Курсовая с практикой на тему Акцизы в налоговой системе Российской Федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты акцизного налогообложения в Российской Федерации 6
1.1
История развития и механизм акцизного налогообложения. 6
1.2
Элементы акцизов. 15
Глава
2. Исследование роли акцизов в налоговой системе Российской Федерации 26
2.1
Анализ поступления акцизов в бюджеты РФ.. 26
2.2
Проблемы и основные направления совершенствования акцизного налогообложения на
современном этапе. 39
Заключение. 46
Список
использованных источников. 49
Введение:
Налоги являются одним из важнейших инструментов
осуществления экономической политики государства. Налоги и налогообложение —
это область деятельности, которая строго регулируется законодательством
Российской Федерации.
Многовековая история формирования налоговых отношений
показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов
бюджета. Одной из самых ранних форм косвенного налогообложения являются акцизы,
которые присутствуют в налоговых системах различных стран. Акцизы являются
одним из важнейших источников государственных финансовых ресурсов, формирующих
бюджеты всех уровней из-за их высокой фискальной значимости. Эти косвенные
налоги взимаются с некоторых очень прибыльных товаров с целью изъятия из
государственных доходов части сверхприбылей, полученной производителями
продукции, облагаемой акцизом в связи с особыми условиями производства и
продажи.
Акцизы используются во всех странах с рыночной экономикой.
Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков,
производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог,
акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на
покупателя. Акцизы устанавливаются обычно на высокорентабельные товары для
изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители
подакцизных товаров, и наполнения государственного бюджета. Воздействуя на
определенный перечень товаров, акцизный сбор тем самым ограничивает объемы
потребления этих товаров, а чаще всего ими являются социально вредные товары —
алкоголь, табак и т.п.
В современных условиях акцизы являются одним из важнейших
источников формирования доходной части бюджетной системы РФ. Кроме того, они
позволяют осуществлять государственно регулирование отдельных экономических и
социальных процессов. Проблема, связанная с процессами совершенствования
акцизного налогообложения очень актуальна в настоящее время.
На протяжении длительного периода времени система акцизного
налогообложения постоянно менялась. Однако на сегодняшний день практика
применения акцизов в качестве фискального и регулирующего инструмента налоговой
политики так и не является совершенной.
Более того, рассматривая акцизное налогообложение необходимо
принять во внимание и их социальную направленность, поскольку акцизы могут
выступать и в качестве средства ограничения потребления подакцизных (социально
– вредных) товаров.
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизам
уделяется в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования
акцизов демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения. Кроме
того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных
поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных
производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо
утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об
обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и
социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко
определяют собой строй этих налогов.
Нахождение и правовое установление наиболее оптимальных
способов налоговых изъятий в виде акцизов требует исследования сущности этих
налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой природы
косвенных налогов.
Целью исследования данной работы является выявление проблем
и разработка направлений совершенствования акцизного налогообложения в
Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели поставлены следующие
задачи:
— изучить историю возникновения и развития акцизов в России;
— рассмотреть основы построения акцизов на отдельные виды
товаров;
— рассмотреть акциз как часть системы налогообложения;
— провести анализ поступления акцизов в бюджеты РФ;
— проанализировать проблемы и основные направления
совершенствования акцизного налогообложения на современном этапе.
Объектом исследования данной работы является система
акцизного налогообложения в РФ.
Предмет исследования — оценка роли акцизов на налоговой
системе страны.
При решении поставленных задач использовались такие методы
как: наблюдение, обобщение, сравнение, индукция, дедукция. В качестве основных
методов в работе использовалось изучение и анализ Налогового Кодекса РФ,
теоретический материал и периодические издания.
В качестве теоретической базы исследования использованы
научные труды Н.И.Куликова, О.М. Лазуриной, И.А. Марчевой, М.Б. Богачевского,
А.В. Перова, Е.Г. Ефимовой, Е.Б. Поспеловой, Л.В. Поповой и другие.
Теоретические выводы и практические предложения,
сформулированные в курсовой работе, должны способствовать повышению общей
эффективности системы акцизного налогообложения в Российской Федерации, ее
отдельных элементов, повышению ее фискального, регулирующего, а также
социального потенциала.
Таким образом, практическая значимость данного исследования
состоит в применении предложенных мероприятий по улучшению акцизного
налогообложения алкогольной продукции в РФ.
Заключение:
При изучении теоретических аспектов было выявлено, что
акцизы — это косвенные налоги, которые включаются в цену товара и оплачиваются
покупателем. Индивидуальные акцизы используются в современных налоговых
системах практически во всех странах мира. Это связано с их высоким налоговым
воздействием и возможностью регулировать потребление определенных товаров,
доход высокооплачиваемых слоев населения и доход от производства и продажи
определенных видов продукции (алкогольные напитки, сигареты, нефть, природный
газ, автомобили).
Выявлено, что акцизы являются одним из основных источников
доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. Акцизы являются источником
формирования доходов федерального бюджета, профильных бюджетов и местных
бюджетов. Роль акцизов в доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации
особенно велика. Налогообложение продуктов также может выступать в качестве
инструмента перераспределения доходов. Акцизы являются пятым по величине
налогом в бюджетной системе страны после НДС, НДФЛ, налога на добычу полезных
ископаемых и налога на прибыль организаций.
Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные
предприниматели, осуществляющие операции, облагаемые акцизами, а также лица,
признанные налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную
границу Российской Федерации.
Объектом налогообложения является реализация подакцизной
продукции на территории Российской Федерации. Следовательно, предметом
налогообложения являются не доходы или имущество, а особый вид деятельности:
операции по обороту подакцизных товаров, совершаемые налогоплательщиком.
Изучая вышеизложенный материал, были обозначены основные
проблемы акцизного налогообложения:
¾
выход на оптимальный уровень сбора налогов;
¾
сложность механизма исчисления и уплаты налогов;
¾
несогласованность в налоговой системе;
¾
высокие ставки акцизов;
¾
проблема идентификации вин;
¾
проблема акцизной политики в отношении нефтепродуктов (топлива) и
энергоносителей.
Таким образом, для решения данных проблем, были разработаны
предложения, направленные на усовершенствование акцизного налогообложения, как
в Российской Федерации в целом, так и в отдельно взятых областях. Были
предложены такие рекомендации как:
¾
необходимо провести индексацию ставок;
¾
внести некоторые изменения в законодательство о налогах и сборах;
¾
уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акциза;
¾
совершенствовать администрирования акцизов в РФ.
Проведенное исследование показало, что периодическое
увеличение ставок акцизов по всем товарам, кроме алкогольной продукции,
автомобилям, автомобильному бензину и др., по которым повышение ставок в
отдельные периоды приостанавливалось, что вызвано необходимостью регулирования
соотношения между спросом и предложением на отдельные виды подакцизных товаров.
Так, ставки акцизов по алкогольной продукции оставались постоянными в течение
2014–2016 годов, в последующем
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты акцизного
налогообложения в Российской Федерации
1.1 История развития и механизм акцизного
налогообложения
Акциз – косвенный налог, сложность структуры которого
многовековой эволюцией. Данный вид налога является одним из древнейший, его
становление началось в Древней Руси, основным косвенным налогом была дорожная
пошлина, взимаемая за проезд, перегон скота по дорогам и мостам, также владельцы
заведений выплачивали князьям «бражную пошлину».
Первая налоговая система в России начала формироваться при
князе Иване III, путем введения косвенных налогов, которые взимались в виде
таможенных и винных пошлин. Бюджет государства состоял на 40% от винных
откупов, при составлении контракта с правительственными органами, купцам
передавалось право торговли вином. В 1747 году князем Иваном III была введена
государственная монополия на продажу и производство спиртных напитков, а также
были созданы приказы – первые налоговые органы[1].
Старый порядок продажи спиртного возобновился в 1533 году
при Иване IV, государственная монополия была отменена, инициаторами отмены были
бояре, которым монополия была не выгодна. В 1552 году появились казенные
заведения, предназначенные для употребления спиртных напитков – «государевы
кабаки», частная продажа алкоголя была незаконной. Таким образом, правом на
производство, реализацию и ввоз алкоголя обладали только государство или
отдельные лица.
Во второй половине XVII в. дважды запрещалась винная
монополия (в 1652 г. и в 1681 г.), однако ее частично восстановили в 1663 году.
Из-за эффективности применения винного налога царь Алексей Михайлович заменил
прямые налоги косвенным налогом на соль, однако это привело только к сокращению
ее потребления, и как следствие к дефициту бюджета. В 1705 году винная
монополия стала преобладающим налогом, поскольку обеспечивала четвертую часть
государственного бюджета[2].
При приемниках Петра I табачная монополия сменилась продажей
табака с уплатой акциза, произошел пересмотр таможенных ставок в пользу
понижения. Таким образом, мы видим, что данные меры были приняты с целью
смягчения государственного регулирования, но в целом система косвенных налогов
оставалась неизменной.
Важнейшим событием стало Положение о питейном сборе
(вступило в действие в 1863 г.), установившим акцизную систему, акциз взимался
с производителя в зависимости от объема использованного сырья и
производственных мощностей. Из этого следует, что расчет акциза производился с
произведенной продукции, а не с реализованной. Главным новшеством данной
реформы являлось разрешение на свободную продажу алкоголя, после этого налог
стал единственным средством вмешательства государства в цену товара, и как
следствие, в нем содержался государственный налог на потребление.
Так, во второй половине XIX в. акцизная система стала
ведущей в системе косвенных налогов. В связи с распространением новых товаров,
в виде акцизов появлялись новые косвенные налоги. Например, появление свеклосахарного
производства способствовало введению нового акциза (1848 г.). В 1872 г.
отменили государственную монополию на добычу и переработку нефти, что привело к
установлению акциза с фотогенового производства, затем появился акциз с
осветительных нефтяных масел (1888 г.). Акциз «с зажигательных свечек»имел
полицейскую цель, в 1888 году начал действовать из фискальных соображений, он
поступал в казну от производителей в зависимости от объема выпускаемого товара.
Также были введены косвенные налоги с папиросных гильз и с разрезанной
папиросной бумаги. Во второй половине 1880-х гг. доля винного дохода в бюджете
снизилась, алкогольная продукция начала изыматься из частной продажи, и могла
продаваться только в казенных винных лавках[3].
Косвенные налоги (в том числе прибыль от винной монополии,
что составляло особую статью бюджета) в 1913 г. обеспечили 40,2 %
государственных доходов и в 5раз превзошли сумму сбора прямых налогов. В
частности, табачный акциз составил 78,8 млн., акциз с папиросных гильз и
папиросной бумаги – 4,8 млн., с сахара – 149,2 млн., нефти – 48,6 млн., спичек
– 20,1 млн., сборы с питей (не подверженных монополии) – 53,7 млн. руб., доход
от казенной винной операции – 899,3 млн.[4]
Однако в связи с введением «сухого закона» система косвенных налогов подошла к
своему кризису, что отрицательно сказалось на бюджете страны. Правительство,
пытаясь возместить эту потерю, ввело акциз на русский и персидский хлопок и
чай.
Восстановление налоговой системы началось в
начале 1920-х гг., путем введения расширения и уточнения потребляемых товаров.
Первым был восстановлен акциз на виноградное вино (1921 г.), затем ввели акцизы
с папиросной бумаги, спичек и табачных изделий. К середине 1920-х гг. акцизное
обложение распространялось [1] Багдасарян Л. Ю. Эволюция косвенного налогообложения
в России / Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности:
материалы МНПК. – Тамбов: Бизнес-Наука-Общество, 2018. – Ч. 7. – с. 22. [2] Миллер Н. В. История налогообложения в России /
Вестник Омского университета. – 2017. – №1. – с. 21. [3] Прокофьева Е. Н., Шадурская М. М., Привалова С. Г. /
Акцизное налогообложение: эволюция и перспективы развития / Управленец. – 2020.
– №2 (66). [4] Миллер Н. В. История налогообложения в России /
Вестник Омского университета. – 2017. – №1. – с. 21.