Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Агрессия как реакция на фрустрацию у безработных

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 .Теоретические основы агрессивного поведения безработных 6
1.1 Социально-психологическая характеристика безработного человека и его агрессивности 6
1.2 Психологический анализ фрустрации и ее особенностей 11
1.3 Методики определения агрессии и агрессивности 17
Глава 2.Экспериментальное исследование агрессивности безработных 22
2.1 Методологические основы исследования 22
2.2 Определение агрессивности индивидов с разным стажем нахождения в состоянии безработицы 24
2.3 Проверка достоверности зависимости агрессивности безработного от продолжительности периода безработицы 30
Заключение 36
Список использованной литературы 38

  

Введение:

 

Актуальность темы. Безработица сейчас является едва ли не самой острой социально-экономической проблемой, которая требует первоочередного решения, поскольку она вызывает негативные психологические изменения личности и проявление фрустрации, а как следствие и агрессии. Такие сдвиги на поздних стадиях приводят к развитию соматических заболеваний. В дальнейшем это может привести к необратимым последствиям, которые не могут не сказаться и на всей нации. Особенно большой опасностью в обществе вызывает повышенная агрессия людей, а особенно безработных, которая стала одним из отличительных признаков современного кризисного общества. За чрезмерную агрессивность ухудшается самочувствие индивида, меняется его отношение к окружающим, а в целом это приводит к обострению общественных отношений в масштабе страны.
Агрессия как проявление поведения личности неоднократно рассматривалась в рамках научных, а особенно – психологических исследований. Благодаря этому накопился большой опыт в изучении агрессивного поведения человека в обществе.
В последнее десятилетие в рамках социальной психологии явление агрессии рассматривалось учеными: А.Ю. Дроздовым, С.П. Третьяковым, И.С. Федухом и др. Однако, при этом исследованию подлежали почти исключительно единицы или группы молодежи: дети, школьники, студенты, или работающие лица.
Интерес к изучению фрустрации и ее связи с агрессией был вызван опубликованной в 1939 г. фрустрационно-агрессивной гипотезой. Эта гипотеза, разработанная группой психологов Йельского университета (США) во главе с Д. Доллардом, опирающаяся на работы 3. Фрейда и К. Левина, утверждала, что агрессия всегда следует за фрустрацией, а «случаи агрессивного поведения всегда предполагают существование фрустрации», то есть если организм подвергается воздействию фрустрации, то он всегда на это реагирует агрессией, и что не существует такой агрессии, которая возникает не на почве фрустрации. У. Мак-Дугалл также связывал агрессию с предшествующими фрустрациями, хотя и считал, что другие человеческие действия в основном управляются врожденными инстинктами.
Определенный вклад внесли русские ученые в исследование психологических особенностей личности безработного. Научные поиски в этом направлении вели психологи М.О. Голубева, О. В. Киричук, С. П. Кравчук, О.Л. Макаренко, Ю.О. Павлов. Впрочем, в своих исследованиях они не уделили достаточного внимания именно агрессии безработных как реакцию на фрустрацию и их агрессивности.
Отсутствие достаточной теоретической базы по изучению агрессивного поведения безработных обусловило выбор темы нашего исследования: «Агрессия как реакция на фрустрацию у безработных».
Степень разработанности, место и значение в науке и практике. Теоретические положения агрессии рассматривались в рамках инстинктивного (С. Фрейд, К. Лоренц), биологического (В. Гесс, Р. Джекобсон, С. Медник, Д. Олд), фрустрационного (Дж. Доллард, Н. Миллер), когнитивного (Л. Берковец, Л. Эрн, Д. Зилманн, Л. Хьюсманн), социального (А. Бандура, А. Басс, Р. Берон, Д. Ричардсон, Б. Крейхи) подходов, каждый из которых подает свою трактовку данного явления.
В исследовании фрустрационного фактора особое место занимают толкование фрустрации в русле психологии деятельности (Н.Д. Левитов), рассмотрение фрустрации в дискурсе патопсихологии (В.М. Мясищев, А.И. Плотичер), разработки средств эмпирического исследования фрустрации (С. Розенцвейг, Н.В. Тарабрина).
Объект исследования – личность безработных.
Предмет исследования: особенности проявления агрессии и фрустрации у безработных личностей как следствие безработицы.
Целью данной работы является исследование возникновения агрессии как реакции на фрустрацию у безработных личностей.
Достижение цели будет предполагать решение следующих задач:
1. Подобрать и проанализировать научную литературу по данной проблематике;
2. Раскрыть сущность понятия агрессии и фрустрации;
3. Провести опрос по методике Басса-Дарки и определить уровень агрессивности безработных;
4. Выявить зависимость агрессивности как реакции на фрустрацию, возникшую от длительности пребывания в состоянии безработицы;
5. На основе анализа результатов исследования сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у людей, не имеющих возможность трудоустроиться, возникает агрессия как реакция на фрустрацию. Коррекционные мероприятия способствуют снижению агрессии и фрустрации у безработного человека.
Методы исследования:
Теоретические методы – анализ литературы по проблеме исследования.
Методы обработки данных – количественный и качественный анализ результатов исследования.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем составляет 40 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Агрессивность как черта личности присуща практически всем людям. От нее зависит место личности в обществе, способность противостоять в процессе социального взаимодействия неблагоприятному влиянию на себя, особенно в угрожающей ситуации. Тем более это становится наглядным при анализе поведения безработных во время поиска работы.
Исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что в этот период возможно значительное повышение агрессивности людей, увеличение количества проявлений ими агрессивного поведения как реакции на фрустрацию. Таким способом человек пытается защитить себя от социальной среды, которая представляется ими значительно угрожающей и враждебной. Негативной стороной такой ситуации является то, что агрессивность проявляется по отношению ко всем людям, в том числе близким и родным.
Исследователи выделяют в этом периоде время повышенной агрессии (этап агрессии), продолжительность которого разными авторами оценивается по-разному. В ходе него у индивида происходят значительные изменения психического состояния, появляется тревожность, растерянность, преодоление которых для безработного является большой проблемой. Агрессивное поведение объясняется импульсивностью, эмоциональной и волевой неустойчивостью личности, резкими изменениями настроения и страхом человека перед будущими неудачами. Агрессивность присуща не всем безработным, а только тем, кто находится на этапе так называемого активного поиска работы – этапе борьбы.
Как показывают исследования отечественных и зарубежных исследователей, период фрустрации длится не очень долго – человек не может постоянно находиться в состоянии повышенного психического напряжения. Постепенно состояние агрессии сменяется депрессией, пессимизмом, уходом в себя. Различные исследователи оценивают период агрессии по-разному; от несколько дней до нескольких месяцев. Это период противоборства, когда человек активно ищет работу, стремится возобновить свой социальный статус, используя (на подсознательном или сознательном уровне) различные виды и формы агрессивного поведения (вербальную агрессию, подозрительность, негативизм, раздражение, обиду).
Проведенное обследование в рамках данного исследования показало, что у 30% безработных в этот период наблюдается состояние повышенной (сверхурочной) агрессивности. Наибольший ее пик соответствует времени нахождения в состоянии безработицы от 1 до 3 месяцев.
Анализ полученных в ходе тестирования результатов показал, что в целом можно считать, что существует некоторая зависимость уровня агрессивности от времени пребывания в состоянии безработицы. В нашем исследовании в ходе дисперсионного анализа по уровню статистической значимости и 0,05 было выявлено, что такая закономерность достаточно вероятна. Однако, по уровню статистической значимости 0,01, такая закономерность уже не подтвердилась.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1
Теоретические основы агрессивного поведения безработных

1.1 Социально-психологическая характеристика безработного человека и его агрессивности

Личность безработного не раз подвергалась анализу и рассмотрению ее психологических свойств и состояний. Психологи определяют ряд особенностей безработного человека по сравнению с тем, кто имеет работу. Они считают, что пребывание в ситуации безработицы оказывает психотравмирующее влияние, поскольку является источником постоянного стресса, а как результат фрустрации [26].
Человек, не имеющий работы, переживает состояние внутренней пустоты; у него возникают мысли, что если его способности, профессиональное умение невозможно применить, то и жизнь теряет смысл. Причем, такое психическое состояние присуще даже тем, кто не испытывает серьезных материальных трудностей.
Работая, человек удовлетворяет физиологические потребности как собственные, так и своей семьи, удовлетворяет потребность в безопасности (он может обращаться к врачам, покупать необходимые лекарства; платя налоги, может обратиться в органы власти и правопорядка). В трудовом коллективе личность удовлетворяет потребность в принадлежности, общении, признании, уважении к себе, и, наконец, только в труде он может раскрыть свой потенциал. Всего этого лишен неработающий человек, и он постепенно впадает в состояние фрустрации [8].
Практика социально-психологических исследований безработицы, проводившихся российскими социальными психологами, свидетельствует о том, что социальная дезадаптация, вызванная безработицей, «провоцирует появление у людей, которые потеряли работу, негативных психологических симптомов неадекватной самооценки, тревожности, эмоциональной неустойчивости, импульсивности. Во многих случаях у безработных меняется не только психологическое состояние, но и ухудшается психологическое здоровье» [26].
Исследователь Ю.А. Павлов определяет и конкретизирует понятие «кризисное состояние безработного». Кризисные состояния безработного человека, по его мнению, – это «особые характеристики его личности и психической деятельности, возникающие и формирующиеся в ситуации потери работы. Они вызываются несоответствием между возможностями личности безработных, уровню их знаний и умений и системой смысловых требований со стороны рыночной профессиональной ситуации, сказываются на их самочувствии, индивидуальных особенностях, отрицательно влияют на их поведение и действия» [14].
Кризисное состояние, по Павлову, характеризуется как следствие действия кризисного явления на личность безработного, что проявляется в нарушениях самочувствия и психической деятельности личности безработных в определенный период времени.
До кризисных состояний личности безработных относятся негативные проявления:
— чувств (тревожные настроения, беспокойство, депрессия, аффекты, тревога, стресс, страх, фрустрация);
— внимания (недостаточная сосредоточенность, рассеянность);
— воли (растерянность, неуверенность);
— мышления (сомнения);
— деструкция мотивов.
Потеря работы приводит к негативным последствиям в эмоциональной сфере, самочувствии и поведении личности, негативно влияет на процесс профессиональной адаптации в новых социально-экономических условиях [14].
Ю. Павлов считает, что специфика личностных проблем безработных проявляется в возникновении разногласий между их мотивами, ценностными ориентациями и возможностью реализовать их в реальных рыночных условиях, что приводит к появлению устойчивого нервно-психического напряжения. Последнее постепенно переходит во внутренний конфликт, признаками которого являются:
— неспособность преодолеть собственными силами имеющиеся трудности;
— чувство недовольство собой;
— снижение уверенности в собственных силах;
— развитие пессимизма относительно перспектив деятельности;
— повышение эмоционального реагирования на изменение условий деятельности;
— собственное профессиональное несоответствие современным потребностям рынка [14].
Исследователи О. Макаренко, Н. Голубева, С. Кравчук исследовали психологические особенности личности в условиях длительной безработицы. Они предоставляют следующую социально-психологическую характеристику безработным [12]:
1. При длительной безработице у людей углубляется не только эмоциональная нестабильность и ослабляется нервная система, но и существенно нарушается волевая сфера.
2. Психологическое исследование безработных со сроком безработицы более 5 месяцев удостоверяет потерю покоя, стресс, повышенный уровень тревожности, недостаточный самоконтроль, резкое ухудшение волевых аспектов деятельности, достаточно часто сопровождается развитием кризисных состояний.
3. Развитие личности в условиях безработицы характеризуется существенным нарушением психоэмоциональной и волевой сферы; тем временем, интеллектуальные, коммуникативные свойства и свойства межличностного взаимодействия страдают значительно меньше.
4. В условиях безработицы существенно ухудшаются интеллектуальные и коммуникативные показатели у большинства опрошенных, что свидетельствует об особенностях деградации личностной сферы человека в экстремальных условиях [12].
Российские исследователи Д.П. Широбоков, И.С. Якиманская предоставляют свое представление психологического портрета безработного. Они пишут: «Состояние безработного похоже на болезнь у человека появляются устойчивые личностные характеристики, которые мешают ему устроиться на работу» [26]. К таким характеристикам исследователи относят, в первую очередь, повышение тревожности.
Большое количество ситуаций воспринимается тревожными людьми как угроза их престижу, личному благополучию. Эти ситуации, будучи стрессовыми, порождают состояние тревоги. Страх приводит к снижению активности в поиске работы, восприятию ситуации трудоустройства как заранее неуспешной. Подобного рода состояние отражается и на уровне субъективного контроля над жизненными ситуациями. Безработные не видят зависимости между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными влиять на них и контролировать их развитие. Они считают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.
Безработный начинает воспринимать себя как слабую личность, не имеет особой свободы выбора, у него укрепляется убеждение, что человеку не дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и реализовывать их. В значительной мере он начинает жить сегодняшним или вчерашним днем, не имея ясных целей и планов на будущее. При этом такой человек не испытывает удовлетворенности своим положением» [26].
Все вышеперечисленные исследователи прямо не указывают на признаки фрустрации, агрессивности и агрессивного поведения. Характеристика безработного с точки зрения проявлений у него агрессии почему-то у данных ученых вообще отсутствует. Это означает, что они, возможно, во-первых, не ставили себе целью изучение именно агрессии безработных, а во-вторых, по их мнению, агрессия и агрессивность не обязательно являются характерными чертами личности безработного человека. Последнее предположение все же нельзя считать достаточно аргументированным, потому что практически все эти ученые отмечают такие особенности психологии безработного как тревожность, повышенная эмоциональность, недостаточный самоконтроль, нервозность, а такие качества, в свою очередь, в большой степени способствуют появлению агрессивного поведения.
Следует акцентировать внимание еще на одном моменте – различение понятий «агрессивность личности» и «агрессия».
Агрессивность – это черта личности, определяемая глубинными психологическими детерминантами. Индивид может рождаться агрессивным, а может становиться таким под влиянием достаточно сильных и длительных факторов внешней среды (даже потрясения от потери работы). Агрессивность свидетельствует о включении этой черты в общую структуру личности, которая становится неотъемлемым компонентом психической регуляции деятельности индивида [18].
Агрессия, в отличие от агрессивности, не обязательно является чертой личности. Агрессия – реакция человека на угрозу, опасность, другие неблагоприятные факторы для жизни, здоровья, нормального функционирования индивида. Агрессию может проявлять и в целом спокойная, уравновешенная, не амбициозная личность, когда перед ней стоит вопрос своей защиты.
Таким образом, агрессию безработного, с этой точки зрения, мы предлагаем рассматривать в трех аспектах [5]:
1) как свойство, приобретенное от природы, которое только усиливается во время безработицы;
2) как черта личности, появляющаяся в ходе неблагоприятных жизненных отношений (потеря работы, потеря веры в добропорядочность людей и т. п.);
3) как поведенческий акт, который связан с потерей работы и который является ответом на возможные угрожающие обстоятельства, возникающие во время поисков работы.
В нашем исследовании агрессивное поведение будет рассматриваться как совокупность поведенческих актов безработного человека, который приобрел агрессивные свойства в период безработицы, или повысила свой уровень агрессии, что предоставленный ему от природы и который находит свое отражение в повседневной деятельности и общении индивида. И в том, и в другом случае будет иметь место проявление фрустрации и агрессивного поведения.
Данное исследование в практической своей части будет направлено на изучение вопроса наличия агрессивности у безработных и выработке выводов относительно того, насколько личности безработных присуща эта черта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы