Методологические исследования ффк Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Аксиологические основы педагогики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5

1.1. Понятие и сущность «аксиология», история введения термина в научный оборот 5

1.2. Педагогические задачи, принципы и базовые идеи аксиологического подхода 7

1.3. Классификация педагогических ценностей 10

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 13

ГЛАВА II. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 16

2.1. Аксиологический подход в воспитании 16

2.2 Аксиологический подход в образовании 24

2.3. Роль аксиологии в образовании и воспитании 27

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования.

Тема педагогических ценностей всегда была и остается актуальной. В соответствии с ФГОС школьного образования социально-коммуникативное развитие школьников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, а ценностное воспиатние школьников зависит от педагогических ценностей.

Современная социокультурная среда, ее такие факторы, как трансформация системы ценностей и моделей поведения, культ потребительства, глубокое социальное и экономическое неравенство и др., не способствуют формированию ценностных ориентаций и качеств личности. Педагоги и психологи отмечают, что современные школьники с трудом усваивают нормы и модели поведения.

Согласно Л.В. Вершининой, в настоящее время воспроизведение ценностей человека, ориентирующих его на духовно-практическую действительность, не удастся создать достойных условия для жизни человека [3].

Ценностное сознание учителя не просто отражает педагогическую реальность, но участвует в ее практическом освоении.

Цель работы: изучить особенности аксиологических основ воспитания и образования.

Объект исследования: процесс воспитания и образования.

Предмет исследования: аксиологические основы педагогики.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие и сущность «аксиология», история введения термина в научный оборот.

2. Проанализировать педагогические задачи, принципы и базовые идеи аксиологического подхода.

3. Изучить классификацию педагогических ценностей.

4. Проанализировать аксиологический подход в воспитании.

5. Изучить аксиологический подход в образовании.

6. Проанализировать роль аксиологии в образовании и воспитании.

Теоретико-методологическая основа исследования:

— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);

— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);

— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).

Методы исследования: анализ источников, дедукция, обобщение.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов школьных образовательных организаций и организациях дополнительного образования.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Во введении обозначен актуальность исследования, объект, предмет, цель исследования, задачи. Теоретико-методологическая основа исследования, методы, теоретическая и практическая значимость.

В первой главе рассмотрен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Во второй главе рассмотрены аксиологические основы воспитания и образования. В заключении сделаны общие выводы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в данном исследовании мы выяснили, что аксиология это учение о ценностях. Аксиология характеризует не объективную реальность, а субъективное отношение к реальности. Термин «аксиология» представляет собой определенный набор ценностей, связей между ценностями в мире, ценностный феномен, изменение субъективного отношения человека к ценностям.

Принципы аксиологического подхода заключаются в следующем:

1. Определение ценностных целей: ценности, раскрывающие значение и смысл целей аксиологического подхода.

2. Определение ценностей средств: ценности, раскрывающие значение свойств осуществления аксиологического подхода.

3. Определение ценностей отношений: ценности, раскрывающие значение и смысл в процессе осуществления аксиологического подхода.

4. Определение ценностей знаний: определение значения и смысла знаний в процессе аксиологического подхода.

5. Определение ценностей качеств: ценности, которые определяют значение и качества личности в структуре аксиологического подхода.

Основные базовые идеи аксиологического подхода заключаются в следующем:

— всякое явление может получить оценку аксиологического подхода;

— не всякое педагогическое явление может выступать как ценность;

— содержание и специфика явления педагогического явления качественно отличаются друг от друга.

Задачи аксиологического подхода заключаются в следующем:

— анализ педагогической теории и образовательной практики;

— определение ценностных оснований образования;

— разработка ценностных подходов;

— определение критериев оценки.

Благодаря данным задачам, педагог может решить аксиологические задачи в процессе воспитания и образования.

Задачи предполагают процесс формирования субъективного отношения педагога к ценностным характеристикам.

Система ценностей представляет собой нормы, регламентирующие деятельность педагогов, данные ценности выступают средством связи между сформированными ценностями и деятельностью педагога в области воспитания и образования.

Ценности можно охарактеризовать следующим образом:

1. Ценности — знания: ценности, раскрывающие значение и смысл целей аксиологического подхода.

2. Ценности — средства: ценности, раскрывающие значение свойств осуществления аксиологического подхода.

3. Ценности — отношения: ценности, раскрывающие значение и смысл в процессе осуществления аксиологического подхода.

4. Ценности — знания: определение значения и смысла знаний в процессе аксиологического подхода.

5. Ценности — качества: ценности, которые определяют значение и качества личности в структуре аксиологического подхода.

Реализация аксиологического подхода предполагает реализацию системы ценностей в процессе образования и воспитания, которая предполагает реализацию компонентов.

1-й компонент – целевой. Начальная диагностика развития, учитель определяет мотивы и интересы деятельности, определяет путь дальнейшей индивидуальной траекторией развития ценностный категорий личности.

2-й компонент. Составляется маршрут поочередности изучения различных фундаментальных ценностных категорий, каждый составляет предположения о конечном итоге маршрута.

Технологии. Эмоциональное выстраивание личностного отношения к реализуемой структуре в процессе реализации аксиологического подхода

Система организации. Определение каждым учителем своего индивидуального маршрута реализации ценностного развития личности, определяются сроки реализации, контроль и оценка реализации.

Диагностическое сопровождение. Реализация индивидуальных траекторий развития личности. Самооценка и саморефлексия проделанной работы.

Результаты. На данном этапе второго компонента учителя демонстрируют свои траектории развития. Учитель производит оценку.

Рефлексия. Оцениваются результаты

Структура определяется пошаговым маршрутом в процессе реализации аксиологического подхода.

Аксиологический подход в воспитании определяет человека как уникального носителя определенных ценностей. Система духовно-нравственного воспитания определяется как национальный идеал и высшая педагогическая ценность. Формирование ценностных ориентаций личности определяется федеральными образовательными стандартами, федеральным компонентом государственных стандартов общего образования, концепцией повышения квалификации в системе общего образования, концепцией развития образования в Российской Федерации.

Для формирования ценностных ориентаций личности необходимо определение основных этапов. Благодаря данным этапам, юноши и девушки получают возможность формирования ценностных ориентаций, а педагог контролирует развитие его способностей

Аксиологический подход в воспитании представляет собой формирование определенных компонентов:

— когнитивный компонент: включает усвоение знаний о направленностях личности и ценностных ориентациях личности, знания о моральных и нравственных качествах;

— эмоциональный компонент заключается в переживании различных эмоций в процессе формирования ценностных ориентаций, формирование эмоционального поведения в различных ситуациях;

— мотивационный компонент заключается в стремлении усвоения различных ценностных ориентаций, моральных и нравственных качеств;

— деятельностный компонент: реализация усвоенных качеств и норм в собственной деятельности, руководство знаниями в процессе деятельности;

— рефлексивный компонент: подразумевает анализ и закрепление собственных действий, моральных и нравственных поступков.

В качестве примера аксиологического подхода в образовании нами была разработана программа.

В процессе исследования, было определено, что понятие аксиологии представляет собой субъектное отношения индивида в к ценностям и их проявление индивидом.

Понятие аксиологии многогранно с точки зрения воспитания и педагогических условий современности.

Так выявлены следующие значимые роли аксиологии в образовании и воспитании:

 выступает в качестве инструмента для выражения образовательной области;

 является компонентом образовательной и воспитательной среды с огромным значением для образования;

 аксиология — это ценностное содержание образовательной среды.

В качестве самостоятельной среды аксиология содержит в себе собственное содержание, а кроме того структуру, к которой относится обеспечение эффективной деятельности и воздействия на сферу образовательного процесса.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Понятие и сущность «аксиология», история введения термина в научный оборот

Аксиология это учение о ценностях. Ценностные ориентации очень важны для каждого человека. В образовательном процессе ценностное развитие личности возможно реализовать в процессе воспитания и образования, реализуемого педагогом [17].

Аксиология характеризует не объективную реальность, а субъективное отношение к реальности

Мы проанализировали различные исследования о понятии «аксиология», рассмотрим их.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы