Методика изобразительного искусства Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Активизация творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы активизации творческой
деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в школе. 6

1.1. Понятие творческой деятельности учащихся. 6

1.2. Методы и педагогические условия активизации
творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства. 14

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации
творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в школе. 23

2.1. Диагностика начального уровня развития творческих
способностей учащихся  23

2.2. Содержание работы по активизации творческой
деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в школе. 28

2.3. Анализ результатов исследования. 35

Заключение. 40

Список литературы.. 42

Приложение. 45

Приложение А.. 45

Приложение Б. 52

Приложение В.. 56

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Формирование и развитие творческой активности детей следует рассматривать как
одну из важных задач в процессе обучения и совершенствования человека. От того,
насколько развиты творческое мышление и способности ребенка, зависят и активная
жизненная позиция, и успешность гармонического развития личности. Особенно
важно развивать творческую составляющую в подростковом возрасте, когда
происходит становление личности. Поэтому перед педагогом встает вопрос поиска
наиболее эффективных приемов, средств, педагогических технологий и методов,
способных активизировать творческую деятельность на уроках изобразительного
искусства в школе.

Изучение
такого предмета, как «Изобразительное искусство» должно выполнять следующие
задачи:


сохранение, развитие и преумножение интереса и уважительного отношения не
только к культурному наследию народов нашей страны, но и к ценностям мировой
культуры;


приобщение к истории культуры нашего государства, как неотъемлемой части
культуры духовной; ‒ формирование художественного вкуса,
целостного образного мышления, воображения, правильного восприятия
действительности.

Современное
художественное образование обязательно включает в себя формирование и развитие
творческих способностей. Уровень творческих способностей обучающихся зависит от
систематического и целенаправленного руководства творческой
учебно-познавательной деятельностью. Учителю необходимо выработать стратегию
активизации творческой деятельности обучающихся. Педагог должен создавать такие
условия, которые будут стимулировать проявление креативности в посильной для
детей деятельности и способствовать обретению опыта творческого решения любых
задач: как учебных, так и жизненных. Формирование творческой активности детей
не обходится без развития  образного
мышления и воображения.

Процесс
формирования творческой личности исследовали отечественные и зарубежные ученые
— Н.М. Анисимов, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, В.В. Краевский, В.Г.
Разумовский, Т. Рибо, Ю. П. Саламатов, П. Торране, А.В. Хуторской и др.

В исследованиях В.И.
Андреева, Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, З.И. Калмыковой, А.В.
Хуторского отмечается важная роль школьного образования для формирования
творческой деятельности, т.к. именно детский возраст является благоприятным
периодом для их развития. В.Г. Разумовский, А.В. Хуторской, В.А. Сластенин
доказывают, что творчество является источником развития личности ребенка.
Исследования Л.С. Выготского, Ю.Т. Кулюткина, Г.С. Сухобской, И.И. Родак
показали, что недостаточная реализация в обуч

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак,
в ходе выполнения работы были получены следующие результаты:

1. Изучено понятие творческой деятельности
учащихся. Само понятие творческой деятельности включает следующее. Творческая
деятельность – это комплекс, состоящий из умственной, физической деятельности,
кропотливого труда в приобретении художественных навыков, воображения и
чувства. Было выявлено, что творческая деятельность непосредственно в
художественном образовании – это не только создание детьми нечто нового и
уникального, но и умение анализировать, исследовать, находить ассоциации,
фантазировать.

2. Были рассмотрены методы и педагогические
условия активизации творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного
искусства. Для активизации творческой деятельности учащихся на занятиях педагогу
важно создать непринужденную обстановку и следовать необходимым условиям,
привить учащимся позитивное отношение к учебе. Это можно сделать с помощью
различных методов и приемов активизации творческой деятельности, таких как:
метод «мозгового штурма», метод ассоциаций, проектного обучения и других.

Был выявлен начальный
уровень развития творческих способностей учащихся. Для этого провели опытно-экспериментальную
работу. В данном исследовании был выбран метод диагностики творческих
способностей у учащихся тест Е.П. Торренса (в адаптации Е.Е.Туник), а именно
две методики: Методика №1. «Дорисовывание фигур», в модификации О.М. Дьяченко.
Методика №2. «Создание рисунка». Результат проведенной экспериментальной работы
показал, что большая часть учащихся имеет средний уровень развития творческих
способностей

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы активизации творческой
деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства в школе

1.1. Понятие творческой деятельности учащихся

Понятие
«творчество» является предметом анализа многих наук: философии, психологии,
культурологи, педагогики и искусствознания. Однако, кроме научной области,
слово «творчество» употребляется и в повседневной деятельности людей.

Исследования
проблемы творчества и творческой деятельности в различных видах деятельности
рассматривались в исследованиях Д. Б. Богоявленской, А.Н. Лука, A.M. Матюшкина,
Я.А. Пономарева, М.Г. Ярышевского.

В
понимании Л.С. Выготского творчество предстает как создание нового, в том числе
и во внутреннем мире самого субъекта. В работах К.К. Платонова творчество
понимается как высшая форма мышления, когда человек при решении задач зачастую
выходит за пределы требуемого, пытаясь решить их не только известными
способами.

Психологические
аспекты развития творчества А.Л. Галин рассматривает с учетом
характерологических особенностей творящей личности, выделяя особенности
развития творчества в соответствии с типами характера. При этом он описывает
следующие основные элементы творческого процесса: ознакомление с явлением,
осмысление, кристаллизация идеи на уровне подсознания, еѐ выражение вовне или
осознание, проверка идеи. В своей работе А.Л. Галин доказывает, что творческий
подход одинаков для всех видов деятельности. В свою очередь Г.Я. Буш выделяет в
творческом процессе создания изобретения четыре стадии: подготовка, замысел,
поиск, реализация. Каждая из стадий опирается на информацию об изобретении,
опорные знания и методику изобретательства, поэтому каждой из них соответствуют
свои методы.

Всякое
творчество субъективно в том смысле, что создаваемые в его процессе объекты
соответствуют потребностям субъекта деятельности, обладают новизной для
субъекта деятельности (субъективной новизной) и значимы, полезны для него [9].

Рассматривая
творчество как специфический вид человеческой деятельности, авторы выделяют в
нем такие характеристики, как новизна и общественная значимость нового, особо
ценного для обогащения культуры, при этом указывая на важнейшие аспекты
(признаки), связанные с самореализацией личности, ее предметным утверждением в
мире.

Если
результат творческой деятельности субъекта может быть новым для всего
человечества (то есть обладает объективной новизной), исходя из анализа
имеющейся информации во всем мире на момент получения этого результата, а также
является полезным и значимым для общества или человеческой цивилизации в целом,
то мы называем такое творчество объективным творчеством [8].

Многие
исследователи отмечают, что творчество является высшей формой поисковой
активности и естественной потребностью человека. В понимании Д.Б. Богоявленской
творчество выступает как высшая форма активности, в которой умственные
способности составляют фундамент. Определяя широту и глубину познавательного
интереса, они проявляются, преломляясь через структуру личности. Исходя из
вышесказанного, творчество определяется как вид человеческой деятельности,
направленный на решение творческой задачи, разрешение противоречия. Для этой
деятельности необходимы объективные, социальные, моральные и субъективные
личностные условия, такие как знания, умения, творческие способности. При этом
результат творческой деятельности должен обладать новизной и оригинальностью,
личной и социальной значимостью [12].

Как постоянное
преобразование содержания внутреннего мира человека рассматривает творчество
Д.В. Колесов. При этом особенностью творческого человека, по мнению
исследователя, является повышенный интерес к новому в своем внутреннем мире: к
новым образам, новым мыслям; ему интересно, что еще он может из этого
внутреннего мира получить [5]. Исходя из этого, творчество осознается

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы