями младших школьников.

Предмет исследования: изучение активных форм работы с родителями младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать различные теоретические исследования по теме работы.

2. Сформировать общее понятие о поощрении и наказании как методов педагогического воздействия родителей на детей.

3. Рассмотреть эффективность использования поощрения и наказания в педагогической деятельности в выборе активных форм взаимодействия учителя и родителей.

4. Опытно-экспериментальным путем выявить уровень сформированности знаний у родителей школьников.

Методы исследования.

− Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, анализ официальных документов (федеральный государственный образовательный стандарт младшего школьного образования», федеральный закон об образовании Российской Федерации), сравнение, обобщение;

− Эмпирические: наблюдение, опрос, беседа.

Теоретическая основа исследования: послужили следующие концепции и теоретические положения исследований:

— исследования по педагогической и возрастной психологии

(А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. А Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.),

Диагностические методики:

Наблюдение за поведением родителей и детей младшего школьного возраста (по Марковской И.М.); Беседа с родителями (модификация варианта О.И. Бочкаревой) «Мой ребенок»; Анкета «Определение родительских умений в воспитании» (О.Л. Зверева); Анкетирование родителей «Семейное воспитание» (Хроменко И.А.). Опросник «Биополе семьи» В.В. Бойко; Анкета «Определение родительских умений в воспитании» (О.Л. Зверева).

База исследования: Выборку исследования составили дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Одной из ключевых проблем педагогики обучения и воспитания детей является проблема стимулирования. Стимулирование понимается, как выбор способа воздействовать на ребенка так, чтобы добиться от него желаемого поведения. От его эффективности довольно часто зависит и весь успех педагогического процесса. На сегодняшний день актуален вопрос применения наказания и поощрения в воспитании ребенка.

В процессе работы мы проанализировали различные теоретические исследования методов поощрения и наказания и выявили их структурные изменения с течением времени.

Рассмотрели понятие «поощрение» и «наказание» в качестве методов педагогического воздействия. Наказанием является инструмент педагогического воздействия, который используется в тех случаях, если дети не выполняют какие-либо требования либо нарушают определённые нормы. Поощрение – инструмент педагогического воздействия, который выражает положительную оценку взрослого по отношению к ребенку, когда оценивается поведение, учеба и др. Считается, что поощрение побуждает к дальнейшим успехам. Множество педагогов гуманистов выступало против наказания, особенно физического характера: В.А. Сухомлинский, Я. Корчак, А.С. Макаренко и др.

В результате теоретического анализа литературы нами высказано предположение о том, что такие методы, как поощрение и наказание не должны являться доминирующими в воспитательной системе детей младшего школьного возраста. Организация педагогического взаимодействия родителей и детей раннего возраста будет результативной, если информировать родителей об общих закономерностях развития детей младшего школьного возраста, обогатить их опыт педагогического взаимодействия.

Гипотеза была проверена при помощи опытно-экспериментальной работы, которая была проведена с 24 семьями, имеющими детей в возрасте 4- 5 лет.

На констатирующем этапе был применён ряд диагностик, беседа, анкетирование, наблюдение. При помощи методики О.Л. Зверевой был выявлен уровень развития операционального компонента педагогической культуры. Высокий уровень отмечен лишь у 29 % родителей, средний и низкий соответственно у 29 % и 41 %. Оценка коммуникативного компонента по методике В.В. Бойко показала у 19 % родителей высокий уровень, у 45 % средний и у 35 % низкий уровень сформированности педагогической культуры.

Одновременно было отмечено, что родители часто применяют в воспитании поощрения и наказания, следовательно, гипотеза подтвердилась: такие методы, как поощрение и наказание не должны являться доминирующими в воспитательной системе детей младшего школьного возраста.

В связи с этим была выработана методика информирования родителей с целью повышения их педагогической грамотности и предоставления информации о альтернативных методах воспитания, адекватном использовании поощрений и наказаний.

Таким образом, нами достигнута цель исследования, в именно изучено влияние методов поощрения и наказания на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста. Выявлено, что при педагогически неверном использовании и чрезмерном их употреблении такие методы неблагоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка.

Проведение разнообразных мероприятий и предоставление информации родителям об эффективных способах взаимодействия с детьми поможет наладить взаимоотношения, что в целом благоприятно скажется на развитии и эмоциональном состояние школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

Поощрение и наказание как способ взаимодействия на детей

Для начала, следует определить, что же такое «наказание». На сегодняшний день, принято считать, что к наказанию относят любое осуждение, угрозу, порицание, с целью коррекции поведения детей в различный проблемных ситуациях.

Рассмотрим несколько определений понятия наказание.

Наказание – это мера воздействия, применяемая к кому-либо за какую-либо вину, проступок, преступление». [13]

В. Н. Худяков давал такое толкование наказанию- это метод педагогического воздействия на ребенка, в ходе которого происходит предупреждение и торможение нежелательных поступков, для того, чтобы вызвать у ребенка чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал выводы.

Наказание – это средство педагогического воздействия, которое используется в случаях невыполнения ребенком установленных требований и нарушения им принятых норм поведения.

Таким образом, можно определить психологический смысл наказания, он заключается в том, что взрослый достигает послушания ребенка не любыми способами, а, прежде всего, способами достижения личностной активности ребенка по преодолению ошибок и работы над собой, то есть ребенок должен понять свою ошибку, осознать ее, раскаяться и стараться не повторять ее.

Некоторые педагоги выделят тройное назначение наказания:

1. Исправить вред, причиненный дурным поведением,

2. Способствование тому, чтобы подобные действия не повторялись,

3. Снимать вину за содеянное.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы