Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Активизация познавательной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие познавательной деятельности младших школьников 6
1.2. Методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников 10
ГЛАВА 2. ОПЫТ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 18
2.1. Содержание работы учителя начальных классов по активизации деятельности младших школьников 18
2.2. Опыт работы учителя начальной школы по активизации познавательной деятельности младших школьников в педагогической практике Камчатских учителей 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Познавательная активность – залог успеваемости учащихся. Любознательность, любопытство, интерес является стимулом к обучению и к любой деятельности. Дидактические игры в этом процессе играют важную роль, ведь выступают одним из главных источников познания человека и мира, усвоения важных культурных и морально-этических ценностей, саморазвития личности. На уроках в начальной школе одна из важных задач учителя – сформировать познавательную компетентность ученика и максимально развить у него желание и потребность познания нового. Эти качества напрямую зависят от уровня познавательной активности учащихся. Именно поэтому вопрос ее развития – актуальный. Устойчивый познавательный интерес является основой всей учебно-воспитательной работы с детьми, залогом развития творческой активности и наращивание культуры учебной деятельности. В начальной школе важно пробудить познавательную активность учащихся, что станет фундаментом развития творческой активности личности.
Одним из путей обновления современного учебного процесса является практическое внедрение и использование инновационных средств обучения, которые стимулируют познавательную активность учащихся и способствуют эффективному усвоению ими учебного материала, приобретению умений и навыков. Профессиональное сочетание традиционного обучения и применения на уроках инновационных средств обеспечит формирование познавательного интереса и активности учащихся. Эффективно эта проблема может решаться путем внедрения современных педагогических технологий, в частности дидактических игр. Такой подход обеспечивает одновременное развитие, обучение и воспитание детей, потому как активизирует творческую и познавательную деятельность.
Степень разработанности. Вопрос познавательной активности и познавательного интереса исследовали такие ученые, как И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др. Психологические аспекты обучения младших школьников, их возрастные возможности и особенности познавательной деятельности освещены в работах Б.Г. Ананьева, Д. Б.Богоявленской, Л.С. Выготского, Н.Ф. Добрынина, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, и др. Важное место в системе средств развития младших школьников занимает игра. Ее влияние раскрыто в работах педагогов-классиков (Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.), психологов (А.Е.Аркин, М.Я.Басов, П.П.Блонский, Н.Ф.Виноградова, Д.Б. Эльконин, Д.Н.Узнадзе и др.), педагогов (Л.В. Артемова, А.И.Сорокина, А.П.Усова и др.).
Проблема исследования: Каково содержание учителя начальных классов по активизации работы познавательной деятельности младших школьников.
Объект: Учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: Активизация познавательной деятельности младших школьников.
Цель работы: Определить содержание работы учителя начальных классов по активизации познавательной деятельности младших школьников.
Задачи:
1. Определить сущность понятия познавательной деятельности младших школьников.
2. Изучить методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников.
3. Проанализировать опыт работы учителя начальных классов по активизации познавательной деятельности младших школьников в педагогической практике Камчатского региона.
Методы исследования. В работе проводится анализ научно-исследовательских источников и литературы по теме исследования, анализируется практический опыт деятельности педагогов, направленной на активизацию познавательной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

В ходе проведенной работы были выполнены следующие задачи:
1. Определена сущность понятия познавательной деятельности младших школьников.
Воспитание активного отношения к знаниям, науке вообще невозможно без развития любознательности, стремления к знаниям, интереса к познанию. Строгие, категорические требования, наказания, административные меры бессильны, если у ребенка нет потребности учиться, если познавательная деятельность для него лишена жизненного содержания.
Поскольку интерес вызывает общую тенденцию обращать внимание на определенные объекты и явления окружающего мира с целью их познания или на выполнение определенного вида деятельности, то он влияет на все без исключения психические процессы, направляя их в нужное русло. Речь идет, прежде всего, о внимании к объекту интереса, которое с физиологической точки зрения объясняется возникновением в коре больших полушарий головного мозга очага оптимального возбуждения. Известно, что в состоянии заинтересованности ребенок все усваивает быстро.
2. Изучены методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников.
Задача педагога: расширять объем информации; третий этап: познавательный интерес имеет действенный характер. Преобладает волевой структурный компонент. Задача учителя: развивать сознательное отношение к познанию. Методика работы по развитию у детей младшего школьного возраста познавательных интересов рассчитана на творческое руководство со стороны педагога. Работа с воспитанниками требует от педагога творческого выбора доминирующих методов реализации содержания (рассказ, беседа, поисковая работа) и вспомогательных, регулирующих участие детей в познании. К ним относятся: ситуация успеха, опора на жизненный опыт, дидактическая игра, другие средства интерес. Процесс формирования у детей познавательного интереса требует знаний педагога об индивидуальных проявлениях, наклонностях и возможности воспитанников, твоего подхода к стимулированию их деятельности. Задачи на формирование различных структурных компонентов познавательного интереса вне занятий в соответствии организованном учебно-игровой среде можно разделить на три группы: задачи на формирование эмоционального компонента познавательного интереса; задания на формирование интеллектуального компонента познавательного интереса; задание на формирование волевого компонента познавательного интереса.
3. Проанализирован опыт работы учителя начальных классов по активизации познавательной деятельности младших школьников в педагогической практике Камчатского региона.
Система познавательных задач может стать полноценным дидактическим средством только при выполнении таких требований:
а) задачи должны соответствовать содержанию программного материала;
б) сложность задач и способов их выполнения должна постепенно расти;
в) задания должны быть посильными для детей данной возрастной группы;
г) задачи должны положительно влиять на процесс формирования естественных знаний и познавательных интересов детей;
д) наличие вариативность задач;
е) непрерывность воздействия на процесс формирования и развития познавательных интересов детей.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, Деятельность педагога по организации совместной работы с детским коллективом во внеурочное время отмечается рядом особенностей и специфичностью. Такая деятельность направлена на удовлетворение интересов, стремлений, склонностей учащихся, предполагает творчество, инициативу учащихся в осуществлении задач воспитательной работы во внеурочное время

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Познавательная активность – залог успеваемости учащихся. Любознательность, любопытство, интерес является стимулом к обучению и к любой деятельности. Дидактические игры в этом процессе играют важную роль, ведь выступают одним из главных источников познания человека и мира, усвоения важных культурных и морально-этических ценностей, саморазвития личности. На уроках в начальной школе одна из важных задач учителя – сформировать познавательную компетентность ученика и максимально развить у него желание и потребность познания нового. Эти качества напрямую зависят от уровня познавательной активности учащихся. Именно поэтому вопрос ее развития – актуальный. Устойчивый познавательный интерес является основой всей учебно-воспитательной работы с детьми, залогом развития творческой активности и наращивание культуры учебной деятельности. В начальной школе важно пробудить познавательную активность учащихся, что станет фундаментом развития творческой активности личности.
Одним из путей обновления современного учебного процесса является практическое внедрение и использование инновационных средств обучения, которые стимулируют познавательную активность учащихся и способствуют эффективному усвоению ими учебного материала, приобретению умений и навыков. Профессиональное сочетание традиционного обучения и применения на уроках инновационных средств обеспечит формирование познавательного интереса и активности учащихся. Эффективно эта проблема может решаться путем внедрения современных педагогических технологий, в частности дидактических игр. Такой подход обеспечивает одновременное развитие, обучение и воспитание детей, потому как активизирует творческую и познавательную деятельность.
Степень разработанности. Вопрос познавательной активности и познавательного интереса исследовали такие ученые, как И.Ф. Харламов, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др. Психологические аспекты обучения младших школьников, их возрастные возможности и особенности познавательной деятельности освещены в работах Б.Г. Ананьева, Д. Б.Богоявленской, Л.С. Выготского, Н.Ф. Добрынина, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, и др. Важное место в системе средств развития младших школьников занимает игра. Ее влияние раскрыто в работах педагогов-классиков (Я. А. Коменский, К.Д. Ушинский и др.), психологов (А.Е.Аркин, М.Я.Басов, П.П.Блонский, Н.Ф.Виноградова, Д.Б. Эльконин, Д.Н.Узнадзе и др.), педагогов (Л.В. Артемова, А.И.Сорокина, А.П.Усова и др.).
Проблема исследования: Каково содержание учителя начальных классов по активизации работы познавательной деятельности младших школьников.
Объект: Учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: Активизация познавательной деятельности младших школьников.
Цель работы: Определить содержание работы учителя начальных классов по активизации познавательной деятельности младших школьников.
Задачи:
1. Определить сущность понятия познавательной деятельности младших школьников.
2. Изучить методы и приёмы активизации познавательной деятельности младших школьников.
3. Проанализировать опыт работы учителя начальных классов по активизации познавательной деятельности младших школьников в педагогической практике Камчатского региона.
Методы исследования. В работе проводится анализ научно-исследовательских источников и литературы по теме исследования, анализируется практический опыт деятельности педагогов, направленной на активизацию познавательной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка литературы и приложений.

 

Список литературы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие познавательной деятельности младших школьников

В психологической и педагогической литературе изложены результаты специальных исследований, в которых раскрывается роль интереса в образовательном процессе. Все авторы подчёркивают исключительно большое значение интереса в структуре учебно-познавательной деятельности.
Анализ этих исследований свидетельствует о необходимости пересмотра, уточнения и расширения научных представлений об определяющих факторах учебной успеваемости учащихся. Воспитание активного отношения к знаниям, науке вообще и к учебной деятельности, в частности, невозможно без развития любознательности, стремления к знаниям, интереса к познанию [4, 43].
Интерес является мощным средством успешного обучения и воспитания, необходимым условием достижения положительных результатов.
Рассмотрим, как в психолого-педагогической литературе раскрывается природа интереса, то есть его сущность, структура, взаимосвязи с отдельными компонентами учебного процесса.
Интерес — это избирательное эмоционально-познавательное отношение личности к предметам, явлениям, событиям окружающей действительности. Здесь вступают в единстве объект интереса, что имеет захватывающие, привлекательные стороны, и субъект, для которого эти стороны жизненно важные [37].
Иными словами, умение что-то увидеть, удивиться, восхититься, захотеть немедленно понять, что, почему и как происходит, найти в себе силы, чтобы отыскать ответы на эти вопросы, а не отступить перед трудностями, а получив ответ, вновь стремиться вперед, в неизведанное — — все это, вместе взятое, и есть интерес [27]. Интерес эмоциональный, он дарит радость творчества, радость познания, он прочно связан с остротой восприятия окружающего мира, вниманием, памятью, мышлением и волей. Интерес основывается на ориентировочно-исследовательском рефлексе. И.П. Павлов удачно назвал его рефлексом «Что такое?» [30].
Познавательный интерес — вид мотивов, форма проявления познавательных потребностей, проявляется в стремлении к познанию объекта или явления, овладение определенным видом деятельности; имеет выборочный характер; является важнейшим стимулом к обучению [33].
Поскольку интерес вызывает общую тенденцию обращать внимание на определенные объекты и явления окружающего мира с целью их познания или на выполнение определенного вида деятельности, то он влияет на все без исключения психические процессы, направляя их в нужное русло. Речь идет, прежде всего, о внимании к объекту интереса, которое с физиологической точки зрения объясняется возникновением в коре больших полушарий головного мозга очага оптимального возбуждения. Известно, что в состоянии заинтересованности ребенок все усваивает быстро. Умственная деятельность под влиянием интереса становится все более сосредоточенным, появляются размышления, побуждающие к определенным действиям.
Строгие, категорические требования, наказания, административные меры бессильны, если у ребенка нет потребности, учиться, если познавательная деятельность для него лишена жизненного содержания.
Поскольку познавательный интерес вызывает общую тенденцию обращать внимание на определенные объекты и явления окружающего мира с целью их познания или на выполнение определенного вида деятельности, то он влияет на все без исключения психические процессы, направляя их в нужное русло [22, 18].
Речь идет, прежде всего, о внимании к объекту интереса, которое с физиологической точки зрения объясняется возникновением в коре больших полушарий головного мозга очага оптимального возбуждения.
Известно, что в состоянии заинтересованности ребенок все усваивает быстро. Умственная деятельность под влиянием интереса становится все более сосредоточенной, появляются размышления, побуждающие определенные действия.
Таким образом, анализ литературы выявил ведущую роль познавательной компетентности в общей структуре учебной деятельности школьника, позволил составить её общую характеристику и уточнить определения основных понятий.
Под познавательной компетентностью в проводимом исследовании будем понимать личностное качество обучающегося, интегрирующее совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, эвристической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными объектами, которые изучаются школьником [25, 29].
Потребность школьников в активной умственной деятельности мобилизует их познавательный интерес. Если содержание и организация повседневной учебной работы удовлетворяет эту потребность, интерес к познанию нового усиливается и растет. Это четко показали специальные исследования ученых Л.В. Занкова, Н.А. Менчинской, А.А. Люблинской и других [20].
Выводы
Анализируя содержание познавательных интересов и их роль в развитии ребенка можно сделать следующие выводы:
1. Эффективность обучения во многом зависит от его мотивов. В системе мотивов учения место занимают учебные, в частности познавательные, интересы детей. От их наличия зависит действенность и других мотивов учения, которые называют «социальными мотивами» (чувство долга, осознание необходимости и жизненной важности образования и т.д.)
Однако не всегда обучение побуждается интересом воспитанников к нему как к деятельности, что негативно отражается на качестве усвоения детьми знаний, умений и навыков. Чтобы предотвратить это, надо специально изучать учебные познавательные интересы воспитанников, факторы, обусловливающие их, и пути формирования интереса в процессе обучения.
2. Исследования показали, что изменения в структуре и функции познавательных интересов вызывают перестройку всей структуры учебных интересов. Познавательные интересы, на которые в первую очередь влияет обучение, проходят сложный путь развития.
Так, интерес школьников к учебным занятиям имеет преимущественно непосредственный характер. Он проявляется в заинтересованности содержанием деятельности, новизной объектов познания, возможностью общения с ровесниками. Учебная деятельность привлекает ребенка, прежде всего, как процесс, что дает ему возможность проявить свою активность.
3. Исследования показали, что формирование познавательного интереса является и результатом, и необходимым условием обучения. Не случайно интерес образно сравнивают с катализатором, который облегчает и ускоряет мыслительные реакции, с ферментом, что позволяет детям ассимилировать новые сведения.
Интересы меняют психический мир ребенка. Интерес к делу и связанное с ним бодрое и хорошее настроение ребенка повышает производительность его познавательной деятельности, уровень логического мышления. И наоборот, отсутствие интереса, бесперспективность, снижают успешность работы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы