Курсовая с практикой на тему Аксиологические основы педагогики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Понятие и сущность «аксиология», история введения термина в научный оборот 5
1.2. Педагогические задачи, принципы и базовые идеи аксиологического подхода 7
1.3. Классификация педагогических ценностей 10
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 13
ГЛАВА II. АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ 16
2.1. Аксиологический подход в воспитании 16
2.2 Аксиологический подход в образовании 24
2.3. Роль аксиологии в образовании и воспитании 27
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Актуальность темы исследования.
Тема педагогических ценностей всегда была и остается актуальной. В соответствии с ФГОС школьного образования социально-коммуникативное развитие школьников направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, а ценностное воспиатние школьников зависит от педагогических ценностей.
Современная социокультурная среда, ее такие факторы, как трансформация системы ценностей и моделей поведения, культ потребительства, глубокое социальное и экономическое неравенство и др., не способствуют формированию ценностных ориентаций и качеств личности. Педагоги и психологи отмечают, что современные школьники с трудом усваивают нормы и модели поведения.
Согласно Л.В. Вершининой, в настоящее время воспроизведение ценностей человека, ориентирующих его на духовно-практическую действительность, не удастся создать достойных условия для жизни человека [3].
Ценностное сознание учителя не просто отражает педагогическую реальность, но участвует в ее практическом освоении.
Цель работы: изучить особенности аксиологических основ воспитания и образования.
Объект исследования: процесс воспитания и образования.
Предмет исследования: аксиологические основы педагогики.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность «аксиология», история введения термина в научный оборот.
2. Проанализировать педагогические задачи, принципы и базовые идеи аксиологического подхода.
3. Изучить классификацию педагогических ценностей.
4. Проанализировать аксиологический подход в воспитании.
5. Изучить аксиологический подход в образовании.
6. Проанализировать роль аксиологии в образовании и воспитании.
Теоретико-методологическая основа исследования:
— аксиологический подход в образовании (Л.М. Архангельский, А.Г. Бабаян, О.Г. Дробницкий, Э.В. Заутурова, М.С. Каган, В.П. Тугаринцев и др.);
— концепция структурного подхода к личности (Б.Г. Ананьев, Б.С. Братусь, Э. Гилфорд, А.Н. Леноньтьев, С.Л. Рубинштейн, Л. Терстоун и др.);
— положения концепции о закономерностях и сензитивных периодах развития личности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы исследования: анализ источников, дедукция, обобщение.
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обогащении педагогических знаний; расширении научных представлений.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов школьных образовательных организаций и организациях дополнительного образования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Во введении обозначен актуальность исследования, объект, предмет, цель исследования, задачи. Теоретико-методологическая основа исследования, методы, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассмотрен обзор психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Во второй главе рассмотрены аксиологические основы воспитания и образования. В заключении сделаны общие выводы.
Заключение:
Таким образом, в данном исследовании мы выяснили, что аксиология это учение о ценностях. Аксиология характеризует не объективную реальность, а субъективное отношение к реальности. Термин «аксиология» представляет собой определенный набор ценностей, связей между ценностями в мире, ценностный феномен, изменение субъективного отношения человека к ценностям.
Принципы аксиологического подхода заключаются в следующем:
1. Определение ценностных целей: ценности, раскрывающие значение и смысл целей аксиологического подхода.
2. Определение ценностей средств: ценности, раскрывающие значение свойств осуществления аксиологического подхода.
3. Определение ценностей отношений: ценности, раскрывающие значение и смысл в процессе осуществления аксиологического подхода.
4. Определение ценностей знаний: определение значения и смысла знаний в процессе аксиологического подхода.
5. Определение ценностей качеств: ценности, которые определяют значение и качества личности в структуре аксиологического подхода.
Основные базовые идеи аксиологического подхода заключаются в следующем:
— всякое явление может получить оценку аксиологического подхода;
— не всякое педагогическое явление может выступать как ценность;
— содержание и специфика явления педагогического явления качественно отличаются друг от друга.
Задачи аксиологического подхода заключаются в следующем:
— анализ педагогической теории и образовательной практики;
— определение ценностных оснований образования;
— разработка ценностных подходов;
— определение критериев оценки.
Благодаря данным задачам, педагог может решить аксиологические задачи в процессе воспитания и образования.
Задачи предполагают процесс формирования субъективного отношения педагога к ценностным характеристикам.
Система ценностей представляет собой нормы, регламентирующие деятельность педагогов, данные ценности выступают средством связи между сформированными ценностями и деятельностью педагога в области воспитания и образования.
Ценности можно охарактеризовать следующим образом:
1. Ценности — знания: ценности, раскрывающие значение и смысл целей аксиологического подхода.
2. Ценности — средства: ценности, раскрывающие значение свойств осуществления аксиологического подхода.
3. Ценности — отношения: ценности, раскрывающие значение и смысл в процессе осуществления аксиологического подхода.
4. Ценности — знания: определение значения и смысла знаний в процессе аксиологического подхода.
5. Ценности — качества: ценности, которые определяют значение и качества личности в структуре аксиологического подхода.
Реализация аксиологического подхода предполагает реализацию системы ценностей в процессе образования и воспитания, которая предполагает реализацию компонентов.
1-й компонент – целевой. Начальная диагностика развития, учитель определяет мотивы и интересы деятельности, определяет путь дальнейшей индивидуальной траекторией развития ценностный категорий личности.
2-й компонент. Составляется маршрут поочередности изучения различных фундаментальных ценностных категорий, каждый составляет предположения о конечном итоге маршрута.
Технологии. Эмоциональное выстраивание личностного отношения к реализуемой структуре в процессе реализации аксиологического подхода
Система организации. Определение каждым учителем своего индивидуального маршрута реализации ценностного развития личности, определяются сроки реализации, контроль и оценка реализации.
Диагностическое сопровождение. Реализация индивидуальных траекторий развития личности. Самооценка и саморефлексия проделанной работы.
Результаты. На данном этапе второго компонента учителя демонстрируют свои траектории развития. Учитель производит оценку.
Рефлексия. Оцениваются результаты
Структура определяется пошаговым маршрутом в процессе реализации аксиологического подхода.
Аксиологический подход в воспитании определяет человека как уникального носителя определенных ценностей. Система духовно-нравственного воспитания определяется как национальный идеал и высшая педагогическая ценность. Формирование ценностных ориентаций личности определяется федеральными образовательными стандартами, федеральным компонентом государственных стандартов общего образования, концепцией повышения квалификации в системе общего образования, концепцией развития образования в Российской Федерации.
Для формирования ценностных ориентаций личности необходимо определение основных этапов. Благодаря данным этапам, юноши и девушки получают возможность формирования ценностных ориентаций, а педагог контролирует развитие его способностей
Аксиологический подход в воспитании представляет собой формирование определенных компонентов:
— когнитивный компонент: включает усвоение знаний о направленностях личности и ценностных ориентациях личности, знания о моральных и нравственных качествах;
— эмоциональный компонент заключается в переживании различных эмоций в процессе формирования ценностных ориентаций, формирование эмоционального поведения в различных ситуациях;
— мотивационный компонент заключается в стремлении усвоения различных ценностных ориентаций, моральных и нравственных качеств;
— деятельностный компонент: реализация усвоенных качеств и норм в собственной деятельности, руководство знаниями в процессе деятельности;
— рефлексивный компонент: подразумевает анализ и закрепление собственных действий, моральных и нравственных поступков.
В качестве примера аксиологического подхода в образовании нами была разработана программа.
В процессе исследования, было определено, что понятие аксиологии представляет собой субъектное отношения индивида в к ценностям и их проявление индивидом.
Понятие аксиологии многогранно с точки зрения воспитания и педагогических условий современности.
Так выявлены следующие значимые роли аксиологии в образовании и воспитании:
выступает в качестве инструмента для выражения образовательной области;
является компонентом образовательной и воспитательной среды с огромным значением для образования;
аксиология — это ценностное содержание образовательной среды.
В качестве самостоятельной среды аксиология содержит в себе собственное содержание, а кроме того структуру, к которой относится обеспечение эффективной деятельности и воздействия на сферу образовательного процесса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие и сущность «аксиология», история введения термина в научный оборот
Аксиология это учение о ценностях. Ценностные ориентации очень важны для каждого человека. В образовательном процессе ценностное развитие личности возможно реализовать в процессе воспитания и образования, реализуемого педагогом [17].
Аксиология характеризует не объективную реальность, а субъективное отношение к реальности
Мы проанализировали различные исследования о понятии «аксиология», рассмотрим их.