Курсовая с практикой на тему Агрессия как проявление эмоциональной сферы личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические основы изучения агрессии. 5
1.1.
Подходы в науке к понятию «агрессия», «агрессивность» и «агрессивное поведение». 5
1.2.
Биологические предпосылки агрессивного поведения. 12
1.3.
Виды агрессивного поведения. 17
Глава
2. Исследование соотношения свойств темперамента и различных переменных
агрессивности у школьников. 21
2.1.
Цели, задачи, методика исследования. 21
2.2.
Анализ результатов исследования. 23
Заключение. 30
Список
использованной литературы.. 32
Введение:
В современном обществе
встречается много подростков с ненормальным, неадекватным поведением. Это
проявляется в пристрастии к алкоголю наркотикам, а также хулиганство, нарушение
общественного порядка, вандализм.
Также все чаще
наблюдается неуважительное и вызывающее отношение к взрослым. Помимо этого
также участились случаю агрессивности, жестокости и преступности среди
подростков.
Одно из видов
отклоняющегося поведения – это агрессивное поведение. Агрессивное поведение
часто перерастает в драки и оскорбления среди молодежи.
Многие подростки таким
образом, с помощью драк и оскорблений, самоутверждаются и зарабатывают
репутацию среди сверстников. Более сложная ситуация возникает, когда конфликты
возникают между группами подростков. В последнее время все чаще встречается
агрессивное поведение среди девочек, а также сопровождается драками и
оскорблениями.
Агрессия, в какой бы
форме она ни проявлялась, часто является основным источником трудностей в
отношениях между людьми. Как показывает опыт психолого-педагогической работы,
жалобы на проявление детской агрессивности являются одним из наиболее
распространенных явлений среди родителей и педагогов.
В последние десятилетия
значительный рост общественного беспокойства вызван значительным ростом детской
преступности, асоциального поведения, агрессивности и жестокости в отношении
детей и подростков.
Агрессивное поведение
может привести подростков к различным преступлениям. Несовершеннолетние
являются наиболее преступно активной частью населения.
Увеличивается
агрессивность и дерзость подростков в совершении преступлений, увеличивается
количество случаев изъятия наркотиков у подростков. Важным компонентом является
изучение различных факторов, влияющих на формирование агрессивного поведения в
подростковом возрасте.
В данной работе мы
рассмотрим один из способов профилактики агрессии подростков.
Актуальность исследования
агрессивности подростков определяется особенностями современной общественной
жизни. Современный подросток попадает в мир, который очень сложен по своему
содержанию и социализации. Это связано с перенасыщенной природой информации,
которая глубоко влияет на психику подростка, который еще не имеет четкой
жизненной позиции и защитных механизмов.
Проблема коррекции
подростковой агрессии была отражена в работах таких авторов как Л.И. Божович,
Л. Берковец, Н.А. Волкова, А.В. Петровский, А.А. Реан, Е.А. Рогов и др.
Цель: исследование
соотношения свойств темперамента и различных переменных агрессивности у
школьников и студентов.
Исходя из цели
исследования, необходимо решить ряд следующих задач:
1. изучить подходы в науке к понятию «агрессия», «агрессивность»
и «агрессивное поведение»;
2. рассмотреть биологические предпосылки агрессивного поведения;
3. выявить виды агрессивного поведения;
4. разработать цели, задачи, методику исследования
5. проанализировать результаты исследования
Объект исследования:
агрессивное поведение.
Предмет исследования: агрессия
как проявление эмоциональной сферы личности.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы согласно теме исследования.
Структурно работа состоит
из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка
литературы.
Заключение:
Под агрессией понимается
мотивированное разрушительное поведение, противоречащее нормам сосуществования
людей, вредное для объектов нападения, наносящее физический, моральный ущерб
людям или причиняющее им психологический дискомфорт.
Агрессивность является
устойчивой характеристикой субъекта, отражающей его предрасположенность к поведению,
целью которого является причинение вреда другим или подобное аффективное
состояние (гнев).
Агрессивность выступает
сложным социально-психологическим феноменом, уровень которой в пределах нормы
позволяет подростку адаптироваться в окружающей среде, а высокий уровень
агрессии влечет за собой ряд негативных последствий, отражающихся на обществе в
целом.
Обучение учеников
взаимопониманию, умение планировать и осуществлять совместные социально
значимые виды деятельности, привыкание к сотрудничеству и взаимодействию на
разных уровнях и помощь в формировании ученической команды являются важными
условиями для развития личности и предотвращения агрессивных тенденций у
подростков. Конечно, ведущая роль в этом процессе принадлежит учителям.
Теоретический анализ
состояния проблемы коррекции агрессивного поведения подростков показал наличие
принципиально разных подходов к пониманию сущности и характера агрессии, что
свидетельствует о многомерности изучаемого явления, многофакторной
обусловленности агрессии как поведенческого поступка и агрессивности как
личностной черты.
При использовании
педагогической музыкальной терапии в учебном процессе общеобразовательной школы
подростки начинают чувствовать друг друга, что создает атмосферу
взаимопонимания и единства, каждый ученик осознает свою уникальность, развивает
новаторское мышление и уверенность в себе.
Все это позволяет
говорить об огромных возможностях музыкально-терапевтического воздействия на
личность подростка.
Под агрессией понимается
мотивированное разрушительное поведение, противоречащее нормам сосуществования
людей, вредное для объектов нападения, наносящее физический, моральный ущерб
людям или причиняющее им психологический дискомфорт.
Агрессивность является
устойчивой характеристикой субъекта, отражающей его предрасположенность к
поведению, целью которого является причинение вреда другим или подобное
аффективное состояние (гнев).
Психолого-педагогические
особенности подросткового возраста — трудного возраста, при котором происходят
кардинальные изменения в области общения со взрослыми, а также происходит
внутренний конфликт. Все перечисленные характеристики данного периода развития
ребенка могут привести к пагубным последствиям психологического аспекта.
Агрессивность выступает
сложным социально-психологическим феноменом, уровень которой в пределах нормы
позволяет подростку адаптироваться в окружающей среде, а высокий уровень
агрессии влечет за собой ряд негативных последствий, отражающихся на обществе в
целом.
Обучение учеников
взаимопониманию, умение планировать и осуществлять совместные социально
значимые виды деятельности, привыкание к сотрудничеству и взаимодействию на
разных уровнях и помощь в формировании ученической команды являются важными
условиями для развития личности и предотвращения агрессивных тенденций у
подростков. Конечно, ведущая роль в этом процессе принадлежит учителям.
Теоретический анализ
состояния проблемы коррекции агрессивного поведения подростков показал наличие
принципиально разных подходов к пониманию сущности и характера агрессии, что
свидетельствует о многомерности изучаемого явления, многофакторной
обусловленности агрессии как поведенческого поступка и агрессивности как
личностной черты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения агрессии
1.1. Подходы в науке к понятию «агрессия», «агрессивность» и
«агрессивное поведение»
Определим, что такое
агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти
понятия вкладывают один и тот же смысл. Агрессивное действие — это проявление
агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично
повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.
Сама же агрессивность
подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние
непосредственно перед или во время агрессивного действия [1]. Необходимо
отметить, что без известной доли агрессивности людям не обойтись.
Каждая личность должна
обладать определенной степенью агрессивности, так как агрессия является
неотъемлемой характеристикой активности и адаптивности человека. В. Клайн
считает, что в агрессивности есть определенные здоровые черты, которые просто
необходимы для активной жизни. Это — настойчивость, инициатива, упорство в
достижении цели, преодоление препятствий.
Реан А.А и Бютнер К.
рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство,
связанное с избавлением от фрустрации и тревоги [2, 3].
Состояние фрустрации —
это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной
потребности не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается
различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.
Таким образом, агрессию
можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая
способствует выживанию и адаптации. Важную роль в становлении агрессивного
поведения играют обучение и воспитание. Р.Кратчфилд и Н.Левинсон признают, что
над агрессивными проявлениями возможен контроль, связанный с процессом
социализации. Социализацией