Методика преподавания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Активизация навыков говорения на русском языке в таджикской школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы активизации навыков
говорения на русском языке как иностранном. 6

1.1. Говорение как вид иноязычной речевой деятельности. 6

1.2. Средства активизации навыков говорения на русском
языке как иностранном  11

Выводы по первой главе. 17

Глава 2. Исследование навыков говорения на русском языке
учащихся в таджикской школе. 18

2.1. Организация и методика исследования. 18

2.2.  Анализ  и 
интерпретация  результатов  исследования 
навыков говорения  19

Выводы по второй главе. 21

Глава 3. Экспериментальная работа по активизации навыков
говорения на русском языке как иностранном. 22

3.1. Анализ учебника по русскому языку для учащихся 9-го
класса (авторы Т.В. Гусейнова и Д.Х. Шабурова) 22

3.2. Система упражнений. 25

3.3. Проверка эффективности проведенной работы.. 34

Выводы по третьей главе. 37

Заключение. 38

Список использованной литературы.. 41

Приложение 1. 45

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.
В современных условиях возрастающей интеграции российского образования в
мировое образовательное пространство одним из важнейших требований к будущим
специалистам является владение русским языком как иностранным, обеспечивающее
эффективное профессиональное взаимодействие в современном поликультурном и
мультилингвальном мире. Этим и обусловлена актуальность темы данного
исследования.

Считаем, что решению этой
проблемы будет способствовать работа по активизации навыков говорения, в
частности, учащихся в таджикской школе, будет способствовать работа с
художественным текстом.

Используя художественные
тексты в учебном процессе по русскому языку как иностранному, учитель может
решать различные цели и задачи. По мнению С.Н. Воробьевой, использование
художественных произведений в курсе русского языка как иностранного (РКИ)
способствует формированию и развитию познавательной активности учащихся,
позволяет им получить страноведческие сведения, информацию о действительности и
истории русского народа, о русской культуре. Кроме этого, использование текстов
художественной литературы создает условия для повышения речевой культуры,
расширения словарного запаса учеников. Работа с художественными текстами
способствует формированию речевых навыков и умений в разных видах речевой
деятельности: чтении, аудировании, говорении, письме. Кроме этого, в работе с
художественным текстом происходит совершенствование умений построения учащимися
собственных высказываний, развития умений диалогической и монологической речи
на русском языке (С.Н. Воробьева [6, с. 51]).

С учетом сказанного выше,
художественный текст представляет собой важнейший материал при обучении
русскому языку как иностранному в таджикской школе.

Степень изученности
проблемы. Разработкой теоретических и практических вопросов
развития навыков говорения и иноязычной коммуникативной компетенции в целом
занимались многие исследователи: И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова,
И.А. Зимняя, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова и др.
Ученые рассматривают иноязычную коммуникативную компетенцию как способность
человека понимать и воспроизводить иностранный язык в соответствии с
социолингвистической ситуацией реальной жизни, а также как способность
полноценно общаться на иностранном языке в устной и письменной формах в
разнообразных ситуациях для решения задач межличностного и межкультурного
взаимодействия.

Сегодня методисты при
обучении русскому языку как иностранному уделяют много внимания художественным
текстам и их использованию в образовательном процессе (А.А. Акишина,
А.Е. Иванова, А.В. Коротышев, Н.В. Кулибина). Однако, несмотря
на все описанные преимущества, получаемые студентами при изучении русского языка
как иностранного через художественные тексты, которые давно являются объектом
исследований в области преподавания русского языка как иностранного, все же
этот вопрос остается не до конца изученным.

Объектом исследования является
процесс обучения русскому языку как иностранному учащихся в таджикской школе.

Предметом исследования является
активизация навыков говорения на русском языке у учащихся в таджикской школе.

Цель исследования состоит
в выявлении специфики активизации навыков говорения на русском языке у учащихся
в таджикской школе.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность
говорения как вида иноязычной речевой деятельности.

2. Описать средства
активизации навыков говорения на русском языке как иностранном.

3. Провести исследование
навыков говорения на русском языке учащихся в таджикской школе.

4. Провести анализ
учебника по русскому языку для учащихся 9-го класса (авторы Т.В. Гусейнова и
Д.Х. Шабурова).

5. Разработать и
апробировать систему упражнений, направленных на активизацию навыков говорения
на русском языке в таджикской школе.

6. Определить
эффективность предложенной системы упражнений, направленных на активизацию
навыков говорения на русском языке в таджикской школе.

Методы исследования:

— анализ литературы
по теме исследования;

— синтез и
обобщение;

— анализ учебника
по русскому языку как иностранному;

— беседа.

Базой исследования
послужило: ________________________________.

Выборку исследования
составили. 15 учащихся 9-го класса. Возраст испытуемых – 14-15 лет.

Хронологические рамки:
исследование проводилось в период с ___ по ___.

Структура курсовой работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы и одного приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной работе была раскрыта сущность говорения как вида
речевой деятельности. В результате решения данной задачи было установлено, что
говорение, регулирующее речевое поведение, – это одно из самых необходимых
условий формирования человека как личности, продукт социального взаимодействия.

Трактовка понятия
говорения является «двополюсной»:

1) говорение является
деятельностью говорящего, который осуществляет взаимодействие с другими членами
определенного языкового коллектива посредством языка; это использование
различных средств языка с целью передачи сложного содержания, включая, помимо
собственно информации, обращения к слушателю, побуждение к действию
(определенного ответа) и т.д.;

2) говорение является
образованием звуковой речи, которая также предусматривает слуховое восприятие
обучающимся звучащей речи, при этом огромная роль отводится слуховому контролю.
Говорящий создает высказывание, которое рассчитано на восприятие его адресатом
– слушателем, реакцию и обратную связь (ответ словом или поступком).

Описана специфика
активизации навыков говорения на основе работы с художественным текстом в курсе
русского языка как иностранного. В результате решения данной задачи мы пришли к
выводу, что использование русских текстов художественной литературы в процессе
изучения русского языка как иностранного в целом, а также с целью активизации
навыков говорения учащихся в таджикской школе, создает благоприятную почву для
развития их коммуникативных умений, обеспечивает их активность и личную
заинтересованность в уроке русского языка как иностранного. Знакомство с
ценностями культуры русского народа, представленными в тексте, опора на опыт в
общении способствует воспитанию толерантности к другим культурам, развитию
социокультурной компетенции обучающихся.

Специфика использования
текста художественной литературы на уроке РКИ состоит в том, чтобы правильно
подобрать текст в соответствии с темой занятия, изучаемым
лексико-грамматическим материалом, правильно построить работу с этим текстом.

Проведено исследование
навыков говорения у учащихся 9-го класса. На констатирующем этапе исследования
было установлено, что: высоким уровнем обладают 3 школьников (20%); средним
уровнем – 6 учащихся (40%); уровнем ниже среднего – 4 учащихся (27%); с низким
уровнем —
2 учащихся (13%).

Таким образом, оценивание
навыков говорения на констатирующем этапе показало, что преобладающим уровнем
навыков говорения учащихся является средний уровень, однако есть и дети с
уровнем ниже среднего и низким уровнем. С таким детьми необходимо проводить
систематическую и целенаправленную работу по активизации навыков говорения.

Считаем, что такую работу
нужно проводить на основе художественного текста. Поэтому на формирующем этапе
исследования была разработана и апробирована система упражнений для активизации
навыков говорения на основе русских художественных текстов.

Тексты
художественных произведений – это речевые образы, которые в силу своих
особенностей являются дидактическим материалом, который представляет собой
предмет наблюдения, исследования, важное средство решения учебных задач, что
обусловлено тем, что художественная литература – это искусство слова, высшая
форма национальной языковой культуры. Обращение к художественным произведениям
– это, по сути, обращение к нормам литературного языка, так как язык
художественных произведений является не только вершиной речевой культуры, но и
мерилом, и «точкой отсчета» языковых и стилистических явлений, осознаваемых как
нормативные.

Поэтому основная причина
обращения на занятиях по русскому языку как иностранному к художественным
произведениям – это их язык, который наглядно показывает жизнь языковых единиц,
закономерности их функционирования, то есть представляет собой яркую
иллюстрацию языковых явлений.

Основные принципы работы
с художественным текстом, способствующие активизации навыков чтения, говорения
и письма являются следующими: принцип коммуникативности; принцип доминирующей
роли упражнений; принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности;
принцип учета родного языка; принцип аппроксимации.

Работа с текстами предполагала реализацию следующих этапов:
дотекстовый (предтекстовый), притекстовый и послетекстовый.

На контрольном этапе
исследования оценивание навыков говорения учащихся было проведено повторно, по
позволило выявить положительную динамику в уровнях навыков говорения учащихся
9-го класса таджикской школы. Было установлено, что: высоким уровнем обладают 5
учащихся (33%) по сравнению с 3 школьниками (20%) на констатирующем этапе
исследования; средним уровнем – 7 учащихся (47%) по сравнению с 6 школьниками
(40%) на констатирующем этапе исследования; уровнем ниже среднего – 3 учащихся
(20%) по сравнению с 4 школьниками (27%) на констатирующем этапе исследования;
низким уровнем учащихся не выявлено по сравнению с 2 школьниками (13%) на
констатирующем этапе исследования.

Таким образом, цель
исследования была достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
основы активизации навыков говорения на русском языке как иностранном

1.1. Говорение как вид
иноязычной речевой деятельности Понятие многими
исследователями описывается неоднозначно. Так, описывая сущность данного
понятия с точки зрения философии А.М. Мухачева [20] и Д.Д. Арыпбекова [1] называют говорение средством,
используемым человеком для достижения определенных целей; по мнению
Л. Озадовской говорение представляется в качестве доступа к «Другому»,
обладающему неповторимым внутренним миром [24]; И. Невлева, М. Попович
под говорение понимают иллокутивний акт, который способствует созданию ситуации
взаимопонимания [21].

Таким образом, в
контексте философской трактовки понятия говорения делаем вывод, что говорение
представляет собой условие «настоящего бытия» человека, которое возможно лишь
через бытие с другим человеком. Таким образом, через говорение говорящий
проявляется для другого, с помощью которого можно найти общий язык с
собеседником.

Социальный аспект
рассмотрения говорения предполагает понимание данного понятия в качестве
социально обусловленного вида человеческой деятельности; в качестве процесса
передачи информации в ходе коммуникативного акта посредством использования
коммуникативных средств; кроме этого говорение является потребностью человека
(духовной, социальной, ментальной, коммуникативной), необходимой для
полноценной жизни в целях взаимодействия и общения, социальных преобразований [14]. Отметим также, что в говорении
происходит становление личности, формирование и развитие ее социального опыта.

Таким образом, говорение,
являясь регулятором речевого поведения человека, представляет собой необходимое
условие для осуществления формирования личности; продукт ее социального
взаимодействия с окружающими. По мнению психологов В.М. Букатова,
А.П. Ершова, П.М. Ершова [10], говорение – это инструмент для
оказания влияния на внимание, чувства, воображение, память, мышление, волю [10], что побуждает партнера быть
внимательным, помнить, чувствовать, представлять и самое главное – думать, что
помогает определить содержание высказывания. Психологи и психолингвисты
Л.С. Выготский [7], И.А. Зимняя [12], А.А. Леонтьев [16; 17], С.Л. Рубинштейн [28] и др. под говорением понимают
процесс формирования и формулирования высказывания, «переход внутренней речи в
акустическую, перекодировка мысли в звуковые сигналы» [17]. Итак, с точки зрения психологии
процесс говорения основывается на умении устного формирования и формулирования
высказываний посредством языковых средств.

Говорение в
лингвистическом плане трактуется как:

1) деятельность
говорящего, который применяет язык для взаимодействия с другими членами
определенного языкового коллектива; использование различных средств языка для
передачи сложного содержания, включая, помимо собственно информации, обращения
(призыв, крик) к слушателю, побуждение к действию (определенному ответу) и т.д.
[2];

2) образование звуковой
речи, предусматривающей также слуховое восприятие этой речи не только
слушателем, но и говорящим, для которого слуховой контроль играет роль обратной
связи [2]. Говорящий создает высказывания,
рассчитанное на восприятие его адресатом – слушателем, реакцию и обратную связь
(ответ словом или поступком).

По мнению С.Г.
Мехтиханлы, В.В. Мурзаевой и Л.Ф. Низаевой, говорение – это компонент
лингвальной действительности; это составляющая языка и речи (в качестве устной
речи), тесно взаимосвязанных и предусматривающих друг друга. Так язык – это
средство, позволяющее формировать и формулировать мысли говорящего,
осуществлять обмен информацией, передавать чувства, речь, в свою очередь,
является воплощением, реализацией языка [18; 19; 22].

Отметим также, что
говорение представляет собой определенную систему правил использования единиц,
формирующих внутренний лексикон человека и конструирующих речевые сообщения.
Дефинирование понятия говорения через призму понятия «общение» считаем довольно
справедливым, так как говорение является активным процессом осуществления
общения.

Кроме изложенного выше,
говорение является деятельностью одного человека несмотря на ее включение в
коммуникативный процесс. Говорение не воспринимается за рамками общения,
поскольку оно представляет собой процесс, предполагающий взаимодействие
коммуникантов. Поэтому, Ф.С. Бацевич, рассматривая говорение в качестве
продуктивного вида речевой деятельности, предполагающего использование
вокального канала коммуникации, отмечает, что оно состоит в создании сообщений,
которые имеют направленность на адресата [4]. Таким образом, говорение связано с
общением. Общение, в свою очередь, согласно точке зрения А. Казарцева,
предполагает наличие трех компонентов, тесно связанных между собой. Данными
компонентами являются следующие [13] (Рисунок 1): Рисунок 1. Компоненты общения Говорящим в процессе
коммуникации через говорение реализуются такие процессы, как выражение мыслей и
чувств, волеизъявление, направленные на решение коммуникативных задач, которые
выступают в качестве процессов взаимодействия между людьми, в качестве
отношения людей друг к другу. Поэтому относительно программирования
высказывания можно выделить такие типы говорения, как инициативное (активное),
реактивное (соответствующее) говорение, репродуктивное (стохастическое)
говорение. Инициативное говорение – это сообщение определенной информации;
инициативное говорение также предполагает побуждение других участников
коммуникативного акта к совершению определенных действий, оценку фактов и
событий окружающей действительности, выявление интереса и вербальной реакции.
Реактивное говорения, наоборот, предполагает не продуцирование сообщения, а его
прием и адекватную на него реакцию. Репродуктивным говорением предполагается
программирование последовательности поступков, посредством которых коммуниканты
обмениваются речевыми актами.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы