Курсовая с практикой на тему Активитибук , как средство развития читательского интереса детей в дошкольном возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1.
Особенности развития читательского интереса дошкольников. 5
1.1. Понятие:
читательский интерес, чтение, читательская деятельность. 5
1.2 История
развитие читательского интереса. 9
1.3.
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 16
2. Средства
развития интересов. 20
2.1. Активити
бук (понятие) 20
2.2.
Технология создания. 24
Заключение. 28
Список
использованных источников 31
Введение:
В наш век высоких информационных технологий
люди стали гораздо меньше читать, книга утратила свое воспитательное значение. Поэтому
перед дошкольным образовательным учреждением на сегодняшний день стоит задача возродить
стойкий интерес детей к книге с целью развития духовно-культурных и гражданско-патриотических
ценностей. Приобщение к книге начинается с самого раннего возраста.
Дошкольное детство – важный этап в воспитании
внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать
окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать
восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если
он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет
слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно. Чтобы читать
с удовольствием, нужно, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте появился устойчивый
интерес к книге. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка
в период, когда у него формируется и развивается речь. Используя художественные
тексты, воспитатель должен быть проводником детей в мир художественного слова; как
партнер, вместе с детьми удивляться, восхищаться, огорчаться, сопереживать. Иначе
говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности
взрослого и ребенка.
Степень разработанности проблемы. Методические
вопросы приобщения дошкольников к книге можно найти в исследованиях Н.С. Карпинской,
М.М. Кониной, Л.М. Гурович, З.А. Гриценко и др. Идеи развития эстетического восприятия
дошкольников изучали такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец,
Е.А. Флёрина, Р.И. Жуковская, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Л.М. Гурович. Теоретическими
основами организации детского чтения занимался B.А. Зеленко.
Одно из эффективных средств развития интереса к чтению, наряду с
Заключение:
Развитие информационно-компьютерных технологий
идет настолько быстро и настолько ускоряет процесс передачи информации, что современное
общество уже не сможет существовать, отказавшись от него. Книга как носитель духовно-нравственных
идеалов перестала оказывать воздействие на маленького читателя. В результате такого
влияния у ребенка дошкольного возраста наблюдается снижение навыков в развитии речи,
воображения, восприятия, коммуникативных умений. Чтение художественной литературы
должно занимать ведущее место в жизни ребенка дошкольного возраста.
Детская книга – это периодические печатные
издания, которые включают произведения живописи и дизайна. В художественно-литературных
произведениях накоплен большой опыт умственных, нравственных, эстетических ценностей.
Приобщение ребенка к книге начинается с первой
сказки, первой песенки, которую он услышал, с первой картинки, которую он взял посмотреть.
Слушая знакомую сказку, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Авторитет
к книге для ребенка дошкольного возраста очень велик. Роль книги в образовании,
воспитании и интеллектуальном развитии ребенка дошкольного возраста огромная. Через
общения с книгой ребенок дошкольного возраста открывает мир к духовным ценностям,
расширяет свой кругозор. Захватывающие действия в сказках воспринимаются детьми
дошкольного возраста эмоционально. Фантастические события в сказках тесно связаны
с реальной действительностью, служат раскрытию жизненной правды. Сказочные образы
ярко и эмоционально окрашены, долго живут в сознании детей дошкольного возраста.
Во время чтения сказок у ребенка развивается фантазия, усваивает существенные признаки,
развивается мыслительная деятельность. Фантастическая история всегда имеет педагогический
смысл, который используется для формирования нравственных качеств у ребенка дошкольного
возраста.
Тексты детской художественной литературы являются
прекрасным материалом для формирования и развития у ребенка дошкольного возраста
речевых навыков.
В старшем дошкольном возрасте одни дети ждут
от чтения художественной литературы мыслительного импульса, другие воспринимают
текст эмоционально и сердцем. Для понимания процессов, происходящих в сфере детского
чтения, важно учитывать мотивацию, обуславливающую читательский спрос.
Термин мотивация – определяет направленность
человека на общение с книгой. В мотивации выделяют стимулы, потребности, мотивы.
Стимул – любое побуждение внутреннее или внешнее,
которое воздействует на человека так, что его поведение, мысли меняется заметным
образом.
Специфика детской читательской группы заключается
в том, что книга нужна им здесь и теперь. Дети дошкольного возраста 6–7 лет не могут
отложить свои нереализованные потребности. Они переключаются на другие способы проведения
досуга: просмотр мультфильмов, игры за компьютером. Отечественные и зарубежные ученые
утверждают, что в основе творчества лежит читательский интерес, который способствует
развитию внимания, памяти, познанию. В структуре читательского интереса особое значение
имеет аспект заинтересованности, характеризующийся особым уровнем концентрации внимания,
положительным тоном чтения.
Оптимальным уровнем развития процессов восприятия,
мышления, воображения, запоминания. С точки зрения Н.А. Беляева и А.Д. Архиповой
показателями читательского интереса являются сосредоточенность внимания, малая отвлекаемость,
стремление преодолеть трудности, использование разных ходов для достижения цели.
Н.Н. Светловская утверждает, одним из условий развития читательского интереса у
детей дошкольного возраста является создание ситуации, при которой читатель впервые
переживает яркое состояние заинтересованности чтением.
Фрагмент текста работы:
1. Особенности развития читательского интереса дошкольников
1.1. Понятие: читательский интерес, чтение,
читательская деятельность Большинство исследователей отмечает, что читательские
интересы ребенка — это не просто активная познавательная направленность детей на
книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции и желание с ним действовать,
рассматривать его, листать и читать, но также духовно-нравственный ориентир, определяющий
поступки и действия ребенка.
Термин «интерес» в переводе с латинского обозначает
«иметь значение»[1]. И.М. Осмоловская, Г.М. Перова
отмечают, что наличие читательского интереса – это не просто активная познавательная
направленность детей на книгу как объект, который вызывает у них положительные эмоции
и желание с ним действовать[2]: рассматривать
его, листать, читать, но также избирательность и увлеченность Интерес в более широком
значении есть участие, принимаемое человеком в каком-нибудь событии или факте. В
более узком смысле интерес обозначает выгоду или пользу отдельного лица или совокупности
лиц.
Понятие «интерес» используется во многих отраслях
знания: в истории, философии, математике, психологии, в педагогике и т. д.
Целый ряд работ этому понятию посвятил Л.А.
Ефимова. Она отмечала, что интерес – это то, что двигает человека к жизни, действию,
познанию, определению, учению. Именно интерес помогает ориентироваться в информационном
потоке, дает возможность проявить себя в деятельности[3] . Рассмотрим,
что понимается под понятием «читательский интерес».
Т.С. Болотская читательский интерес понимает
как следующую ступень читательской зрелости. Указывая, что эта ступень значительно
более серьезная, которая обязательно предполагает и наличие у читателя устойчивого
интереса к книгам, но из него прямо не вытекает[4].
Принято считать, что читательские интересы
— это обязательно интересы избирательные, направленные не на книги вообще, а на
книги определенного рода, которые читатель выделяет из всех прочих книг и предпочитает
прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более
подходящими для себя, для пополнения своих знаний и опыта.
Утверждение Светловской Н.Н. о том, что одним
из условий развития читательских интересов у младших школьников является создание
ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности
чтением, а затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить
заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу
в устойчивую черту читательской психологии личности[5].
Таким образом, в определении читательского
интереса мы исходим из мнения Б.П. Умнова о том, что читательский интерес — это
наличие у читателя устойчивого интереса к книгам, которые читатель выделяет и предпочитает
прочим книгам, так как испытывает в них личностную потребность, считает их более
подходящими для себя — для пополнения своих знаний и опыта[6].
В своих работах Н. Н. Светловская значительное
внимание уделяет особенностям восприятия художественной литературы детьми младшего
школьного возраста[7]: пониманию художественного
образа, характера литературного героя.
Н. Н. Светловская рассматривает читательский
интерес как изобразительно-положительное отношение социального объекта (личности,
группы, общества) к чтению печатных произведений, приобретающих для него значимость
и эмоциональную привлекательность в меру их соответствия его духовным потребностям,
его читательской психологии[8].
В читательском интересе выражается отношение
не вообще к книгам, а именно к выборочному прочтению их. Как сравнительно устойчивое
свойство личности читательский интерес формируется и проявляется путем многократного
возникновения и обобщения временных состояний заинтересованности.
В своих работах Н. Н. Светловская значительное
внимание уделяет особенностям восприятия художественной литературы детьми младшего
школьного возраста: пониманию художественного образа, характера литературного героя
[13].
Н. Н. Светловская рассматривает читательский интерес как изобразительно-положительное
отношение социального объекта [1] Формирование и развитие мотивации
к чтению детской литературы дошкольника [Текст] : Педагогический опыт: теория,
методика, практика: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф., Чебоксары, 13
июня 2016 г. / составил Д. С. Латенко / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. –
Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – № 3 (8). 20–22 с. [2] Первова, Г.М. Работа с книгой в
детском саду [Текст] / Г.М. Первова. – М .: «Владос», 2017. – 345 с [3] Ефимова, Л.А. Развитие интереса и
любви к книге [Текст] / Л. А. Ефимова. – Управление дошкольным образовательным
учреждением, 2016. – № 3.82-88 с [4] Болотская, С.Т. Приобщение детей к
художественной литературе [Текст] / С.Т. Болотская // Дошкольное образование. –
2018. – № 4. – С. 50- 56. [5] Светловская Н.Н. Обучение чтению и
законы формирования читателя. // Начальная школа. — 2020. — № 1. — С. 11-18. [6] Умнов, Б.П. Проблема читательского
интереса в социально-психологической теории [Текст] / Б.П. Умнов // Пресса –
читатель. – 2019. – № 6. – С. 82-87. [7] Светловская Н.Н. Обучение чтению и
законы формирования читателя. // Начальная школа. — 2020. — № 1. — С. 11-18. [8] Светловская Н.Н. Обучение чтению и
законы формирования читателя. // Начальная школа. — 2020. — № 1. — С. 11-18.