Курсовая с практикой на тему Активные формы работы с родителями младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения активных форм работы с родителями младших школьников 5
1.1. Поощрение и наказание как способ взаимодействия на детей 5
1.2. Анализ форм работы учителя с родителями 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по поиску активных форм работы с родителями младших школьников. 17
2.1. Методика и организация исследования 17
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 18
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение 1. 29
Введение:
Одной из ключевых проблем педагогики обучения и воспитания детей является проблема взаимодействия учителя и родителей. Это выбор способа воздействовать на ребенка так, чтобы добиться от него желаемого поведения. От его эффективности довольно часто зависит и весь успех педагогического процесса. Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль и в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей в этом процессе. Исследованиями доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой. Дети, родители, педагоги – члены одного школьного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых зависит от характера их взаимодействия.
На сегодняшний день, довольно актуальным является вопрос о применении наказания и поощрения в воспитании ребенка родителями. Так происходит вследствие локальности значений понятий поощрение и наказание в системе воспитательных воздействий.
Цель исследования: изучение активных форм работы с родителями младших школьников.
Объект исследования: активные формы работы с родителями младших школьников.
Предмет исследования: изучение активных форм работы с родителями младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические исследования по теме работы.
2. Сформировать общее понятие о поощрении и наказании как методов педагогического воздействия родителей на детей.
3. Рассмотреть эффективность использования поощрения и наказания в педагогической деятельности в выборе активных форм взаимодействия учителя и родителей.
4. Опытно-экспериментальным путем выявить уровень сформированности знаний у родителей школьников.
Методы исследования.
− Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, анализ официальных документов (федеральный государственный образовательный стандарт младшего школьного образования», федеральный закон об образовании Российской Федерации), сравнение, обобщение;
− Эмпирические: наблюдение, опрос, беседа.
Теоретическая основа исследования: послужили следующие концепции и теоретические положения исследований:
— исследования по педагогической и возрастной психологии
(А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, В. А Сухомлинский, Д.Б. Эльконин и др.),
Диагностические методики:
Наблюдение за поведением родителей и детей младшего школьного возраста (по Марковской И.М.); Беседа с родителями (модификация варианта О.И. Бочкаревой) «Мой ребенок»; Анкета «Определение родительских умений в воспитании» (О.Л. Зверева); Анкетирование родителей «Семейное воспитание» (Хроменко И.А.). Опросник «Биополе семьи» В.В. Бойко; Анкета «Определение родительских умений в воспитании» (О.Л. Зверева).
База исследования: Выборку исследования составили дети младшего школьного возраста в количестве 20 человек.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Заключение:
Одной из ключевых проблем педагогики обучения и воспитания детей является проблема стимулирования. Стимулирование понимается, как выбор способа воздействовать на ребенка так, чтобы добиться от него желаемого поведения. От его эффективности довольно часто зависит и весь успех педагогического процесса. На сегодняшний день актуален вопрос применения наказания и поощрения в воспитании ребенка.
В процессе работы мы проанализировали различные теоретические исследования методов поощрения и наказания и выявили их структурные изменения с течением времени.
Рассмотрели понятие «поощрение» и «наказание» в качестве методов педагогического воздействия. Наказанием является инструмент педагогического воздействия, который используется в тех случаях, если дети не выполняют какие-либо требования либо нарушают определённые нормы. Поощрение – инструмент педагогического воздействия, который выражает положительную оценку взрослого по отношению к ребенку, когда оценивается поведение, учеба и др. Считается, что поощрение побуждает к дальнейшим успехам. Множество педагогов гуманистов выступало против наказания, особенно физического характера: В.А. Сухомлинский, Я. Корчак, А.С. Макаренко и др.
В результате теоретического анализа литературы нами высказано предположение о том, что такие методы, как поощрение и наказание не должны являться доминирующими в воспитательной системе детей младшего школьного возраста. Организация педагогического взаимодействия родителей и детей раннего возраста будет результативной, если информировать родителей об общих закономерностях развития детей младшего школьного возраста, обогатить их опыт педагогического взаимодействия.
Гипотеза была проверена при помощи опытно-экспериментальной работы, которая была проведена с 24 семьями, имеющими детей в возрасте 4- 5 лет.
На констатирующем этапе был применён ряд диагностик, беседа, анкетирование, наблюдение. При помощи методики О.Л. Зверевой был выявлен уровень развития операционального компонента педагогической культуры. Высокий уровень отмечен лишь у 29 % родителей, средний и низкий соответственно у 29 % и 41 %. Оценка коммуникативного компонента по методике В.В. Бойко показала у 19 % родителей высокий уровень, у 45 % средний и у 35 % низкий уровень сформированности педагогической культуры.
Одновременно было отмечено, что родители часто применяют в воспитании поощрения и наказания, следовательно, гипотеза подтвердилась: такие методы, как поощрение и наказание не должны являться доминирующими в воспитательной системе детей младшего школьного возраста.
В связи с этим была выработана методика информирования родителей с целью повышения их педагогической грамотности и предоставления информации о альтернативных методах воспитания, адекватном использовании поощрений и наказаний.
Таким образом, нами достигнута цель исследования, в именно изучено влияние методов поощрения и наказания на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста. Выявлено, что при педагогически неверном использовании и чрезмерном их употреблении такие методы неблагоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка.
Проведение разнообразных мероприятий и предоставление информации родителям об эффективных способах взаимодействия с детьми поможет наладить взаимоотношения, что в целом благоприятно скажется на развитии и эмоциональном состояние школьников.
Фрагмент текста работы:
Поощрение и наказание как способ взаимодействия на детей
Для начала, следует определить, что же такое «наказание». На сегодняшний день, принято считать, что к наказанию относят любое осуждение, угрозу, порицание, с целью коррекции поведения детей в различный проблемных ситуациях.
Рассмотрим несколько определений понятия наказание.
Наказание – это мера воздействия, применяемая к кому-либо за какую-либо вину, проступок, преступление». [13]
В. Н. Худяков давал такое толкование наказанию- это метод педагогического воздействия на ребенка, в ходе которого происходит предупреждение и торможение нежелательных поступков, для того, чтобы вызвать у ребенка чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал выводы.
Наказание – это средство педагогического воздействия, которое используется в случаях невыполнения ребенком установленных требований и нарушения им принятых норм поведения.
Таким образом, можно определить психологический смысл наказания, он заключается в том, что взрослый достигает послушания ребенка не любыми способами, а, прежде всего, способами достижения личностной активности ребенка по преодолению ошибок и работы над собой, то есть ребенок должен понять свою ошибку, осознать ее, раскаяться и стараться не повторять ее.
Некоторые педагоги выделят тройное назначение наказания:
1. Исправить вред, причиненный дурным поведением,
2. Способствование тому, чтобы подобные действия не повторялись,
3. Снимать вину за содеянное.